Античная философия
<<  Античный скептицизм Античная философия: становление западного типа мировоззрения  >>
Основы философии
Основы философии
Эпикурейцы и стоики
Эпикурейцы и стоики
Сократические школы
Сократические школы
Афины
Афины
Киренаики
Киренаики
Удовольствие
Удовольствие
Аристипп
Аристипп
Феодор
Феодор
Гегесий
Гегесий
Посидипп
Посидипп
Анникерид
Анникерид
Дорога
Дорога
Киники
Киники
Киники Этика аскетизма
Киники Этика аскетизма
Антисфен
Антисфен
Диоген
Диоген
Пейзаж с Диогеном
Пейзаж с Диогеном
Диоген и Александр
Диоген и Александр
Кратет
Кратет
Пародия
Пародия
Эпикурейцы
Эпикурейцы
Эпикурейцы Этика эвдемонизма
Эпикурейцы Этика эвдемонизма
Эпикурейцы Этика эвдемонизма
Эпикурейцы Этика эвдемонизма
Этика эпикурейцев
Этика эпикурейцев
Классификация желаний
Классификация желаний
Стоики
Стоики
Зенон
Зенон
Стоики Автаркия разума
Стоики Автаркия разума
Стоики Автаркия разума
Стоики Автаркия разума
Онтология
Онтология
Фатализм
Фатализм
Властитель неба
Властитель неба
Этика Римской стои
Этика Римской стои
Вопросы
Вопросы

Презентация: «Эпикурейцы и стоики». Автор: Николай Бирюков / Nikolai Biryukov. Файл: «Эпикурейцы и стоики.ppt». Размер zip-архива: 1308 КБ.

Эпикурейцы и стоики

содержание презентации «Эпикурейцы и стоики.ppt»
СлайдТекст
1 Основы философии

Основы философии

Тема 6 Эпикурейцы и стоики

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

2 Эпикурейцы и стоики

Эпикурейцы и стоики

Сократические школы Киренаики: этика гедонизма Аристипп: обоснование гедонизма Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма Анникерид: гедонистический оптимизм Киники: этика аскетизма Антисфен: обоснование кинизма Диоген: практика кинизма Кратет: критика гедонизма Эллинистическая философия Эпикурейцы: этика эвдемонизма Страхи и их преодоление Классификация желаний Стоики: автаркия разума Онтология («физика») Ранней Стои Этика Римской Стои

3 Сократические школы

Сократические школы

Сократические школы и их преемники

Сократ 469-399

Аристипп ок. 435 – ок. 365

Евклид ок. 430 – ок. 360

Платон 428/27 – 348/47

Федон 417 – ок. 350

Антисфен ок. 435-376

Киренская школа

Мегарская школа

Академия (платоники)

Элидо-эри- трейская школа

Киническая школа

Эпикур 341-271

Древняя Академия Средняя Академия

Аристотель 384 – 322/21

Зенон 336-264

Эпикурей- цы

Ликей (перипате- тики)

Стоики

4 Афины

Афины

Афины – центр греческой философии

Рафаэль. «Афинская школа».

Платоники

Перипатетики

Антисфен

Плотин

Платон

Аристотель

Сократ

Зенон

Эпикур

Аверроэс

Парменид

Диоген

Пифагор

Гераклит

5 Киренаики

Киренаики

Киренаики Этика гедонизма

Абдеры

Стагира

Элея

Афины

Эфес

Милет

Кирена

6 Удовольствие

Удовольствие

Киренаики Этика гедонизма

Гедонизм (греч. ?????, удовольствие) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием.

Аристипп ок. 435 - ок. 365

Арета

Аристипп (Младший)

Феодор IV-III в.

Гегесий IV в.

Анникерид IV-III в.

Аморализм

Пессимизм

Гедонистический оптимизм

7 Аристипп

Аристипп

Аристипп Обоснование гедонизма

Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло – телесное страдание. Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство). Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым. Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий.

Аристипп ок. 435 – ок. 365

8 Феодор

Феодор

Феодор Аморалистическая интерпретация гедонизма

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло,

То всё прочее (что не есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать безразличным.

Поэтому мудрец не считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену.

Он избегает их, но не потому, что считает их чем-то дурным самим по себе, а потому что не желает быть наказанным, т.е. страдать.

Имей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти так называемые «преступления», если бы это сулило ему наслаждение.

9 Гегесий

Гегесий

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма

Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы от страданий.

1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала мы страдаем от того, что они не удовлетворены.

2) При этом пребывать в состоянии неудовлетворённости можно долго, тогда как процесс удовлетворения скоротечен.

3) Средства удовлетворения потребностей ограничены и потому достаются с трудом и доступны лишь немногим.

4) Но и эти немногие не будут по-настоящему счастливы, так как то, что достаётся легко, большого удовольствия не доставляет.

10 Посидипп

Посидипп

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма

В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте – Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба. Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть.

Посидипп, «О жизни» (III в. до н.э.)

11 Анникерид

Анникерид

Анникерид Гедонистический оптимизм

Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям.

1) Признание духовных наслаждений расширяет самый круг возможных удовольствий.

2) Удовлетворение духовных потребностей не связано с уничтожением того, что нужно для их удовлетворения.

Значит, удовлетворяя свои духовные потребности, мы не лишаем других средств для удовлетворения их потребностей.

3) В отличие от телесных, духовные наслаждения не скоротечны.

12 Дорога

Дорога

Анникерид Гедонистический оптимизм

В жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой. Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага.

Метродор, «О жизни» (IV в. н.э.)

