Культура средневековья
<<  Образ ребенка в эпоху Средневековья Мировая медицина эпохи средневековья  >>
Экономическая мысль средневековья
Экономическая мысль средневековья
Вопросы:
Вопросы:
1.Экономическая мысль исламского Востока Идеолог арабских государств
1.Экономическая мысль исламского Востока Идеолог арабских государств
Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству
Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству
Ключевую роль в создании богатства он отводит городам: - Рост городов
Ключевую роль в создании богатства он отводит городам: - Рост городов
2. Экономическая мысль христианской Европы В эпоху раннего
2. Экономическая мысль христианской Европы В эпоху раннего
Торговля же не считалась естественным занятием, запрещалась как
Торговля же не считалась естественным занятием, запрещалась как
В эпоху классического Средневековья (XI-XV вв
В эпоху классического Средневековья (XI-XV вв
Он утверждал, что собственность не противоречит естественному праву,
Он утверждал, что собственность не противоречит естественному праву,
Аквинский не отвергал торговую деятельность, хотя и считал, что в
Аквинский не отвергал торговую деятельность, хотя и считал, что в
Отсюда вытекало учение о «справедливой цене», которая соответствует
Отсюда вытекало учение о «справедливой цене», которая соответствует
3. Экономическая мысль средневековой России Экономическая мысль в
3. Экономическая мысль средневековой России Экономическая мысль в
С образованием Киевского государства возникает экономическая мысль,
С образованием Киевского государства возникает экономическая мысль,
Со второй половины XII до конца XV в. экономическая мысль развивалась
Со второй половины XII до конца XV в. экономическая мысль развивалась
С конца XV в. начался активный подъем экономической мысли
С конца XV в. начался активный подъем экономической мысли
Идеологом поместного дворянства XVI в. был Иван Семенович Пересветов
Идеологом поместного дворянства XVI в. был Иван Семенович Пересветов
Эти меры были призваны устранить распространенные в современной ему
Эти меры были призваны устранить распространенные в современной ему
Еще одним идеологом реформ 50-х гг
Еще одним идеологом реформ 50-х гг
Литература 1.История экономической мысли/ Под ред
Литература 1.История экономической мысли/ Под ред

Презентация на тему: «Экономическая мысль средневековья». Автор: . Файл: «Экономическая мысль средневековья.ppt». Размер zip-архива: 397 КБ.

Экономическая мысль средневековья

содержание презентации «Экономическая мысль средневековья.ppt»
СлайдТекст
1 Экономическая мысль средневековья

Экономическая мысль средневековья

Лекции по истории экономических учений

Преподаватель: кандидат исторических наук, доцент кафедры ЭиАСУ ЮТИ ТПУ Соловенко И.С.

2 Вопросы:

Вопросы:

1.Экономическая мысль исламского Востока. 2.Экономическая мысль христианской Европы. 3. Экономическая мысль средневековой России.

3 1.Экономическая мысль исламского Востока Идеолог арабских государств

1.Экономическая мысль исламского Востока Идеолог арабских государств

Ибн-Хальдун (1332–1406) попытался укрепить в душах всех правоверных веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации», выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики».

4 Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству

материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

5 Ключевую роль в создании богатства он отводит городам: - Рост городов

Ключевую роль в создании богатства он отводит городам: - Рост городов

приводит к снижению цен. - Расцвет города (общества) реален в условиях снижающихся размеров налогов.

6 2. Экономическая мысль христианской Европы В эпоху раннего

2. Экономическая мысль христианской Европы В эпоху раннего

Средневековья (VI-X вв.) церковная доктрина опиралась на учение Отцов Церкви: Василия Великого (IV в.), Иоанна Златоуста (347-407), Августина Блаженного (353-430). Тогда христианство делало упор на проповедь равенства. Церковная доктрина две отрасли хозяйства: сельское хозяйство, и обработку даров природы (то есть промыслы).

7 Торговля же не считалась естественным занятием, запрещалась как

Торговля же не считалась естественным занятием, запрещалась как

духовенству, так и мирянам. Купец (то есть всякий продающий предметы в том виде, в каком их купил), как утверждали Отцы Церкви, не мог нравиться Богу, но покупка материала ремесленником признавалась ими правомерной. Крайне враждебно церковная доктрина относилась к ссудному проценту, называя дачу денег взаймы под проценты ростовщичеством.

8 В эпоху классического Средневековья (XI-XV вв

В эпоху классического Средневековья (XI-XV вв

) католические ученые разрабатывали каноническую доктрину церковного права. Лидером схоластов был Фома Аквинский (1225-1274).

9 Он утверждал, что собственность не противоречит естественному праву,

Он утверждал, что собственность не противоречит естественному праву,

но является изобретением человеческого разума; обосновано это тем, что люди лучше заботятся о принадлежащем лично им, а не о принадлежащем многим, что они трудятся более напряженно на самих себя, нежели на других, что общественный порядок лучше сохраняется, если имущество раздельно.

10 Аквинский не отвергал торговую деятельность, хотя и считал, что в

Аквинский не отвергал торговую деятельность, хотя и считал, что в

коммерции есть «что-то низменное».Торговая прибыль, по его мнению, оправданна, если она умеренных размеров и если торговля ведется в общественных целях (чтобы в стране не было недостатка в чем-либо). Подобная прибыль — не самоцель, а как бы плата за труд. Говоря о естественных размерах прибыли, он отмечал, что доходы каждого должны определяться его сословной принадлежностью и обеспечивать возможность вести достойный его положения образ жизни.

11 Отсюда вытекало учение о «справедливой цене», которая соответствует

Отсюда вытекало учение о «справедливой цене», которая соответствует

расходам продавца с прибавлением приличествующего его состоянию дохода. По мнению Аквинского, цена может быть повышена, если вещь была улучшена до продажи, или в другом месте и в другое время стояли иные цены на этот товар, либо продавец при доставке товаров подвергался риску. Справедливая цена и цены вообще не должны меняться из-за колебаний спроса и предложения. Власти могут обеспечивать это положение установлением обязательных такс на различные товары.

12 3. Экономическая мысль средневековой России Экономическая мысль в

3. Экономическая мысль средневековой России Экономическая мысль в

России зародилась в конце I-начале II тысячелетия и долго не выделялась в самостоятельную науку, существуя в связи с религиозными воззрениями, правовыми и нравственными представлениями людей. Поэтому экономические воззрения IX— XVI вв. можно изучать по историческим памятникам: летописям, договорам.

13 С образованием Киевского государства возникает экономическая мысль,

С образованием Киевского государства возникает экономическая мысль,

тесно связанная с экономической политикой, ей была свойственна сосредоточенность на вопросах собственности, внешней и внутренней торговли, государственного регулирования социально-экономических процессов. В первом кодексе законов Киевской Руси «Правде Русской», отразившей быт торговых городов IX-XI вв., центральное место заняли вопросы имущественных отношений: нормирование займа, наследование имущества, определение денежной ответственности за преступления, в том числе и экономические (воровство, нарушение пашенных меж).

14 Со второй половины XII до конца XV в. экономическая мысль развивалась

Со второй половины XII до конца XV в. экономическая мысль развивалась

в условиях политической раздробленности. Экономические идеи этого периода отразили грамоты. В жалованных грамотах князья предоставляли светским феодалам, монастырям и церквям льготы, ограничивавшие права местной власти на их земле. В договорных грамотах великих и удельных князей регулировались взаимоотношения их княжеств, определялась общая внешняя политика, предусматривались меры по развитию торговли. Новую ступень в развитии экономических отношений и экономической мысли отразила Псковская судная грамота, составлявшаяся с 1397 по 1467 г. Она уже регулировала куплю-продажу земли, ее залог и передачу по завещанию, проводила различие между владением землей и собственностью на землю.

15 С конца XV в. начался активный подъем экономической мысли

С конца XV в. начался активный подъем экономической мысли

Расширились ряды мыслителей, которых интересовали экономические проблемы России и круг привлекавших их внимание проблем. Главными вопросами общественно-политической жизни этого периода стали: объединение феодальных княжеств в централизованное государство; обоснование власти и функций царя; установление прав и обязанностей князей; отношения различных сословий, государства и церкви.

16 Идеологом поместного дворянства XVI в. был Иван Семенович Пересветов

Идеологом поместного дворянства XVI в. был Иван Семенович Пересветов

Свои взгляды он изложил в работах «Сказание о царе Константине», «Сказание о книгах» (около 1546-1549 гг.). Отстаивая идею централизованного государства, он предлагал отменить наместничество и кормления, передать местные доходы и пошлины в казну, а воеводам и судьям назначить жалование.

17 Эти меры были призваны устранить распространенные в современной ему

Эти меры были призваны устранить распространенные в современной ему

России злоупотребления. Централизация финансовой системы должна была также привести к увеличению государственных доходов. Процветанию страны должна была способствовать и отмена холопства, Пересветов считал ее необходимой, так как порабощенный человек не заинтересован в результатах своего труда.

18 Еще одним идеологом реформ 50-х гг

Еще одним идеологом реформ 50-х гг

XVI в. Был Ермолай-Еразм (около 1510-1550 гг.). Его работа «Благохотящим царям Правительница и землемерие» стала первым в России специальным политико-экономическим трактатом. Как священнослужитель Ермолай рассматривал многие проблемы через призму религиозного мировоззрения. Рассматривая сельское хозяйство как главную производительную сферу, Ермолай считал необходимым улучшить положение крестьян предлагал заменить все денежные повинности единым натуральным оброком. Необходимые денежные средства, по мнению Ермолая, феодал мог получать от беспошлинной продажи части продуктов городским жителям. Данное предложение шло вразрез с экономически прогрессивным развитием товарно-денежных отношений в стране.

19 Литература 1.История экономической мысли/ Под ред

Литература 1.История экономической мысли/ Под ред

В.В. Круглова, Е.В. Балахоновой.- Спб.:, Питер,2008.- С. 128-137. 2. Сурин А.И. История экономики и экономических учений.-М.: Финансы и статистика, 2006.-С.85-87. 3. Ядгаров Я.С.История экономических учений: Учебник.-4-е изд., пенраб. И доп.-М:ИНФА-М,2004.-С.252-271.

«Экономическая мысль средневековья»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/ekonomicheskaja-mysl-srednevekovja-122493.html
cсылка на страницу
Урок

История

150 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по истории > Культура средневековья > Экономическая мысль средневековья