Познание
<<  Историческое познание сегодня Виды интеграции в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»  >>
Познание (гносеология)
Познание (гносеология)
Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания
Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания
Познание (гносеология)
Познание (гносеология)
Познание
Познание
Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются
Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются
Субъект-объектные отношения
Субъект-объектные отношения
Познание (гносеология)
Познание (гносеология)
Д. Юм Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и
Д. Юм Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и
Точка зрения материалистов
Точка зрения материалистов
Объективные идеалисты о познании
Объективные идеалисты о познании
Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным
Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным
Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для
Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для
Теория иероглифов
Теория иероглифов
Конвенционализм
Конвенционализм
Инструментализм и операционализм
Инструментализм и операционализм
Основные формы познания
Основные формы познания
Истина
Истина
Истина
Истина
Практика и ее роль в познании
Практика и ее роль в познании
Практика как критерий познания
Практика как критерий познания
ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания)
ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания)
Общая характеристика науки
Общая характеристика науки
Основные функции науки
Основные функции науки
Структура научного познания
Структура научного познания
Классификация наук
Классификация наук
Скептицизм и агностицизм
Скептицизм и агностицизм
Основные этапы развития науки
Основные этапы развития науки
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ (продолжение)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ (продолжение)

Презентация: «Познание (гносеология)». Автор: svv. Файл: «Познание (гносеология).ppt». Размер zip-архива: 806 КБ.

Познание (гносеология)

содержание презентации «Познание (гносеология).ppt»
СлайдТекст
1 Познание (гносеология)

Познание (гносеология)

П л а н Объект и субъект познания Познание как отношение человека к миру Чувственное и рациональное в процессе познания Понятие истины Практика – основа и цель познания Специфика научного познания Скептицизм и агностицизм

Л и т е р а т у р а 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. 2. Загадка человеческого понимания. М., 1991. 3. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. 4. Теория и жизненный мир человека. М., 1995. 5. Теория познания. М., 1991. Т. 1, 2. 6. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989. 7. Философия. Конспект лекций. Под. ред. В.В. Трушкова. М., 2001, с. 167–175 8. Философия: Учебник / Под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002, с. 256–284. 9. Французова Н.П. Методология научного познания. М., 1996.

2 Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания

Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания

его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности.

3 Познание (гносеология)
4 Познание

Познание

Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познание человек

Материя

Материя

Отражение

Целью всякого познания является достижение истины, достоверного, правильного знания.

5 Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются

Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются

«субъект» и «объект». Субъект понимается в качестве носителя познавательной активности, направленной на предметы окружающей реальности. Субъект может быть как индивидуальным (отдельная личность), так и коллективным (социальная группа). Объект же это то, что противостоит субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности. Причём иногда в качестве объекта может выступать и сам субъект.

6 Субъект-объектные отношения

Субъект-объектные отношения

До И. Канта

Субъект

Объект

Субъект

Объект

После появления философии И. Канта

7 Познание (гносеология)
8 Д. Юм Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и

Д. Юм Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и

какова она. Мы знаем только мир наших чувств и мыслей. О реальности за миром сознания мы можем строить вероятностные, гипотетические суждения.

И. Кант Мир вещей в себе непознаваем, мы можем познавать лишь отражение вещей в себе в нашем сознании, то есть вещи для нас.

9 Точка зрения материалистов

Точка зрения материалистов

Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности, нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта. Само выживание живых существ и успех деятельности человека свидетельствуют о том, что познание мира возможно

10 Объективные идеалисты о познании

Объективные идеалисты о познании

Объективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира, но только с помощью мирового духа (Бога и пр.). Без содействия высшего идеального начала человеческий разум бессилен. Платон: познание есть припоминание (анамнезис) душой того, что она видела до вселения в тело в мире идей.

11 Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным

Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным

светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём (теория иллюминативизма). Р. Декарт: у нас есть вложенные Богом истинные идеи, которые мы должны развивать, конкретизируя методом дедукции. Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма) Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма)

12 Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для

Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для

рационализма). Согласно Р. Декарту и Г. Лейбницу, душа при рождении уже имеет в себе врождённое содержание, определяющее накопление опыта и получение новых знаний

Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма) Согласно Д. Локку, душа младенца подобна чистой доске – tabula rasa. Всё, существующее в разуме, прошло через чувства.

13 Теория иероглифов

Теория иероглифов

Выдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем. Согласно теории иероглифов, то, что дано нам на стадии чувственного и рационального познания, служат для нас символами внешних объектов. Как писал Гельмгольц, «они соответствуют им настолько, насколько писаное слово или звук соответствует данному предмету». Чувственные впечатления есть только отметки качеств внешнего мира, которые могут принципиально отличаться от действительных характеристик объектов мироздания. Но в процессе опыта люди обучаются истолковывать эти «иероглифы» и действовать, правильно поняв значение этих символов и представляемой ими реальности.

Герман Гельмгольц 1821 – 1894)

14 Конвенционализм

Конвенционализм

Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре. Конвенционалисты утверждают, что все истины и теории – условности, принятые ради удобства. Так, из многих геометрий ни одна не является более истинной чем другие, а лишь более удобной. Пуанкаре считал, что познаваемы лишь отношения между объектами, но не сами свойства объектов, «даже Бог не смог бы познать и выразить истинную природу вещей».

Анри Пуанкаре (1854 – 1912)

15 Инструментализм и операционализм

Инструментализм и операционализм

Джон Дьюи (1859 - 1952)

Уильям Бриджмен (1882 - 1961)

Теория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи. Она названа так, поскольку Дьюи полагал, что все истины, гипотезы и теории являются орудиями (инструментами) познания. Операционализм У. Бриджмена строится на утверждении, что содержание понятий сводится к серии различных действий, операциям. Так, понятие по пространстве и времени мы получаем посредством операции измерения. Операции определяются как направленные действия индивида, они могут быть как реальными, так и умственными.

16 Основные формы познания

Основные формы познания

Основные формы познания

Рациональное познание

Чувственное познание

Ощущение Отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы

Понятие – умственный концепт, отличающийся обобщенностью и отбором существенного; – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках

Восприятие Отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы

Суждение Форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях

Представление Возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал

Умозаключение Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

Иррациональные формы познания (интуиция и т.д.)

17 Истина

Истина

З н а н и е

П р е д м е т

Истина – соответствие

Заблуждение – несоответствие

18 Истина

Истина

ИСТИНА Характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности

Объективная истина – объективное содержание знаний

Абсолютная истина

Относительная истина

Ошибка Результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными, случайными причинами

Заблуждение – несоответствие знания его предмету; – расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; – абсолютизация относительной истины

Абсолютная истина - это объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов и явлений материального мира

Относительная истина - это объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира

Принцип конкретности истины

19 Практика и ее роль в познании

Практика и ее роль в познании

Практика – это материальная деятельность людей

Деятельность по изменению общественных отношений

Производственная деятельность

Практика

Эксперимент

Исходный продукт познания

Роль практики в познании

Движущая сила и цель познания

Критерий истины

20 Практика как критерий познания

Практика как критерий познания

Относительный характер практики как критерия познания

П р о я в л я е т с я в е д и н с т в е

1. Практика относительна как отдельный акт 2. Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения 3. Непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют

1. Практика абсолютна как процесс 2. Доказанное практикой является объективной истиной 3. Абсолютность практики как критерия истины дает возможность отличать объективно истинные знания от вымысла, заблуждения

21 ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания)

ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания)

1. Классическая схема процесса

Объект познания (ОП)

Субъект познания (СП)

2. Научная схема процесса познания

Объект познания (ОП)

Средство познания (СП)

Субъект познания (СП)

Использование моделей

Использование приборов

22 Общая характеристика науки

Общая характеристика науки

Наука

Высшая форма человеческих знаний

Элемент духовной культуры

Система развивающихся знаний

Социальный институт

Система духовной деятельности

Система научных принципов, категорий, законов

Приемы и методы исследования

Духовное производство

Способ познания

23 Основные функции науки

Основные функции науки

Функции науки

Практически-действенная функция

Познавательная функция

Способность науки вскрывать сущность вещей в процессе познания

Участие науки в преобразующей деятельности человека и общества

24 Структура научного познания

Структура научного познания

Эмпирический факт _ научный факт _ наблюдение _ реальный эксперимент _

Модельный эксперимент _ мысленный эксперимент _ фиксация результатов эмпирического

Уровня исследований _ эмпирическое обобщение _ использование имеющегося теоретического

Знания _ образ _ формирование гипотезы _ проверка ее на опыте _

Формирование новых понятий _ введение терминов и знаков _ определение их значения _

Выведение закона _ создание теории _ проверка ее на опыте _

Принятие в случае необходимости дополнительных гипотез

25 Классификация наук

Классификация наук

I. Философские науки Онтология Гносеология Логика Социология (общая) Этика Эстетика

II. Математические науки Математическая логика Математика Практическая математика (включая кибернетику)

IV. Естественные науки и технические науки

III. Социальные науки История Археология Этнография Экономическая география Статистика Экономические Юридические Искусствоведение Языкознание Психология Педагогические и др. науки

Механика Астрономия Астрофизика Физика Физическая химия Химия Геохимия Геология География Биохимия Биология Физиология человека Антропология

Прикладная механика Космонавтика Техническая физика Химико-технологические науки с металлургией Горное дело Сельскохозяйственные Медицинские науки

26 Скептицизм и агностицизм

Скептицизм и агностицизм

Основные принципы скептицизма и агностицизма

27 Основные этапы развития науки

Основные этапы развития науки

1. Древняя наука (рабовладельческое общество) - Рождение наблюдательной и теоретической науки; - смешение науки-и вненаучных элементов (религии, философии и т.п.; - теория как продукт умосозерцания мира (наивность и глубокие прозрения). 2. Средневековая наука (феодальное общество) - Наука как служанка богословия; - абсолютное превосходство гуманитарных текстов над эмпирическим опытом; - символический и нематематический стиль теоретического мышления. 3. Классическая наука (буржуазное общество, ХVII в. – конец XIX века) - Потребности промышленности и протестантское мировоззрение узаконили научный эксперимент; - господство механической картины мира; - жесткое противопоставление субъекта и объекта.

28 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ (продолжение)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ (продолжение)

4. Неклассическая наука (начало и середина XX века) - Физика и биология как лидеры науки; - господство квантово-релятивистской картины мира; - соотносительная связь субъекта и объекта науки. 5. Постнеклассическая наука (середина XX века и ныне) - Повышение роли психологии и гуманитарных дисциплин. Экологизация и гуманизация науки; - становление единой, синтезирующей картины мира; - тенденция к гармоническому единству субъекта и объекта. Последние два этапа характеризуют современную науку. Можно дополнить её характеристику, указав на ряд особенностей. Особенности современной науки - «взрыв» научной информации; - дифференциация и интеграция научных дисциплин; - математизация науки; - превращение науки в разновидность общественного производства.

«Познание (гносеология)»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/poznanie-gnoseologija-77799.html
cсылка на страницу

Познание

20 презентаций о познании
Урок

Философия

20 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Познание > Познание (гносеология)