Без темы
<<  В мире фразеологии Великие путешествия Николая Николаевича Миклухо - Маклая  >>
Интернет-проект «Великие люди земли Павловской» Номинация
Интернет-проект «Великие люди земли Павловской» Номинация
Есть женщины в русских селеньях
Есть женщины в русских селеньях
Цели исследования:
Цели исследования:
Татьяна Васильевна Шлыкова – Гранатова (1773 – 1863 гг
Татьяна Васильевна Шлыкова – Гранатова (1773 – 1863 гг
Детство Татьяны Шлыковой
Детство Татьяны Шлыковой
С семилетнего возраста она уже себя помнила в доме Петра Борисовича
С семилетнего возраста она уже себя помнила в доме Петра Борисовича
Переезд в Кусково
Переезд в Кусково
О крепостном театре
О крепостном театре
Почему «Шлыкова – Гранатова»
Почему «Шлыкова – Гранатова»
Шлыкова – Гранатова в театре…
Шлыкова – Гранатова в театре…
Репертуар балерины
Репертуар балерины
Встреча с Екатериной II
Встреча с Екатериной II
Спектакль окончен, гаснет свет…
Спектакль окончен, гаснет свет…
Жизнь после театра
Жизнь после театра
В кругах великих поэтов
В кругах великих поэтов
Последние годы жизни актрисы
Последние годы жизни актрисы
Героиня современных экранов
Героиня современных экранов
Выводы
Выводы
Источники:
Источники:

Презентация: «Великие люди земли Павловской». Автор: zZz. Файл: «Великие люди земли Павловской.pptx». Размер zip-архива: 1025 КБ.

Великие люди земли Павловской

содержание презентации «Великие люди земли Павловской.pptx»
СлайдТекст
1 Интернет-проект «Великие люди земли Павловской» Номинация

Интернет-проект «Великие люди земли Павловской» Номинация

«Презентация» Название проекта «Есть женщины в русских селеньях» Работу подготовили : ученица 7 Б класса МБОУ СОШ №16 г. Павлово Харитонова Любовь Руководитель: учитель истории Александрова Екатерина Валерьевна Г. Павлово 2013 год

МБОУ СОШ №16 г. Павлово

2 Есть женщины в русских селеньях

Есть женщины в русских селеньях

Н.А. Некрасов

3 Цели исследования:

Цели исследования:

Описание жизненного и творческого пути крепостной балерины Т.В. Шлыковой – Гранатовой. Оценка вклада актрисы в развитие русского искусства. Оценка влияния Т.В. Шлыковой-Гранатовой на становление дворянской культуры XVIII – XIX вв.

4 Татьяна Васильевна Шлыкова – Гранатова (1773 – 1863 гг

Татьяна Васильевна Шлыкова – Гранатова (1773 – 1863 гг

Наша работа посвящается знаменитой женщине села Павлова, известной балерине крепостного театра – Татьяне Васильевне Шлыковой-Гранатовой. Судьба этой танцовщицы может считаться счастливой. Она была крепостной балериной – но всю жизнь провела в доме графов Шереметевых на привилегированном положении.

Н.И.Аргунов Портрет Т.В.Шлыковой-Гранатовой 1789г, музей-усадьба Кусково, Москва

5 Детство Татьяны Шлыковой

Детство Татьяны Шлыковой

«На вопрос: «Когда вы родились?» она обыкновенно отвечала: «Через два года после мора», т. е. моровой язвы 1771 года (1773 г. – от авт.). Где именно родилась она, не знаю, но вероятно в Москве; сама она считала себя Московскою уроженкою. Она была крестьянка. Отец её, крепостной прадеда моего графа Петра Борисовича Шереметева, Василий Шлыков, был оружейным при домовой «рис-каморе» или арсенале. Мать ея, Елена Ивановна Шлыкова, служила при моей прабабушке графине Варваре Алексеевне, урожденной княжне Черкасской, и была её доверенным лицом. Записаны были Шлыковы крестьянами села Павлова, Нижегородской губернии .» (из воспоминаний графа С. Шереметьева)

