Музыкальное развитие детей
<<  Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка  >>
«Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в
«Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в
Для того чтобы приступить к нашему разговору, я попрошу Вас всех
Для того чтобы приступить к нашему разговору, я попрошу Вас всех
Так, вот, ученые подсчитали, что на воспитание детей у современных
Так, вот, ученые подсчитали, что на воспитание детей у современных
Приведу пример ситуации в школе, которую описывает Виктор Федорович
Приведу пример ситуации в школе, которую описывает Виктор Федорович
Скажу Вам, честно, что попытку ответить на этот вопрос уже делали
Скажу Вам, честно, что попытку ответить на этот вопрос уже делали
XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах
XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах
И сегодня я приглашаю Вас стать участниками вебинара на тему
И сегодня я приглашаю Вас стать участниками вебинара на тему
Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы проанализируем следующие концепции
Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы проанализируем следующие концепции
Уважаемые коллеги, а что мы знаем о детстве
Уважаемые коллеги, а что мы знаем о детстве
Анализ авторских концепций детства поможет нам: определиться в
Анализ авторских концепций детства поможет нам: определиться в
Какие современные концепции детства будут сегодня рассмотрены и почему
Какие современные концепции детства будут сегодня рассмотрены и почему
Концепция Д.Б. Эльконина рассматривает природу детства в контексте
Концепция Д.Б. Эльконина рассматривает природу детства в контексте
Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок
Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок
Концепция Д.И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление
Концепция Д.И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление
Сущностно - детство - представляет собой особое состояние социального
Сущностно - детство - представляет собой особое состояние социального
Свое отражение данная концепция находит в концепции Ш.А. Амонашвили
Свое отражение данная концепция находит в концепции Ш.А. Амонашвили
В концепции В.Т. Кудрявцева человеческое детство выполняет
В концепции В.Т. Кудрявцева человеческое детство выполняет
В этом случае Вы можете меня спросить, что является содержанием
В этом случае Вы можете меня спросить, что является содержанием
Оригинальный подход к проблемам психологии развития человека
Оригинальный подход к проблемам психологии развития человека
Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем
Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем
В отличии от традиционной психологии, новая психология детства — это
В отличии от традиционной психологии, новая психология детства — это
В этом случае могу сказать, что на принципах новой гуманистической
В этом случае могу сказать, что на принципах новой гуманистической
Если мы обратимся к концепции Я. Корчака то найдем очень образные
Если мы обратимся к концепции Я. Корчака то найдем очень образные
Концепция В.В. Зеньковского, опубликованная в 1924 г., и сегодня
Концепция В.В. Зеньковского, опубликованная в 1924 г., и сегодня
Приложение №1
Приложение №1
А теперь, уважаемые коллеги переходим к следующему вопросу нашей темы,
А теперь, уважаемые коллеги переходим к следующему вопросу нашей темы,
Итак, уважаемые коллеги, в чем же заключается смысл общения ребенка с
Итак, уважаемые коллеги, в чем же заключается смысл общения ребенка с
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ I этап: Отбираем музыкальное
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ I этап: Отбираем музыкальное
I этап Рекомендуемые музыкальные произведения для обогащения
I этап Рекомендуемые музыкальные произведения для обогащения
II этап Индивидуальная работа с детьми происходит в опреде­ленной
II этап Индивидуальная работа с детьми происходит в опреде­ленной
«Человечки» Ребенку предлагают вырезанных из картона человечков с
«Человечки» Ребенку предлагают вырезанных из картона человечков с
Театрализованные игры-этюды 1. Тише: Два мышонка должны перейти дорогу
Театрализованные игры-этюды 1. Тише: Два мышонка должны перейти дорогу
Ill этап Совместная деятельность с детьми должна включать:
Ill этап Совместная деятельность с детьми должна включать:
Конспект-сценарий взаимодействия с детьми, направленного на обогащение
Конспект-сценарий взаимодействия с детьми, направленного на обогащение
После короткой беседы воспитатель предлагает детям несколько картинок
После короткой беседы воспитатель предлагает детям несколько картинок
Игры
Игры
IV этап
IV этап
Коллеги, в качестве примера, приведу еще два планирования музыкальных
Коллеги, в качестве примера, приведу еще два планирования музыкальных
И как сказал Жан Жак Руссо - у ребенка свое особое умение видеть,
И как сказал Жан Жак Руссо - у ребенка свое особое умение видеть,
Благодарю за внимание
Благодарю за внимание

