Культура ислама Скачать
презентацию
<<  Культура мусульманских стран Искусство ислама  >>
Арабо-мусульманский тип культуры
Арабо-мусульманский тип культуры
Арабо-мусульманский тип культуры
Арабо-мусульманский тип культуры
5. Исламизация и арабизация
5. Исламизация и арабизация
1. Общая характеристика
1. Общая характеристика
Поэтому на некоторых чертах его биографии необходимо остановиться
Поэтому на некоторых чертах его биографии необходимо остановиться
1.2. Географическое положение
1.2. Географическое положение
Когда-то Аравия являлась частью Африканского континента, но сотни
Когда-то Аравия являлась частью Африканского континента, но сотни
1.3. Оазисы
1.3. Оазисы
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев,
2. Джахилийа
2. Джахилийа
Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг, кораллы, драгоценные
Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг, кораллы, драгоценные
3. Мекканский период
3. Мекканский период
Мекка
Мекка
Мекка
Мекка
Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная Аравия) через Хиджаз
Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная Аравия) через Хиджаз
Ни греческий император, ни персидский царь не могли знать, что в эту
Ни греческий император, ни персидский царь не могли знать, что в эту
3.2. Ранние годы Мухаммада
3.2. Ранние годы Мухаммада
Здесь уже он целенаправленно знакомится с религиозными общинами,
Здесь уже он целенаправленно знакомится с религиозными общинами,
Медина
Медина
Медина
Медина
3.3. Встреча на горе Хира
3.3. Встреча на горе Хира
В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы Хира близ Мекки,
В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы Хира близ Мекки,
3.4. Первая мусульманская община
3.4. Первая мусульманская община
Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов почувствовала в общине
Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов почувствовала в общине
3.5. Ночное путешествие и вознесение
3.5. Ночное путешествие и вознесение
Он предстал перед троном Аллаха, но сам не видел его и общался с ним
Он предстал перед троном Аллаха, но сам не видел его и общался с ним
3.6. Начало мусульманской эры
3.6. Начало мусульманской эры
Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде
Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде
Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде
Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде
4. Мединский период
4. Мединский период
На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – направление
На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – направление
4.2.День Различения
4.2.День Различения
Осенью он изгнал из Медины еще одно иудейское племя, обвинив их в
Осенью он изгнал из Медины еще одно иудейское племя, обвинив их в
4.3. Подчинение Мекки
4.3. Подчинение Мекки
Мухаммад совершает семикратный объезд Каабы, положив два земных
Мухаммад совершает семикратный объезд Каабы, положив два земных
4.4. «Год посольств»
4.4. «Год посольств»
4.5. «Прощальное» паломничество
4.5. «Прощальное» паломничество
После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя
После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя
После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя
После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя
Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изменять исламу и
Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изменять исламу и
5. Исламизация и арабизация
5. Исламизация и арабизация
Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступничества,
Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступничества,
Шах Файсай (Исламабад)
Шах Файсай (Исламабад)
Шах Файсай (Исламабад)
Шах Файсай (Исламабад)
Шах Файсай (Исламабад)
Шах Файсай (Исламабад)
5.2. Раскол
5.2. Раскол
5.3. Споры о верховной власти
5.3. Споры о верховной власти
Они выступили и против Али, и против Муравийи
Они выступили и против Али, и против Муравийи
5.4. Омейяды
5.4. Омейяды
В состав Халифата вошли древние развитые культуры – византийская с ее
В состав Халифата вошли древние развитые культуры – византийская с ее
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Минарет Вазир Кхано (Лахор)
Михраб
Михраб
Михраб
Михраб
Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме
Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме
Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме
Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме
Мечеть Омейядов
Мечеть Омейядов
Мечеть Омейядов
Мечеть Омейядов
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Арабо-мусульманская культура
Дом для омовений
Дом для омовений
Дом для омовений
Дом для омовений
Дом для омовений
Дом для омовений
Дом для омовений
Дом для омовений
Мечеть пророка в Меддине
Мечеть пророка в Меддине
Мечеть пророка в Меддине
Мечеть пророка в Меддине
Мечеть пророка в Меддине
Мечеть пророка в Меддине
5.5. Аббасиды
5.5. Аббасиды
В Багдадском Халифате арабы, кроме потомков Мухаммада, утратили свое
В Багдадском Халифате арабы, кроме потомков Мухаммада, утратили свое
6. Коран
6. Коран
Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали отдельные проповеди на
Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали отдельные проповеди на
6.2. Структура Корана
6.2. Структура Корана
Для удобства чтения и запоминания Коран делится на 30 разделов и 60
Для удобства чтения и запоминания Коран делится на 30 разделов и 60
7. Сунна
7. Сунна
Свидетельства Абу Хурайры, который имел сотни учеников и передал около
Свидетельства Абу Хурайры, который имел сотни учеников и передал около
8. Шесть опор
8. Шесть опор
Вера в существование ангелов как части незримого мира
Вера в существование ангелов как части незримого мира
9. Пять столпов веры
9. Пять столпов веры
10
10
По спорным делам они опрашивали широкий круг сподвижников пророка,
По спорным делам они опрашивали широкий круг сподвижников пророка,
11
11
В X – XI в. учение о тарикате получает законченную форму, появляются
В X – XI в. учение о тарикате получает законченную форму, появляются
12
12
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно
С X в. здания начинают украшать изящными растительными и
С X в. здания начинают украшать изящными растительными и
Кулильница в форме льва, 11-12 вв
Кулильница в форме льва, 11-12 вв
Кулильница в форме льва, 11-12 вв
Кулильница в форме льва, 11-12 вв
Жерло фонтана в виде льва, 12 в
Жерло фонтана в виде льва, 12 в
Жерло фонтана в виде льва, 12 в
Жерло фонтана в виде льва, 12 в
Шкатулка Аль-Магира, 986 г., слоновая кость
Шкатулка Аль-Магира, 986 г., слоновая кость
Шкатулка Аль-Магира, 986 г., слоновая кость
Шкатулка Аль-Магира, 986 г., слоновая кость
Керамическое блюдо, 10 в
Керамическое блюдо, 10 в
Керамическое блюдо, 10 в
Керамическое блюдо, 10 в
Тарелка с изображением знаменосца, 10 в
Тарелка с изображением знаменосца, 10 в
Тарелка с изображением знаменосца, 10 в
Тарелка с изображением знаменосца, 10 в
Тарелка с изображением знаменосца, 10 в
Тарелка с изображением знаменосца, 10 в
Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь
Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь
Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь
Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь
Тадж Махал в Агре
Тадж Махал в Агре
Тадж Махал в Агре
Тадж Махал в Агре
Золотая Мечеть Богдад
Золотая Мечеть Богдад
Золотая Мечеть Богдад
Золотая Мечеть Богдад
Золотая Мечеть Богдад
Золотая Мечеть Богдад
Медресе Шир-Дор в Самарканде
Медресе Шир-Дор в Самарканде
Медресе Шир-Дор в Самарканде
Медресе Шир-Дор в Самарканде
Медресе Шир-Дор (Самарканд)
Медресе Шир-Дор (Самарканд)
Медресе Шир-Дор (Самарканд)
Медресе Шир-Дор (Самарканд)
Медресе Шир-Дор (Самарканд)
Медресе Шир-Дор (Самарканд)
13
13
13
13
Большинство трудов арабо-испанского философа ИБН РУШДА (Аверроэс) –
Большинство трудов арабо-испанского философа ИБН РУШДА (Аверроэс) –
14
14
Абд ар-Рахман
Абд ар-Рахман
Небесная сфера (1144 – 1145, отлита из медного сплава, покрыта резьбой
Небесная сфера (1144 – 1145, отлита из медного сплава, покрыта резьбой
Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус,
Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус,
Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус,
Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус,
Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира
Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира
Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира
Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира
Конец лекции
Конец лекции
Картинки из презентации «Арабо-мусульманская культура» к уроку религии и этики на тему «Культура ислама»

Автор: Маринин компик. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока религии и этики, скачайте бесплатно презентацию «Арабо-мусульманская культура.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 1050 КБ.

