Без темы
<<  Снег летает и сверкает Собачье сердце  >>
Собачье сердце
Собачье сердце
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»
Почему не удалось превращение Шарикова в личность
Почему не удалось превращение Шарикова в личность
Почему не удалось превращение Шарикова в личность
Почему не удалось превращение Шарикова в личность
Почему не удалось превращение Шарикова в личность
Почему не удалось превращение Шарикова в личность
Почему не удалось превращение Шарикова в личность
Почему не удалось превращение Шарикова в личность
Почему не удалось превращение Шарикова в личность
Почему не удалось превращение Шарикова в личность
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Каково авторское отношение к профессору Преображенскому
Собачье сердце
Собачье сердце

Презентация: «Собачье сердце». Автор: User. Файл: «Собачье сердце.ppt». Размер zip-архива: 574 КБ.

Собачье сердце

содержание презентации «Собачье сердце.ppt»
СлайдТекст
1 Собачье сердце

Собачье сердце

Открытый урок по произведению М. Булгакова

2 Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

3 Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

По жанру «Собачье сердце» (1925) является повестью, но, рассуждая о её жанровом своеобразии, следует признать, что это социально-философская сатирическая повесть с элементами фантастики. В повести описывается нэповская Москва середины 20-х годов XXв. Простых советских людей автор описывает сочувственно, но в повести присутствуют и другие персонажи, которые сатирически высмеиваются.

4 Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

Социальное содержание повести выражается через описание будней Москвы: в столице, как и прежде, разгуливают преступники (Клим Чугункин), существует проблема продовольственного снабжения, драма коммунальных квартир, горькое пьянство. Булгаков показывает несоответствие официальной советской пропаганды и реальной жизни. Социальная идея повести – показ тяжёлой, неустроенной жизни простого человека в Советской стране, где, как и в старые времена, правят бал жулики и негодяи разных мастей – от завхоза столовой до высокопоставленных пациентов профессора Преображенского.

5 Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

В повести социальное содержание тесно переплетается с философскими размышлениями о новом, послереволюционном времени и «новом» человеке, порождённом этим временем. В произведении следует выделить по крайней мере две серьёзные философские проблемы: Первая – об ответственности учёного за его открытия. Вторая – о соблюдении людьми законов социального развития.

6 Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

В повести присутствуют элементы фантастики, которые придают сюжету занимательность и одновременно помогают раскрыть идею произведения. В своём произведении Булгаков, будучи врачом, выразил скептическое отношение к проблеме омоложения, а будучи писателем, сатирически изобразил «успех» медиков-геронтологов и философски осмыслил последствия революционного вмешательства человека в жизнь природы и общества.

7 Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

Жанровое своеобразие повести «Собачье сердце»

В повести «Собачье сердце» полностью проявились главные художественные принципы писателя. В небольшом произведении Булгакову удалось очень многое: достаточно подробно и сатирически изобразить современную жизнь страны Советов; поставить важнейшую нравственную проблему об ответственности учёного за своё открытие; изложить собственное понимание путей развития человеческого общества. Повесть рассуждает о крушении идеи, будто «нового» человека можно создать быстро, например, какими-нибудь чудесными педагогическими или хирургическими способами.

8 Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

9 Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

Для фантастических событий повести автор создаёт живописный город-фон из магазинов, не расчищенных от снега улиц, любопытных горожан, больниц, театров, воровских притонов и т.д. Произведение условно можно разделить на две части: Первая – весьма колоритное изображение Москвы через восприятие наблюдательного пса Шарика; Вторая – описание квартиры Преображенского от лица автора.

10 Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

И пёс, и автор не разделяют энтузиазма тех граждан, которые считают, что жизнь в Республике Советов налаживается день ото дня. Сколько не рекламируй советские товары, они сделаны из рук вон плохо. Свидетельство этому – случай с пациентом Преображенского, который выкрасил волосы отечественным средством и получил шевелюру приятного зелёного цвета.

11 Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

Уличной грязи и разрухе, воровству и разврату, озлоблению и отчаянию граждан новой России противостоит в повести мир квартиры Преображенского. Идея дома как важнейшей опоры человека, где царствуют уют, покой, добрые семейные отношения, - любимая идея Булгакова. В квартире Преображенского жизнь идёт по разумным (традиционным) правилам, отличным от новейших (советских) порядков, поэтому здесь нет разрухи, ведь каждый занимается своим делом.

12 Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

В «Собачьем сердце» средствами сатиры обличаются самодовольство, невежество и ограниченность новых «хозяев» России, как стоящих у власти (пациентов Преображенского), так и рвущихся к власти (Швондера и Шарикова). «Новые» люди во всём отрекаются от ненавистной старой жизни. Их отличает агрессивное невежество и аморальность: едва начав читать, они уже знают, как устроить справедливое общество; едва научившись писать, Шариков «стряпает» политический донос на своего «творца».

13 Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

В повести «Собачье сердце» советская реальность середины 20-х годов XX века отразилась через описание московского быта. Автор не разделял бодрости деятелей пролетарской культуры, например, В.В. Маяковского, который в поэме «Хорошо!» (1927) заявлял: «Слушайте, национальный трутень, день наш тем и хорош, что труден!». Булгаков, как это бывает с большими художниками, угадал пороки советской системы, когда они были ещё в зародышевом состоянии.

14 Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

Как изображается Москва в повести «Собачье сердце»

А между тем, чтобы общество функционировало нормально, надо, как утверждал Булгаков, не так уж много. Об этом в повести рассуждает профессор Преображенский: Во-первых, каждый старательно должен заниматься своим делом; Во-вторых, государством должны управлять умные и образованные люди, деятельность которых общество могло бы контролировать.

15 Почему не удалось превращение Шарикова в личность

Почему не удалось превращение Шарикова в личность

16 Почему не удалось превращение Шарикова в личность

Почему не удалось превращение Шарикова в личность

У Булгакова подзаборный пёс Шарик по-своему умён, наблюдателен, обладает даже ироническим взглядом на жизнь. Шарик рассуждает о настоящей личности, но понимает её по-своему: «И вот, бывало, говорят старые псы, махнёт Влас кость, а на ней с осьмушку мяса. Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых».

17 Почему не удалось превращение Шарикова в личность

Почему не удалось превращение Шарикова в личность

Дворняжке Шарику были пересажены донорские органы Клима Чугункина – вора и пьяницы. Человекоподобное существо унаследовало именно от Клима матерную брань, курение, пристрастие к семечкам, балалаечной игре и алкоголю. Таким образом существо, появившееся в результате смелого эксперимента, не давало никакой надежды стать личностью.

18 Почему не удалось превращение Шарикова в личность

Почему не удалось превращение Шарикова в личность

Превращение «милейшего пса в мразь» шло стремительно. В результате «скрещивания» собаки с преступником получился монстр, аморальный, подлый и агрессивный. Поняв это, Преображенский делает вторую операцию и возвращает Шарикова в «первобытное состояние», потому что как человекоподобное существо он никуда не годится, а как пёс – забавное и умное животное.

19 Почему не удалось превращение Шарикова в личность

Почему не удалось превращение Шарикова в личность

В своём произведении Булгаков показывает, что человек может измениться эволюционно, путём нравственного самосовершенствования, «выдавливая из себя раба по капле», сопротивляясь окружающему злу. Самовоспитание – процесс долгий, кропотливый, сознательный, не каждому он по плечу, а тем более Шарикову. Ни пёс, ни Клим Чугункин, не могут и не хотят работать над собой, а поэтому из «лабораторного существа», созданного искусственным (революционным) путём, никогда не получится личность.

20 Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

21 Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

«Собачье сердце» - сатирическая повесть и все герои (интеллигенты, советские чиновники-функционеры и люмпен-пролетарии)в той или иной мере высмеиваются. С одной стороны профессор Преображенский и доктор Борменталь являются положительными персонажами, Булгакову симпатичны их высокая общая культура, образованность, профессиональный врачебный талант, безукоризненная честность. С другой стороны, Булгаков часто изображает их с иронией, которая основана на разоблачении «чистой» науки и её самонадеянных представителей, вообразивших себя повелителями природы.

22 Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

Ирония проявляется, во-первых, в построении сюжета повести: гордый и величественный профессор Преображенский задумал улучшить человеческую природу, а получил примитивного, злобного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Авторская ирония по отношению к профессору выражается, во-вторых, через комментарии, приписываемые наблюдательному псу.

23 Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

После сытного обеда, который так красочно описывается в третьей главе, «набравшись сил», профессор рассуждает о разрухе. Иронический эффект этой сцены рождается из авторского соединения образа профессора–пророка и собачьей (сниженной) оценки описываемого.

24 Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

Иронически изображается ассистент и ученик Преображенского – Иван Арнольдович Борменталь. Ученик сравнивается с верным оруженосцем, который описывает деяния великого человека. Записи в дневнике Борменталя в самых восторженных местах прерываются кляксами, отмеченными автором.

25 Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

Каково авторское отношение к профессору Преображенскому

Однако, авторская ирония по отношению к учёным-чудакам в середине сменяется сочувствием. «Экспериментальное существо» Шариков последовательно отравляет им жизнь. В создавшемся положении учёные демонстрируют лучшие человеческие качества. Ирония в отношении учёных появляется у Булгакова потому, что профессор и его ученик исповедуют чистую науку, то есть науку ради науки, науку, лишённую гуманистических целей. Здравый смысл, жизненный опыт, высокая культура и развитый интеллект Преображенского симпатичны Булгакову, поэтому герой получился неидеальным, но очень привлекательным.

26 Собачье сердце
«Собачье сердце»
http://900igr.net/prezentacija/biologija/sobache-serdtse-86615.html
cсылка на страницу
Урок

Биология

136 тем
Слайды