6 С семилетнего возраста она уже себя помнила в доме Петра Борисовича

С семилетнего возраста она уже себя помнила в доме Петра Борисовича

Шереметьева. У неё много было сверстниц и подруг, которые все воспитывались в доме и готовились, смотря по способностям, к домашней сцене. Вскоре Татьяна была взята в Кусковскую домашнюю театральную школу Шереметьевых. В ней она получила воспитание и образование на уровне дворянских детей. Вместе с танцами она изучала музыку, пение, французский и итальянский языки. (из воспоминаний графа С. Шереметьева)

Н.И.Аргунов Портрет Н.П.Шереметьева 1800-е гг, Эрмитаж, Санкт-Петербург

7 Переезд в Кусково

Переезд в Кусково

После окончания театральной школы в Кускове Шлыкова была зачислена танцовщицей В крепостной балетный театр. Совершенствовала она свое искусство в Петербурге у Ле Пика.

Усадьба Кусково

8 О крепостном театре

О крепостном театре

Во второй половине XVIII - начале XIX века широкое распространение в России получают крепостные театры. Почти в каждой богатой помещичьей усадьбе были собственные театры, где устраивались оперные, балетные, драматические спектакли крепостных актеров. Наибольшей известностью пользовались крепостные театры графа Н.П. Шереметева. В подмосковных имениях Шереметевых - Кускове и Останкине - были построены специальные здания для спектаклей.

Усадьба Кусково

9 Почему «Шлыкова – Гранатова»

Почему «Шлыкова – Гранатова»

Граф Н.П.Шереметьев ввел новшество: он дал артистам красивые псевдонимы по названию драгоценных камней. Балерина Татьяна Васильевна Шлыкова стала именоваться на сцене Гранатовой, ее подруги - Мавра Бирюзовa, Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчуговa.

10 Шлыкова – Гранатова в театре…

Шлыкова – Гранатова в театре…

Татьяна Васильевна, отличаясь искусством в танцах, выступила на домашнем театре в Кускове. Она прожила свои молодые годы, попеременно то в Кускове, то в Москве и в Останкине. Судя по репертуару Татьяны Шлыковой-Гранатовой, а также по ее портрету, написанному крепостным художником Николаем Аргуновым, она исполняла главным образом роли совсем юных девушек. Тоненькая, стройная, с хорошо посаженной маленькой головой, с умными выразительными глазами, Татьяна была одинаково хороша и в игровых, и в танцевальных эпизодах.

11 Репертуар балерины

Репертуар балерины

Шлыкова танцевала в балетах, выступала в комедиях и в операх. Ее репертуар был самый разнообразный:

Комедийная роль Аннеты в балете «Анне-та и Любен» .

Пантомимная роль царевны Креузы в новеровском балете «Медея и Язон».

Обучалась декламации, танцам и музыке у известного балетмейстера Ле Пика. Создала Играла роли в комедиях («Обольщенный» Екатерины II).

Оперные партии: «Самнитские браки» Гретри, (юная самнитянка), «Смешной поединок» Паизиелло (Кларисса).

Яркие образы в балетах «Инесса де Кастро» Чианфа-неллу (дочь короля), «Медея и Язон» Соломони (Креуза) и других.

12 Встреча с Екатериной II

Встреча с Екатериной II

Во время посещения Кускова Екатериною в 1785 году, крепостная балерина при ней танцевала на домашнем театре и так понравилась, что Екатерина вызвала ее к себе в ложу, дала ей поцеловать свою руку, похвалила и подарила несколько червонцев.

13 Спектакль окончен, гаснет свет…

Спектакль окончен, гаснет свет…

Разорение помещиков, постепенное разложение крепостного строя привело к тому, что в начале XIX века усадебные театры стали распадаться. Крепостных танцоров отпускали на оброк в профессиональные театры, продавали, некоторых отпускали на волю. В 1800 году Шереметев распускает свою труппу. Шлыкова-Гранатова, протанцевав 15 лет, закончила свою сценическую деятельность в возрасте около 28 лет. Однако Татьяна Васильевна продолжала жить в доме Шереметьевых.

14 Жизнь после театра

Жизнь после театра

Судьбою было предрешено балерине остаться в доме Шереметьевых. В 1803 году скончаласть ее подруга, жена графа Шереметьева, Прасковья Жемчугова-Ковалева. Татьяна Васильевна заменила мать ее маленькому сыну, а потом помогала растить ее внука. В 1803 году она получила вольную, но Шереметева не покинула. Вскоре «вольную» получила и семья Шлыковых: мать, отец и два брата (Григорий и Гавриил). Благодаря Татьяне ее семья получила освобождение за 58 лет до официального отмена крепостного права!

Н.И. Аргунов, П.И. Жемчугова-Ковалева, 1801 г., Музей-Усадьба в Кускове

15 В кругах великих поэтов

В кругах великих поэтов

Образованная, знающая языки и литературу артистка имела много знакомых в мире искусства. Особенно она сблизилась с «арзамасцами» – литературным кружком, в котором участвовали Жуковский, Пушкин, Батюшков и другие поэты начала девятнадцатого века. Поэты воспевали в своих стихах искусство танца и посвящали балеринам строки из своих произведений. Например, у А.С. Пушкина в поэме «Евгений Онегин» есть эпизод, посвященный выступлению балерины!

Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина. Она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола, То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет.

16 Последние годы жизни актрисы

Последние годы жизни актрисы

Шлыкова-Гранатова до последних дней сохранила горячую любовь к своему искусству. По воспоминаниям внука Николая Петровича Шереметева, она уже в глубокой старости любила присутствовать на уроках танцев, которые давал молодому графу знаменитый Огюст Пуаро, и хорошо помнила все балетные термины. «Татьяна Васильевна до самой старости любила говорить о танцевальном искусстве, – писал он. – Раз даже показала она, как надобно становиться на кончики пальцев, и уверяла, что это вовсе не трудно». Очевидно, русские танцовщицы на рубеже веков тоже экспериментировали с пальцевой техникой, хотя свидетельств этого не осталось. Умерла Татьяна Шлыкова-Гранатова в 1863 году. Личные вещи актрисы. Из Музея в Кускове.

17 Героиня современных экранов

Героиня современных экранов

Т.В. Шлыкова-Гранатова стала героиней двухсерийного фильма «Графиня Шереметьева», вышедшего на экраны в 1994 году (режиссер – Тамара Павлюченко).

18 Выводы

Выводы

Судьба Шлыковой-Гранатовой была весьма интересна и насыщенна. Пройдя путь от крепостной актрисы до уважаемой и известной балерины 19 века, она не потеряла любовь к искусству и всему прекрасному. Ее семья благодаря Татьяне получила «вольную» на 58 лет раньше до официального отмена крепостного права. Татьяна Васильевна вся жизнь прожила в доме Шереметьевых, воспитывая наследника Дмитрия. Крепостная балерина, как и другие ее современницы, оказали влияние на формирование дворянской культуры 19 века. Она вперые использовала технику становления на кончики пальцев в балете. Крепостной балет в наибольшей степени сохранял традиции народного танцевального искусства. Здесь свободнее проходила театрализация русской народной пляски,свободнее ставились балеты русские темы, свободнее появлялась национальная Самобытность крепостных артистов балета. Это выражалось в характере и стиле исполнительской манеры. Слившись затем с профессиональным театром, крепостной балет не мог не оказать влияния на развитие профессиональной отечественной хореографии. Он значительно обогатил ее народными красками и приемами игры. И в этом, на наш взгляд, есть великий вклад «русской женщины из села Павлово» в развитие искусства и формирование дворянской кульуры. Имя ее вписано в историю российского театра.

19 Источники:

Источники:

Шереметьев С., Т.В. Шлыкова-Гранатова 1773-1863 //Русский архив, 1889 – Кн.1 – Вып.3. – С. 506-522 Евг. Тихомиров, Крепостная актриса. - Газета «Городской вестник» от 28 ноября 2008 года №48, г. Железнодорожный Амиргализаева О.А., Усова Ю.В., Самые знаменитые мастера балета России. – М.: Вече. - 2004 . www.anima.ucoz.ru www.dance-composition.ru www.museum.ru www.wibsib.ru http: // teatr-sferu.ru

«Великие люди земли Павловской»
http://900igr.net/prezentacija/geografija/velikie-ljudi-zemli-pavlovskoj-160140.html
cсылка на страницу

Без темы

1126 презентаций
Урок

География

196 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по географии > Без темы > Великие люди земли Павловской