Просвещение
<<  Эпоха Просвещения XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение  >>
Эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения
Представители Просвещения
Представители Просвещения
Движение Просвещения
Движение Просвещения
Характерно:
Характерно:
Характерно:
Характерно:
Философии Просвещения свойственен специфический рационализм,
Философии Просвещения свойственен специфический рационализм,
"Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в
"Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в
Периодизация
Периодизация
Французское Просвещение
Французское Просвещение
"Осмельтесь мыслить самостоятельно
"Осмельтесь мыслить самостоятельно
Неприятие католической церкви
Неприятие католической церкви
Критика религии - упрощение
Критика религии - упрощение
Да!
Да!
Вольтер:
Вольтер:
Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать
Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать
Деизм
Деизм
Эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения
Бог должен существовать, так как: 1. иначе невозможно объяснить
Бог должен существовать, так как: 1. иначе невозможно объяснить
Религия:
Религия:
Противник эволюционизма
Противник эволюционизма
Могли ли столь замечательно устроенные крылышко бабочки или глаз клеща
Могли ли столь замечательно устроенные крылышко бабочки или глаз клеща
В теории познания
В теории познания
История
История
Прошлое – господство предрассудков
Прошлое – господство предрассудков
"Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам
"Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам

Презентация: «Эпоха Просвещения». Автор: Петр. Файл: «Эпоха Просвещения.pptx». Размер zip-архива: 2321 КБ.

Эпоха Просвещения

содержание презентации «Эпоха Просвещения.pptx»
СлайдТекст
1 Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения

Идейное течение «длинного XVIII века», исходящее из положений, что просвещение – главная движущая сила истории, а наука и разум имеют решающую роль в познании «естественного порядка»,

2 Представители Просвещения

Представители Просвещения

в Англии — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд; во Франции — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев.

3 Движение Просвещения

Движение Просвещения

Зародилось в XVII в. и господствовало в XVIII столетии. Началось в Англии (The Enlightenment) под влиянием научной революции XVII в., затем распространилось на Францию, Германию, Россию и др. страны Европы. «Классическую» форму Просвещение приобрело во Франции, где просветители стали «властителями дум». Идеология франц. Просвещения подготовила Французскую революцию 1789 г. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и франц. Декларации прав человека и гражданина.

4 Характерно:

Характерно:

был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общества стремление распространять знание, популяризировать его (самый яркий пример - издание Дидро и др. «Энциклопедии») переход на национальные языки, отказ от латыни (доступность) стремление найти естественные принципы человеческой жизни (естественную религию, естественное право, естественный порядок экономической жизни и т. п.).

5 Характерно:

Характерно:

обращение к разуму как к единственному критерию познания подвергается сомнению положительное влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь (Вольтер: «Раздавите гадину!)

6 Философии Просвещения свойственен специфический рационализм,

Философии Просвещения свойственен специфический рационализм,

основанный на представлении о едином мире, подчиняющемся разумным законам, которые могут быть сведены к законам механики. (В то время механика - наиболее развитая область знания). Суть такого рационализма может быть выражена простой формулой: «Законы природы суть законы разума».

7 "Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в

"Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в

котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения". Иммануил Кант

8 Периодизация

Периодизация

Деистический этап («умеренное» Просвещение). Влияние Ньютона и Локка. Характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Бог - Великий Архитектор. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Атеистический или скептический этап. (Вольтер, Юм, Гольбах, др.)

9 Французское Просвещение

Французское Просвещение

1 этап: явный лидер - Вольтер (1694–1778).

Имя «Вольтер» было одним из 137 различных псевдонимов Франсуа Мари Аруэ, оставившего огромное литературное наследство – его собрание сочинений составляет десятки томов

10 "Осмельтесь мыслить самостоятельно

"Осмельтесь мыслить самостоятельно

".

11 Неприятие католической церкви

Неприятие католической церкви

Религия – пережиток прошлого, порожденный невежеством. (возникла тогда, когда повстречались мошенник и глупец. Один обманул (поскольку ему это было выгодно), а другой – поверил). Упрощенный взгляд на религию, но В. был одним из первых, кто заговорил о религии как социальном явлении, связанном с интересами определенных классов и групп.

12 Критика религии - упрощение

Критика религии - упрощение

В. писал об истории христианской церкви как об «истории крови» (религиозные войны, инквизицию, крестовые походы), но не замечал, что это было и историей просвещения, распространения культуры; характеризировал библейские тексты как нелепые и противоречивые, но не замечал их нравственного заряда и т.д.

13 Да!

Да!

Но задавался вопросом: нужна ли религия в обществе?

14 Вольтер:

Вольтер:

«Необходимо ли для общего блага людей, этих несчастных мыслящих животных, допустить существование вознаграждающего и мстящего Бога, служащего для нас одновременно уздой и утешением, или же нам надо отбросить эту идею, оставляя нас в бедствиях без надежды, а при совершении преступлений – без угрызений совести?»

15 Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать

Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать

Из-за своих социальных функций религия необходима, так как религиозная вера - это сила, управляющая поведением людей, устанавливающая правила поведения в обществе, удерживающая людей от братоубийства и дающая им надежду на воздаяние после смерти

16 Деизм

Деизм

В. верил в Бога как Творца мира (и даже спорил с атеистами - Дидро, Гольбахом, Гельвецием). Но Бог Вольтера – не христианский, а философский бог. Бог не сотворил мир из ничего, материя вечна, но и бог вечен. Он привносит движение в материю, дает миру законы. В.: Бог повелел один раз, и «Вселенная повинуется постоянно».

17 Эпоха Просвещения
18 Бог должен существовать, так как: 1. иначе невозможно объяснить

Бог должен существовать, так как: 1. иначе невозможно объяснить

ДВИЖЕНИЕ (материя – инертна) 2. представление об абсолютной неизменяемости природы Бог – начало и конечная причина всего. Сверхъественный «Механик», который является и Высшим Разумом.

19 Религия:

Религия:

для просвещенных людей - «разумная религия», философский деизм. для необразованной толпы - подойдет и традиционная вера в Бога. «Скоро у нас будут новые небеса и новая земля. Само собой, для порядочных людей. Ибо для черни вполне достаточно самой глупой земли и самого глупого неба».

20 Противник эволюционизма

Противник эволюционизма

В. не признавал развития в живой природе, считал невозможным зарождение жизни из неорганической природы. Жизнь, сознание, человек – создания бога. (Спор с энциклопедистами – типографские литеры».)

21 Могли ли столь замечательно устроенные крылышко бабочки или глаз клеща

Могли ли столь замечательно устроенные крылышко бабочки или глаз клеща

возникнуть из-за случайной комбинации материальных частиц? Нет, считал В., в природе присутствует высшее разумное начало, которое и придает миру целесообразность и гармонию.

22 В теории познания

В теории познания

В. не был последователен. С одной стороны, он сенсуалист: содержание человеческого сознания зависит от чувственных данных (человек – чистая доска, на которой опыт оставляет свои письмена). Отсюда следовал вывод, что поведение людей, их нравственность, интеллектуальное развитие зависят напрямую от воспитания. С другой стороны, сама способность чувствовать и мыслить, считал Вольтер, заложена в человека Богом.

23 История

История

Написал несколько историч. трудов. Считал, что описывать надо историю народов, а не монархов. МИРОМ ПРАВИТ МНЕНИЕ

24 Прошлое – господство предрассудков

Прошлое – господство предрассудков

«История человечества представляет собой собою нагромождение преступдений, безумств и несчастий» «Не было ни одного столетия, которое властолюбие светских лиц и церковников не наполнило бы ужасами». Скоро – установится царство разума.

25 "Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам

"Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам

" Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя.

«Эпоха Просвещения»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/epokha-prosveschenija-67043.html
cсылка на страницу

Просвещение

25 презентаций о Просвещении
Урок

История

150 тем
Слайды