Презентация: «Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства». Автор: Я. Файл: «Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства.ppt». Размер zip-архива: 115 КБ.

Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства

содержание презентации «Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства.ppt»
СлайдТекст
1 «Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в

«Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в

контексте современных концепций детства» Материал подготовила: кандидат педагогических наук, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Агарева Мария Владимировна

2 Для того чтобы приступить к нашему разговору, я попрошу Вас всех

Для того чтобы приступить к нашему разговору, я попрошу Вас всех

ответить на вопрос: У Вас есть дети, внуки, племянники? Уверенна, что Ваш ответ будет положительным. Задумайтесь, а как много времени, Вы уделяете общению с ними? Если определить это время, то оно будет выражаться в часах, минутах, а может в нескольких секундах???? Как вы думаете?

3 Так, вот, ученые подсчитали, что на воспитание детей у современных

Так, вот, ученые подсчитали, что на воспитание детей у современных

ак, вот, ученые подсчитали, что на воспитание детей у современных родителей остаётся ежедневно всего 17 минут! А специалисты уточнили – это время, которое родители тратят на контроль и нотации. А, что же происходит на практике в дошкольных учреждениях? Как много времени воспитатель, специалист уделяет времени – в общении с детьми??

4 Приведу пример ситуации в школе, которую описывает Виктор Федорович

Приведу пример ситуации в школе, которую описывает Виктор Федорович

Шаталов в своей книге "Куда и как исчезли тройки" (российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР (1987). Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом). Пример. Раннее утро. Родители отправляют своих детей в школы, где им надлежит провести долгих 6 уроков. Почти на каждом из этих уроков значительная часть времени выделяется для устных ответов учащихся. Правильно?! По своей педагогической значимости это едва ли не самые важные минуты: потому что у ребят вырабатываются навыки активного речевого общения. А теперь, уважаемые коллеги, я каждого из Вас попрошу, после небольших рассуждений, написать в чате, сколько минут, по Вашим представлениям, предоставляется каждому ученику для активной разговорной речи во время уроков за целый учебный день. Подчеркиваю: в среднем за целый учебный день. Подумайте и напишите: сколько минут говорит ученик за целый день во время уроков в школе?

5 Скажу Вам, честно, что попытку ответить на этот вопрос уже делали

Скажу Вам, честно, что попытку ответить на этот вопрос уже делали

более 100 000 (сотни тысяч) человек, из которых абсолютное большинство — учителя, преподаватели техникумов и вузов. Так вот, Виктор Федорович Шаталов – определил это время – и это время составляет - две минуты в день на каждого ученика! А вот задуматься и посчитать время, которое предоставляется каждому дошкольнику для активной разговорной речи во время занятий … - остается все еще большим вопросом…. Возможно, кто-нибудь из Вас, уважаемые коллеги проведет подобный эксперимент.

6 XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах

XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах

жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Как только мы начинаем задумываться о качественном и содержательном общении с ребёнком, появляется большое количество вопросов и сомнений: о чем с ним говорить? понимаю, чувствую ли я ребёнка? во что и как играть? какую музыку включать? Подумайте, пожалуйста, какие современные концепции детства, какие знания, и чей опыт Вы применяете в воспитании и развитии детей дошкольников? Эти и другие вопросы, как правило, подводят нас к желанию повысить свою педагогическую компетенцию. А следом возникнут другие вопросы: например, где и как получить знания о современных концепциях детства?

