Ценные бумаги
<<  Основные достоинства и недостатки российских годовых отчетов Изменение климата и бедность: российская реальность  >>
Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в
Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в
Особенности трактовок волонтерства в российской и мировой социальной
Особенности трактовок волонтерства в российской и мировой социальной
Эмпирические исследования
Эмпирические исследования
Добровольчество как форма гражданского участия
Добровольчество как форма гражданского участия
Исследовательский вопрос
Исследовательский вопрос
Формирование дискурсивного массива
Формирование дискурсивного массива
Результаты анализа
Результаты анализа
Ось 1: добро vs
Ось 1: добро vs
Ось 1: добро vs
Ось 1: добро vs
Ось 1: добро vs
Ось 1: добро vs
Ось 1: добро vs
Ось 1: добро vs
Ось 2: дело vs
Ось 2: дело vs
Ось 2: дело vs
Ось 2: дело vs
Ось 3: приватность vs
Ось 3: приватность vs
Ось 3: приватность vs
Ось 3: приватность vs
Ось 4: лояльность vs
Ось 4: лояльность vs
Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в
Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в

Презентация на тему: «Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в самоописаниях российских волонтеров». Автор: vkremlev. Файл: «Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в самоописаниях российских волонтеров.pptx». Размер zip-архива: 170 КБ.

Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в самоописаниях российских волонтеров

содержание презентации «Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в самоописаниях российских волонтеров.pptx»
СлайдТекст
1 Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в

Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в

самоописаниях российских волонтеров

О.А. Оберемко доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ, Москва А.Г. Истомина аспирантка кафедры методов сбора и анализа социологической информации департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, Москва Доклад сделан в рамках гранта «New Forms of Mass Opinion Research in Contemporary Russia in the Context of Social and Society Chance», реализующегося в 2014-2016 г. при поддержке фонда А. Гумбольдта.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 www.hse.ru

2 Особенности трактовок волонтерства в российской и мировой социальной

Особенности трактовок волонтерства в российской и мировой социальной

теории

Добровольчество — «любая активность, при которой время свободно используется в интересах другого человека, группы или организации», «работа, которая выполняется без оплаты, без принуждения и организованно на благо других людей, организаций или общества в целом». Волонтерство в российской социальной науке редуцируется: к «социальной работе» (Певная, 2013), к общественной благотворительной деятельности (Кудринская, 2006), в мировой социальной науке расширяется: до института гражданского общества, до формы гражданского участия (наряду с социальным активизмом и политическим участием).

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

3 Эмпирические исследования

Эмпирические исследования

Тезис: Роберт Патнем (2000) Волонтерство — «часть синдрома хорошего (good) гражданства» и политического участия. Мьюсак и Уилсон (2008) Волонтеры чаще, чем не волонтёры (— гражданские установки): стремятся делать что-то на улучшение общества и страны, готовы участвовать в выборах, принадлежат к политической партии, участвуют в обращениях к чиновникам и выборным лицам…

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

4 Добровольчество как форма гражданского участия

Добровольчество как форма гражданского участия

Антитезис: Поль Лихтерман (2005) Не всякое добровольчество вовлекает в общественное пространство. Некоторые добровольческие организации: символически транслируют ценности доверия к миру, на практике стимулируют закрытость. Нина Элиасоф (2003) Деполитизация добровольческого дискурса: избегают общественных проблем, предпочитают дела «малые», «неполитические», «не связанные с крупными общественными проблемами».

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

5 Исследовательский вопрос

Исследовательский вопрос

Исследовательский вопрос — как волонтеры в России понимают различия между волонтерским и протестным участием, чем аргументируют несовместимость? Теоретический объект — социальная самоидентификация добровольцев в контексте общественной активности (активизма). Эмпирическая база исследования ? 60 полуформализованных интервью с активными волонтерами из разных волонтерских объединений Пермского края, собранных весной–летом 2012 г.

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

6 Формирование дискурсивного массива

Формирование дискурсивного массива

Поэтапное формирование дискурсивного массива: отбор интервью, в которых задавался вопрос о целесообразности выделять в российском волонтерском движении протестное и лояльное течения, отбор интервью, в которых получил хотя бы минимальный содержательный ответ, отбор ответов по тематическому принципу: где утверждалось принципиальное различие между протестным и волонтерским участием. Далее: семантический анализ (кодирование) однородного субдискурса несовместимости волонтерства и протеста (или субдискурса аполитичного волонтерства).

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

7 Результаты анализа

Результаты анализа

Реконструировано категориальное пространство противопоставления волонтерского участия протестному: добро vs. отсутствие добра, дело vs. слово, приватность vs. публичность, лояльность vs. нелояльность. 4 типа аргументации. Самоидентификации волонтеров относительно политических активистов.

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

8 Ось 1: добро vs

Ось 1: добро vs

отсутствие добра

В основе добровольчества — добрая воля; перенос атрибута агентства на результат действия: «добрая воля несет добро». «… протестного добровольчества, я думаю, не может быть, по определению, так как добровольчество от слова «добро», и оно несет добро. То есть, все, что несет некий негатив, я считаю, что это уже не добровольчество. (П01, 246–248)» Мир добровольчества — однополярный, позитивный: Добровольчество несет добро несет негатив — [недобровольчество] [недобровольчество несет недобро]

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

9 Ось 1: добро vs

Ось 1: добро vs

отсутствие добра

Более сложная картина мира: добро бывает во благо — в случае добровольчества, а бывает не во благо — в случае протестной активности: … добровольчество не может быть протестным, потому что это [добровольчество] — добро во благо… (П10, 142–143) Амбивалентность доброго агентства: добро, благие намерения могут использоваться и во благо, и во вред. Мир остается простым в горизонте непосредственного субъективного смысла действия.

