История философии
<<  Философия истории Из истории русской философии  >>
Философия истории
Философия истории
Становление философии истории
Становление философии истории
Историология
Историология
Историософия
Историософия
Субъект исторического процесса
Субъект исторического процесса
Субъект исторического процесса
Субъект исторического процесса
Эклектизм
Эклектизм
Мифологическая история
Мифологическая история
Античная философия
Античная философия
ГЕРОДОТ (484 до н.э. — 426 до н. э.)
ГЕРОДОТ (484 до н.э. — 426 до н. э.)
ФУКИДИД (460–400 до н. э.)
ФУКИДИД (460–400 до н. э.)
ПОЛИБИЙ (200 — 120 до н. э.)
ПОЛИБИЙ (200 — 120 до н. э.)
Христианская философия Средневековья
Христианская философия Средневековья
Сформулировал три основных принципа философии истории, ставших
Сформулировал три основных принципа философии истории, ставших
Эпоха Возрождения
Эпоха Возрождения
ВИКО Джамбатисто
ВИКО Джамбатисто
XVIII век – Просвещение
XVIII век – Просвещение
ВОЛЬТЕР (Мари Франсуа Аруэ) (1694–1778)
ВОЛЬТЕР (Мари Франсуа Аруэ) (1694–1778)
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 —1803)
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 —1803)
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831)
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831)
Гегель
Гегель
Функции философии истории
Функции философии истории
Множество философско-исторических концепций
Множество философско-исторических концепций
Концепции однолинейного прогрессивного развития Концепции циклического
Концепции однолинейного прогрессивного развития Концепции циклического
Концепции однолинейного прогрессивного развития
Концепции однолинейного прогрессивного развития
Концепция Г.В.Ф. Гегеля
Концепция Г.В.Ф. Гегеля
Концепция К. Маркса
Концепция К. Маркса
Философия истории
Философия истории
Общественно–экономические формации
Общественно–экономические формации
Феодальная крупная земельная собственность феодалов труд свободных, но
Феодальная крупная земельная собственность феодалов труд свободных, но
Концепция Уолта Уитмена Ростоу
Концепция Уолта Уитмена Ростоу
Концепции циклического развития
Концепции циклического развития
Культурологический подход(Биологическая философия истории)
Культурологический подход(Биологическая философия истории)
Культурно-цивилизационный подход к истории
Культурно-цивилизационный подход к истории
Концепция Шпенглера
Концепция Шпенглера
Цивилизационная концепция
Цивилизационная концепция
Цивилизация в концепции Шпенглера
Цивилизация в концепции Шпенглера
Критерии различия цивилизаций
Критерии различия цивилизаций
Ключевые компоненты генезиса цивилизаций
Ключевые компоненты генезиса цивилизаций
Пассионарная теория этногенеза
Пассионарная теория этногенеза
с 1938 по 1943 год – ГУЛАГ (мысль-озарение
с 1938 по 1943 год – ГУЛАГ (мысль-озарение
Этнические системы
Этнические системы
Суперэтнос Самая крупная этническая система Состоит из этносов Общий
Суперэтнос Самая крупная этническая система Состоит из этносов Общий
Субэтнос Части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому
Субэтнос Части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому
Формы этнических контактов
Формы этнических контактов
Пассионарность
Пассионарность
Пассионарность
Пассионарность
Этногенез
Этногенез
Пассионарный толчок
Пассионарный толчок
Уровни пассионарности
Уровни пассионарности
Классификация по признаку пассионарности
Классификация по признаку пассионарности
Второй уровень — поиск удачи с риском для жизни Это искатель счастья,
Второй уровень — поиск удачи с риском для жизни Это искатель счастья,
Образы пассионариев
Образы пассионариев
Империя хунну (III—II вв
Империя хунну (III—II вв
Великорусский этнос
Великорусский этнос
ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЗОН ЭТНОГЕНЕЗА И ПОЛЕЙ ПАССИОНАРНОСТИ (ВЕСТНИК
ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЗОН ЭТНОГЕНЕЗА И ПОЛЕЙ ПАССИОНАРНОСТИ (ВЕСТНИК
59
59

Презентация: «Философия истории». Автор: belka101. Файл: «Философия истории.pptx». Размер zip-архива: 7060 КБ.