7 И сегодня я приглашаю Вас стать участниками вебинара на тему

И сегодня я приглашаю Вас стать участниками вебинара на тему

«Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства». В контексте нашей темы мы рассмотрим несколько содержательных вопросов: Анализ авторских концепций детства. Общее и различное в авторских концепциях детства. Самоценность детства и задачи музыкального воспитания и развития дошкольников. Понимание самоценности детства в авторских концепциях.

8 Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы проанализируем следующие концепции

Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы проанализируем следующие концепции

детства, которые Вы наблюдаете на слайде: концепцию Д.Б. Эльконина. концепцию Д.И. Фельдштейна. концепцию Ш.А. Амонашвили. концепцию В.Т. Кудрявцева. концепцию новой психологии детства А.Б. Орлова. концепцию развития субъективности человека, В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева. концепцию Я. Корчака. концепцию В.В. Зеньковского

9 Уважаемые коллеги, а что мы знаем о детстве

Уважаемые коллеги, а что мы знаем о детстве

В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Однако, как отмечает известный педагог и врач Януш Корчак: за пониманием детства скрывается непознанность и необъяснимость этого феномена. Наука предпринимает многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения: философской, культурологической и педагогической, этнографической, социологической, экологической. Каждая из этих наук имеет свой уникальный багаж знания о детстве. Для чего - наука предпринимает подобного рода попытки? Для того чтобы: понять ради чего каждому человеку дано детство. обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности. определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, в том числе задачи музыкального воспитания и развития. определить ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком.

10 Анализ авторских концепций детства поможет нам: определиться в

Анализ авторских концепций детства поможет нам: определиться в

понимании феномена детства и его самоценности, т.е. ответить на вопрос: ради чего каждому человеку дается детство? выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соответствии с ней оформить смысл и стиль предстоящей или реальной профессионально-педагогической деятельности, т.е. ответить на вопросы: зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка? Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом его достичь? обозначить приоритетность задач музыкального воспитания и развития ребенка, т. е. получить ответы на вопросы: в чем заключается смысл общения ребенка с музыкой, каковы результаты этого общения и в чем они будут выражаться?

11 Какие современные концепции детства будут сегодня рассмотрены и почему

Какие современные концепции детства будут сегодня рассмотрены и почему

Постараемся рассмотреть существующие сегодня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фундаментальные авторские концепции, рождение которых произошло в недавно завершившемся XX в. Необходимо отметить, что таких концепций несколько.

12 Концепция Д.Б. Эльконина рассматривает природу детства в контексте

Концепция Д.Б. Эльконина рассматривает природу детства в контексте

конкретно-исторических условий. Эти условия определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства. Д. Б. Эльконин считает, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может. Почему? Да потому что - основная потребность ребенка - жить вместе с окружающими людьми. Но, как отмечает Эльконин - это осуществить в современных исторических условиях невозможно: поскольку жизнь ребенка проходит в условиях не прямой связи с миром (опосредованной). Что это означает? А это означает, что велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует. Поэтому, единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения - это сюжетно-ролевая игра. И НИКАКАЯ ДРУГАЯ!!!!!! Именно игра дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

13 Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок

Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок

В детском саду в игре у ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Таким образом мы можем сказать, что игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности и поэтому она становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

14 Концепция Д.И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление

Концепция Д.И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление

социального мира, которое ученый определяет: Функционально, Содержательно. Сущностно. Функционально – детство это процесс вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно – детство - это процесс: постоянного физического роста, накопления психических новообразований (соподчинение мотивов – это когда одни мотивы начинают играть более важную роль для ребенка, чем другие; способность к децентрации – способность ребенка учитывать чужую точку зрения, развитие и совершенствование эмоциональной сферы, развитие самосознания и рефлексии). освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, (способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, спосо­бах их достижения). определения в себя в социальном пространстве. собственной самоорганизации. Безусловно, все перечисленные процессы происходят в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.