Скачать презентацию

Арабо-мусульманская культура

содержание презентации «Арабо-мусульманская культура.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Арабо-мусульманский тип культуры. 38смерти отца, т.о. наследственная передача власти исключалась.
2Арабо-мусульманский тип культуры. 1. Общая характеристика. Бедуины отказывались платить налоги Медине, нарождающемуся
1.1. Периодизация. 1.2. Географическое положение. 1.3. Оазисы. теократическому государству. В Аравии начиналась племенная
2. Джахилийа 3. Мекканский период. 3.1. Великое начало. 3.2. вольница. Выдвинулись различные лжепророки, оспаривавшие
Ранние годы Мухаммада. 3.3. Встреча на горе Хира. 3.4. Первая возвещенную Мухаммадом истину: Мусайлима, Тулайха, Саджах.
мусульманская община. 3.5. Ночное путешествие и вознесение. 3.6. Необходимо было срочно, чтобы сохранить власть, из мухаджиров
Начало мусульманской эры. 4. Мединский период. 4.1. Кибла. 4.2. или ансаров выбирать приемника, который возглавил бы общину
День Различения. 4.3. Подчинение Мекки. 4.4. «Год посольств». верующих. На собрании победили соплеменники Мухаммада, и первым
4.5. «Прощальное» паломничество. «заместителем Посланника Аллаха», халифом, стал АБУ БАКР,
35. Исламизация и арабизация. 5.1. Арабский Халифат. 5.2. когда-то осуществивший вместе с пророком хиджру, отец любимой
Раскол. 5.3. Споры о верховной власти. 5.4. Омейяды. 5.5. жены пророка – Аиши, на руках которой последний скончался.
Аббасиды. 6. Коран. 6.1. Собирание проповедей пророка. 6.2. 39Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена
Структура Корана. 7. Сунна. 8. Шесть опор. 9. Пять столпов веры. отступничества, однако, он организовал ряд походов и усмирил
10. Мусульманское право. 11. Суфизм. 12. Художественная неверных, став главой обширного Арабского халифата (632 – 634).
культура. 13. Фальсафа (философия). 14. Наука. При нем арабские завоевания впервые вышли за пределы Аравийского
41. Общая характеристика. 1.1. Периодизация. Поскольку любая полуострова: военачальник Халид стал мечом ислама в Приевфратье,
культура описывается ценностями, которые характеризуют ее взяв Хиру – столицу арабского христианского княжества,
культурное пространство, и нормативами, в которых формализуются вассального Ирану, разбил византийскую армию в Палестине и
эти ценности, а также составом знания, содержание которого арабов-христиан у границ Византии. После смерти первого халифа
составляет, помимо предшествующего как смыслообразующего его преемником становится ОМАР (634 – 644), «халиф халифа»,
фундамента еще и то, чт? исходя из него поставляется и как в которому община единодушно присягает на верность. За годы его
ходе динамики культурного развития, то необходимым оказывается правления в мусульманское государство вошли Сирия, Месопотамия,
собственно рассмотрение качества этого фундамента как Палестина, Египет – области, где жили пророки, о которых
пространственно-временного континуума, его становление и говорится в Коране. Третьим халифом становится ОСМАН (644 –
модернизация. Арабо-мусульманским типом культуры называют 656), выбранный советом, назначенным Омаром перед смертью. При
культуру, которая сложилась на основе последней по времени нем государство продолжало расширять свои границы. На
возникновения мировой религии – ИСЛАМА (первая половина VII в.). Средиземном море военный флот успешно действовал против
Его становление полно драматических событий, которые определили Византии. Пала держава Сасанидов. Мусульмане закрепились в
дальнейший ход развития этой культуры. И здесь узловым моментом Северной Африке вплоть до Туниса и в Закавказье.
истории, отправной точкой отсчета становится судьба 40Шах Файсай (Исламабад).
основоположника ислама – МУХАММАДА. 415.2. Раскол. Выдвижение халифской родни на ключевые посты и
5Поэтому на некоторых чертах его биографии необходимо выплаты, которые ОСМАН производил из общей казны вызывали
остановиться подробнее, чтобы понять, каким образом через недовольство в столице и особенно в новых провинциях – Ираке и
человека проходят силовые линии истории, и как он становится Египте. Недовольные его правлением из Египта, Куфы и Басры вели
творцом культуры. В связи с этим приводим периодизацию переговоры с халифом, который обещал выполнить их условия, но в
становления арабо-мусульманской культуры, которая включает в руки египтян попало секретное письмо с печатью халифа, где он
себя ее важнейшие этапы, обусловленные судьбой Мухаммада и приказывал египетскому наместнику казнить смутьянов. Тогда они
судьбами ислама: джахилийа (доисламская эпоха) мекканский период потребовали его отречения и осадили его дом. В стычке Осман был
(570 – 622) (начало мусульманской эры) мединский период (622 – убит. После падения Османа в исламском мире возник глубокий
632) исламизация (VII - VIII в.) расцвет культуры в эпоху раскол. Близкие родственники пророка полагали, что только
Аббасидов (750 – 1258). религиозная святость дает право на власть, а эта святость
61.2. Географическое положение. Прежде, несколько слов о передается лишь через прямых наследников Мухаммада. В 656 г.
географическом положении и ландшафте, в котором образуется представители Египта и Ирака предложили избрать новым халифом
арабо-мусульманская культура. Аравийский полуостров – то место АЛИ ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка, женатого на его
на карте мира, где впервые возникает ислам. Местные жители дочери Фатиме. Однако с этим решением согласились не все. Вокруг
называют это пространство «аль-Джазира аль-араб», т.е. «остров Али сплотились недовольные халифатом, создав партию ШИИТОВ. Так
арабов», поскольку Аравия отделена от остального мира морями и Али положил начало имамату, и в Халифате началась многолетняя
пустынями. Такое название говорит само за себя: эта смута.
отгороженность способствовала возникновению на протяжении 425.3. Споры о верховной власти. В Битве Верблюда 656 г. близ
тысячелетий особой культурной среды. Но реальный полуостров, Басры Али нанес поражение войску мухаджиров Талхи и аз-Зубайра.
самый большой по площади в мире, представляет собой гигантское Оба погибли, а вдова пророка и их союзница Аиша была пленена.
плато. Большая часть его занята пустынями и полупустынями с После захвата Басры Али перенес свою резиденцию в Куфу, откуда
пересыхающими летом руслами рек. В центре – обширное нагорье, начал борьбу с наместником Сирии Муравийей, родственником халифа
где летом температура превышает 50? С. Внутренние районы ОСМАНА. В 657 г. на берегу Евфрата произошло столкновение с
засушливы, засуха нередко длится годами. Такое географическое сирийцами, поддержанными полководцем Амром ибн ал-Асом,
положение создает определенную среду обитания, которой и покорителем Египта. Их спасла от полного разгрома уловка
объясняется однородность населения, выражающаяся в культурной и последнего. Он велел своим воинам, зная набожность Али,
религиозной близости живущих в почти экстремальных условиях прикрепить к копьям свитки Корана и воззвал именем Книги Аллаха
племен. к третейскому суду. Али остановил сражение и велел начать
7Когда-то Аравия являлась частью Африканского континента, но переговоры. Но 12 тыс. бойцов покинули лагерь Али, считая, что
сотни миллионов лет назад Африку разделила гигантская трещина, божий суд уже совершился и люди не вправе оспаривать его
которую заполнило Красное море. Отходя от Африки, аравийское решение. Их стали называть ХАРИДЖИТАМИ (ушедшими).
плато накренялось таким образом, что его западная часть 43Они выступили и против Али, и против Муравийи. Хариджиты
поднялась, образовав возвышенности и горные цепи Хиджаза избрали своего халифа Абдаллаха ибн Вахба, рядового воина. Но
(«барьер») и Асир («трудный»), а восточная опустилась. после того как Али уничтожил их отряд, примирение стало
Большинство населения арабов («лихой наездник») составляли невозможно, и в 661 г. у выхода из мечети в Куфе Али был убит
кочевые племена бедуинов, верблюжьи и конные отряды которых одним из хариджитов. Халифом стал Муравийя, основавший династию
грабили караваны, считая свою добычу вполне законной. Но были и Омейядов (661 – 750). Ему удалось откупиться от внука пророка
оседлые городские племена. В трудных природных условиях ХАСАНА, старшего сына Али и Фатимы, и расправиться с его младшим
преимущественным занятием арабских племен было скотоводство. братом ХУСЕЙНОМ, поднявшим мятеж против халифа. Хусейн был
81.3. Оазисы. Можно выделить два знаменитых оазиса, которые растерзан на части, и после стал святым мучеником всех шиитов,
осуществляли посреднические торговые операции между разными ежегодно отмечавших день его гибели торжественными процессиями и
странами. Через эти станции проходила дорога торговых караванов самобичеванием. Споры о верховной власти в Халифате привели к
из Йемена и Эфиопии в Палестину и Месопотамию. Одним из таких разделению мусульман на СУННИТОВ, ШИИТОВ и хариджитов.
торговых городов и главным религиозным центром была Мекка – 445.4. Омейяды. После скоротечного правления ХАСАНА, старшего
родина МУХАММАДА, где обитало, среди иных, племя курайш, к сына АЛИ, власть в халифате перешла к Омейядам (661 – 750),
которому принадлежал будущий пророк. Мекка расположена в одной курайшитам из рода омейя, родственникам ОСМАНА ибн Аффана. После
