Культура Кубани
<<  Храмы Атюрьевского района Профессиональная культура Кубани в XIX веке  >>
Символика архитектуры православного храма
Символика архитектуры православного храма
Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который
Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который
Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой
Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой
В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление,
В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление,
Главный храм Византии назывался Софийским
Главный храм Византии назывался Софийским
Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что
Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что
Многоглавие храмов
Многоглавие храмов
Одна глава знаменует единство Бога
Одна глава знаменует единство Бога
Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа
Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа
Три главы знаменуют Святую Троицу
Три главы знаменуют Святую Троицу
Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на
Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на
Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов
Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь
Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти
Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти
Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати
Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати
Символика православной иконы
Символика православной иконы
Икона (от ср
Икона (от ср
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать
В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных
В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных
Изображение архитектуры
Изображение архитектуры
Одной из особенностей живописного языка иконы является, например,
Одной из особенностей живописного языка иконы является, например,
. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости
. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого
К «личному» относится не только лик, но и руки
К «личному» относится не только лик, но и руки
Символика цвета
Символика цвета
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а
Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность,
Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность,
Православный символ – образ, трудно выразимый человеческим языком
Православный символ – образ, трудно выразимый человеческим языком

Презентация на тему: «Символика архитектуры православного храма». Автор: Admin. Файл: «Символика архитектуры православного храма.ppt». Размер zip-архива: 5108 КБ.

Символика архитектуры православного храма

содержание презентации «Символика архитектуры православного храма.ppt»
СлайдТекст
1 Символика архитектуры православного храма

Символика архитектуры православного храма

2 Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который

Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который

представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ

3 Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой

Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой

богослужебного чина, которая формировалась в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии. Именно тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения.

4 В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление,

В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление,

подобное тому, которое описано в одном сирийском гимне: «Его свод простирается подобно небесам, без колонн, изогнут, и замкнут, и украшен золотой мозаикой, как небесный свод сияющими звездами. Его высокий купол сравним с небом небес».

5 Главный храм Византии назывался Софийским

Главный храм Византии назывался Софийским

Вместе с православием Русь унаследовала и крестово-купольную форму храма.

6 Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что

Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что

должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества

7 Многоглавие храмов

Многоглавие храмов

Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

8 Одна глава знаменует единство Бога

Одна глава знаменует единство Бога

9 Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа

Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа

10 Три главы знаменуют Святую Троицу

Три главы знаменуют Святую Троицу

11 Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на

Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на

четыре стороны света.

12 Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов

13 Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь

Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь

Вселенских соборов.

14 Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти

Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти

чинов ангелов и девяти чинов праведников.

15 Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати

апостолов.

16 Символика православной иконы

Символика православной иконы

17 Икона (от ср

Икона (от ср

-греч. ?????? «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ????? «образ», «изображение»). Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

18 Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать

окном в мир невидимый.

19 В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных

В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных

местах. Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в од­ном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.

20 Изображение архитектуры

Изображение архитектуры

21 Одной из особенностей живописного языка иконы является, например,

Одной из особенностей живописного языка иконы является, например,

изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

22 . Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости

. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости

Икона изображает мир, где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени.

23 Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого

Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого

Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.

24 К «личному» относится не только лик, но и руки

К «личному» относится не только лик, но и руки

Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т. д .

25 Символика цвета

Символика цвета

Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

26 Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и

цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

27 Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а

потому "означает" или символизирует свет.

28 Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность,

Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность,

Золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, а символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.

29 Православный символ – образ, трудно выразимый человеческим языком

Православный символ – образ, трудно выразимый человеческим языком

Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения - символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.

«Символика архитектуры православного храма»
http://900igr.net/prezentacija/geografija/simvolika-arkhitektury-pravoslavnogo-khrama-137305.html
cсылка на страницу

Культура Кубани

4 презентации о культуре Кубани
Урок

География

196 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по географии > Культура Кубани > Символика архитектуры православного храма