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

10 Ось 1: добро vs

Ось 1: добро vs

отсутствие добра

Уточнение: «добровольчество — добро, протест — агрессия» Протест — активное вторжение в жизни других: «Добровольчество, оно от слова «добро». Протест — это немножко другое, это все равно какая-то форма агрессии». (П103, 257–258) В первом случае активность несет благо, в другом — [вред]; вторжение (интервенция), несущее вред, и есть агрессия.

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

11 Ось 1: добро vs

Ось 1: добро vs

отсутствие добра

Протест — бескомпромиссная силовая борьба, добровольчество — мягкая сила, не обнаруживающая себя в противопоставлении, избегающая всяких противопоставлений. Избегание сопротивления как средство для сохранения себя и возможностей действовать позитивно: Нет, добровольчество — это, конечно, не оппозиция. О чем мы говорим? Что такое оппозиция? Оппозиция — это против чего-то. А мы не против чего-то, мы, наоборот, за что-то. — …мы просто помогаем, делаем то, что нам важно. Добровольчество — это не оппозиция, мы не выступаем против чего-то. Зачем? Вот мы есть, и мы просто что-то делаем. Все! (П09, 295–297)

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

12 Ось 2: дело vs

Ось 2: дело vs

слово

Добровольчество — результативная, эффективная деятельность vs. символическая активность = бездеятельность протеста. … если люди выходят просто помитинговать, подекларировать свои какие-то заявления, конечно, безусловно, с их точки зрения, это может быть носит какой-то позитивный характер, но я не считаю это добровольчеством. (П01, 251–254) Протестное, это может быть как, в смысле каких-то митингов или чего? — Это организация, но это не добровольчество. По сути, они же ничего не созидают. (П103, 257–258) .

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

13 Ось 2: дело vs

Ось 2: дело vs

слово

Протестное действие — привлекает общественное внимание к структурной проблеме. Но! не принося немедленно реальных частных улучшений, не рассматривается как ценный источник структурных изменений. Я просто считаю, что надо время тратить не на протесты. Ну, давайте будем протестовать, что у детей не хватает вещей в приютах, или у детей нет продуктов в онкоцентре, ну у мам не хватает денег, зачем против этого протестовать, если можно пойти и помочь? — …зачем протестовать, если можно просто менять эту ситуацию, делая какие-то свои действия положительные. Мне кажется, это путь более какой-то лучший, чем выйти на улицу с плакатом. (П30, 540–549)

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

14 Ось 3: приватность vs

Ось 3: приватность vs

публичность

Добровольчество помещено в «стерильное» пространство добра и чистоты, отгорожено от всей гражданско-политической сферы, которая редуцируется к «политике» = «грязное дело»: Нет, нет, не мешайте политику с добровольчеством и волонтерством! Не мешайте! Политика — грязное дело, а волонтерство — чистое и доброе. — Потому как мешать, это удел политиков, втянуть волонтеров в игры. Нельзя допускать, потому что половина сразу же уйдет, потому что политика! Все! До свидания! (П05, 160–167)

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

15 Ось 3: приватность vs

Ось 3: приватность vs

публичность

Волонтер — это человек, который сам для себя решил что-то сделать доброе. Доброе — в оппозицию? Доброе, оно же вне политики! Понятие «добро» для меня, по крайней мере, остается вне политики. Ты либо делаешь это добро, либо ты не делаешь это добро. (П108) Экспликация возможного смысла: «чистота» добровольческого действия обеспечивается возможностью самостоятельно, суверенно принять решение; тогда как «грязная» политика вынуждает актора координировать, согласовывать свои действия с другими, вести дело в качестве социализированного, «обобществленного» субъекта. Чистота ассоциируется с приватной сферой, сфера политического — сфера «нечистого» гезельшафтного торга.

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

16 Ось 4: лояльность vs

Ось 4: лояльность vs

нелояльность

Установка укрепление устоев (позитивными делами), а не разрушение (протестами). …мне кажется — если что-то идет добровольно, то это что-то должно наоборот помогать укреплять какие-то устои той организации, которой мы помогаем… Как говорят, в чужой монастырь со своим уставом не лезут…. (П16, 361) Принятое суверенное и добровольное решение помогать вполне сочетается с готовностью социализироваться (обобществиться), принять условия и правила игры как данность и руководство к действию. Отчетливая гражданская установка на лояльность публичному режиму политического торга и поиска компромиссов, готовность обобществляться в сложном мире.

Фото

Фото

Фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014

17 Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в

Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в

самоописаниях российских волонтеров

О.А. Оберемко доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ, Москва ooberemko@hse.ru А.Г. Истомина аспирантка кафедры методов сбора и анализа социологической информации департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, Москва istomina111@mail.ru

Высшая школа экономики, Москва, 2014 www.hse.ru

«Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в самоописаниях российских волонтеров»
http://900igr.net/prezentacija/ekonomika/protivopostavlenie-volonterskoj-i-protestnoj-dejatelnosti-v-samoopisanijakh-rossijskikh-volonterov-96928.html
cсылка на страницу
Урок

Экономика

125 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по экономике > Ценные бумаги > Противопоставление волонтерской и протестной деятельности в самоописаниях российских волонтеров