из долин Хиджаза, горной цепи вдоль Красного моря. Среди прочих смерти Муравийи (661 – 680), который был провозглашен халифом в
мест поклонения было здесь и святилище КААБА, хранилище Иерусалиме еще до убийства Али, шииты попытались сделать халифом
племенных идолов и договоров, куда на ежегодное паломничество второго сына Али, ал-Хусайна (ХУСЕЙНА), которого считали своим
собирались в священные месяцы примирения оседлые и кочевые духовным руководителем – ИМАМОМ. Хусейн пал в неравном бою,
аравийские племена. Этому святилищу, собственно, и обязан город заслужив имя аш-ШАХИД, Величайший Мученик. Омейядские халифы
своим возникновением. Здесь особо почитался АЛЛАХ. Другим продолжили завоевания, начатые их предшественниками. При них
значимым центром был Йасриб (нынешняя Медина). Это был центр исламу покорилась вся Северная Африка, мусульманские отряды
межрелигиозной связи Аравии. через Гибралтар (Гебель ал-Тарик – «скала Тарика», пролив,
9Помимо двух арабских племен аус и хазрадж, здесь обитало названный в честь мусульманского полководца) высадились в
много евреев, которые имели несколько кланов и занимали Испании, вторглись во Францию. На Востоке воины ислама захватили
отдельные части города. В близком соседстве с Йасрибом Хорезм, Бухару, Самарканд и др. города Центральной Азии.
находилась иудейская колония, к северу от нее – Тейма и, в конце Утвердились в Армении, Азербайджане, Западной Грузии, совершали
концов, не так уж далеко отсюда – Синай и Иерусалим. Мекка и набеги на земли хазаров на границах Южной Руси. Исламские
Медина впоследствии станут священными местами, которых объединит крепости строились на Инде и на европейском берегу Атлантики.
имя пророка под общим зеленым знаменем ислама. 45В состав Халифата вошли древние развитые культуры –
102. Джахилийа. Этот период мусульманская традиция называет византийская с ее эллинистическим и римским наследием,
временем невежества и грубости. Джахилийа – собственно арамейская, иранская, культуры народов Закавказья, Центральной
доисламская эпоха, языческий период арабо-мусульманской Азии, Индостана. К началу VIII в. языком делопроизводства
культуры. По данным археологов люди обитали на аравийском становится арабский. При Омейядах народы, вошедшие в исламское
полуострове еще в X в. до н.э. Эту землю в античности называли государство, приводятся к форме мусульманской культуры.
«Счастливая Аравия». Здесь найдено множество письменных Складываются каноны мусульманского зодчества. В Иерусалиме был
свидетельств о царях и войнах, торговых экспедициях, поклонении возведен позолоченный купол Мечети Скалы (Мусджид ас-Сахра, 691
божествам и строительстве городов (города обносились стенами из г.). В Дамаске (Дамасский Халифат) Церковь Святого Иоанна стала
гигантских каменных глыб и защищались мощными башнями). ядром Мечети Омейядов (705). Вновь была перестроена Мечеть
Аравитяне сооружали плотины, выкладывали камнями террасы на Пророка. Теперь направление на Каабу внутри МЕЧЕТИ стало
горных склонах и засыпали их плодородной землей из долин. Их обозначаться специальной нишей – МИХРАБ, а призыв на молитву
можно назвать искусными земледельцами. Географическое положение (АЗАН) – возглашаться МУЭЗЗИНОМ с башен первых МИНАРЕТОВ.
помогало развитию торговли. Древнейшие Сабейское и Минейское Сложились основы мусульманской государственности – военной мощи,
царства выступали торговыми посредниками между Западом и управления, налогообложения, денежного обращения,
Востоком. судопроизводства. Развилась исламская наука – теология, которой
11Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг, кораллы, занимались мусульманские ученые – улама. И хотя ОМАР II
драгоценные камни обменивались на красное и эбеновое дерево из стремился примирить династию с хариджитами, сторонниками Али и
Африки, слоновую кость и золото из Индии. Главный торговый путь Абасидами, пришло время новой эпохи.
«благовоний» шел с юго-запада вдоль берега Красного моря на 46Минарет Вазир Кхано (Лахор). Минарет аль-Мальвия в Самарре
север к Тиру и Дамаску. Когда в дельте Нила и в Месопотамии (Ирак) Высота свеше 50 метров Возведен в 840-850г. Минарет
зарождались мощные цивилизации, в плодородных долинах Аравии на Бухаре (Узбекистан) Высота 48 метров Возведен в 1127 г.
юго-западе полуострова возникали первые древние государства. К 47Михраб.
концу II тыс. до н.э. культура Аравии достигла высокого уровня: 48Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. 691.
применялось алфавитное письмо, на юге сложилась традиция 49Мечеть Омейядов. Внутренний двор.
монументальной архитектуры, фрески и скульптуры изображали людей 50
и животных. Позднее, общаясь с греко-римским, а потом и 51Дом для омовений. Люстра. Интерьер дома для омовений.
византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и 52Мечеть пророка в Меддине. Мечеть в Мадресе.
христианством, распространившимся на полуострове во II – V вв. 535.5. Аббасиды. Окончательное сложение мусульманского
Тогда же полуостров оказывается в центре ирано-византийского суннитского богословия и культурный расцвет Халифата приходится
противостояния. Торговля и города приходят в упадок. Подъем в на эпоху Аббасидов (750 – 1258). Аббасиды – потомки дяди пророка
Аравии происходит вместе с зарождением новой веры – ислама – в ал-Аббаса ибн Абд ал-Мутталиба ибн Хашима. Создав тайные
конце VII в., история возникновения которого связана с общества, они воспользовались распрями между Омейядами и
важнейшими событиями в жизни его основателя – МУХАММАДА ибн междоусобицами арабских племен для начала вооруженной борьбы.
Абдаллаха. Пришли к власти в результате победы над Омейядами,
123. Мекканский период. 3.1. Великое начало. Этот период консолидировавшись с ШИИТАМИ, и в 749 г. в Куфе народ присягнул
аравийской истории и культуры получил свое название в связи с победоносному черному стягу и первому халифу новой династии
теми значительными изменениями в обществе, которые начали Абу-л-Абассу ас-Саффаху, или Щедрому. Приемник ас-Саффаха халиф
происходить в Западной Аравии в результате выдвижения на ал-Мансур (годы правления 754 – 775) основал в 762 г. столичный
передний план мировой истории легендарного МУХАММАДА (570 ? – Город Мира, более известный как Багдад. Так возникает Багдадский
632). Согласно преданию, он родился в тот год (570), когда Халифат Аббасидов в отличие от Дамасского Халифата Омейядов. В
союзница Византии христианская Абиссиния (Эфиопия), имея дальние битве у среднеазиатской речки Талас в 751 г. мусульмане наносят
планы против персидского царя, верховодившего в северо-восточной сокрушительное поражение китайской армии, после чего ислам в
Аравии, при участии многочисленных боевых слонов, составлявших Центральной Азии восторжествовал окончательно. Мусульманские
для аравитян невиданную диковинку, обложила Мекку. Владевшее книгоиздатели стали переходить на бумагу, изобретенную в Китае,
Меккой племя курайшитов со своими союзниками заперлись в городе отказавшись от пергамента.
и приготовились к осаде. Но в первую же ночь в стан абиссинцев 54В Багдадском Халифате арабы, кроме потомков Мухаммада,
прокралась страшная и неведомая болезнь, от которой большая утратили свое исключительное положение в обществе, – их уровняли
часть войска погибла, а остальная бежала в Йемен, но по дороге в правах с прочими мусульманами. Пределы государства больше не
была перебита бедуинами. расширялись. Важным фактором распространения и укрепления
13Мекка. арабо-мусульманской культуры была исламизация, быстроте которой
14Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная Аравия) способствовал экономический фактор: после переходе в ислам
через Хиджаз (Западная Аравия) в Йасриб и оттуда к Персидской христиане Византии и зороастрийцы Ирана платили в казну халифата
границе не суждено было случиться, поскольку при этом нельзя только десятину, а не мусульмане обязаны были выплачивать более
было миновать знаменитую Мекку. Но эта страшная ночь положила тяжелый поземельный налог и подушную подать. Другим важным
конец не только дальнейшим военным предприятиям абиссинцев, но и фактором распространения культуры стала арабизация, которая
самой их власти в южной Аравии и союзу с Византией. проявлялась в расселении арабских племен на захваченных
Воспользовавшись неудачей африканских союзников Византии, территориях и приводе в гарем представительниц местного
персидский царь выдворил их из Йемена и на некоторое время населения при уничтожении его мужской части. Арабизации
установил там свое владычество. В эту же самую ночь 570-го года, способствовало и то, что арамейское население Сирии и Ирака
когда рука судьбы истребила союзников его врага, совершилось еще говорило на близком арабскому языке. А главное – Коран имел свое
одно дурное предзнаменование: все священные сосуды в дворцовом сакральное значение только на языке оригинала, переводить книгу
храме были опрокинуты и разбиты, и символ верховного божества запрещалось, поэтому приходилось изучать ее в подлиннике. Знание
иранцев Ахурамазды – никогда негасимый огонь – внезапно потух… языка давало многочисленные преимущества: на службе, в торговле
Так, 570 год входит в историю, как год рождения новой ит.д. Так арабский язык становится в халифате скрепляющим
религиозно-политической силы, впоследствии объединившей народы культуру в единое целое средством коммуникации.
Востока и покончившей с вековечной распрей греческого и 556. Коран. 6.1. Собирание проповедей Пророка.
персидского владычеств разрушением обоих. Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран (Священное
15Ни греческий император, ни персидский царь не могли знать, Писание), на котором строится вероучение, культ и образ жизни.
что в эту легендарную ночь в доме беднейшей мекканской семьи Это сборник пророческих откровений, полученных частями
Абдаллаха (букв. «служитель божий») и Амины («верная») родится неграмотным Мухаммадом от Аллаха через посредничество его ангела
олицетворение этой силы. Правда, об этом не узнает и его как предвечное и несотворенное слово божье. Здесь говорится, что
собственный отец. В данном случае для культурологии не столь весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха,
важно, было в действительности или нет, это мистическое стечение отсюда – предписания верным и предостережения нерадивым.
обстоятельств в одной узловой точке истории, важно другое, а Ниспослание от Господа миров. Разве же и этим Повествованием вы
именно культурно-исторический смысл данной легенды, в которой небрежете? (56: 80 – 81). Сначала пророк передавал услышанное
удостоверяется как предопределенный факт пророческой миссии посвященным, по мере роста общины откровения передавалось по
Мухаммада. памяти из уст в уста. Знающие Коран наизусть стали называться
163.2. Ранние годы Мухаммада. МУХАММАД происходил из рода хафизами. Первым хафизом был сам пророк. Многие из хафизов
хашим племени курайшитов, хранителей мекканского святилища, но полегли в битвах с лже-пророками, чтобы сохранить Коран для
главенствовал в племени род омейя. Его отец Абдаллах умер до будущих поколений.
рождения сына, мать Амина скончалось, когда мальчику исполнилось 56Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали отдельные
шесть лет. Мухаммад был отдан кормилице и до пяти лет жил у проповеди на пергаменте, верблюжьих лопатках, черепках. АБУ БАКР
бедуинов племени саад. Его покровителем в Мекке стал дед Абд поручил писцу пророка мединцу Зайду ибн Сабиту записать на
ал-Муталлиб, а затем дядя – Абу Талиб. В 12 лет совершает вместе свитках весь текст. Эти свитки Абу Бакр передал ОМАРУ. Как
с дядей поездку по торговым делам в Сирию. Там впервые Мухаммад единый и окончательный текст Коран был установлен, согласно
соприкасается с миром иудеев, христиан и других религиозных исламской традиции, между 650 и 656 гг. по воле третьего халифа
общин, контрастным по отношению к языческой родо-племенной ОСМАНА. В основу канонического текста лег список Зайда. Он
среде, в которой он родился и вырос. Эти первые впечатления возглавил специальную коллегию для составления композиции
возбудили в нем то напряжение духовных сил, которое его текста, принцип которой опирается на следующее умозаключение:
подготовило к великой миссии создателя новой религии. С 15 лет поскольку Коран – небесная книга, то у нее не должно быть ни
он сам зарабатывает себе на пропитание: пасет овец, торгует, начала, ни конца.
ходит с караванами. В 21 год получает репутацию амина – 576.2. Структура Корана. Структуру книги составляют 114 СУР
надежного человека. Позднее, став приказчиком у богатой вдовы (глав), отделяющихся друг от друга БАСМАЛОЙ. Главы расположены
Хадидже, совершает второе путешествие в Сирию по ее торговым по мере убывания количества АЙАТ в суре за исключением ФАТИХИ (
делам. Окрывающей главы), являющейся символом веры в исламе. Следующая
17Здесь уже он целенаправленно знакомится с религиозными сура «КОРОВА» – самая протяженная (ее называют «маленьким
общинами, образом жизни, идеологией. Встречается с христианскими Кораном»). Суры делятся на мекканские, явленные в Мекке до
монахами. Немаловажную роль в судьбе создателя ислама сыграли и хиджры, и мединские. Стиль ранних сур более образный и
рассказы иудеев о том, что новым пророком будет выходец из воодушевленный, мединского же периода – строже, в них
аравитян. В 25 лет он женится на богатой вдове Хадидже. Позже преобладают предписания и разного рода установления. Но в Коране
она первая поверит в пророческую миссию Мухаммада, не жалея для расположение сур этих периодов не подчиняется хронологическому
ее реализации ни сил, ни средств. От их брака родится дочь принципу. Способ заглавия некоторых сур приводит к разночтениям:
Фатима, которая станет женой АЛИ, его двоюродного брата. Общий названия состоят из одной буквы или сочетания букв и отражают не
догмат иудеев и христиан о единобожии способствовал столько содержание, сколько акцентируют ключевые слова,
кристаллизации монотеистической идеи у Мухаммада. Но с другой встречающиеся в данной суре, что приводит к неоднозначности
стороны, послужила дополнительным стимулом поиска своего смысла или утрате его заглавия. Арабское письмо не передает
истинного пути к богу их взаимная неприязнь друг к другу, кратких гласных, поэтому для облегчения понимания в конце IX в.
основанная на обвинении в заблуждении, в следовании неверным в тексте появляются букворазличительные точки, а позднее –
путем. Стержневым моментом Корана является критика тех сторон огласовки, что устраняет разночтения.
иудаизма и христианства, по которым они вели ожесточенные споры. 58Для удобства чтения и запоминания Коран делится на 30
Будущее избранничество Мухаммада подготавливалось цепью разделов и 60 полуразделов. К X в. были приняты как одинаково
различных событий, в том числе и тем, когда он вместе с допустимые 7 способов распевного чтения: знаки подсказывают
сородичами занимался перестройкой святилища КААБЫ: вынимал певцу, где надо сделать паузу, как долго ее держать, в каком
священный Черный камень, а потом собственноручно водружал его на месте понизить или повысить голос. Итак, в Коране заключены
прежнее место. ценности и нормативы арабо-мусульманской культуры как ее
18Медина. фундамент, а расположение сур по принципу убывания «знамений»,
193.3. Встреча на горе Хира. Ближе к сорока годам, когда составляя «ряд в каменной кладке», символизирует «чтение вслух»
высвобождается время от трудов праведных, и, бросив торговые как опору в покорности воле Аллаха и восхождение в этой
дела, он предается религиозным размышлениям. Его посещают покорности.
экстатические состояния, смутные видения, малопонятные голоса… И 597. Сунна. Помимо Священного Писания вероучение ислама
до Мухаммада в Аравии были праведники-пророки (ханифы), которые обладает священным Преданием – Сунной, путем или примером
отвергали племенных богов и их идолов, верили в единого бога, но посланника Аллаха. Ее составляет собрание рассказов (хадисов) из
не считали себя ни христианами, ни иудеями. И Мухаммад стремится жизни Мухаммада, дающие ответы на все вопросы личной и
восстановить древний завет Авраама в среде аравитян. Он общественной жизни человека. Это – деяния пророка, его
призывает отдать себя воле Аллаха, единому и всемилостивейшему, высказывания и молчаливое одобрение, которое он выказывал на
а так же соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых слова и поступки окружающих. Священное Предание признается всеми
относит неприятие ростовщичества, соблюдение честности в течениями ислама (ШИИТЫ предание о словах и действиях пророка и
торговле и справедливости в отношении к бедным. Поначалу он имамов называют хабар, ахбар – известия, но их содержания весьма
считает иудеев и христиан своими единомышленниками, поскольку отличны от текстов Сунны) как важнейший источник веры после
все они верят в единого бога, отвергая идолопоклонство; внимают Писания, усвоение которых обязательно для каждого осознающего
божественному откровению, снисходящему через пророков; признают себя мусульманином. Хадис состоит из двух частей: собственно
наличие греха и воздаяния, ожидая судного дня в конце времен, содержание хадиса, текст (матн) и предваряющая его цепь тех
уготавливающего рай праведным и ад грешникам. рассказчиков-передатчиков, от которых было получено известие, –
20В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы Хира близ иснад (опора). Различают хадисы с сильным иснадом – восходят к
Мекки, Мухаммаду нисходит откровение. Вот как это было. Он ближайшему окружению Мухаммада, имеют непрерывную цепь – и со
увидел на краю неба свет, и ангел окликнул его трижды: «Читай!», слабым иснадом – имеют пропуски в передачи или приписываются
вручая свиток священного Корана. Глас небесный обращался прямо к менее надежным источникам.
нему: «О Мухаммад! Ты – посланник Аллаха, а я – Джибрил». Но 60Свидетельства Абу Хурайры, который имел сотни учеников и
Мухаммад был безграмотным, поэтому воспринял откровение на слух. передал около 3500 тыс. рассказов, Аиши, писца Зайда,
Читай, т.е. повторяй вслед (Коран – араб. чтение вслух). Так военачальника Абдаллаха ибн Амра принимались безоговорочно. Ибн
было ниспослано сакральное знание, и потом через уста Мухаммада, Ханбал – создатель одного из первых сборников хадисов –
своего пророка и посланника, Аллах говорил с людьми. Мухаммад «Муснада» («Имеющий опору»), IX в. СУННИТЫ обычно пользуются 6
поведал близким о случившемся, о всемогуществе господнем, о сочинениями: два «Достоверных сборника» – толкователя Корана
наступлении судного дня; призвал подчиниться его воле, т.е. Мухаммада ал-Бухари (810 – 870), который для его уяснения собрал
стать МУСУЛЬМАНИНОМ, очиститься от грехов и творить добрые дела. огромное множество преданий, но включил лишь сотую долю, и
Эта ночь первого Откровения получила название Лайлат ал-Кадр – Муслима ан-Найсабури (817 – 875), отобравший 12000 из 300000
ночь решения судьбы, могущества и славы, которую отмечает хадисов; две «Книги сунн» – Ибн Маджа и Абу Дауда, «Большой
мусульманский мир 27 числа месяца рамадана. сборник» Мухаммада ат-Тирмизи и третья «Книга сунн» ан-Нисаи.
213.4. Первая мусульманская община. Слова МУХАММАДА были Сунна – лучший комментарий к Корану, совершенный инструмент его
восприняты домашними, признавшими в нем пророка. И первая община толкования. Хадисоведение способствовало в арабо-мусульманской
насчитывала около 50 человек, в их числе были: Хадиджа, она культуре развитию языкознания, филологии, истории, права.
первая приняла ИСЛАМ, двоюродный брат АЛИ (маленький сын Абу 618. Шесть опор. Исследование Корана и Сунны позволило
Талиба), приемный сын пророка Зайд; присоединился мекканский мусульманам выделить шесть опор, на котором зиждется символ
купец АБУ БАКР, за ним Осман и др., преимущественно родные и веры. Вера в единство и единственность Бога, Высшего и Вечного,
близкие. Он научил их молиться, как его самого научил Джибрил. Милостивого и Милосердного, Создателя и Хранителя всего сущего.
Собрания проходили в доме Мухаммада, потом были перенесены в дом Вера во всех без изъятия посланников и пророков. Избирающий
ал-Аркама, одного из подвижников пророка. Постепенно новая вера одних пророков и отвергающий других, на деле отвергает их всех.
начала принимать гласный характер, и через несколько лет со Каждый из посланников был послан к одному из народов, но Пророк
склона горы ас-Сафа Мухаммад обратился к мекканцам с первой Мухаммад был послан ко всему человечеству. Когда мусульманин
открытой проповедью. Объявив себя Посланником Божьим, он призвал чтит Мухаммада, он чтит тем самым и всех пророков, бывших до
к почитанию Единого Бога – АЛЛАХА, ар-Рахмана (Милостивого), него. Доказательство миссии Мухаммада – в его жизни и в
ар-Рахима (Милосердного). Это были первые из Прекрасных имен Благородном Коране – Слове Божьем, – который мог быть передан
бога (всего их 99). Добавление к ним слова абд («раб», только через Его Посланника. Вера во все Писания Божии в
служитель) составило основную часть мусульманского словаря имен. первоначальном виде. Задолго до пророка Мухаммада все эти Книги
22Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов почувствовала в Откровения – и свиток ИБРАХИМА, и Таура МУСЫ, и Забур ДАУДА, и
общине серьезного соперника, и настороженность язычников – Инджил ИСЫ – были утеряны или искажены. Посему Бог ниспослал
носителей традиционных ценностей, сменилась открытой Мухаммаду Коран как последнее из Откровений и руководство для
враждебностью. А когда он объявил, что их общие предки, жившие в всех людей.
эпоху неведения Мухаммадовых пророчеств – джахилийи, за свои 62Вера в существование ангелов как части незримого мира.
грехи пребывают в адском огне, начались преследования верующих. Ангелы суть чисто духовные и совершенные создания, чье естество
610 – 620 годы – это время борьбы между традиционным языческим не нуждается в пище, питье или сне. Вера в День Суда. Эта жизнь
обществом Мекки и исламом. Часть мусульман укрылась в – лишь испытание: способен ли человек следовать заповедям
христианской Эфиопии. Сам Мухаммад готов был идти к компромиссу: Божьим. Необходимо готовиться к жизни вечной, творя добрые дела
признать местных богинь дочерьми Аллаха, но вскоре понял, что в жизни сей. Воскреснув, люди предстанут перед Богом и дадут
это положение нарушает закон единобожия. Мекканцы поклялись не ответ за свои земные поступки. Добродетельные будут
иметь ничего общего с родом посланника, хашимитами, не заключать вознаграждены и для них отварятся Райские Врата, грешные будут
браки, не торговать. Записанную на кожаном свитке клятву наказаны и низвергнуты в Ад. Вера в то, что все происходящее в
поместили в КААБЕ. Вскоре умерли старейшина хашимитов Абу Талиб, этом мире происходит по воле и определению Бога. Всякое деяние
покровитель Мухаммада, и жена пророка Хадиджа. Все это заставило Премудрого Бога исполнено смысла, хотя порой и неведомого для
искать поддержки за пределами Мекки. В оазисе Йасриб он и нашел нас.
ее, когда 12 представителей племен аус и хазрадж во время 639. Пять столпов веры. Обрядность ислама опирается на пять
ежегодного сезона традиционного языческого паломничества в Мекку столпов: ШАХАДА – исповедание веры. САЛЯТ (ат) – молитва. ЗАКЯТ
встретились с Мухаммадом и дали ему клятву в верности и помощи. (ат) – обязательная милостыня. САУМ – пост. ХАДЖЖ (ддж) –
233.5. Ночное путешествие и вознесение. Накануне переселения в паломничество. К пяти столпам непосредственно примыкает ДЖИХАД –
Йасриб Мухаммад испытал сильнейшее переживание ал-исра усилие, прилагаемое в борьбе за веру.
ва-л-мирадж – чудесное Ночное путешествие и вознесение. Он спал 6410. Мусульманское право. На Коран и Сунну опирается учение о
возле КААБЫ, когда перед ним предстал ангел Джибрил, держа под «правильном пути» (шариат), который рассматривается с точки
уздцы чудесное животное. У крылатого скакуна был человеческий зрения деяний человеческих. В законе веры представлена
лик, блистающий в темноте. По воле Аллаха он перенес Мухаммада совокупность установлений, обязательная для мусульманина:
на север, в ал-Халил (Хеврон) к гробнице ИБРАХИМА и в Бейт-Лахм догматические положения и обряды веры, основы нравственности,
(Вифлеем) к гробнице ДАУДА, а затем – к «отдаленнейшей мечети», правильные взаимоотношения людей и поведение в деловой и
т.е. будущей мечети ал-Харм аш-Шариф в Иерусалиме. На горе Мориа семейной жизни. Все мусульмане – рабы господа, равные перед его
Мухаммад возглавил совместную молитву пророков Ибрахима, МУСЫ и законом. В Шариате указаны 5 категорий поступков: обязательные,
ИСЫ. Он внимательно вглядывался в Ису, чтобы не перепутать его с желательные, дозволенные, недостойные, запретные. Частные
обманщиком Даджжалом, который перед концом света будет выдавать вопросы, правовые коллизии – сфера мусульманского права (фикх –
себя за Иисуса. Ангелы рассекли Мухаммаду грудь и очистили его знание, постижение). Помимо Корана и Сунны здесь опираются на
сердце. Потом Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи мнение авторитетных лиц (иджму) и суждение по аналогии с той
ярусов небосклона. Там они встретились с древними пророками, как ситуацией, которая описана в Коране и Сунне (кыйас), составляя
то: Адам, ЙАХЙА, Иса, ЙУСУФ, ИДРИС, ХАРУН, Муса и Ибрахим. На логические цепочки, ведущие от источника к предмету сравнения,
небесах Мухаммад увидел мировое древо Сидр и небесную Каабу, рай изводу. Это есть «четыре корня» фикхи у суннитов. У шиитов –
и ад. Коран, свод преданий (ахбар), иджма и разум. Иджма вошла в фикх
24Он предстал перед троном Аллаха, но сам не видел его и во второй половине VII в. благодаря семи ученым мужам Медины.
общался с ним через завесу. Аллах приказал верующим совершать 50 65По спорным делам они опрашивали широкий круг сподвижников
молитв в день, но по просьбе пророка сократил их число до 5. пророка, сравнивали полученный результаты и обсуждали их между
Вернувшись к земной Каабе, пророк обнаружил, что постель его еще собой. В совместном решении они единодушно выносили справедливый
не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода. приговор, видя в этом залог правоты, апеллируя к хадису пророка:
Многие толкователи видят в этом путешествии аллегорию единения «Воистину моя община никогда не будет единодушна в заблуждении».
души с богом. В память о нем отмечается праздник ид аль-мирадж Было выделено три категории единодушного решения: иджма гласная
27 числа месяца раджаб. – высказанная вслух при гласном обсуждении; деловая – в сходных
253.6. Начало мусульманской эры. 26 июля 622 г. считается обстоятельствах принимается сходное решение не сговариваясь;
началом мусульманской эры. Это год переселения Мухаммада из молчаливая – общеизвестное мнение беспрекословно принимается за
Мекки в Йасриб. Хиджра стала отправной точкой мусульманского образец. Правильно применять иджму и кийас могли только
летоисчисления по лунному календарю. 622 год от РХ – это первый мусульманские ученые-законоведы муджтахиды. В VIII – IX вв.
год хиджры (ГХ). Первых переселенцев стали называть мухаджирами, сложилось несколько правовых толков – МАЗХАБОВ (См. МЕДРЕСЕ).
т.е. совершившими хиджру, а тех, кто принял их, заключил договор Мусульманское право делит все судебные дела на две категории:
о признании власти Мухаммада как посредника в спорах и духовного относящиеся к праву бога, эти преступления не могут быть прощены
вождя – ансарами, т.е. помощниками. Йасриб получил название (вероотступничество, богохульство, прелюбодеяние,
Мадинат ан-Наби (Город Пророка), Медина. Английский историк и лжесвидетельство, любые опьяняющие напитки и вещества, азартные
социолог Арнольд ТОЙНБИ приводит это событие в качестве примера, игры, воровство, обман при торговле, ростовщичество) и
иллюстрирующего универсальный механизм Ухода-и-Возврата, с относящиеся к праву человека (начинать такие дела можно лишь по
помощью которого он объясняет способ функционирования творческой жалобе потерпевших или их родственников).
элиты, призванной продуцировать новые культурные формы. Итак, 6611. Суфизм. Суфизм – это мистико-философское течение VIII в.
вынужденный уход был предрешен и совершен, осталось дождаться в исламе как суннитского, так и шиитского толка, основанное на
неминуемого возвращения для того, чтобы запустился маховик использовании аскетических духовных практик в целях постепенного
стремительного восхождения новой религиозно-политической приближения через мистическую любовь к познанию бога и конечного
идеологии, культуры и цивилизации. слияния с ним. Суфизм имеет институт наставников-мудрецов,
26Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде. ведущих ученика по мистическому пути (тарикат) до момента
274. Мединский период. 4.1. Кибла. В Медине изменился слияния с богом. Суфии нацелены на интуитивное познание,
общественный статус Мухаммада. Из проповедника новой веры он использующее особые танцы или бесконечные повторения молитвенных
превратился в посланника Аллаха. Мединский период знаменуется формул и умерщвление плоти для достижения «озарения» и экстаза.
созданием всех основных предпосылок образа жизни и религии Индивидуальный мистический опыт самого Мухаммада, воззрения
мусульман. Мухаджиры и ансары образовали общину – УММУ, гностиков и христианских монахов, некоторые положения
отличительной чертой которой было то, что ее состав определялся зороастризма можно считать религиозно-идеологическим источником
не по кровному родству, традиционному для Аравии родо-племенному суфизма. Суфийский тарикат считается более близким к богу, чем
объединению, а по принадлежности к одному вероучению. Мухаммад – шариат (этический путь человека и общества к богу).
духовный и светский глава общины. Через несколько лет хиджры в 67В X – XI в. учение о тарикате получает законченную форму,
состав общины вошло все языческое население Медины. Иудеи были появляются положения об «остановках» на мистическом пути, о трех
выселены, а частично истреблены. Это привело к обрядовому ступенях истинного познания, венчаемого слиянием познающего и
размежеванию ислама с родственными единобожными культами. познаваемого. Первый этап мистического пути – шариат,
28На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – общемусульманский всеобщий закон, второй – тарикат, тогда
направление молитвы, для совершения которой сначала по понятным человек находит себе учителя и под его руководством проходит
причинам обращались в сторону Иерусалима. Теперь же кибла стадии изменения сознания («стоянки»: раскаяние в прежнем
указывала в сторону Мекки, туда, где была родина пророка, и из неведении, богобоязненность, воздержание, добровольная бедность,
которой он был изгнан. Само по себе это означало, что терпение, удовлетворенность, упование на бога). На третьем этапе
возвращение предопределено помыслами, подкрепленными молитвой, он сам становится учителем и вступает в мистическое общение с
обращенной к священным местам предков и древней Каабе. богом. Вершина философии суфизма – труды Мухи ад-Дина ИБН
Мусульмане построили первую мечеть в пригороде Медины – Куба. АЛЬ-АРАБИ, богослова и поэта. Только в человеке, достигнувшем
Предстоятелем на молитве (ИМАМОМ) в ней был Мухаммад, которого мистического совершенства, соединяются противоположности,
заменяли АБУ БАКР или Омар. Первым муаззином, призывавшем к вызванные отношением бога и мира. Бог, феноменальный мир и
молитве, стал бывший раб, эфиоп Билал. Но Мухаммад был не только человек – это части единого мира, каждая из которых
духовным руководителем, но и предводителем воинства, постепенно запечатлевает его единство.
подчинившего исламу всю Аравию. 6812. Художественная культура. Художественная культура
294.2.День Различения. Подчинение Мекки, религиозного центра классического исламского мира своеобразна: в ней нет живописи,
Западной Аравии, по сути, начинается с экономических войн. так как запрещалось изображать бога и живых существ, и чтобы
Мухаммад периодически расстраивает караванную торговлю – уничтожить память о племенных идолах, запрещалась скульптура.
основной источник доходов мекканцев. В начале 624 г. Зато получила широкое распространение поэзия, живописно рисующая
малочисленный отряд мусульман захватывает караван, шедший в словесные портреты и полотна. Прекрасные стихи сразу становились
Мекку с грузом изюма. Но первое большое сражение вошло в историю достоянием базара – средоточия религиозной и политической жизни
как битва у колодцев при Бадре. Стремясь захватить богатый того времени. Необходимо назвать великого поэта Фирдоуси (ок.
караван, возвращавшийся из Палестины, мусульмане столкнулись с 940 – 1020 или 1030), создавшего знаменитую эпопею «Шахнаме»,
превосходящими силами мекканцев, спешивших на выручку каравана. воспевающую иранских мифических и исторических царей, в центре
Но Мухаммад успел занять удобную позицию и засыпать часть которой находится эпический герой Рустам. Всемирно известно
колодцев, лишив мекканцев воды, и выиграл сражение почти без творчество Омара Хайяма (ок. 1048 – после 1122), ученого,
потерь. Аравитяне заговорили о том, что бог – на стороне философа и поэта, создавшего знаменитые РУБАИ, а также
мединцев, что он внял молитве пророка и послал на помощь ему «Алгебру», в которой содержалось исследование уравнений третьей
тысячи ангелов. День Бадра стал называться Фуркан – Днем степени, и философский трактат «О всеобщности бытия». А в
Различения истинной веры от ложной. 625 г. известен реваншем при творчестве Джами (1414 – 1492) поэзия сочеталась с философией,
горе Ухуд после того, как в руки мусульман попал груз суфизмом и музыкой.
мекканского серебра. В этой битве Мухаммад был ранен. 69В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно
30Осенью он изгнал из Медины еще одно иудейское племя, обвинив переплетены: стихи естественным образом включались в любовные
их в нарушении союзнического договора. Их земли стали повествования, медицинские трактаты, философские и исторические
собственностью общины в качестве файя, или возвращенного от сочинения и даже официальные послания. Арабская литература была
недостойных. Тогда же были введены законы о наследовании: пронизана Кораном, цитаты оттуда и различные обороты встречаются
женщине причиталась половина от доли мужчины, а также давалось повсеместно. В X – XV в. постепенно сложился сборник арабских
право раздельного владения и самостоятельного распоряжения народных сказок «Тысяча и одна ночь». В их основе, помимо
имуществом. Закон о браке вводил строгие меры против собственных сказок, переработанные сюжеты персидских, индийских,
прелюбодеяния и разрешал мусульманину иметь четырех жен при греческих сказаний, действие которых было перенесено на арабскую
условии их справедливого содержания. В 627 г. в союзе с почву. Арабская архитектура развивалась на основе переработанных
бедуинскими племенами и иудеями, изгнанными из Медины, мекканцы греческих, римских и иранских художественных традиций. С VII –
предприняли крупный поход. Началась осада Медины, вошедшая в VIII в. МЕЧЕТИ имели прямоугольный двор, окруженный галереями,
историю как Битва у Рва, – мусульмане окружили город глубоким многоколонный молитвенный зал, позднее появились порталы на
рвом, непроходимым для бедуинской конницы. Осада приняла главном фасаде.
затяжной и мучительный характер. Но искусной дипломатией 70С X в. здания начинают украшать изящными растительными и
Мухаммада раздоры в стане врагов усугублялись: он использовал геометрическими орнаментами, в которые были включены
традиционную неприязнь бедуинов к мекканцам из-за зависимого от коранические надписи – арабская вязь (АРАБЕСКИ), построенная по
них положения. К тому же на осаждавших обрушился холодный принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.
ураганный ветер, бедуины покинули лагерь, и вскоре осада была С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе
снята. Мало кто сомневался теперь, что бог на стороне мусульман. книжной. Благороднейшим из изобразительных искусств считалась
Для верующих в дело ислама настало время решающего выступления. каллиграфия, ставшая самостоятельным видом сакрального
314.3. Подчинение Мекки. Весной 628 г. Мухаммад вышел из искусства.
Медины с большим отрядом, объявив, что намерен совершить малое 71Кулильница в форме льва, 11-12 вв., медь.
паломничество к Каабе. На границе священной области курайшиты 72Жерло фонтана в виде льва, 12 в.
преградили ему путь. Было заключено перемирие, по условиям 73Шкатулка Аль-Магира, 986 г., слоновая кость.
которого мусульмане прекращают набеги на караваны, а Мухаммад 74Керамическое блюдо, 10 в.
откладывает свое паломничество на год. Договор у пересохшего 75Тарелка с изображением знаменосца, 10 в. Чаша из Ирана,
водопоя Худайбийа показал аравийскому миру, что Медина и Мекка 12-13 вв.
выступают как равноправные стороны. Открылась дорога к 76Поскольку живопись не получила значительного развития,
подчинению богатых и хорошо укрепленных оазисов Хайбар и Фадак с ограничиваясь орнаментом, изобразительное искусство
иудейским населением, стоявших на пути в христианскую Сирию. сконцентрировалось на ковровом творчестве, характерными чертами
Хайбар пал, оказав сильнейшее сопротивление, а Фадак сдался без которого стали цветистость и узорчатость. На коврах часто
боя. Так власть мусульман выходит за пределы мединского оазиса и изображали мечети. Ковер с изображением животных (Иран 16 в).
начинает распространяться по всей Аравии. В 629 г. в 77Тадж Махал в Агре.
соответствии с Худайбийским договором Мухаммад совершает малое 78Золотая Мечеть Богдад.
паломничество, а в 630 Мекка почти без сопротивления сдается. 79Медресе Шир-Дор в Самарканде.
32Мухаммад совершает семикратный объезд Каабы, положив два 80Медресе Шир-Дор (Самарканд). Медресе Муххамада Амин хана
земных поклона, выпивает воды из священного источника Замзам и (Хивы).
демонстративно уничтожает всех идолов в мекканском святилище. В 8113. Фальсафа (философия). Исламская культура богата
храме пророк возносит благодарственную молитву богу и обращается философскими традициями. Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд внесли свой
с проповедью, в которой обличает племенную гордыню, запрещает вклад в мировую мысль. ФАРАБИ развивал идеи Аристотеля. Ему
кровную месть, отменяет льготы курайшитам, кроме их права на принадлежит распространенное в арабо-мусульманской философии
охрану святилища и утоления жажды паломников. Затем мекканцам деление рассуждений на пять типов, исходя из которого решался
возвещаются основы исламского права и нравственности: все вопрос о соотношении философии, теологии и религии. ИБН СИНА
мусульмане – братья, и благородство каждого измеряется его (Авиценна) – автор фундаментальных трудов, в которых
личным благочестием, а не родословной: люди равны, как зубья систематизировал современное ему научное знание. Его философское
гребня, нет у человека преимущества над другим, кроме как через и медицинское наследие оказало сильное влияние на развитие науки
благочестие. на Востоке и Западе. Авиценна.
334.4. «Год посольств». Примирившись с мекканцами, избравшими 82Большинство трудов арабо-испанского философа ИБН РУШДА
веру ислама, и значительно расширив земли мусульманской общины, (Аверроэс) – комментарии к сочинениям Аристотеля. Философия
пророк осадил крупный аравийский город Таифа и после трудных мусульманского средневековья ориентирована на античные модели.
переговоров принудил его к сдачи. Эти переговоры, пришедшиеся на Основное содержание фальсафы составили идеи единства бытия,
9 год хиджры (630 – 631), открыли «год посольств», когда Медину вечности мира, подчинения его действию естественных законов,
посетили ходоки со всех концов Аравии – из Йемена, Неджда, постигаемых с помощью научных методов исследования, и выдвижение
Бахрейна, Йемамы. Они хотели заручиться покровительством разума в качестве мерила истины, а логики – как способа ее
Мухаммада и выгадать для себя льготы в обмен на принятие ислама. получения и обоснования.
А несколько ранее в граничащем с Византией оазисе Табук его 8314. Наука. Огромный вклад в европейскую цивилизацию внесла
власть признали вожди местных христианских племен. С ними был Исламская Испания (от начала VIII в. до середины XV в.). К тому
заключен договор о покровительстве – зимма, дающий право на времени, когда мусульмане вошли в Южную Испанию, которую они
свободу богослужения в обмен на выплату подушной подати. К 632 называли Аль-Андалус (Андалусия), варвары уже опустошили большую
г. все племена, почитавшие мекканскую Каабу, приняли ислам. часть Европы, и для классической цивилизации Древней Греции и
Теперь осталось только превратить Каабу из федерального центра Рима наступило время упадка. Исламская Испания во времена
аравийских племен в исключительно мусульманское святилище. правления Аббасидов, куда бежал АБД АР-РАХМАН Омейяд, спасаясь
344.5. «Прощальное» паломничество. На 10 год хиджры (март 632 от преследований новой династии, стала мостом, по которому
г.) Мухаммад совершает полное «великое паломничество» в Мекку, Европе было передано, наряду с достижениями самой Андалусии,
вошедшее в историю как «прощальное». Настало время сделать Мекку научное, технологическое и философское наследие. На протяжении
главным духовным центром новой религии. Утром 5 дня месяца первого столетия Исламского правления в Испании главным
зу-л-хиджжа Мухаммад вместе с АЛИ ибн Абу Талибом совершил обход источником расцвета культуры была цивилизация Аббасидов в
Каабы и пробег между холмами ас-Сафа и ал-Марва и накрыл здание Багдаде. Однако позже, во времена правления Абд ар-Рахмана ???
святилища покрывалом. Проведя ночь в шатре, пророк семь раз (912 – 916 гг.) из династии Омейядов Исламская Испания начала
обошел Каабу, затем отправился в долину Мина, где пробыл до вносить уже собственный вклад в развитие науки и искусства,
заката, а оттуда – к горе Арафат. Своей рукой Мухаммад принес в подтверждая статус независимого эмирата.
жертву 36 верблюдов и, знаменуя окончание паломничества, обрил 84Абд ар-Рахман ??? был страстно увлечен как религиозными, так
голову. и мирскими науками. Он был полон решимости доказать, что его
35После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, двор в Кордове (столица Андалусии) не уступает по своему величию
повторяя важнейшие положения ислама: Жизнь и собственность двору Багдадских халифов, которому он бросал вызов. Не жалея ни
мусульман неприкосновенны; Запрещено отдавать и принимать деньги времени, ни денег, он активно призывал к себе на службу ученых.
или имущество в рост; Отменяется кровная месть, и прежние В итоге очень скоро ученые, поэты, философы, историки и
кровные счеты подлежат забвению; Все мусульмане – братья; музыканты начали переселяться в Аль-Андалус. Один из первых
Вставные месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в ученых, призванных в Аль-Андалус, был Аббас ибн Фирнас,
соответствие с солнечным, – грех; Поклоняться идолам в святых прибывший в Кордову преподавать музыку (тогда одну из областей
местах – все равно, что поклоняться Шайтану; Мужья должны математической теории). Он познакомил двор Абд ар-Рахмана с
заботиться о своих женах и наставлять их. последними достижениями в Багдаде. Никто из ученых того времени
36После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, не ограничивал себя рамками какой-то одной науки, однако Ибн
повторяя важнейшие положения ислама: Жизнь и собственность Фирнас сосредоточил все усилия на исследовании механики полета.
мусульман неприкосновенны; Запрещено отдавать и принимать деньги Он сконструировал два крыла из деревянного каркаса и перьев и
или имущество в рост; Отменяется кровная месть, и прежние предпринял первую попытку полететь, предвосхитив Леонардо да
кровные счеты подлежат забвению; Все мусульмане – братья; Винчи приблизительно на шесть столетий. научной картой мира.
Вставные месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в 85Небесная сфера (1144 – 1145, отлита из медного сплава,
соответствие с солнечным, – грех; Поклоняться идолам в святых покрыта резьбой и инкрустирована серебром, Лувр), подписанная
местах – все равно, что поклоняться Шайтану; Мужья должны именем Юнуса ибн Аль-Хусейн Аль-Астурлаби, представляет собой
заботиться о своих женах и наставлять их. трехмерную модель космического неба. Координаты созвездий были
37Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изменять перенесены на металлическую сферу, вполне узнаваемы даже 48
исламу и после его смерти. Все, что делал пророк во время созвездий, описанных Птолемеем. Узнать земные координаты можно
прощального паломничества, легло в основу обряда, соблюдаемого по параллели, восстановленной к настоящему времени, и утерянному
теми, кто совершает ХАДЖЖ к святым местам. Т.о. Мекка становится на данный момент меридиану. Возле каждого созвездия
религиозным центром ислама, запретным для всех «неверных» местом выгравировано его название на арабском языке, каждой звезде,
ритуального паломничества мусульман по образцу Мухаммада, представленной серебряным кружком, присвоен номер, на который
который вскоре и умер на 11 год хиджры (8 июля 632 г.). Его есть ссылка в каталоге звезд.
могила находится в ограде Мечети Пророка в Медине. С его смертью 86Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался
прекращается непосредственное вмешательство Аллаха в жизнь Юнус, является первым переводом работы Птолемея на арабском
исламской общины и так заканчивается первый этап эпохи языке, датирующимся концом VIII столетья. Благодаря выдающемуся
классического ислама. выполнению, этот глобус следует признать и научным прибором и
385. Исламизация и арабизация. 5.1. Арабский Халифат. Кончина шедевром искусства. Небесная сфера (Иран 12в).
пророка стала тяжким испытанием для ислама. Мухаммад не оставил 87Планисфера Аль-Идриси считалась первой научной картой мира.
распоряжения о своем приемнике. У него не было прямых потомков Планисфера Аль-Идриси.
по мужской линии: последний сын умер в младенчестве незадолго до 88Конец лекции.
«Арабо-мусульманская культура» | Арабо-мусульманская культура.ppt
http://900igr.net/kartinki/religii-i-etika/Arabo-musulmanskaja-kultura/Arabo-musulmanskaja-kultura.html
cсылка на страницу

Культура ислама

другие презентации о культуре ислама

«Ислам» - имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Аравийский полуостров. Рамада?н или рамаза?н — один из месяцев мусульманского (лунного) календаря. Шариат, или Закон ислама, предусматривает четыре типа прав: Мечеть. Сабантуй. Кааба. Имам. Мекка. Салят — Совершение ежедневной, пятикратной молитвы.

«Художественная культура ислама» - Называют "седьмым чудом Индостана". Омар Хайям. Архитектура ислама. Влюбленный слеп. Как напоит тебя сосуд, тобой разбитый в черепки? Жалости душа достойна, у которой друга нет. Бывает, что любовь пройдет сама, Ни сердца не затронув, ни ума. Чтоб клады счастья обрести, прибегни ко всесилью слов.

«Мусульманская культура» - Многонациональная страна с религиозным многообразием. Правда и вымыслы: Слабое государство – сильное общество. Роль клана Фудзивара. Медресе Шир-Дор (Самарканд). Мухаммед возносится на небеса. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/261/. Внутренняя устойчивость. Самарканд. Фатализм. Тема 5. 5. Индия: традиции и новации.

«Арабо-мусульманская культура» - Мечеть Омейядов. Художественная культура. 13. В X – XV в. постепенно сложился сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». 6. Коран. 6.1. Собирание проповедей Пророка. Ансамбль Шахи-Зинда (10-11 вв) в Самарканде. 5.2. Раскол. На небесах Мухаммад увидел мировое древо Сидр и небесную Каабу, рай и ад.

«Терроризм и ислам» - Джихад. Сура 9, стих 7]. Что такое терроризм? во время войны определены строгие правила поведения против нападающих. Что такое ислам? Таково воздаяние неверным! 192. «Джихад». 190. Сура 2. Джихад разрешен в трех случаях: Запрещается: - «подвиг», «усилие», «стремление».

«Культура ислама» - Архитектурные памятники. Резные арки и ниша с орнаментом. Первый руководитель – Мухаммед. Придворный поэт Ибн - Зумрук. Художественная культура мусульманского Востока. Мусульманский Восток. Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента. Какие течения выделились в исламе? Миртовый двор дворца Комарес и Львиный дворик.

Урок

Религия и этика

22 темы
Картинки
Презентация: Арабо-мусульманская культура | Тема: Культура ислама | Урок: Религия и этика | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по религии и этике > Культура ислама > Арабо-мусульманская культура.ppt