15 Сущностно - детство - представляет собой особое состояние социального

Сущностно - детство - представляет собой особое состояние социального

развития, т.е. социализацию ребенка в обществе. Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта, который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной). В результате, смысл всех содержательных изменений заключается не только в приобретении, присвоении ребенком социальных норм (на что, как правило, обращается основное внимание), а в самом развитии социальных качеств, которые свойственны человеческой природе.

16 Свое отражение данная концепция находит в концепции Ш.А. Амонашвили

Свое отражение данная концепция находит в концепции Ш.А. Амонашвили

Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. Амонашвили считает, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей и способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого, своего рода - зернышко, в котором хранится суть миссии ребенка. Но для этого необходимо помочь ему развиться, вырасти, создать условия.

17 В концепции В.Т. Кудрявцева человеческое детство выполняет

В концепции В.Т. Кудрявцева человеческое детство выполняет

взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок: Культуроосвоение. Культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства. Идею понимания детства ради становления детской субкультуры разделяют и разрабатывают исследователи В.В. Абраменкова, М.С. Каган, Р.М. Чумичева и другие. Рассматривая природу культуры детства, М.С.Каган определяет ее как состоящую из двух слоев. Один из них - сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй - проявление детской субкультуры, т.е. формы собственной деятельности ребенка (будь это деятельность музыкальная или трудовая). В связи с этим детская субкультура в широком смысле - это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В узком - это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. уникальный

18 В этом случае Вы можете меня спросить, что является содержанием

В этом случае Вы можете меня спросить, что является содержанием

детской субкультуры? А содержанием становятся: игры, фольклор, эстетические представления детей (по мнению В.В.Абраменковой). Таким образом, можно сказать что детство - это целый мир, в котором функционируют: нормы, правила, законы, ценности. Все это дети демонстрируют взрослым посредством слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений и чувств.

19 Оригинальный подход к проблемам психологии развития человека

Оригинальный подход к проблемам психологии развития человека

разрабатывает А.Б. Орлов, анализируя соотношение двух духовно-практических реальностей: мира детства и мира взрослости. Он полагает, что современный этап развития человечества — это время кардинального пересмотра традиционных принципов отношений между двумя мирами. И поэтому формулирует основные принципы традиционных отношений между миром детства и миром взрослости. Я не буду перечислять все принципы, выделю лишь основные: Принцип субординации: мир детства — это часть мира взрослых, часть, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам и ценностям. Принцип монологизма: мир детства — это мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей; И в этом случае Орлов говорит о том, что мир детства лишен своего собственного и ценного для взрослых содержания. Над этой фразой я Вас попрошу задуматься и высказать свою точку зрения… Принцип произвола: мир взрослых всегда жил по своим законам и всегда навязывал эти законы миру детей; мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых. Уважаемые коллеги согласитесь ли Вы с этим принципом??? Подумайте?? Противоречивое высказывание…

20 Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем

Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем

мира взрослых; этот контроль рассматривался как необходимый элемент процесса обучения и воспитания. Принцип взросления: развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т. е. планомерное движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов. Принцип инициации: своего рода граница между миром детства и миром взрослых, т. е. перевода человека из одного мира в другой. Принцип деформации: мир детства всегда так или иначе деформирован вторжением мира взрослых.

21 В отличии от традиционной психологии, новая психология детства — это

В отличии от традиционной психологии, новая психология детства — это

гуманистическая психология. В основе которой новые отношения между миром взрослых и миром детства. Вот принципы этих отношений: Принцип равенства: мир детства и мир взрослости — совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга. Принцип диалогизма: взаимодействие мира детства и мира взрослости должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс». Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов. Принцип свободы: мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь. Здесь, уважаемые коллеги я попрошу Вас задуматься, над тем какие принципы Вам ближе???? – традиционной психологии или новой???

22 В этом случае могу сказать, что на принципах новой гуманистической

В этом случае могу сказать, что на принципах новой гуманистической

психологии – и построен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Концепция развития субъективности человека, выдвинутая В.И.Слободчиковым и Е.И. Исаевым, позволяет определить самоценность детства, заключающуюся в: - становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов; - развитии (субъектных средств регуляции поведения): эмоций, воли и способностей; - оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям. Ряд авторов, разделяя данный подход (Н.Н. Авдеева, М.В. Корепанова, Е.О. Смирнова и др.), рассматривают самоценность детства в контексте оформления ребенком образа «Я». В этом случае детство – это особый период сотворения и становления ребенком своего образа «Я». В этот период у ребенка формируются представления о самом себе, и своем внутреннем мире (и не только).

23 Если мы обратимся к концепции Я. Корчака то найдем очень образные

Если мы обратимся к концепции Я. Корчака то найдем очень образные

определения понятия детства, например: «Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. На мой взгляд, следующее высказывание ученого, которое я сейчас приведу в качестве примера, наиболее точно характеризует понятие «детство». Вслушайтесь - «Ребенок - это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях».

24 Концепция В.В. Зеньковского, опубликованная в 1924 г., и сегодня

Концепция В.В. Зеньковского, опубликованная в 1924 г., и сегодня

выглядит современно и привлекательно. (В.В.Зеньковский утверждает, что детство нам дано - для того чтобы мы играли. Сама игра развивает эмоциональную сферу и позволяет ребенку выражать свои чувства (и телесное и психическое выражение чувств). Данная авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос: ради чего каждому из нас дано детство? А ответ таков - детство нам нужно - ради фантазии, а работа фантазии - ради игры, а игра - ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство - ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования. Уважаемые коллеги, вот мы с Вами и рассмотрели основные современные концепции детства. Для того чтобы Вы смогли выбрать для себя наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соответствии с ней оформить смысл и стиль своей профессионально-педагогической деятельности, (т. е. ответить на вопросы: зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка) предлагаю Вам воспользоваться следующей таблицей:

25 Приложение №1

Приложение №1

Подумайте, на какую концепцию детства ВЫ будите опираться в своей профессионально-педагогической деятельности? Жду ваших мнений.

26 А теперь, уважаемые коллеги переходим к следующему вопросу нашей темы,

А теперь, уважаемые коллеги переходим к следующему вопросу нашей темы,

который мы сформулируем так: Каким образом, исходя из концепций детства, определяются задачи музыкального воспитания и развития дошкольников? Ответ на этот вопрос раскрывает Приложение №2. Давайте к нему и обратимся. Приложение №2

27 Итак, уважаемые коллеги, в чем же заключается смысл общения ребенка с

Итак, уважаемые коллеги, в чем же заключается смысл общения ребенка с

музыкой? Исходя из задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что: смысл общения ребенка с музыкой состоит в познании разно­образных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений. Результатом общения с музыкой, в этом случает – выступает осмысление и освоение прекрасного, красоты и глубины человеческих чувств и отношений. А вот, теперь, мы с Вами рассмотрим на конкретном примере, как же достичь подобного результата. Вашему вниманию я предлагаю следующую технологию, авторами которой являются А.Г. Гогоберидзе, ДА. Деркунская.

28 ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ I этап: Отбираем музыкальное

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ I этап: Отбираем музыкальное

содержание и формы организации совместной деятельности с детьми, направлен­ные на обогащение представлений детей старшего дошколь­ного возраста об эмоциях и чувствах. II этап: Организуем индивидуальную работу с детьми, имеющими небогатый опыт представлений об эмоциях и чувствах, подготавливающую их к слушанию музыки и рас­ширению данного опыта. III этап: Реализуем цикл слушания музыки с детьми и бесед о ней в педагогическом процессе группы. IV этап: Организуем итоговую диагностику.

