Наука
<<  День 14 Наука 3 ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии»  >>
Научное творчество
Научное творчество
Сущность научного творчества
Сущность научного творчества
Логика, интуиция, творчество
Логика, интуиция, творчество
Первоисточник науки
Первоисточник науки
Логика интуитивного познания
Логика интуитивного познания
Для Спинозы интуиция – это просто быстрый вывод умозаключения, который
Для Спинозы интуиция – это просто быстрый вывод умозаключения, который
Идею об интуиции как способности разума высказывать синтетические
Идею об интуиции как способности разума высказывать синтетические
Итак, одна из великих заслуг мыслителей от Аристотеля до Канта
Итак, одна из великих заслуг мыслителей от Аристотеля до Канта
Шеллинг констатирует, что вещи и явления противоречивы
Шеллинг констатирует, что вещи и явления противоречивы
Научное познание, считает Шопенгауэр, оперирует понятиями и
Научное познание, считает Шопенгауэр, оперирует понятиями и
Многие психологи, изучающие творчество, отмечают, что то, что принято
Многие психологи, изучающие творчество, отмечают, что то, что принято
Фазы (этапы) творческого процесса
Фазы (этапы) творческого процесса
В творческом процессе сознательный поиск очень редко завершается
В творческом процессе сознательный поиск очень редко завершается
Временное отвлечение от проблемы воспринимается как отдых
Временное отвлечение от проблемы воспринимается как отдых
Третья фаза творческого процесса – фаза инсайта, внезапного озарения,
Третья фаза творческого процесса – фаза инсайта, внезапного озарения,
Критическая оценка интуитивной догадки, проверка её правильности или
Критическая оценка интуитивной догадки, проверка её правильности или
В области технического творчества самый простой способ состоит в
В области технического творчества самый простой способ состоит в
Некоторые технические приёмы творчества
Некоторые технические приёмы творчества
Без альтернатив новые идеи не возникают
Без альтернатив новые идеи не возникают
Дж
Дж
Ожидать случайное решение проблемы кажется достаточно сомнительным
Ожидать случайное решение проблемы кажется достаточно сомнительным
При работе была использована следующая литература:
При работе была использована следующая литература:

Презентация на тему: «Научное творчество». Автор: Анюта. Файл: «Научное творчество.pps». Размер zip-архива: 71 КБ.

Научное творчество

содержание презентации «Научное творчество.pps»
СлайдТекст
1 Научное творчество

Научное творчество

Презентацию подготовила аспирантка 1-го курса заочного отделения Российского нового университета Александрова Анна Сергеевна

2 Сущность научного творчества

Сущность научного творчества

Творчество обычно определяют как процесс создания чего-то нового, никогда раньше не бывшего. Творчество касается не только научно-исследовательской работы, технических изобретений или решения школьной задачи нешаблонным методом. Оно связано с производством, вопросами управления многими другими сферами деятельности. Творчество, как правило, не начинается с фактов: оно начинается с выявления проблемы и веры в возможность её решения. Кульминационным этапом творчества является открытие новой, основной, главной мысли или идеи, определяющей, каким образом может быть решена проблема, давшая начало творческому процессу.

3 Логика, интуиция, творчество

Логика, интуиция, творчество

Гельмгольц, Гаусс, Пуанкаре, Луи де Бройль. Ж.Адамар и другие учёные, специально наблюдавшие за своим творческим процессом и описавшие его, единодушны в том, что новые идеи не обязательно рождаются в результате логического вывода. Исследования психологов, занимающихся творчеством, и педагогов, стремящихся развивать у своих учащихся творческое мышление, также подсказывают, что каких-либо алгоритмов поиска решения проблем, способных заменить инсайт, интуитивную догадку, не существует.

4 Первоисточник науки

Первоисточник науки

Еще родоначальник дедукции Аристотель далеко не разделял мнение, что всё знание должно выводиться исключительно дедуктивным путем из немногих общих очевидных предпосылок (аксиом). Всегда возникает вопрос: «Откуда берутся сами предпосылки?». Отвечая на него, он указывал, что «надежное знание» должно строиться на том, что непосредственно дано нам в ощущении. Но обобщение материала чувственного восприятия индуктивным путем не даёт нам «надежного знания». Когда с помощью индукции мы ищем общее в большом количестве случаев, мы должны учитывать, что никакие два события не совпадают друг с другом. Ощущение, а вместе с ним и знание того, что общее действительно присутствует в исследуемых явлениях, даёт нам особое чутье – интуиция, такое понимание сути. Для Аристотеля, таким образом, интуиция составляет в конечном счёте «первоисточник науки».

5 Логика интуитивного познания

Логика интуитивного познания

Первый, кто попытался создать логику интуитивного познания, был Р.Декарт. Картезианская интуиция представляет нечто иное – как способность разума мыслить о чём-то ясно и отчетливо. Она – рациональная операция, с помощью которой даётся полное и непосредственное определение истин. То, что «2+2=4», «3+1=4», «2+2=3+1», мы, считает Декарт, понимаем интуитивно, т.е. без анализа и доказательств, и такие истины следует выбирать в качестве аксиом. «У человека нет никакого другого пути для достижения истины, - считает Декарт, - кроме самоочевидной интуиции и необходимого доказательства».

6 Для Спинозы интуиция – это просто быстрый вывод умозаключения, который

Для Спинозы интуиция – это просто быстрый вывод умозаключения, который

облегчается знаковой формой, отображающей используемые понятия. Лейбниц понимал интуицию таким же образом. Тем самым оба эти великие мыслители отводили интуиции весьма скромную роль в процессе познания: суждения, выведенные дедуктивным путём – это аналитические суждения, суждения частные, и их предикат мало что добавляет к содержанию субъекта.

7 Идею об интуиции как способности разума высказывать синтетические

Идею об интуиции как способности разума высказывать синтетические

суждения, т.е. такие, предикат которых добавляет новое к содержанию субъекта, развивает И. Кант. Для него интуиция – это способность разума с помощью априорных категорий пространства и времени высказывать содержательные (синтетические) суждения арифметики и геометрии и вообще с помощью этих и других априорных категорий (качества, количества и др.) упорядочивать материал чувственности и предписывать законы природе. С помощью интуиции, считает Кант, разум – достоверное знание о чувственно воспринимаемых вещах (явлениях в терминологии Канта).

8 Итак, одна из великих заслуг мыслителей от Аристотеля до Канта

Итак, одна из великих заслуг мыслителей от Аристотеля до Канта

заключалась в том, что они доказали существование интуитивного познания, отстаивали мысль о том, что интуиция – это не какой-то божественный дар или наитие свыше, а способность разума в отличие от чувственного и рационального познания сначала догадываться, а затем уже доказывать. У этих мыслителей логика и интуиция не противостоят друг другу, а предполагают друг друга, помогают друг другу.

9 Шеллинг констатирует, что вещи и явления противоречивы

Шеллинг констатирует, что вещи и явления противоречивы

И из этого он делает вывод, что логическое мышление, подчиняющееся закону тождества и непротиворечия, не может дать истинное знание о противоречивом мире. Истина об этом мире, считает Шеллинг, открывается интеллектуальному созерцанию, интеллектуальной интуиции философского и художественного гения.

10 Научное познание, считает Шопенгауэр, оперирует понятиями и

Научное познание, считает Шопенгауэр, оперирует понятиями и

умозаключениями и не проникает в сущность вещей и явлений. Оно даёт лишь знание их отношений. Поэтому понятия разума, относящиеся к вещам и явлениям, должны «черпать свой материал и своё содержание из интуитивного познания», интуиция противостоит разуму и представляет собой нечто иное как способность интеллекта познавать непосредственно и наглядно без помощи доказательства и умозаключений.

11 Многие психологи, изучающие творчество, отмечают, что то, что принято

Многие психологи, изучающие творчество, отмечают, что то, что принято

называть интуицией, есть не что иное как подсознательное мышление, итогом которого является идея, дающая решение проблемы. Человек давно научился использовать его. В подсознании, отмечает Дьюи, могут быть решены очень сложные мыслительные задачи. При этом сам процесс не осознается, а «входит в сознание» лишь его результат (если он получен). На нём фиксируется внимание, а человеку иной раз кажется, что на него «ниспослано озарение» что удачная мысль пришла «неведомо откуда», что кто-то иной, «высший» «водил его рукой, держащей перо». Когда результат на лицо, тогда ретроспективным анализом весь ход решения задачи может быть сознательно прослежен.

12 Фазы (этапы) творческого процесса

Фазы (этапы) творческого процесса

А. Пуанкаре различает четыре фазы творческого процесса: первая – подготовительная, вторая – инкубации или созревания, третья – озарения или инсайта и четвертая – проверки. Первая фаза творчества не начинается с фактов. Она начинается с осознания проблемы. Умение чувствовать, находить и ставить проблемы – одна из основных черт творческого мышления. И всё же объективные источники творческих проблем поддаются анализу. Часто их источником являются праздное любопытство и развлечение. Например, микроскоп изобрели не биологи или медики, а точильщики стёкол. Творческие проблемы связаны со всякого рода техническими изобретениями.

13 В творческом процессе сознательный поиск очень редко завершается

В творческом процессе сознательный поиск очень редко завершается

решением проблемы. Как правило, наступает такой момент, когда все доступные методы испробованы, а результата нет. С осознания этого момента начинается вторая фаза творческого процесса – фаза инкубации или созревания, «Общеизвестно, - писал Дьюи, - что после долгой работы над интеллектуальной темой ум перестает функционировать с готовностью. Он явно идёт по проторенной дороге… перестают появляться новые мысли. Ум, как говорит пословица, «сыт по горло». Это условие является предупреждением для обращения сознательного внимания рефлексии на что-либо другое. После того, как ум перестал быть занятым проблемой, осознание ослабило своё напряжение, начинается период инкубации».

14 Временное отвлечение от проблемы воспринимается как отдых

Временное отвлечение от проблемы воспринимается как отдых

исследователя. «Но с большей уверенностью можно предположить, - пишет Пуанкаре, - что этот отдых был наполнен бессознательной работой», итогом которой часто является подсознательно сделанный эвристический выбор. «Материал, - пишет Дьюи, - перегруппировывается сам, факты и принципы распределяются по своим местам, беспорядок превращается в упорядоченность и часто до такой степени, что проблема по существу решается».

15 Третья фаза творческого процесса – фаза инсайта, внезапного озарения,

Третья фаза творческого процесса – фаза инсайта, внезапного озарения,

эмоционально яркого осознания нужного решения. Русский математик В. Стеклов отмечал, что творческий процесс происходит бессознательно. Формальная логика здесь никакого участия не принимает, истина добывается не ценой умозаключений, а именно чувством, которое мы называем интуицией. Она (истина) входит в сознание без всякого доказательства. Найденное бессознательной работой творческого мышления решение проблемы вдруг осознаётся настолько очевидным, что приходится лишь удивляться, как оно раньше не приходило в голову.

16 Критическая оценка интуитивной догадки, проверка её правильности или

Критическая оценка интуитивной догадки, проверка её правильности или

верификация составляет содержание четвертой фазы творческого процесса. В процессе проверки интуитивно полученные результаты упорядочивают, им придают стройную логическую форму. Интуиция уступает место логике. Для проверки найденного решения часто стремятся построить цепочку рассуждений, чтобы проследить логический путь от догадки до отправной точки зрения. Иногда бывает полезным поступать наоборот: за отправную точку зрения взять проблему, а затем попытаться построить цепочку рассуждений, обосновывающих найденную догадку. Если тот или другой путь оказывается логичным, то это даёт довольно веские основания считать найденное решение правильным.

17 В области технического творчества самый простой способ состоит в

В области технического творчества самый простой способ состоит в

построении образца. Ведь техническое устройство или работает или не работает. В этом случае легко установить и степень эффективности найденного решения. Другой способ состоит в воссоздании явлений, над которым билась творческая мысль в искусственных условиях, в опыте, эксперименте. Часто чтобы проверить догадку, из неё логическим путём выводят следствия о новых возможных фактах, а затем ищут подтверждение этих выводов в опыте, эксперименте.

18 Некоторые технические приёмы творчества

Некоторые технические приёмы творчества

Существует так много разновидностей творчества, что можно только указать лишь немногие весьма общие и далеко не единственные его принципы. Эдвард де Боне сводит их к следующим: - осознание господствующих, или поляризующих идей; - поиски различных подходов к явлениям; - осознание того, что традиционные подходы и методы являются явно неэффективными; - использование случая.

19 Без альтернатив новые идеи не возникают

Без альтернатив новые идеи не возникают

Мышление идет проторенными путями. Новая идея может родиться только после осознания того, что старые идеи и старые подходы оказались явно неэффективными и не могут привести к решению проблемы. Первые наметки на новую идею, как правило, бывают такими неопределенными и туманными, что им просто невозможно придать какую-либо чёткую логическую форму. Важно суметь избежать слишком ретивого логического внимания к новой идее. Логические суждения о новой идее могут быть ошибочными, поскольку основываются, как правило, на прошлом опыте или прошлых фактах.

20 Дж

Дж

Гетцелис, Кюби, Эдвард де Боне и другие считают, что одним из самых эффективных способов использования случайности в творческом процессе является свободная игра воображения исследователя. Игра представляет собой попытку ускорить процесс случайного возникновения какого-то явления, которое мы бы никогда не нашли. Забавляться такой игрой – это своего рода эксперимент со случайностью. Воображение позволяет столкнуть друг с другом в представлении такие явления, которые иначе никогда бы не соединились, позволяет создать такую цепь событий, которая никогда бы не создалась.

21 Ожидать случайное решение проблемы кажется достаточно сомнительным

Ожидать случайное решение проблемы кажется достаточно сомнительным

занятием. Да и само определение случайности предполагает, что случайно ничего не решается, а соблазн придать мыслям определенное направление всегда очень велик. Однако поддаваться этому соблазну иногда равносильно ошибке. Чаще бывает так, что если ожидать достаточно пассивно, то всегда случай может предоставить идею, и причём чаще всего не одну, а сразу несколько. Но всегда нужно помнить изречение Пастера: «Случай благоприятствует подготовленному уму».

22 При работе была использована следующая литература:

При работе была использована следующая литература:

«История логики и мышления», Касинов В.И., М., 1999г. «Философия», учебник, Миронов В.В., М., 2011г. «Логика – искусство мышления», Тимирязев А.К., М., 2000г. «Логическое суждение», Руфулаев О.Н., К., 2005г. «Логика и человек», сборник статей, М., 2000г. «Философия и жизнь», журнал, К., 2004г.

«Научное творчество»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/nauchnoe-tvorchestvo-201107.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Наука > Научное творчество