Философия истории

содержание презентации «Философия истории.pptx»
СлайдТекст
1 Философия истории

Философия истории

«Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем — не бояться какой бы то ни было правды.» Цицерон

1

2 Становление философии истории

Становление философии истории

История Историческая наука (историология) Философия истории (историософия) выявить общую природу исторического процесса, его основные закономерности и движущие силы является самой общей, предельно общей теорией исторического процесса Значение - заключается в том, что она представляет собой самый общий метод проникновения в сущность исторических явлений Исследует не историю саму по себе, а процесс ее познания Задача - выявление специфики исторического познания Это теория исторического познания (историческая гносеология, историческая эпистемология)

2

3 Историология

Историология

по крайней мере цивилизованного общества, всегда занималась и сейчас занимается описанием исторических событий повествовательна, или нарративна ограничивалась лишь выявлением причин исторических событий, но не объяснением исторического процесса «...Материалистический метод, превращается в свою противоположность, когда им пользуются не как руководящей нитью при историческом исследовании, а как готовым шаблоном, по которому кроят и перекраивают исторические факты» Ф. Энгельс

3

4 Историософия

Историософия

Без теории обойтись невозможно! Историософия в тесной связи с теоретической историологией! История есть процесс! История — поступательное, восходящее развитие, т.е. прогресс? История — просто развитие? История — только изменение? Что является субъектом исторического процесса? Нельзя понять историю, не выявив ее субъекта Выявление субъекта исторического процесса открывает путь к пониманию самого процесса Объективную картину развития историософской мысли можно дать лишь при условии четкого различения одиночных идей, и концепций как сознательно разработанных систем идей.

4

5 Субъект исторического процесса

Субъект исторического процесса

Вся история складывается из действий людей! предметом истории является человек - Марк Блок в книге «Апология истории или ремесло историка» (1949) люди, мыслящие и эмоциональные существа - Арон Яковлевич Гуревич человеческая личность - Ахмед Ахмедович Искендеров Отдельные люди никогда не были и никогда не станут субъектами исторического процесса! Социальные группы Человечество («человечество как действительный, хотя и собирательный организм») – В.С. Соловьев Общество Государство Нации

5

6 Субъект исторического процесса

Субъект исторического процесса

культурно-исторические типы (Николай Яковлевич Данилевский) культуры (Лео Фробениус, Освальд Шпенглер и др.) цивилизации (Арнольд Джозеф Тойнби, Филип Бэгби, Кэррол Квигли и др.) этносы и суперэтносы (Лев Николаевич Гумилев, Эдуард Сальманович Кульпин) расы (Людвиг Вольтман) В исторической науке не существует четкого представления о субъекте истории, а тем самым и об объекте ее исследования

6

7 Эклектизм

Эклектизм

открытое, терпимое, свободное от одностороннего догматизма отношение к альтернативным объяснениям « Невозможно предусмотреть все интересующие исследователя вопросы о любом значимом явлении в рамках одной теории или даже в рамках согласованных, логически совместимых теорий. Можно получить обобщенное знание о мире, опираясь на разные, иногда соперничающие точки зрения.» Роберт Кинг Мертон

7

8 Мифологическая история

Мифологическая история

Основные характеристики: Преобладало настоящее мгновение Время не знает глубины, все события изображены в одной плоскости Время растяжимо и обратимо Боги могут все

8

9 Античная философия

Античная философия

Осмысление хода истории, как проявления рока, предопределяющего судьбу «История» (др.– греч. «исследование, изыскание»)

9

10 ГЕРОДОТ (484 до н.э. — 426 до н. э.)

ГЕРОДОТ (484 до н.э. — 426 до н. э.)

Первый историк, названный Цицероном «отцом истории» Труд Геродота – история Греко–персидских войн История может быть только политической или военной Государство состоит из активного меньшинства и пассивного большинства В истории народа заложена некая конечная, постепенно реализующаяся тайна

10

11 ФУКИДИД (460–400 до н. э.)

ФУКИДИД (460–400 до н. э.)

Древнегреческий историк Автор «Истории» (в 8 кн.) — труда, посвященного истории Пелопоннесской войны (до 411 до н. э.)

Родоначальник научной историографии, основанной на рациональных методах Понимание истории как событийной, в которой отражается борьба за власть и влияние в государстве, борьба государства за господство Война – наиболее благодарная тема для писания истории

11

12 ПОЛИБИЙ (200 — 120 до н. э.)

ПОЛИБИЙ (200 — 120 до н. э.)

Римский историк «История» – история Греции, Македонии, М. Азии, Рима и других стран из 40 книг сохранились полностью первые 5, остальные — во фрагментах

Новый тип историографии – всеобщей истории В центре внимания – динамизм политических сил Анализировал вопросы: Чем определяется сила одного государства и слабость другого? Какова связь между внутренним и внешним в истории государства?

12

13 Христианская философия Средневековья

Христианская философия Средневековья

Внесение в историю некоторого морального начала, божественной сущности, которое трансформировалось в абсолютный дух или мировой разум

АВГУСТИН Блаженный (Аврелий Августин) (354–430) Родоначальник философии истории Обозначил морально–религиозную закономерность исторического развития: конечное торжество Добра над мировым Злом

13

14 Сформулировал три основных принципа философии истории, ставших

Сформулировал три основных принципа философии истории, ставших

классическими

О единстве судеб человечества в истории – понятие всемирно–исторического процесса о единстве – целостности и преемственности исторического процесса во времени – последовательное осуществление высшего замысла об исторической ответственности человека, выбор и действия которого влияют на качество исторического процесса

14

15 Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

ВИКО Джамбатисто (1668–1744) – итальянский мыслитель Книга «Новая наука» Рассматривал историю как процесс, в котором люди создают системы языков, нравов, законов, правительств и т.д. История – процесс возникновения и развития человеческих обществ и их институтов. Периоды в истории имеют общие черты, оказываются тождественными по своей природе. Циклическое движение истории по спирали.

15

16 ВИКО Джамбатисто

ВИКО Джамбатисто

Виды исторических эпох: «Героические» эпохи: господство военной аристократии сельскохозяйственное производство эпическая поэзия мораль, основанная на идее личной доблести и верности, и т.д. Классические эпохи: мысль превалирует над воображением промышленность над сельским хозяйство, мораль, основанная на мире, над моралью, основанной на войне

16

17 XVIII век – Просвещение

XVIII век – Просвещение

Философия истории выделяется в самостоятельный раздел философии Три основных вопроса: о связи человеческого сознания с социокультурной средой о возможности соучастия человеческого сознания в процессе исторических изменений о потенциальной возможности построения универсального человеческого общества

17

18 ВОЛЬТЕР (Мари Франсуа Аруэ) (1694–1778)

ВОЛЬТЕР (Мари Франсуа Аруэ) (1694–1778)

Французский писатель и философ–просветитель Дает определение термину «философия истории» Историк просто описывает исторические события, а задача философии истории – истолкование исторического процесса в целом

18

19 ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 —1803)

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 —1803)

Немецкий философ позднего Просвещения «Идеи к философии истории человечества» – версия естественного исторического развития природы и человеческой культуры История есть осуществление «гуманности»

19

20 ГЕРДЕР Иоганн Готфрид

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид

Рассматривал воздействия внешних факторов, которые определял термином «климат» Считал, что достаточно для понимания истории ответить на вопрос «почему?», а не «для чего?» Признавал ведущей силой истории внутренние, «органические» силы — стремление к созиданию общества Считал культуру сплачивающей силой общества, внутренней сущностью которой является язык

20

21 ГЕРДЕР Иоганн Готфрид

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид

Процесс мирового развития – ступенчатое, поступательное развитие совершенствующихся организмов от: неорганической материи через мир растений и животных к человеку в будущем – к сверхчувственной «мировой душе» Человек – свободная и разумная сущность – вершина сотворенной божественным духом природы

21

22 ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831)

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831)

В «Лекциях по философии истории» разделил всю историографию на три группы: Первоначальная история Рефлективная история Философия истории

22

23 Гегель

Гегель

Первоначальная история – описание событий, участниками которых историки являлись Рефлективная история – взгляд со стороны, в нее входит: всеобщая история – история народа, страны или мира прагматическая история, которая описывает прошлое в ракурсе проблем настоящего критическая история, являющаяся критическим анализом исторических трудов Философия истории – излагает исторический материал на основании общих философских принципов, пытается обнаружить закономерности мирового исторического процесса

23

24 Функции философии истории

Функции философии истории

Онтологическая – осмысление исторического бытия Эпистемологическая (гр. эпистема знание) – проблемы исторического познания Аксиологическая (аксиос гр. ценный) – судит об истории, опираясь на некоторый идеал Прогностическая – предсказывает дальнейшее развитие истории

24

25 Множество философско-исторических концепций

Множество философско-исторических концепций

25

26 Концепции однолинейного прогрессивного развития Концепции циклического

Концепции однолинейного прогрессивного развития Концепции циклического

развития Цивилизационная концепция

26

27 Концепции однолинейного прогрессивного развития

Концепции однолинейного прогрессивного развития

Представители: Гегель Георг Маркс Карл Ростоу Уолт Уитмен История человечества едина Все народы — кто раньше, кто позже — идут к единой цели Цели предлагались разные

27

28 Концепция Г.В.Ф. Гегеля

Концепция Г.В.Ф. Гегеля

История – деятельность людей, где каждый преследует свои интересы Суммирование всех стремлений приводит к иному результату, чем ожидал человек В истории действует некий дух – Мировой разум, который направляет деятельность людей Цель истории — познание Мировым духом самого себя Критерием развития является осознание свободы

28

29 Концепция К. Маркса

Концепция К. Маркса

История человечества едина Единицей исторического развития в формационной концепции является общественно–экономическая формация Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем сама отрицается более новой формацией

Общественно–экономическая формация – это совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития

29

30 Философия истории

Философия истории

Рассматривает

Проблемы закономерностей исторического процесса Проблемы единства и многообразия исторического процесса Проблемы смысла и цели истории Вопрос о культуре и цивилизации Вопрос о социальном прогрессе Проблемы детерминизма и периодизации истории Проблемы методологии и специфики исторического познания

30

31 Общественно–экономические формации

Общественно–экономические формации

Базис – экономика общества – производительные силы и производственные отношения Надстройка – государство, политические, общественные институты

Определяющие компоненты

Первобытнообщинная примитивные формы организации труда отсутствие частной собственности общая собственность на средства и результаты труда равенство и личная свобода

Рабовладельческая возникновение частной собственности на средства производства, в том числе рабов социальное неравенство и классовое расслоение

31

32 Феодальная крупная земельная собственность феодалов труд свободных, но

Феодальная крупная земельная собственность феодалов труд свободных, но

зависимых экономически и политически от феодалов крестьян

Капиталистическая усложняются средства производства промышленность принадлежит классу буржуазии свободные наемные рабочие экономически зависимы от буржуазии

Коммунистическая отсутствие частной собственности на средства производства государственная собственность на средства производства труд рабочих, крестьян, интеллигенции свободных от эксплуатации

32

33 Концепция Уолта Уитмена Ростоу

Концепция Уолта Уитмена Ростоу

Книга «Стадии экономического роста» «Некоммунистический манифест» Была задумана как антимарксистская доктрина История сводится к истории совершенствования техники

(1916-2003) Экономист, политический деятель

33

34 Концепции циклического развития

Концепции циклического развития

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822–1885) русский социолог, публицист естествоиспытатель, геополитик «Россия и Европа» (1869 г.) Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: Религия Культура (наука, искусство, техника) Политика Общественно-экономический уклад

Культурно–исторический тип – это целостная система, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов

34

35 Культурологический подход(Биологическая философия истории)

Культурологический подход(Биологическая философия истории)

Освальд Шпенглер (1880—1936) «Закат Европы» 1918г. Мировая история – совокупность соседствующих и чередующихся, различных локальных культур Культура - это совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни, живой организм, имеющий свой срок жизни – примерно тысячу лет Культура расцветает на почве ограниченной местности, к которой она привязана, наподобие растения Между различными культурами нет никакой преемственности

35

36 Культурно-цивилизационный подход к истории

Культурно-цивилизационный подход к истории

Цивилизация – это сообщество народов, объединенных единой культурой, религией, сходными формами экономической и социальной жизни

36

37 Концепция Шпенглера

Концепция Шпенглера

Культуры Египетская Индийская Вавилонская Китайская Греко–римская Византийско–арабская Западноевропейская Культура майя в Америке Русско–сибирская

Стадии развития культуры Зарождение Развитие Расцвет Упадок

37

38 Цивилизационная концепция

Цивилизационная концепция

Цивилизации – целостные в социокультурном отношении и ограниченные в пространстве и времени человеческие общества, «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны»

Арнольд Дж. Тойнби (1889—1975) Британский историк, культуролог и социолог Единица исторического развития – цивилизация

38

39 Цивилизация в концепции Шпенглера

Цивилизация в концепции Шпенглера

эпоха застоя и окостенения, в которую создание великих творений духа (искусства; наук, религии, философии) невозможно На этапе цивилизации культура способна лишь вырабатывать технику и организацию, что позволяет ей даже увеличить собственное могущество Основные признаки цивилизации: Появление мировых городов Появление городской массы Деньги как абстрактный фактор Войны за передел мира Специфические религии

39

40 Критерии различия цивилизаций

Критерии различия цивилизаций

по критерию их зарождения: первичные, которые зародились на основе примитивного общества вторичные третичные, которые последовательно развились из этих цивилизаций по критерию их развития: Расцветшие Застывшие Неразвившиеся Механизм развития цивилизации - ситуация "Вызов–Ответ"

40

41 Ключевые компоненты генезиса цивилизаций

Ключевые компоненты генезиса цивилизаций

Тойнби выделяет 21, а включая цивилизации–спутники и застывшие цивилизации – 37

Стадии цивилизации рождение рост надлом распад гибель

Универсальное государство вселенская церковь движение племен

41

42 Пассионарная теория этногенеза

Пассионарная теория этногенеза

Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) историк-этнолог, поэт "Этногенез и биосфера Земли« (1989 г.) Оригинальные методы изучения этногенеза, заключающиеся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников

42

43 с 1938 по 1943 год – ГУЛАГ (мысль-озарение

с 1938 по 1943 год – ГУЛАГ (мысль-озарение

!)! До 1943 г. - отбывал свой срок в Норильске. Затем ушел добровольцем на фронт. После демобилизации в ноябре 1945 года Гумилев уже в марте 1946 года экстерном (всего за четыре месяца!) заканчивает истфак ЛГУ. В 1947 г. - книга «Политическая история первого тюркского каганата». Защита кандидатской диссертации в 1948 году. Арест из-за доноса Александра Натановича Бернштамма. Пробыл в заключении с 1949 по 1956 год. 11 мая 1956 года реабилитирован по причине отсутствия состава преступления. Объяснял причину своих злоключений одной фразой: «Ученые сажали ученых». В 1956 году вернулся в Ленинград, работал библиотекарем в Эрмитаже. Защита докторской диссертации 1961 г. «Древние тюрки». ЛГУ читает лекции по «Народоведению» до 1986 г. В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию «Этногенез и биосфера Земли» ( по географическим наукам), которую ВАК не утвердил по причине того, что «она выше докторской, поэтому и не докторская».

43

44 Этнические системы

Этнические системы

Исторический процесс – это взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого Виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос

44

45 Суперэтнос Самая крупная этническая система Состоит из этносов Общий

Суперэтнос Самая крупная этническая система Состоит из этносов Общий

для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы

Этнос Этническая система более низкого порядка (народ) Объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером Пример: Русские

45

46 Субэтнос Части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому

Субэтнос Части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому

ландшафту и связанные общим бытом или судьбой Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Конвиксия Группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений Примеры: сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена Консорция Объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой Примеры: «кружки», политические группировки, секты, преступные банды, рабочие артели и прочие подобные добровольные объединения

46

47 Формы этнических контактов

Формы этнических контактов

Химера Этническая форма несовместимых этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам В её среде расцветают антисистемные идеологии Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н.э. Ксения Сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина» Например: в Российской империи — колонии поволжских немцев Симбиоз Сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга Это — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

47

48 Пассионарность

Пассионарность

«Неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за длительное историческое время должна отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей, мы называем Пассионарность (от латинского слова passio — страсть). Пассионарность — это характериологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленное на осуществление какой-либо цели… Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни…»

48

49 Пассионарность

Пассионарность

Пассионарность — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных целей Непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статус-кво Деятельность - ценнее собственной жизни, и жизни, счастья современников и соплеменников Одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие Не делает человека героем, ведущим толпу: большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса

49

50 Этногенез

Этногенез

Начало - формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения Условия: Нахождение территории на линии пассионарного толчка Сочетание двух или более ландшафтов на территории Присутствие двух или более этносов на территории

50

51 Пассионарный толчок

Пассионарный толчок

— это «появление в определенном регионе какого- то количества пассионариев, т.е. людей, стремящихся сделать больше, чем нужно для поддержания жизни своей и своего потомства. Причем им безразлично, принесет это пользу или вред. Они хотят действовать, т.е. у них есть избыток энергии» Первичный заряд для толчка, приходит из космоса Невидимые глазу лучи воздействуют локально на биосферу или, по-нашему, людей, а она уже реагирует всплеском активности Сопротивляться «свежим» пассионариям бесполезно, ведь, только «народившись», они обладают чудовищной силой и упорством, которые теряют потом с течением времени…

51

52 Уровни пассионарности

Уровни пассионарности

Пассионарность выше нормы проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свой ландшафт Пассионарность на уровне нормы (гармоничность) означает, что её носитель будет пребывать в равновесии с окружающей средой Пассионарность ниже нормы (субпассионарность) означает склонность к лени, пассивности, паразитизму и предательству

52

53 Классификация по признаку пассионарности

Классификация по признаку пассионарности

Высший — шестой, жертвенный Человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью (Жанна Д'Арк, протопоп Аввакум, Иван Сусанин) Пятый уровень — стремление к идеалу победы Человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен (патриарх Никон, Иосиф Сталин) Четвертый уровень - стремление к идеалу успеха, переходный, перегрев (Леонардо да Винчи, А. С. Грибоедов) Третий уровень - фаза надлома — стремление к идеалу знания и красоты («пассионарность слабая, но действенная») Все крупные учёные, художники, писатели, музыканты…

53

54 Второй уровень — поиск удачи с риском для жизни Это искатель счастья,

Второй уровень — поиск удачи с риском для жизни Это искатель счастья,

ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью Первый уровень - пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни Нулевой уровень - обыватель — тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту Субпассионарии 1 ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту 2 не могут даже этого Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин либо происходит гибель этноса, либо берут своё гармоничники

54

55 Образы пассионариев

Образы пассионариев

55

56 Империя хунну (III—II вв

Империя хунну (III—II вв

до н.э. — V в. н.э.)

Как бы вы отреагировали, если бы узнали, что живете на земле, где когда-то была одна из самых могущественных империй всех времен? Что деяния ее правителей и народов, ее населявших, не менее значимы для мировой истории, а, возможно, даже более, чем многих других ярких героев и построенных ими государств?

56

57 Великорусский этнос

Великорусский этнос

«черная легенда» или "провокация западных историков и политиков" "татаро-монгольского ига" на Руси вообще не существовало, был военно-политический альянс между Русью и ханом Батыем для защиты независимости Руси от агрессии Запада «Великороссия... добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя» на основе этого добровольного объединения возник этнический симбиоз Руси с народами Великой степи «смесь славян, yгро-финнов, аланов и тюрков слилась в великорусской национальности»

57

58 ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЗОН ЭТНОГЕНЕЗА И ПОЛЕЙ ПАССИОНАРНОСТИ (ВЕСТНИК

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЗОН ЭТНОГЕНЕЗА И ПОЛЕЙ ПАССИОНАРНОСТИ (ВЕСТНИК

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 1998, том 68, № 4, с. 333-337) "Великий русский народ" завершает развитие 8-й эры современного человечества, еврейский же народ был великим в последнем 628-летнем цикле развития предшествующей - 7-й эры человечества, завершив этот ритм в I веке н.э.; Русские завершают развитие и 8-й эры, и всего цикла человечества, являясь потенциально наиболее совершенным народом этого цикла, длительностью в 20096 лет; следующая, иная цивилизация, сменит нашу в середине 26-го века.

РУДНИК Вячеслав Александрович - доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Института геологии и геохронологии докембрия РАН

58

59 59

59

«Философия истории»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/filosofija-istorii-85302.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды