Христианство на Руси
<<  Как христианство пришло на Русь Святитель Николай Чудотворец  >>
Иконография святителя николая чудотворца
Иконография святителя николая чудотворца
Святитель Николай Чудотворец (Никола Угодник) – один из самых
Святитель Николай Чудотворец (Никола Угодник) – один из самых
Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в
Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в
Никола, конец 13 в., Новгород
Никола, конец 13 в., Новгород
ТИПЫ ИКОН СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА: Поясные изображения Ростовые
ТИПЫ ИКОН СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА: Поясные изображения Ростовые
Общие особенности иконографии николая чудотворца
Общие особенности иконографии николая чудотворца
Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы,
Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы,
В житие святителя Николая говорится, что по древнему преданию, епископ
В житие святителя Николая говорится, что по древнему преданию, епископ
Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в
Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в
Николай Чудотворец, Византия, Константинополь, конец 10 – начало 11 в
Николай Чудотворец, Византия, Константинополь, конец 10 – начало 11 в
Омофор
Омофор
Никола Зарайский, новгородская провинция, 15 в
Никола Зарайский, новгородская провинция, 15 в
По обе стороны нимба святителя даны небольшие фигуры Христа и
По обе стороны нимба святителя даны небольшие фигуры Христа и
Наиболее были распространены поясные изображения Христа и Богоматери,
Наиболее были распространены поясные изображения Христа и Богоматери,
Типы икон святителя николая чудотворца
Типы икон святителя николая чудотворца
Епископ мир Ликийских, конец 12 – начало 13 в. (деталь иконы)
Епископ мир Ликийских, конец 12 – начало 13 в. (деталь иконы)
Круг (кольцо) в именословном перстосложении обозначает вечность, а
Круг (кольцо) в именословном перстосложении обозначает вечность, а
В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай
В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай
К менее распространенным типам относятся иконы святителя с раскрытым
К менее распространенным типам относятся иконы святителя с раскрытым
Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя
Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя
На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго
На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго
Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с
Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с
Никола Можайский, центральная Россия, вторая половина 17 в
Никола Можайский, центральная Россия, вторая половина 17 в
Оплечные изображения Николая Чудотворца
Оплечные изображения Николая Чудотворца
Святитель Николай Чудотворец (оглавный), середина 16 в
Святитель Николай Чудотворец (оглавный), середина 16 в
Житийные изображения Николая Чудотворца
Житийные изображения Николая Чудотворца
Расположение клейм: 1  2  3 4 5 6  7  8
Расположение клейм: 1 2 3 4 5 6 7 8
Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало
Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало
Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца
Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца
Прочие изображения Николая Чудотворца
Прочие изображения Николая Чудотворца
Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник , конец 15 –
Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник , конец 15 –
Рождество Николы Чудотворца Бороздин Семен (Семейка) Строгановская
Рождество Николы Чудотворца Бороздин Семен (Семейка) Строгановская
Явление Богоматери пономарю Юрышу, 17 в
Явление Богоматери пономарю Юрышу, 17 в
Никола, конец 14 — начало 15 вв
Никола, конец 14 — начало 15 вв
Презентацию выполнила Постникова Ирина Павловна 2 курс,
Презентацию выполнила Постникова Ирина Павловна 2 курс,

Презентация: «Иконография святителя николая чудотворца». Автор: irka. Файл: «Иконография святителя николая чудотворца.ppt». Размер zip-архива: 8798 КБ.

Иконография святителя николая чудотворца

содержание презентации «Иконография святителя николая чудотворца.ppt»
СлайдТекст
1 Иконография святителя николая чудотворца

Иконография святителя николая чудотворца

Николай Чудотворец, 17 в. Худ. центр или школа: Палех

2 Святитель Николай Чудотворец (Никола Угодник) – один из самых

Святитель Николай Чудотворец (Никола Угодник) – один из самых

почитаемых на Руси святых. Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий, как в Византии, так и в России.

Святитель Никола, первая четверть 15 в. Худ. центр или школа: Тверь

3 Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в

Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в

Киеве (середина XI в.).

Наиболее ранние изображения святителя на Руси появляются в новгородских землях, затем в Москве, необычайно широко он почитался на Русском Севере.

История иконографии Николая Чудотворца

Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появились в XII веке. Многие из них были привезены из Византии.

Святой Николай, 11 век, собор святой Софии в Киеве, фреска средокрестия

4 Никола, конец 13 в., Новгород

Никола, конец 13 в., Новгород

Святитель Никола, 12 в., из Никольского собора на Ярославовом дворище в Новгороде.

Древнейшая из сохранившихся до наших дней — чудотворная икона Николы Дворищского. Отличительный признак этой иконы — ее круглая форма. Лик поновлен в 16 в.

5 ТИПЫ ИКОН СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА: Поясные изображения Ростовые

ТИПЫ ИКОН СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА: Поясные изображения Ростовые

изображения Оплечные изображения Житийные образы Деисусные изображения Другие изображения

Житийные образы (основные группы сюжетов): рождение и обучение грамоте поставление в священники помощь в бедах (чудеса) перенос мощей в г. Бари

Списки и копии с них распространялись по всей русской земле в большом количестве, и таким образом, сформировались устойчивые изводы иконографии Николая Чудотворца.

Появление каждой новой иконы было связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. По местам прославления икон или чудесам от них образы Николы получали различные названия - «Никола Липенский», «Никола Зарайский», «Никола Можайский», «Никола Бабаевский» и др.

6 Общие особенности иконографии николая чудотворца

Общие особенности иконографии николая чудотворца

Нимб – символ святости

Икона святителя Николая Чудотворца, 14 в.

Вокруг головы Николы Чудотворца изображается круглый нимб, знак просветления лика святого. По православным иконографическим канонам на поле нимба святых не должно быть ни надписей, ни украшений.

7 Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы,

Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы,

поле которых украшено стилизованным растительным орнаментом.

Никола Липенский Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 г. Икона написана для монастырской церкви Николы на Липне под Новгородом, где являлась храмовым образом.

8 В житие святителя Николая говорится, что по древнему преданию, епископ

В житие святителя Николая говорится, что по древнему преданию, епископ

имел ангельский лик, исполненный святости и благодати. От него исходило некое пресветлое сияние, как от лица пророка Божьего Моисея. Этими преданиями, в основном, и руководствовались иконописцы.

Лик святителя Николая Чудотворца

Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами, небольшой округлой слегка вьющейся бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами отличается благородной красотой.

Епископ Мир Ликийских, конец 12 – начало 13 века (фрагмент). Из Свято-Духова монастыря в Новгороде.

Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь, который «путь показал человекам правый и спасительный».

9 Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в

Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в

иконописных подлинниках (руководствах по иконописи) при описании разных святых указано: «власы и брада, аки Николина», «сед, аки Никола», или просто «аки Никола».

Иконные изображения святителя Николая, как и его жития, появились вскоре после кончины этого святого, жившего в первой половине IV века. Не исключено, что ранние иконы святого сохраняли его портретные черты.

Никола с Ильей Пророком и Георгием, Новгород, конец 15 - начало 16 века (фрагмент).

10 Николай Чудотворец, Византия, Константинополь, конец 10 – начало 11 в

Николай Чудотворец, Византия, Константинополь, конец 10 – начало 11 в

Мозаика Святителя Николая в Киевском Софийском соборе, 11 в.

Святитель Николай византийского круга более суров, славянский же Николай одновременно строг и милостив.

11 Омофор

Омофор

Фелонь

Поручи

Палица

Хитон

Епитрахиль

Священные одежды Николая Чудотворца

Древняя фелонь имела форму одежды с прорезью для головы, без рукавов, длинной до пят, плотно и высоко прилегающая к шее.

Сверху фелони, на плечах, спускаясь по левой стороне груди, лежит омофор. Это длинная, широкая полоса из ткани, украшенная крестами; у архиерея она лежит на плечах, одним концом опускаясь на грудь, другим — на спину.

Николай Чудотворец в деисусном чине, первая четверть 16 в.

Омофор архиереи носят как символ заблудившейся и найденной пастырем овцы, которую взял на Свои плечи Спаситель.

12 Никола Зарайский, новгородская провинция, 15 в

Никола Зарайский, новгородская провинция, 15 в

Поручи символизируют силу, которой Христос победил врагов Своих, и одновременно Его узы.

Палица — одна из принадлежностей архиерейского облачения. Это четырехугольный плат в виде ромба на ленте, за один угол привешиваемый через плечо к правому бедру. Палица изображает духовный меч.

Другой вариант иконографии святителя Николая – в крестчатой фелони, богослужебном одеянии митрополитов и патриархов, хотя святитель не был ни тем, ни другим. Такие одежды более распространены в ростовых изображениях, но встречаются и в поясных образах.

Епитрахиль одевается на шею, представляет собой как бы двойную ленту — широкую на груди и узкую на шее. Епитрахиль означает сходящую свыше благодать Святого Духа.

13 По обе стороны нимба святителя даны небольшие фигуры Христа и

По обе стороны нимба святителя даны небольшие фигуры Христа и

Богородицы, протягивающих ему Евангелие и омофор — знаки епископского сана.

Святитель Николай Чудотворец , конец 14 в.

Изображения Иисуса Христа и Богоматери на иконах святителя Николая Чудотворца

Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Этот сюжет объясняется преданием из жития святого о чуде на Никейском соборе 325 г.

14 Наиболее были распространены поясные изображения Христа и Богоматери,

Наиболее были распространены поясные изображения Христа и Богоматери,

помещенные прямо на фоне или заключенные в медальоны.

Никола в рост с житием в 14 клеймах, 16 в. (фрагмент)

Никола Зарайский с житием, 17 в. (фрагмент)

Постепенно на смену поясным изображениям приходят другие, более свободные и разнообразные способы их размещения. Например, помещение в облачные сегменты.

15 Типы икон святителя николая чудотворца

Типы икон святителя николая чудотворца

Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого Николая являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI—ХIII вв.

Десница (правая рука) святителя поднята в жесте благословения, обращенного к этому миру.

Поясные изображения святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай Чудотворец, церковь св. Георгия, Старая Ладога, последняя четверть 12 в.

16 Епископ мир Ликийских, конец 12 – начало 13 в. (деталь иконы)

Епископ мир Ликийских, конец 12 – начало 13 в. (деталь иконы)

Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные несомкнутыми подняты вверх, причем указательный и средний слегка перекрещиваются, это — именословное перстосложение.

Когда большой палец соединен с безымянным и мизинцем, а указательный и средний сомкнуты и подняты вверх, такой способ называют древним перстосложением.

Различные способы сложения пальцев благословляющей десницы

Николай Чудотворец с житием, 1685 г. (деталь иконы)

17 Круг (кольцо) в именословном перстосложении обозначает вечность, а

Круг (кольцо) в именословном перстосложении обозначает вечность, а

вытянутые три пальца — символическое изображение имени Иисуса Христа в греческом начертании.

Именнословное перстосложение особенно широкое распространение получает в связи с реформами патриарха Никона, активного проводника «правильного» сложения трех перстов, взамен «неправильного» двуперстия.

Святитель Николай Мирликийский, Москва, 1677 г., (Федор Зубов)

18 В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай

В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай

держит Евангелие — знак принесенного людям учения Христа. Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием к руках.

Епископ мир Ликийских, конец 12 – начало 13 в.

19 К менее распространенным типам относятся иконы святителя с раскрытым

К менее распространенным типам относятся иконы святителя с раскрытым

Евангелием, хотя такие образы в русской иконописи известны с XIII века. На страницах книги помещается начало текста службы святителю Николаю.

Никола с Христом и Богоматерью, 16 в.

Еще более редким является изображение руки, которой святитель поддерживает книгу, не прикрытой омофором либо платом.

20 Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя

Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя

Ростовые изображения святителя Николая Чудотворца

В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей оранта. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., особенно в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Он получает название Зарайского.

Никола Зарайский и апостол Филипп, Новгород, первая половина 14 в.

21 На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго

На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго

фронтально, правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке он держит закрытое Евангелие на уровне плеча, в некоторых случаях и выше, как бы благословляя двумя руками.

На Руси такие образы считались наделенными особой охранительной силой.

Николай Чудотворец (Никола Зарайский), вторая половина 15 в.

22 Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с

Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с

отведенными в сторону руками. В правой руке он держит поднятый обнаженный меч, в левой — храм (иногда крепость, монастырь).

Никола Можайский, 17 в., Палехские письма

Вариантом иконографического типа Зарайского в XIV веке становится Никола Можайский (в народе часто называемый — «Никола с мечем и градом»).

23 Никола Можайский, центральная Россия, вторая половина 17 в

Никола Можайский, центральная Россия, вторая половина 17 в

Наибольшее распространение образы св. Николы Можайского получают в XVI—XVII вв., причем как в скульптуре, так и в иконописи. Иконописные изображения Можайского чудотворца отличаются наличием или отсутствием изображения Никейского чуда, подножия, плата. Еще одной особенностью икон данной иконографии является помещение арки, часто килевидной формы, над фигурой святителя.

24 Оплечные изображения Николая Чудотворца

Оплечные изображения Николая Чудотворца

Оплечные образы святого Николая известны начиная с XV в.

Николай Чудотворец, 16 в., Москва

Святитель Николай изображен на них так, что виден только белый омофор с темными крестами и небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями.

Лик крупный с высоким и широким лбом, выразительными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом.

25 Святитель Николай Чудотворец (оглавный), середина 16 в

Святитель Николай Чудотворец (оглавный), середина 16 в

Святитель Николай Чудотворец, вторая четверть 16 в.

26 Житийные изображения Николая Чудотворца

Житийные изображения Николая Чудотворца

Сам житийный цикл святителя Николая складывается еще в ХI-ХII веках.

Житийные образы св. Николая составляют мощный пласт древнерусского иконописного наследия. Мирликийский чудотворец, прославленный многими деяниями при жизни и после смерти, имеет наиболее развитый и распространенный житийный цикл. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII—ХIV вв.

Никола поясной с житием в 12 клеймах, Новгород, первая половина 14 в.

27 Расположение клейм: 1  2  3 4 5 6  7  8

Расположение клейм: 1 2 3 4 5 6 7 8

1. Родители Николы приводят его учиться 2. Явление Николы царю Константину 3. Спасение Димитрия 4. Никола служит Божественную литургию 5. Спасение корабля во время бури 6. Никола спасает трех осужденных от меча 7. Спасение Василия от Сарацин 8. Преставление Николы

Николай Чудотворец (Никола Великорецкий), Москва, около 1556 г.

28 Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало

Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало

20.

Святитель Николай Чудотворец в житии (Никола Зарайский), конец 16 - начало 17 в., 84 клеймы.

29 Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца

Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца

Согласно иконографической традиции в Деисусе Николай Чудотворец изображен в трехчетвертном повороте.

Святитель поддерживает левой покровенной рукой Евангелие, правая рука святого обращена с молитвенным жестом к центральному образу чина – Иисусу Христу. Облачен Николай в святительские одежды - крестчатую фелонь.

Святитель Николай Чудотворец, перв. половина 16 в.

Николай Чудотворец, первая половина 17 в.

30 Прочие изображения Николая Чудотворца

Прочие изображения Николая Чудотворца

Среди множества икон святителя Николая имеются и другие иконографические типы, в том числе изображения Николая Чудотворца среди избранных святых, в различных сюжетных композициях.

Никола, Власий, Флор, Лавр, Илья Пророк и Параскева Пятница. Первая половина 15 в. Новгород.

31 Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник , конец 15 –

Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник , конец 15 –

начало 16 в.

32 Рождество Николы Чудотворца Бороздин Семен (Семейка) Строгановская

Рождество Николы Чудотворца Бороздин Семен (Семейка) Строгановская

школа, 17 в.

33 Явление Богоматери пономарю Юрышу, 17 в

Явление Богоматери пономарю Юрышу, 17 в

34 Никола, конец 14 — начало 15 вв

Никола, конец 14 — начало 15 вв

икола, конец 14 — начало 15 вв. Новгородская школа.

Фигура поясная, по сторонам головы — поясные Спас и Богоматерь. Вохрение по оливковому санкирю розовыми и белыми мазками по форме. Фон золотой. Икона записана в XVIII веке. Сделано пробное раскрытие на лицах Николы и Богоматери, на одеждах и фоне. Доска липовая, шпонки набивные, новые. Паволока, левкас, яичная темпера. 126?87. Из церкви Успения на Апухтинке в Москве.

35 Презентацию выполнила Постникова Ирина Павловна 2 курс,

Презентацию выполнила Постникова Ирина Павловна 2 курс,

искусствоведение

Использованная литература:

Некоторые иконографические типы святителя Николая Чудотворца Мирликийского в русской иконописи XVI—XIX вв. (по произведениям иконописной коллекции ЦАК МДА) Т. Н. Нечаева. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/nechaeva.htm

Иконография Святителя Николая. Н. Квливидзе. http://halkidon2006.narod.ru/icons/720_kvlividze_ikonografia.htm

Иллюстрированный словарь по иконописи http://nesusvet.narod.ru/ico/gloss/g_index.htm

«Иконография святителя николая чудотворца»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/ikonografija-svjatitelja-nikolaja-chudotvortsa-193983.html
cсылка на страницу
Урок

История

150 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по истории > Христианство на Руси > Иконография святителя николая чудотворца