Педагогическая технология обогащения представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки (авторы А.Г. Гогоберидзе, ДА. Деркунская).

29 I этап Рекомендуемые музыкальные произведения для обогащения

I этап Рекомендуемые музыкальные произведения для обогащения

представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах

Приложение №3

30 II этап Индивидуальная работа с детьми происходит в опреде­ленной

II этап Индивидуальная работа с детьми происходит в опреде­ленной

логике. 1. Рассматривание картинок с изображением детей и взрослых, сюжетных картинок с ярко выраженными эмоци­ональными состояниями и проявлениями людей. По картинкам проводится беседа с детьми. Примерный круг вопросов: ? Скажи, пожалуйста, кто изображен на картинке? ? Как он (они) себя чувствуют? Почему ты так решил? ? А ты когда-нибудь испытывал такие чувства? Расска­жи, пожалуйста, что это был за случай. ? Что делают изображенные на картинке люди? ? С каким настроением они это делают? Почему, как тебе кажется? ? А как ты догадался об этом? 2. Через некоторое время воспитатель проводит беседу с ребенком по проблемным (более сложным) вопросам. ? Если у твоего друга плохое настроение, как ты об этом догадаешься? ? Когда твоя мама улыбается, как она себя чувствует? Какое у нее настроение? 3. Использование музыкально-дидактических игр, на­правленных на развитие у ребенка представлений о различ­ных эмоциях, чувствах, переданных в музыке.

31 «Человечки» Ребенку предлагают вырезанных из картона человечков с

«Человечки» Ребенку предлагают вырезанных из картона человечков с

разными выражениями лица (радость, грусть, гнев и т. д.). В процессе слушания музыкальных произведений ребенок выбирает того человечка, чье настроение совпадает с харак­тером музыкального произведения. «Так бывает у меня...» Ребенку предлагается послушать музыкальный отрывок и определить, какое настроение оно иллюстрирует. После рассуждений о музыке, ее характере, ему нужно вспомнить случай из жизни, когда дошкольник переживал нечто похо­жее. Подготовьте набор картинок, содержащих разные ситуации из детской жизни (игра на детской площадке; прогулка с ма­мой и папой за руку; ребенок смотрит в окно; ребенок пла­чет; ребенок с игрушкой; ребенок в углу (наказан) и т. д.). Они помогут ему сориентироваться в переживаниях, подска­жут соответствующие музыкальному настроению ситуации. Игры ? Новая кукла: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой (используйте музыку из Детского альбома П. И. Чайковского). ? Баба-Яга: Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей за­топить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама ус­нула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рас­сердилась Баба-Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает (исполь­зуйте музыку А. Лядова «Баба-Яга»).

32 Театрализованные игры-этюды 1. Тише: Два мышонка должны перейти дорогу

Театрализованные игры-этюды 1. Тише: Два мышонка должны перейти дорогу

на кото­рой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавлива­ются и знаками показывают друг другу — «Тише!». Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный па­лец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх». 2. Игра с камушками: Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. За­тем садятся на песок, начиная играть с камушками. 3. Золотые капельки: Идет теплый дождь, пляшут пузырьки в лужах, из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь. 4. Художник: Ребенок играет роль художника. Он внима­тельно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отво­рачивается и дает его словесный портрет. 5. Лисенок боится: Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повто­рить это движение несколько раз. Имитировать стряхивание капелек воды. 6. Фокус: Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

33 Ill этап Совместная деятельность с детьми должна включать:

Ill этап Совместная деятельность с детьми должна включать:

Вводную беседу, прослушивание музыкального произведения, беседу после прослушивания с рассматриванием ассоциативных картинок, повторное прослушивание музыки, диагностическую игру, направленную на выявление у детей степени обогащенности представления об эмоциях и чувствах.

34 Конспект-сценарий взаимодействия с детьми, направленного на обогащение

Конспект-сценарий взаимодействия с детьми, направленного на обогащение

представлений старших дошкольников о чувстве грусти

1. Вводная беседа: ? Ребята, вы когда-нибудь грустили? ? Кто мне может объяснить, что такое грусть? ? Почему люди грустят? После вводной беседы — прослушивание музыкального произведения (в выборе соответствующей музыки вам поможет репертуар, отобранный на 1-ом этапе технологии). 3. Дети прослушали музыкальное произведение, и воспитатель беседует с ними, используя при этом ассоциативные картинки. Примерные вопросы для беседы: ? Ребята, вам понравилась музыка? ? Как вам показалось, какая это музыка — грустная, печальная, веселая? ? Что вам хочется делать, когда вы слышите эту музыку? А может быть, вы кого-нибудь или что-нибудь вспоминаете, слушая это произведение? Кого? Что вспоминаете?

35 После короткой беседы воспитатель предлагает детям несколько картинок

После короткой беседы воспитатель предлагает детям несколько картинок

с изображением пейзажей: весенний просыпающийся лес, залитый солнцем; осенний дождливый лес. Воспитатель просит детей выбрать тот пейзаж, который больше всего подходит к прослушанному музыкальному произведению, эмоциональному состоянию, с обоснованием своего выбора. 4. Детям предлагается еще раз послушать музыкальное произведение, рассматривая пейзаж, который был выбран. 5. После повторного прослушивания воспитатель приглашает детей принять участие в играх. КАКИЕ ЭТО МОГУТ БЫТЬ ИГРЫ?

36 Игры

Игры

«Составь портрет» Каждому ребенку выдают набор из пяти карточек с изоб­ражением частей лиц людей с различными эмоциональны­ми переживаниями. Используются изображения с эмоцио­нальным выражением губ и глаз, каждая карточка отража­ет определенную эмоцию. Играющие получают задание «восстановить лицо» в соответствии с характером прослушанного музыкального произведения. «Дорисуй человечка» Для игры используются условные изображения движе­ний и поз людей в различных эмоциональных состояниях (печали, гнева, радости, удивления и др.). Детям предлагается выбрать определенную позу человечка и дорисовать ему лицо, в соответствии с характером прослушанного музыкального произведения.

37 IV этап

IV этап

Итоговая диагностика по результатам реализации педагогической технологии должна опираться на такие показатели, как: ? дети не испытывают затруднений при определении характера музыкальных произведений; ? у детей повысился уровень вербальной оценки музы­кальных произведений за счет обогащения и активизации словарного запаса о разнообразных эмоциях и чувствах; ? для детей не представляется трудным понять эмоцио­нальные состояния людей по внешним проявлениям; ? у детей обогатился запас экспрессивно-мимических средств общения при выражении эмоциональных состояний.

38 Коллеги, в качестве примера, приведу еще два планирования музыкальных

Коллеги, в качестве примера, приведу еще два планирования музыкальных

занятий, по развитию у детей эмоций. Приложение №4. И в заключении познакомлю с циклом занятий «Музыка - язык наших чувств» (Н.А. Морева). Приложение №5 Итак, мы проследили как возможно обогащать представления старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки.

39 И как сказал Жан Жак Руссо - у ребенка свое особое умение видеть,

И как сказал Жан Жак Руссо - у ребенка свое особое умение видеть,

думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить их умение нашим. Поэтому уважаемые коллеги, направляйте детей и предоставляйте им возможность проявлять и выражать себя и свои чувства. А вот подобного рода технологию я представлю Вам, на одной из наших встреч. И мы с вами более подробно поговорим на тему «Как научить ребенка выражать себя и свои чувства средствами музыкальной деятельности?» На этом наша встреча подошла к концу. До-свидание!

40 Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

«Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства»
http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/muzykalnoe-vospitanie-i-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-kontekste-sovremennykh-kontseptsij-detstva-152429.html
cсылка на страницу
Урок

Дошкольное образование

34 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по дошкольному образованию > Музыкальное развитие детей > Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства