Русская философия
<<  Производственная система компании Toyota: философия бережливого производства История развития русской философии  >>
Русская философия 18 в
Русская философия 18 в
Вокруг Петра 1 сформировалась «учёная дружина» (Ф
Вокруг Петра 1 сформировалась «учёная дружина» (Ф
Петербургская академия наук
Петербургская академия наук
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
Екатерина II в кабинете Ломоносова
Екатерина II в кабинете Ломоносова
Ломоносов придерживался деизма, признавая Бога как творца
Ломоносов придерживался деизма, признавая Бога как творца
В эпоху Просвещения «философский дух стал духом времени»
В эпоху Просвещения «философский дух стал духом времени»
Николай Иванович Новиков (1744 – 1818)
Николай Иванович Новиков (1744 – 1818)
Новиков, будучи директором университетской типографии в Москве,
Новиков, будучи директором университетской типографии в Москве,
Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802)
Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802)
Во время сибирской ссылки А. Н. Радищев начинает обстоятельно
Во время сибирской ссылки А. Н. Радищев начинает обстоятельно
Итогом философского развития России в 18 веке было окончательное
Итогом философского развития России в 18 веке было окончательное

Презентация: «Русская философия 18 в». Автор: михаил. Файл: «Русская философия 18 в.ppt». Размер zip-архива: 1252 КБ.

Русская философия 18 в

содержание презентации «Русская философия 18 в.ppt»
СлайдТекст
1 Русская философия 18 в

Русская философия 18 в

Реформы Петра 1 коренным образом сказались на развитии философского мышления в России. Именно с этого периода начинается активное заимствование философских учений и уже можно говорить о единстве развития русской и западноевропейской философии. И в области философии при Петре 1 было прорублено «окно в Европу». Сам Пётр, будучи за границей встречался с Ньютоном и Лейбницем, приглашал многих учёных в Россию. В 1725 г. Была основана Академия наук в Петербурге, ставшая центром научной исследовательской деятельности. В 18 веке быстрыми темпами идёт секуляризация, обмирщение русской культуры, возникает и развивается светская, независимая от религии философия. Можно говорить о существовании русского Просвещения, в главных чертах сходного с Просвещением в Западной Европе.

2 Вокруг Петра 1 сформировалась «учёная дружина» (Ф

Вокруг Петра 1 сформировалась «учёная дружина» (Ф

Прокопович, А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев), задачей которой было содействие реформам Петра 1 путём их идеологического обоснования. Так, Феофан Прокопович был одним из немногих представителей духовенства, полностью поддержавших реформы Петра. Он составил «Духовный регламент», определивший деятельность св. Синода, а также явился в России основоположником идей просвещённого абсолютизма. Свою работу «Правда воли монаршей» он посвящает обоснованию неограниченной власти императора, которой все должны безоговорочно повиноваться. Василий Никитич Татищев, будучи разносторонней личностью, прилагал много сил для популяризации идей раннего просвещения, заявляя о необходимости введения широкой системы образования, в частности в труде «Разговор о пользе науки и училищ».

А. Д. Кантемир

Феофан Прокопович

В. Н. Татищев

3 Петербургская академия наук

Петербургская академия наук

Наука в России появилась в результате реформ Петра 1. Находясь за границей Пётр 1 встречался с И. Ньютоном, А. Левенгуком, Г. Лейбницем. По просьбе Петра 1 Лейбниц разработал план устройства Петербургской академии наук, который и был реализован в 1725 г. уже после смерти Петра. Пётр 1 и его преемники активно приглашали европейских учёных в Россию. Самыми известными иностранцами, работавшими в Петербургской Академии наук были математики Л. Эйлер и братья Даниил и Иоганн Бернулли. Академия получала финансирование от казны. При Академии была основана гимназия, музей – Кунсткамера. Была типография, в которой издавались научные труды членов Академии. Академия организовывала экспедиции по изучению территории России, флоры и фауны (экспедиции Крашенинникова, Палласа). Одним из лучших президентов Академии наук была Екатерина Романовна Дашкова.

Екатерина Романовна Дашкова

Л. Л. Блюментрост – первый президент Петербургской академии наук

4 Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

Первый русский учёный, приобретший европейскую известность. Учился в Славяно-греко –латинской академии в Москве, затем в гимназии при Петербургской академии наук. Был послан для обучения в Германию, где учился у Хр. Вольфа. Был чрезвычайно разносторонним человеком и учёным. Занимался почти всеми известными в то время дисциплинами. В 1755 г. при активном содействии Ломоносова был основан первый в России университет – Московский. Вывел закон сохранения вещества («что из одного места убудется, то в другом месте прибудется»), позже открытый и Лавуазье. Защищал корпускулярную теорию материи. Был ярким представителем механистического материализма. При наблюдении прохождения Венеры по солнечному диску Ломоносовым была открыта атмосфера на Венере. Интересовался минералогией, провёл ряд опытов с электричеством. Во время одного из подобных опытов погиб от электрического разряда помощник Ломоносова Г Рихман

5 Екатерина II в кабинете Ломоносова

Екатерина II в кабинете Ломоносова

6 Ломоносов придерживался деизма, признавая Бога как творца

Ломоносов придерживался деизма, признавая Бога как творца

величественного и гармоничного мироздания. Созерцание величественных явлений природы наталкивало Ломоносова на мысль о наличии верховного Творца. Однако Ломоносов выступал за строгое разграничение сферы действия науки и религии: «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтыри можно научиться астрономии и химии». Ломоносов также занимался гуманитарными дисциплинами: теорией поэтического искусства, историей России. Также его перу принадлежит одна из первых работ по демографии «О приумножении народа Российского». А. С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом» за обширность его научных и художественных интересов.

7 В эпоху Просвещения «философский дух стал духом времени»

В эпоху Просвещения «философский дух стал духом времени»

Просвещение в форме вольтерианства было наиболее распространено в России. Но иногда почитание Вольтера совмещалось с признанием полезности крепостного права. В этом состоит один из парадоксов русского Просвещения. Сама Екатерина II, стремясь прослыть просвещённой государыней, переписывалась с ведущими философами, оказывала им поддержку. В своём «Наказе» Уложенной комиссии (1767 г.) Екатерина заимствовала многие идеи французских просветителей и обосновывала идеал правового государства с соблюдением прав и свобод подданных. Однако это не мешало ей проводить ярко выраженную крепостническую политику, приравнивающую крепостных к положению рабов.

Екатерина II

8 Николай Иванович Новиков (1744 – 1818)

Николай Иванович Новиков (1744 – 1818)

Значительное воздействие на развитие общественной мысли России имела просветительская деятельность Николая Ивановича Новикова В журналах «Трутень» и «Живописец» Новиков критиковал крепостнические порядки и вступал в полемику с Екатериной II. Девизом журнала «Трутень» были слова: «Они работают, а вы их труд едите». Сам Новиков был близок к масонству. Масоны стремились к нравственному совершенствованию, поиску смысла жизни, к распространению грамотности, благотворительности – к установлению подлинной человечности в отношениях между людьми. Это было религиозное, мистическое направление внутри Просвещения, выступавшее против крайнего интеллектуализма французского Просвещения. Масонство выступало с позиций первенства нравственности над разумом. Однако масонство находилось в оппозиции церкви.

9 Новиков, будучи директором университетской типографии в Москве,

Новиков, будучи директором университетской типографии в Москве,

издавал много литературы нравственно-религиозного и просветительского содержания. В частности впервые опубликовал памятники древнерусской литературы и религиозно-философской мысли в «Древней российской вивлиофике (библиотеке)». Однако из-за подозрительности со стороны церкви и государства в 1792 г. Новиков был отстранён от заведования типографией, а затем арестован и без суда заключён в Шлиссельбургскую крепость, где находился в заточении 4 года. После освобождения в 1796 г. Новиков жил в подмосковном имении и участия в общественной жизни не принимал.

Издания Н. И.Новикова

10 Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802)

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802)

Известный писатель и философ. Радищев учился Пажеском корпусе, а затем был послан в Лейпцигский университет. Испытал влияние французского и немецкого Просвещения. Безвременная смерть его товарища по учёбё в университете заставила Радищева задуматься над проблемой смертности человека. Вернувшись в Россию служил на таможне в Санкт-Петербурге. В 1790 г. за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», содержащую радикальную критику крепостного права и абсолютизма с гуманистических позиций, сослан в Сибирь. Радищев – первый представитель революционной традиции в русской общественной мысли. Екатерина II заявила, что Радищев «бунтовщик хуже Пугачёва».

11 Во время сибирской ссылки А. Н. Радищев начинает обстоятельно

Во время сибирской ссылки А. Н. Радищев начинает обстоятельно

заниматься философией. Философские интересы Радищева сосредоточены на проблемах антропологии. Главным философским произведением Радищева можно считать его работу «О человеке, о его смертности и бессмертии». В этом произведении, состоящем из 4 частей, Радищев противопоставляет взгляды сторонников бессмертия души (в основном идеалистов) и их противников-материалистов, приводя все возможные аргументы за и против. Причём собственная философская позиция Радищева по решению этого вопроса остаётся неясной. Человек, по мнению Радищева, отличается от всех других существ тем, что он «есть единое существо на земле, ведающее худое и доброе». Человек может безгранично совершенствоваться или развращаться. В теории познания Радищев выступал с позиций сенсуализма, приоритета чувственного познания и опыта. В 1796 г. возвращён из ссылки, в 1802 г. А. Н. Радищев покончил жизнь самоубийством.

12 Итогом философского развития России в 18 веке было окончательное

Итогом философского развития России в 18 веке было окончательное

формирование светского мировоззрения независимого от религии. Русская философия начинает развиваться в общем русле с западноевропейской философией.

«Русская философия 18 в»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/russkaja-filosofija-18-v-211149.html
cсылка на страницу

Русская философия

6 презентаций о русской философии
Урок

Философия

20 тем
Слайды