13 Киники

Киники

Киники Этика аскетизма

Аскетизм (греч., ???????, упражняющийся) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.

Антисфен ок. 435- ок. 376

Диоген Синопский ок. 404 - 323

Кратет Фиванский IV в.

Кинизм (греч., ????, пёс, род. ?????)

14 Киники Этика аскетизма

Киники Этика аскетизма

Синопа

Абдеры

Стагира

Элея

Фивы

Эфес

Афины

Милет

Кирена

15 Антисфен

Антисфен

Антисфен Обоснование кинизма

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас потребностей.

1) Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение потребностей.

(В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны).

2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода.

16 Диоген

Диоген

Диоген Практика кинизма

Джон Уотерхаус. «Диоген».

17 Пейзаж с Диогеном

Пейзаж с Диогеном

Диоген Практика кинизма

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном».

18 Диоген и Александр

Диоген и Александр

Диоген Практика кинизма

«Диоген и Александр».

19 Кратет

Кратет

Кратет Критика гедонизма

Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостной негой пиров, – после смерти ведь нет нам отрады. В прах обратился и я, Ниневии великий властитель. Только с собой и унёс я, что выпил и съел и что взято Мной от любви; вся же роскошь моя и богатство остались; Мудрости это житейской моё поучение людям.

Херил. «На гроб Сарданапала» (V в. до н.э.)

20 Пародия

Пародия

Кратет Критика гедонизма

Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостью мудрых речей, не в еде для души ведь отрада. Жалок я, евший так много и так наслаждавшийся в жизни! Только с собой и унёс я, что ум мой познал и что музы Дали прекрасного мне; все же прочие блага остались.

Кратет Фиванский. Пародия на эпиграмму- эпитафию Херила (IV в. до н.э.)

21 Эпикурейцы

Эпикурейцы

Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Эвдемонизм (греч. ??????????, счастье) – этическое учение, утверждающее, что цель жизни – счастье.

Эпикур 341-271

Гермарх IV-III в.

Метродор 330-277

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)

22 Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Синопа

Абдеры

Лампсак

Стагира

Митилена

Элея

Фивы

Эфес

Афины

Милет

Самос

Кирена

23 Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Эпикурейцы Этика эвдемонизма

Основные сочинения

Эпикур. О природе (не сохр.) Эпикур. Письмо к Геродоту Эпикур. Письмо к Менекею Эпикур. Главные мысли Тит Лукреций Кар. О природе вещей

Эпикур 341-271

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)

24 Этика эпикурейцев

Этика эпикурейцев

Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление

Страхи – причины несчастий

Страх перед богами

Страх смерти

Страх перед страданием

Боги – существа бессмертные и блаженные, а такие ни сами забот не имеют, ни другим не доставляют.

Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.

Непрерывная боль недолговременна, а затяжные немощи доставляют плоти больше наслаждения, чем боли.

25 Классификация желаний

Классификация желаний

Этика эпикурейцев Классификация желаний

Желания бывают

Естественные

Вздорные

Необходимые

Не необходимые

Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде

Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища

Не естественные и не необходимые, например, венки и почётные статуи

26 Стоики

Стоики

Стоики Автаркия разума

Стоя (греч., ????) – Портик

Ранняя Стоя IV-III вв. до н.э.

Средняя Стоя II-I вв. до н.э.

Поздняя Стоя I-II вв. н.э.

Зенон из Кития 336-264

Панэтий ок. 180 – после 110

Луций Анней Сенека 4-65 н.э.

Клеанф ок. 331/30 – ок. 232

Посидоний ок. 135 – ок. 50

Эпиктет ок. 50 – 138

Хрисипп ок. 280/277 – ок. 208/204

Марк Аврелий 121-180

27 Зенон

Зенон

Стоики Автаркия разума

Зенон из Кития (336-264)

Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204)

Луций Анней Сенека (4-65 н.э.)

Марк Аврелий (121-180)

Автаркия (греч., ????????) – самодовление, самодостаточность.

28 Стоики Автаркия разума

Стоики Автаркия разума

Рим

Синопа

Абдеры

Лампсак

Стагира

Митилена

Элея

Асс

? Кордуба

Фивы

Эфес

Гиераполь

Афины

Милет

Солы

Самос

Китий

Кирена

29 Стоики Автаркия разума

Стоики Автаркия разума

Основные сочинения

Сенека. Нравственные письма к Луцилию Сенека. О благодеяниях Сенека. Рассуждения о природе Сенека. О блаженной жизни Сенека. О скоротечности жизни Сенека. О провидении Эпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом) Марк Аврелий. К самому себе

Луций Анней Сенека (4-65 н.э.)

Марк Аврелий (121-180)

30 Онтология

Онтология

Стоики Онтология («физика») Ранней Стои

Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм).

Зенон из Кития (336-264)

31 Фатализм

Фатализм

Стоики Фатализм Ранней Стои

Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека, и на этом основании исключающее случайность и свободу.

32 Властитель неба

Властитель неба

Стоики Фатализм Ранней Стои

Властитель неба, мой отец, веди меня, Куда захочешь! Следую не мешкая, На всё готовый. А не захочу – тогда Со стонами идти придётся грешному, Терпя всё то, что претерпел бы праведным. Покорных рок ведёт, влечёт строптивого.

Луций Анней Сенека (перевод из Клеанфа)

33 Этика Римской стои

Этика Римской стои

Стоики Этика Римской Стои

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать причиной несчастья.

Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т.п.), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными.

Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом.

Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо.

Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.

34 Вопросы

Вопросы

«Эпикурейцы и стоики»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/epikurejtsy-i-stoiki-57562.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды