Астрономия
<<  Космология Космология  >>
Космология
Космология
ЧАСТЬ 3. О БОГЕ В ЕГО ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ К МИРУ Раздел I. Бог как
ЧАСТЬ 3. О БОГЕ В ЕГО ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ К МИРУ Раздел I. Бог как
2. Бог как промыслитель мира
2. Бог как промыслитель мира
2.1. Понятие о Промысле Божием
2.1. Понятие о Промысле Божием
2.3. Основные возражения против действительности Промысла
2.3. Основные возражения против действительности Промысла
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
1. Ангелы в Свщ
1. Ангелы в Свщ
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1.2. Возражения против бытия ангелов
3.1.2. Возражения против бытия ангелов
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1.3. Сотворение ангелов Богом
3.1.3. Сотворение ангелов Богом
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1.4. Время сотворения ангелов
3.1.4. Время сотворения ангелов
3.1.4. Время сотворения ангелов
3.1.4. Время сотворения ангелов
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1.5. Природа ангелов
3.1.5. Природа ангелов
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1.6. Свойства ангельской природы
3.1.6. Свойства ангельской природы
3.1.6. Свойства ангельской природы
3.1.6. Свойства ангельской природы
3.1.6. Свойства ангельской природы
3.1.6. Свойства ангельской природы
3.1.6. Свойства ангельской природы
3.1.6. Свойства ангельской природы
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1.7. Совершенство ангельской природы
3.1.7. Совершенство ангельской природы
3.1.7. Совершенство ангельской природы
3.1.7. Совершенство ангельской природы
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10
3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1. Мир духовный или ангельский
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11
3.1.11

Презентация: «Космология». Автор: Емельянов Н. Н.. Файл: «Космология.ppt». Размер zip-архива: 746 КБ.

Космология

содержание презентации «Космология.ppt»
СлайдТекст
1 Космология

Космология

Тема лекции: Мир духовный или ангельский Часть 4

2 ЧАСТЬ 3. О БОГЕ В ЕГО ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ К МИРУ Раздел I. Бог как

ЧАСТЬ 3. О БОГЕ В ЕГО ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ К МИРУ Раздел I. Бог как

творец и промыслитель мира

1. Бог как творец мира 2. Бог как промыслитель мира 3. Основные виды творений Божиих 3.1. Мир духовный или ангельский 3.2. Человек

3 2. Бог как промыслитель мира

2. Бог как промыслитель мира

2.1. Понятие о Промысле Божием 2.2. Действительность Промысла Божия 2.3. Основные возражения против действительности Промысла 2.4. Ложные учения о Промысле 2.5. Действия Промысла Божия 2.5.1. Мирохранение 2.5.2. Мироправление 2.6. Предметы Божественного Промысла и виды Промысла 2.7. Образы Божественного промышления о мире 2.7.1. Естественный образ промышления 2.7.2. Сверхъестественный образ промышления 2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла 2.9. О возможности познания Промысла Божия человеком

4 2.1. Понятие о Промысле Божием

2.1. Понятие о Промысле Божием

по-гречески — pronoia, латинское — providencia, славянское - "Божественное смотрение" (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом "попечение". Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение...", кн. 2, гл. 29). Определение (Катихизис, 1 глава): « непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

5 2.3. Основные возражения против действительности Промысла

2.3. Основные возражения против действительности Промысла

1) Наличие в мире физического и нравственного зла. Мир устроен таким образом, что нормой его существования является добро, а зло на всем протяжении истории человечества всегда воспринималось во всех культурах и у всех народов как отклонение от нормы, некая аномалия. 2) Наличие в мире постоянных и неизменных законов. Промысл в мире — это неуместное вмешательство в раз и навсегда установленный порядок. законы не объясняют протекающие в мире процессы. Промысл не нарушает физические законы, но: «идеже хощет Бог, побеждается естества чин» (Великий канон). 3) Если Бог всемогущ и всеведущ, то Он не может Себя поправлять, в Его расчетах и планах не может быть ошибки. Бог, во-первых, сохраняет бытие твари, а во-вторых, исправляет уклонения свободных разумных существ от установленного Им порядка.

6 3.1. Мир духовный или ангельский

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

7 3.1. Мир духовный или ангельский

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

8 1. Ангелы в Свщ

1. Ангелы в Свщ

Писании

«Ангел» в переводе с греческого буквально означает "вестник" и указывает не на природу, как таковую, а на исполняемое служение. В Ветхом Завете «ангелами» называются пророки, например, пророк Моисей (Чис. 20, 16). Пророк Малахия, пророчествуя о Господе Иисусе Христе, называет его Ангелом Завета (Мал. 3, 1). Ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи: Быт. 3 говорится о Херувиме с огненным мечем, поставленном у врат рая, Быт. 28 — о видении лестницы патриархом Иаковом и др. Пророк Исайя имел видение Серафимов в храме (Ис. 6), в псалмах неоднократно говорится об ангелах, например: "Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе" (Пс. 90, 11). В Новом Завете:

В Евангелии. Ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть, во время искушений в пустыне Господь был с ангелами, Воскресение, Вознесение и другие события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил. Сам Господь говорил о них. В истории ранней Церкви. Ангел вывел апостола Петра из темницы. Об ангелах многократно говорится в книге Откровения.

9 3.1. Мир духовный или ангельский

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

10 3.1.2. Возражения против бытия ангелов

3.1.2. Возражения против бытия ангелов

В христианском мире бытие ангелов отрицается только крайними протестантами. Отрицать то, что сказано об ангелах в Свщ. Писании, невозможно, поэтому приходится интерпретировать библейские тексты. Основных аргументов против веры в ангелов три: ангелы представляют собой олицетворение природных стихий. На определенном, достаточно низком уровне религиозного сознания возникает вера в ангелов и их почитание. Однако в Свщ. Писании ангелы имеют ярко выраженные личностные особенности. в Библии нашли выражение народные представления, согласно которым духовный мир устроен по образцу двора восточного монарха. В Свщ. Писании об ангелах говорится очень осторожно; мы знаем лишь постольку, поскольку, их деятельность проявляется по отношению к человечеку. Нигде в Свщ. Писании не говорится о мире ангельском в самом себе, ни о каких подробностях из жизни ангелов, не имеющих отношения к человеку, мы не знаем. вера в ангелов была заимствована иудеями из персидской религии зороастризма во время вавилонского пленения. В действительности, это не так, ведь пленение было в VI-м столетии, а Пятикнижие Моисея и большая часть книг пророческих, были написаны до вавилонского плена, и вера в ангелов там присутствует. Ангелы в зороастризме – двуполые, происходят от доброго и злого начала и т.п.

11 3.1. Мир духовный или ангельский

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

12 3.1.3. Сотворение ангелов Богом

3.1.3. Сотворение ангелов Богом

Свщ. Писании только один раз прямо говорится о сотворении ангелов: "Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их" (Неем. 9, 6). Под воинством здесь следует понимать ангелов. Косвенно об этом говорится в Кол. 1, 16. "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано". Престолы, господства, начальства и власти — это названия ангельских чинов.

13 3.1. Мир духовный или ангельский

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

14 3.1.4. Время сотворения ангелов

3.1.4. Время сотворения ангелов

В Свящ. Писании: Иов. 38, 4-7 Бог основывал землю при общем ликовании небес, когда все сыны Божии восклицали от радости. Сыны Божии — ангелы, а основание земли относится к четвертому дню творения. В святоотеческих текстах мы встречаем, по крайней мере, три мнения относительно происхождения ангелов. ангелы сотворены прежде вещественного мира. Это мнение наиболее широко распространено и вошло в Катихизисы. Его разделяли свщмч. Ириней Лионский, Евсевий Кесаркиский, свтт. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский. Св. Иоанн Дамаскин говорит ("Точное изложение...", кн. 2, гл. III): "Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после того из той и другой сущности — человека".

15 3.1.4. Время сотворения ангелов

3.1.4. Время сотворения ангелов

ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира. Геннадий Массальский и блж. Феодорит Киррский: «Ангелы имеют ограниченную сущность и посему имеют они нужду в месте, потому одно Божество, как неограниченное не заключается в месте. Но если ангелы ограниченны местом, то как им существовать прежде неба и земли? Ибо пока нет содержащего, может ли быть содержимое?» Некоторые отцы, в частности, блж. Августин считали, что ангелы сотворены в первый день творения вместе со светом, и именно поэтому ангелов называют вторыми светами.

16 3.1. Мир духовный или ангельский

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

17 3.1.5. Природа ангелов

3.1.5. Природа ангелов

В Свщ. Писании ангелы предстают, как разумные свободные существа. Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение..." кн. 2, гл. 3) дает следующее определение ангела: "Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей". Природа ангельского мира для нас непостижима. Св. Иоанн Дамаскин: "Один только Творец знает вид и определение ангельской сущности". Единосущны ли ангелы между собой или нет? По этому вопросу существуют разные мнения. В. Н. Лосский ("Догматическое богословие") утверждает, что каждый ангел — это отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Свщ. Писании об этом не сказано ни единого слова. В Предании противопоставляются «Ангельский собор и человеческий род». Мы не знаем, являются ли все ангелы единосущными друг другу, как люди; или ангелы составляют несколько различных родов и внутри рода они единосущны, а между родами — нет; или каждый ангел обладает особой сущностью?

18 3.1. Мир духовный или ангельский

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.6.1. Духовность и бестелесность 3.1.6.2. Отношение ангелов к пространству и времени 3.1.6.3. Бессмертие 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

19 3.1.6. Свойства ангельской природы

3.1.6. Свойства ангельской природы

3.1.6.1. Духовность и бестелесность Евр. 1, 6—7 ангелы прямо называются "духами".; Кол. 1, 16 ангелы называются невидимыми; Господь по Воскресении говорит: "Дух плоти и костей не имеет" (Лк. 24, 39). Однако, они всегда предстают в каких-либо чувственных образах, чаще всего в образах человеческих. По толкованию святых отцов чувственные образы, в которых являются ангелы , — это их временное состояние, а не выражение их существа. Блж. Феодорит: "Знаем, что природа ангелов бестелесна, а принимают они образ в пользу видящих". Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение..., кн. 2, гл. 3): "Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их". наделены разумом, свободной волей и чувствами например, они радуются о кающемся грешнике (Лк. 15, 10), не имеют органов внешних чувств, им присуща способность непосредственного познания вещей: Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение...", кн. 2, гл. 3): "Имеют ведение чувств, но воспринимают не чувственной и природной силой, а познают это боговидной силой, т. е. по благодати".

20 3.1.6. Свойства ангельской природы

3.1.6. Свойства ангельской природы

Бесплотность ангелов относительна. Тертуллиан, свт. Василий Великий и другие свв. отцы считали, что всему тварному свойственна некоторая вещественность. Св. Иоанн Дамаскин: "Бестелесным же и невещественным называется ангел по сравнению с нами, ибо все, в сравнении с Богом Единым, несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество всецело невещественно и бестелесно. Посему же ангелы также имеют вид и ограниченность, свойственную своей природе. Одно Божеское Существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно". В середине 19 века в Русской Церкви имел место богословский спор между двумя ныне прославленными святителями Игнатием (Брянчаниновым) и Феофаном Затворником о телесности ангельской природы. Свт. Феофан отстаивал точку зрения полной бестелесности ангелов. Свт. Игнатий защищал мнение об относительной телесности ангелов. В постановлениях VII Вселенского Собора о церковном искусстве (вопрос о возможности изображать ангелов) отмечается, что ангелы все же обладают некоторой телесностью: "Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими воздухообразными или огненными телами". Отцы Собора указывали ссылались на Евр. 1, 7: "Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь".

21 3.1.6. Свойства ангельской природы

3.1.6. Свойства ангельской природы

3.1.6.2. Отношение ангелов к пространству и времени Утверждать бытие вне времени и пространства возможно только по отношению к Богу. Ангелы зависят от этих категорий тварного бытия. Ангелы не вездесущи, духовно присутствуя там, где им повелено, не могут одновременно действовать в других местах. не имеют вида или формы, подобно телам, и поэтому не имеют троякого измерения по отношению к свойствам пространства и времени обладают несравненно большей свободой, чем люди. могут перемещаться с огромной скоростью, не удерживаются "ни стенами, ни дверями, ни законами, ни печатями и пребывают в местах, постигаемых только умом" (св. Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 3), в Свщ. Писании называется место пребывания ангелов, например, "небо небес" (3 Цар. 8, 27), или "третье небо" (2 Кор. 12, 2). Вечность ангельского мира не тождественна вечности Божественной ангельский мир имеет начало, подвержен изменению, так, мы знаем, что часть ангелов пала, встречаются мнения (например, Григорий Нисский «Точное изъяснение Песней Соломона») о том, что ангелы способны непрестанно возрастать в стяжании вечных благ.

22 3.1.6. Свойства ангельской природы

3.1.6. Свойства ангельской природы

3.1.6.3. Бессмертие Свойством ангельской природы является бессмертие (Лк. 20, 36). Но как бессмертны ангелы: по природе или по благодати? Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение…» кн. 2, гл. 3) считал, что ангелы бессмертны не по природе, а по благодати, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, и ангелы, будучи сотворены, рано или поздно должны прекратить свое существование, и не прекращается оно только по благодати Божией. Свт. Григорий Палама («Сто пятьдесят глав…», 30) считал, что ангелы бессмертны по природе, ибо если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки. В состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Божественной благодати, но, тем не менее, они не прекратят свое существование. Следовательно, они бессмертны не по благодати, а по своей собственной природе.

23 3.1. Мир духовный или ангельский

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

24 3.1.7. Совершенство ангельской природы

3.1.7. Совершенство ангельской природы

Совершенство ангельской природы выражается в особой близости ангелов к Богу. Для них свойственно высочайшее ведение. Господь говорит: "Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Лк. 18, 10); 2 Пет. 2, 11 говорит о могуществе ангелов, которые превосходят людей крепостью и силой. Совершенство ангельской природы выражается также и в святости Господь прямо называет ангелов святыми (Мф. 25, 31). Совершенство ангельской природы ограниченно. Иов. 4, 18: Бог "и в Ангелах Своих усматривает недостатки"; разум ангелов также ограничен, они не знают существа Божия, потому что только Сам Бог знает Свое существо (1 Кор. 2, 11). не знают будущего, если Сам Бог этого им не откроет, например, им неизвестен день и час Второго пришествия (Мк. 13, 32); не постигают во всей полноте и тайны Искупления, желая лишь приникнуть к этой тайне (1 Пт. 1, 12)4 могущество ангелов ограничено природой, в Свщ. Писании об этом не говорится, но существует святоотеческое мнение, что ангелы не могут творить чудес своей собственной силой. Они творят чудеса только по благодати, которую имеют от Бога.

25 3.1.7. Совершенство ангельской природы

3.1.7. Совершенство ангельской природы

Соотношение человека и ангельского мира – каково оно? св. Иоанн Дамаскин (2 кн., 2 гл.): "Творец ангелов, приведший их из не-сущих в бытие создал их по образу Своему". В чем их богообразность? Кто совершеннее человек или ангел? Противопоставление телесность – бестелесность Большая свобода ангелов Положение человека в мироздании как Царя твари: тело, как орудие, человек, как «космическая скрепа» Назначение ангелов и назначение человека Боговоплощение Почитание ангелов "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов" (Кол. 2, 18). Когда мы говорим о почитании ангелов, мы имеем в виду не служение ангелам, как Богу, а почитание ангелов в том же смысле, в каком говорим о почитании святых. Лаодикийский собор (IV век) 35-м своим правилом осудил как ересь поклонение ангелам как творцам и правителям мира, но утвердил почитание ангелов, как служителей Пресвятой Троицы. Ап. Павел (Кол. 2, 19) осуждаются те, кто увлекается служением ангелам "не держась главы", от которой слагается все тело, т. е. Самого Иисуса Христа.

26 3.1. Мир духовный или ангельский

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

27 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10

3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10

Архангелы

Соотношение видимого и невидимого миров. Попытка классифицировать свидетельства Свщ. Писания об ангелах. В канонических книгах Свщ. Писания упоминаются только два архангела. Архангел Михаил (евр., "кто как Бог") упоминается в Дан. 10, 13, и Иуд. 9. Архангел Гавриил (евр., "муж Божий" или "сила Божия"), упоминается в Дан. 8, 16 и Лк. 1, 19. Четыре архангела упоминаются в книгах неканонических. Архангел Рафаил (евр., "помощь Божия" или "исцеление Бо-жие"), упомянут в Тов. 3, 16 Архангел Уриил (евр., "огонь, или свет Божий") упоминается в 3 Езд. 4, 1, Архангел Селафиил (евр., "молитва к Богу") упоминается в 3 Езд. 4, 1; 5, 20, Архангел Иеремиил (евр., "высота Божия") упомянут в 3 Езд. 4, 36. Еще два вообще не упомянуты в Свщ. Писании. Как устроен ангельский мир? В Свщ. Писании упоминается девять ангельских чинов, которые были известны уже в древней Церкви. О девяти ангельских чинах говорят свт. Кирилл Иерусалимский ("Огласитель-ные беседы"), свт. Иоанн Златоуст ("Беседы на Бытие"), все ангельские чины перечисляются в VIII-й книге "Апостольских постановлений". Классификация ангельских сил, которая является традиционной, впервые встречается на рубеже V-VI веков в произведениях неизвестного автора, произведения которого дошли до нас под именем Дионисия Ареопагита.

28 3.1. Мир духовный или ангельский

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании 3.1.2. Возражения против бытия ангелов 3.1.3. Сотворение ангелов Богом 3.1.4. Время сотворения ангелов. 3.1.5. Природа ангелов 3.1.6. Свойства ангельской природы 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

29 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.1. Промысл Божий о добрых ангелах а) Прямой путь служения ангелов Богу б) Косвенный путь служения ангелов Богу. в) Ангелы-хранители народов и обществ и ангелы-хранители частных лиц. 3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов а) Действительность бытия злых духов. б) падение злых духов. в) место обитания злых духов. г) искажение природы падших духов. д) злобная деятельность падших духов в мире. е) отношение Бога к деятельности падших духов.

30 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер. Это обусловлено тем, что духовный мир по своим нравственным характеристикам неоднороден, наряду с добрыми ангелами существуют и ангелы падшие, демоны или бесы. 3.1.11.1. Промысл Божий о добрых ангелах Промысл Божий об ангелах добрых выражается в сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т. е. достижении совершенства и блаженства. Различают прямой путь, путь непосредственного служения Богу, и косвенный путь, т. е. через служение людям и миру в качестве орудий Промысла Божия о вселенной и о человеческом роде.

31 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

а) Прямой путь служения ангелов Богу Примеры непосредственного служения ангелов Богу из Свщ. Писания: видение пророком Исайей серафимов, непрестанно воспевающих песнь Богу: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф" (Ис. 6, 2—3), аналогичные образы мы встречаем в книге Откровения (4 и 7 главы), где говорится о животных, имеющих по шесть крыл и исполненных очей, которые служат пред престолом Божиим. «Ангелы созерцают Бога и это служит им пищей» (св. Иоанн Дамаскин "Точное изложение", 2 кн., 3 гл.) . Через это созерцание они получают необходимую для укрепления в добре благодать. И таким образом возрастают в познании истины, утверждаются в добре и достигают своего назначения.

32 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

6) Косвенный путь служения ангелов Богу. Примеры служения ангелов Богу в качестве орудий Промысла: разрушение Содома и Гоморры (Быт. 19, 1-13), Ин. 5, 4 — Ангел, сходивший в купальню Вифезда и возмущавший воду. Ангелы исполняют волю Вседержителя о стихиях мира, это наиболее явно видно из Откр. 7, 2; 14, 18; 16, 5. Особенно ангелы содействуют делу нашего спасения. Закон на Синае был вручен Моисею при служении ангелов (Втор. 33, 2; Деян. 7, 53). Ангелы принимали участие в деле нашего Искупления и в деле сохранения и распространения Церкви на земле. Все важнейшие события нашего Искупления совершались с участием ангелов. Благовещение, Рождество, бегство в Египет и возвращение из Египта, моление Спасителя о чаше, Воскресение Христово, Его Вознесение — все эти события сопровождались явлением ангелов. В жизни ранней Церкви они также участвовали: ангел вывел ап. Петра из темницы и др.

33 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

в) Ангелы-хранители народов и обществ и ангелы-хранители частных лиц. Об ангелах-хранителях народов и обществ в Свщ. Писании говорится очень немного. Все догматическое учение об ангелах-хранителях народов и обществ основано на 10 главе книги пророка Даниила. Здесь говорится об ангелах — князьях иудейского, эллинского и персидского народов. Ангелы-хранители народов и обществ предстательствуют пред Богом и неведомыми нам средствами направляют эти народы или общества к назначенной Промыслом цели. Они особенно заботятся о просвещении светом истинного богопознания и о благочестии. Помимо 10-й гл. книги Даниила можно сослаться на 1 гл. Откровения, где говорится об ангелах церквей, однако это место Свщ. Писания не имеет однозначного истолкования в православном Предании, поэтому нельзя однозначно утверждать, кто подразумеваются под ангелами церквей. Логично считать, что раз народы и общества имеют своих ангелов-хранителей, то и церкви должны иметь своих ангелов-хранителей. Но, возможно, под ангелами здесь подразумеваются предстоятели церквей, которые тоже могли называться ангелами.

34 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

в) Ангелы-хранители народов и обществ и ангелы-хранители частных лиц. В Свщ. Писании об ангелах-хранителях частных лиц упоминается в Мф. 18, 10. Господь, говоря об опасности соблазнить одного из малых сих, далее добавляет, что "Ангелы их всегда видят лице Отца Моего Небесного". После того, как ап. Петр чудесным образом освободился из темницы, он пришел в дом Иоанна Марка, где было собрание Иерусалимской общины, и постучал в дверь. Вышла служанка и, услышав голос Петра, не открыв дверь, доложила собравшимся, что Петр стоит у дверей. Ей не поверили и сказали, что это Ангел его (Деян. 12, 15). В какой момент человек получает ангела-хранителя? На этот счет существует несколько мнений. Наиболее распространено мнение, что ангел-хранитель дается человеку при Крещении. Может ли быть ангел-хранитель у человека некрещеного? Наиболее общее мнение такое, если у крещеного человека ангел-хранитель имеется всегда, с момента крещения, то некрещенному ангел-хранитель по каким-то особым причинам может быть на время дарован, как, например, был приставлен архангел Рафаил Товии на время исполнения его миссии.

35 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

в) Ангелы-хранители народов и обществ и ангелы-хранители частных лиц. Эти ангелы не оставляют человека даже по смерти.Согласно притче о богаче и Лазаре, души усопших относятся в соответствующие места пребывания ангелами. По отношению к человеку, которому ангел дается, он является хранителем его души и тела (Пс. 90, 10, 11) и молитвенником пред Богом (Тов. 12, 15). Человек своим образом жизни может отогнать от себя своего ангела-хранителя. Свт. Василий Великий (Беседа на 33 Псалом) говорит: "Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех". Примиряет человека с его ангелом-хранителем покаяние, от которого у ангелов бывает радость на небе (Лк. 15, 10).

36 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов а) Действительность бытия злых духов. б) падение злых духов. в) место обитания злых духов. г) искажение природы падших духов. д) злобная деятельность падших духов в мире. е) отношение Бога к деятельности падших духов.

37 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов а) Действительность бытия злых духов. Из книги Бытия (1 гл.) мы знаем, что все творение "хорошо весьма". Это есть вневременная характеристика всего творения, творение вышло из рук Божиих, и поэтому оно — благо. Возникает вопрос: откуда в мире зло? Сама по себе проблема зла — проблема по существу христианская. Вопрос: "что есть зло?" не может быть поставлен в контексте какого-либо другого мировоззрения. В материалистических учениях ответ на вопрос "что есть зло?" может быть двояким. Материализм вообще не ставит такой проблемы или сводит ее к случайным причинам. В дуалистических учениях зло рассматривается как порождение совечного Богу злого начала, как необходимый элемент в структуре мироздания, без которого не возможна мировая гармония. Пантеистические учения — монистичны, и реальность зла в монистических учениях не признается, зло понимается здесь как некая иллюзия, как следствие недоразвитости человеческого сознания. В различных гуманистических учениях зло обычно воспринимается как недостаток природы, т. е. не природа как таковая а то, чего в природе в силу тех или иных причин, не достает

38 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов а) Действительность бытия злых духов. Действительно, и с точки зрения христианского учения зло не может иметь места среди тварных сущностей, но, тем не менее, духовный опыт человечества, в особенности человечества христианского, однозначно свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток, несовершенство природы. Зло имеет свою собственную активность. Ответ на вопрос о природе зла нам дает Сам Господь Иисус Христос в единственной молитве, которую Он нам оставил, в молитве Господней. Молитва "Отче наш" заканчивается прошением избавить нас от лукавого. Лукавый не есть нечто, не есть сущность, это некто, некоторая личность. Зло есть не природа, а состояние природы, или точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу. В. Н. Лосский (ДБ, стр. 251) дает такое определение зла: "Зло — это состояние, в котором пребывает природа личностных существ, отвернувшихся от Бога".

39 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов а) Действительность бытия злых духов. На основании Свщ. Писания возможно дать следующее определение злых духов или падших ангелов: это личные, свободноразумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру, мир, однако, зависимый от Бога. Свщ. Писание не оставляет нам никаких сомнений в том, что злые духи существуют в действительности. Это не просто образы, в которых персонифицируется безличностное зло. Примеров в Свщ. Писании множество: 3 глава книги Бытия — искушение прародителей; в книге Левит (16 гл.) говорится о злом духе Азазелле; во Втор. 32, 17 о языческих жертвах говорится как о жертвах, приносимых бесам. Сам Господь Иисус Христос в Своих поучениях говорит о демонах как о реально существующих и не только говорит, но изгоняет их и повелевает ими.

40 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

Св. прав. Иоанн Кронштадтский в дневнике за 1899 год записал: "Упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению. Отрицающий злого духа человек уже поглощен диаволом"

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов а) Действительность бытия злых духов. Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, не есть хаос. Он имеет четкую иерархию. Господь называет мир падших духов царством в Мф. 12, 26. Единоличным главою этого царства является некоторый дух, который в Свщ. Писании имеет несколько названий. он называется сатаной (Мф. 12) ("сатана, сатан", по-еврейски — "противящийся") диаволом (diabolos, греч. "клеветник"), Веельзевулом, князем бесовским (Веель-зевул — это название одного из ханаанских Божеств, которое упоминается в 4 книге Царств) "древним змием", «драконом» Господь Иисус Христос в Ин. 12, 31 называет его "князем мира сего". Это указывает на то, что он обладает некоторой реальной властью, и наш падший мир находится в значительной степени во власти этого духа. Ал. Павел (2 Кор. 4, 4), учитывая претензии дьявола на власть над этим миром, называет его "богом века сего"; в Еф. 2, 2 он называет его «князем, господствующим в воздухе» Крайняя враждебность этого мира и его главы по отношению к Богу выражается в словах Христа, Который главу этого царства прямо называет "врагом" (Мф. 13, 24-25).

41 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов б) падение злых духов. Свщ. Писание очень скупо говорит о падении ангелов и ограничивается лишь некоторыми общими указаниями, Ап. Иуда говорит, что Бог "Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд. 6). Господь Иисус Христос (Лк. 10, 18) говорит, что Он "видел сатану, спадшего с неба, как молния". Говоря о падении Сатаны, или Денницы (одно из наименований этого злого духа), св. Иоанн Дамаскин замечает, что "ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему духов". Каково число падших духов, мы не знаем, также как не знаем каково число ангелов вообще, не знаем мы и как соотносится их число с числом ангелов добрых. Именно диавол является начальником зла и греха в мире. "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1 Ин. 3, 8).

42 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов б) падение злых духов. Сущность падения ангелов есть гордость Сир. 10, 15: "начало греха — гордость". В.Н. Лосский (ДБ, стр. 252): "Позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха — гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первый был признан к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха — это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь зависимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, непреступно закрывают небеса перед ангелами падшими".

43 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов в) место обитания злых духов. В Свщ. Писании оно обычно называется словами "ад", "преисподняя" или "бездна", но есть и другие указания: "воздух", в Еф. 6, 12 говорится о сатане как о князе, господствующем в воздухе; в Ветхом Завете встречается название "поднебесная". Сатана говорит (Иов. 1, 7), что он обошел всю поднебесную. Эти слова свт. Феофан Затворник толкует следующим образом (Беседа на Послание к Ефесянам): «Обыкновенный образ перевода и толкования слова "поднебесный" означает, что духи летают в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте».

44 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов г) искажение природы падших духов. Природа падших духов есть природа ангельская, и вследствие этого они обладают многими свойствами и способностями, которыми обладают ангелы вообще: они обладают обширным ведением, отчасти ведением будущего, обладают значительным могуществом и силой; они несомненно существа личностные. Ап. Иаков говорит, что они веруют в Бога и даже трепещут (Иак. 2, 19). Основное их чувство в отношении к Богу и Его творению есть ненависть, а в отношении человека — зависть: "Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают все, принадлежащие к уделу его" (Прем. 2, 24). Господь наш Иисус Христос говорит, что диавол был "человекоубийца от начала" (Ин. 8, 44) и называет диавола "отцом лжи". Имеется в виду не лживость, как умение или желание говорить неправду, а ложь как онтологическое свойство, как| полная противоположность истине.

45 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов г) искажение природы падших духов. Воля падших духов направлена только ко злу, хотя они и сохраняют формальную свободу: из многих зол они могут выбрать какое-нибудь одно, но выбирать между добром и злом они уже неспособны; покаяние для них невозможно. Вопрос о возможности для них покаяния в прошлом в Предании решается неоднозначно. Некоторые считают, что с момента падения для духов уже не было возможности покаяния. Согласно другому мнению, такая возможность была утрачена злыми духам после соблазнения человека. Но всеми однозначно признается, что после того, как диавол соблазнил первых людей, покаяние для злых духов невозможно.

46 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов д) злобная деятельность падших духов в мире. Злые духи непрестанно борются за осуществление своих идеалов и делают это как на социальном, так и на индивидуальном уровне. На уровне общественном деятельность злых духов состоит в стремлении распространить свое царство. В чем конкретно выражается это стремление? Например, в искушении прародителей, в установлении духовной власти над земными царствами. В Мф. 4, 8-9 сатана говорит, что власть над земными царствами принадлежит ему. Возможно, что по привычке он преувеличивает, однако, эта власть все-таки значительна, иначе Господь и не назвал бы его "князем мира сего". Одним из самых могущественных средств для распространения царства падших духов является язычество. В Пс. 37 говорится, что язычники приносили своих сыновей и дочерей в жертву бесам. Особенно ярким проявлением бесовского влияния в мире являются различные сатанинские учения, теософия, оккультизм.

47 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов д) злобная деятельность падших духов в мире. Несомненно, что ереси и расколы в Церкви, гонения на Церковь также инспирируются духами злобы. Пытаясь распространять свое царство, они противодействуют Царству Божию и стремятся его разрушить. Во время земной жизни Спасителя сатана искушал Его в пустыне, использовал в своих целях книжников, фарисеев, даже пытался действовать через апостола Петра (Мф. 16). В конце концов, сатана овладел Иудой (Ин. 13). Падшие духи противодействуют распространению Евангелия, в Мф. 13 Господь говорит о диаволе как о враге, который всевает плевелы там, где Господь сеет доброе семя. Особенно царство сатаны усилится при конце мира, когда, согласно Откр. 20, 7, сатана будет освобожден из своей темницы.

48 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов д) злобная деятельность падших духов в мире. Помимо того, что падшие духи пытаются реализовать свои глобальные планы, они борются с каждым человеком. Ап. Петр говорит, что "диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить" (1 Пет. 5, 8). До Крещения каждый человек находится во власти злых духов, поэтому Свщ. Писание, говоря об обращении язычников в христианство, обычно называет его "обращением от власти сатаны к Богу" (Деян. 26, 18) или "избавлением от власти тьмы" (Кол. 1, 13). Принявший Крещение человек получает возможность освобождаться от власти злых духов, но только при условии, что его жизнь есть непрерывная брань, согласно Еф. 6, 12.

49 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов д) злобная деятельность падших духов в мире. Каким образом может воздействовать падший дух на человека? Во-первых, он может воздействовать на душу человека. Это выражается, например, в ослеплении ума, неспособности видеть и воспринимать истину. Ап. Павел говорит: "У неверующих бог века сего ослепил умы" (2 Кор. 4, 4). Злые духи могут воздействовать на волю, возбуждать в человеке порочные желания. Так сатана вложил в сердце Иуды желание предать Спасителя. Могут воздействовать также на чувства человека, вызывая в нем чувства недобрые. Царь Саул, когда злой дух подступал к нему, переживал приступы тоски, печали, раздражения, и Давид игрой на музыкальных инструментах спасал его от этого состояния. В таком состоянии Саул совершенно беспричинно покушался на жизнь Давида. Обычно действие злых духов для человека незаметно, однако, это воздействие может происходить и в чувственных образах: например, с прародителями, когда сатана действовал в образе змия; Ап. Павел говорит (2 Кор. 11, 14), что сатана может принимать вид Ангела света, т. е. зло может действовать и под видом добра. Злые духи могут воздействовать и на тело человека. Например, следствием воздействия злых духов могут быть глухота, немота (Мф. 9, 32) или слепота (Мф. 9, 28), корчи (Лк. 13,11-16).

50 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов д) злобная деятельность падших духов в мире. Наиболее явным для окружающих влиянием падших духов на человека является беснование. Беснование уже не есть воздействие на душу или на тело, это воздействие на саму личность человека, когда нечистый дух устраняет ее от управления своей природой и пользуется человеческой природой как бы своей собственной, со всеми ее способностями, включая даже речь. Беснование может быть полным, тотальным, как это было, например, с Гадаринскими бесноватыми, которые совершенно не владели собой (Мф. 8). Но может быть и временным, носить характер периодических припадков, как это было, например, с бесноватым отроком, из которого не могли изгнать беса ученики Спасителя (Мф. 17). Бесы могут воздействовать и на внешнее благополучие человека: пример многострадального Иова, эпизод с Гадаринскими свиньями.

51 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов е) отношение Бога к деятельности падших духов. Отношение Бога к злым духам кратко можно выразить двумя словами: попускает и ограничивает. Почему Бог попускает злым духам действовать в мире и искушать человека? По этому вопросу у отцов Церкви имеется полное согласие. Свт. Иоанн Златоуст: «Если кто спросит: "Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?" Мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу».

52 3.1.11

3.1.11

Промысл Божий о мире духовном

3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов е) отношение Бога к деятельности падших духов. Не отнимая свободы падших духов, Бог ее ограничивает. Прп. Серафим Саровский : "Будучи по природе ангелами, они (т. е. бесы) обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю если бы Божественная благодать не делала бы бессильным их ненависть против Божия творения" (Вениамин Федченков «Всемирный светильник…»). Каким образом человек может ограничивать действия злых духов? В дохристианском мире это был нравственный закон, закон сердца у язычников и Моисеев ветхозаветный закон у иудеев. У христиан имеются особые средства для противостояния бесовским искушениям. Из Свщ. Писания мы знаем, например, о призывании имени Иисусова. Сам Господь перед Своим Вознесением сказал: "именем Моим будут изгонять бесов" (Мк. 16, 17). Затем — это пост и молитва: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк. 9, 29). Духовное бодрствование и трезвение: "Трезвитесь и бодрствуйте", — говорит ап. Петр (1 Пет. 5, 8). Из аскетической литературы мы знаем многие другие способы борьбы с нечистой силой: это почитание Животворящего Креста, использование святой воды и других священных предметов и священнодействий. Наконец, участие в церковных Таинствах.

«Космология»
http://900igr.net/prezentacija/astronomija/kosmologija-175774.html
cсылка на страницу
Урок

Астрономия

26 тем
Слайды