Россия 19 век
<<  Информационая война Россия – Грузия «Золотые километры»: сколько стоят автомобильные дороги в России  >>
Образы России: Андрей Рублев и Дионисий
Образы России: Андрей Рублев и Дионисий
Андрей Рублёв (около 1370 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее
Андрей Рублёв (около 1370 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее
Андрей Рублёв
Андрей Рублёв
Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры
Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры
Известные работы
Известные работы
Память
Память
Дионисий
Дионисий
Известные работы
Известные работы
Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря –
Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря –
Память
Память
Характерный пример такого, более современного, подхода
Характерный пример такого, более современного, подхода
Это два гениальных средневековых мастера, действующих внутри одной
Это два гениальных средневековых мастера, действующих внутри одной
Есть в фонде библиотеки
Есть в фонде библиотеки
Книга - фундаментальное исследование, посвященное творчеству
Книга - фундаментальное исследование, посвященное творчеству
Дионисий - последний крупный художник эпохи расцвета московской
Дионисий - последний крупный художник эпохи расцвета московской
Библиографический список
Библиографический список

Презентация на тему: «Образы России: Андрей Рублев и Дионисий». Автор: НТБ КГТЭИ. Файл: «Образы России: Андрей Рублев и Дионисий.ppsx». Размер zip-архива: 771 КБ.

Образы России: Андрей Рублев и Дионисий

содержание презентации «Образы России: Андрей Рублев и Дионисий.ppsx»
СлайдТекст
1 Образы России: Андрей Рублев и Дионисий

Образы России: Андрей Рублев и Дионисий

к 655-летию со времени рождения иконописца Андрея Рублёва (ок. 1360-1430) к 575-летию со времени рождения древнерусского иконописца Дионисия (ок. 1440-1502)

2 Андрей Рублёв (около 1370 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее

Андрей Рублёв (около 1370 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее

ндрей Рублёв (около 1370 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Дионисий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Касаясь обширной искусствоведческой, богословской и культурологической темы «Дионисий и Рублев», сразу надо сказать, что единого «канонического» взгляда на соотношение творчества этих мастеров в современной науке нет. Исследователи сходятся во мнении, что Рублев и Дионисий – величайшие художники Древней Руси (к их именам обычно добавляется и имя их византийского предшественника Феофана Грека). Очевидным на сегодняшний момент представляется и то, что именно Андрей Рублев на рубеже XIV – XV веков создает законченный и узнаваемый стиль русской средневековой живописи (стиль «московской школы»), который иногда называют «классическим» и который впоследствии обретает канонические черты, выступая в роли главного примера древнерусского искусства вообще. Ясно так же, что исторически место Дионисия – место следующего за Рублевым мастера, и степень влияния старшего художника на младшего столь велика, что не заметить ее и обойти стороной вопрос о ее специфике просто невозможно. Как, впрочем, невозможно не увидеть и особенной «дионисиевской» манеры, позволяющей не смешивать искусство двух мастеров. На этом бесспорные моменты заканчиваются и начинаются разногласия. Так, целый ряд авторитетных ученых, специалистов по древнерусской живописи, создали некую «рублево-центричную» картину, в которой Дионисию было отведено почетное «второе» место.

При таком взгляде на вещи тема «Рублев и Дионисий», неизбежно возникая, столь же неизбежно приводит к поиску того, в чем Дионисий «не дотягивается» до великого предшественника. Говорится обычно о его большей, сравнительно с Рублевым, «праздничности» и «нарядности», о чрезмерном увлечении «внешними эффектами», цветом и ритмичными повторами в композиции, иногда даже употребляется слово «манерность» – и всем этим стиль Дионисия противопоставляется рублевской богословской глубине, мудрости и духовно-телесной гармонии.

3 Андрей Рублёв

Андрей Рублёв

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

Святая Троица

4 Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры

Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные.

Рублёв скончался во время морового поветрия (чумы) 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

Искусствовед М.В. Алпатов писал: "Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания", "Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию".

Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)

5 Известные работы

Известные работы

Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV—XV веков

Апостол Павел. 1410—1420

Архангел Михаил

Святая Троица

6 Память

Память

Скульптура Андрея Рублёва на фронтоне Омской государственной библиотеки (скульптор В. Трохимчук). Научно-популярный фильм «Андрей Рублёв», снятый в 1987 году киностудией «Леннаучфильм» (режиссёр Л. Никитина, оператор В. Петров).

Памятник Андрею Рублёву у Спасо-Андроникова монастыря в Москве

Почтовая марка СССР, 1961 год

«Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею») — фильм Андрея Тарковского.

7 Дионисий

Дионисий

Дионисий – один из выдающихся художников, олицетворяющих собой Золотой век иконописи XIV-XV вв. на Руси. Имя современника знаменитых творцов эпохи Возрождения Микеланджело и Леонардо да Винчи стоит в ряду великих русских иконописцев – Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва.

Как и о Рублеве, мы знаем очень мало о Дионисии, хоть славы он достиг при жизни. Об этом свидетельствуют полученные им крупнейшие заказы и описи монастырского имущества. Дионисий был, по-видимому, любимым художником Ивана III. Иосиф Волоцкий высоко ценил его искусство, только в Волоколамском монастыре имелось восемьдесят семь его икон, а за украшение иконами нового храма Дионисий получил огромную по тому времени сумму в сто рублей. Дионисию помогали его сыновья: Феодосии и Владимир, оба одаренные художники.

Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня». Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад». Разные источники указывают разные даты смерти Дионисия: «после 1503 года», «до 1508 года», «после 1519 года», «середина 1520-х годов» и т. д. По решению ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Дионисия.

Одигитрия Смоленская. 1482 г. ГТГ

8 Известные работы

Известные работы

Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1495-96. Фреска

Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасо-Прилуцкого монастыря. Ок. 1503 г. ВГИАХМЗ

Одигитрия Смоленская. 1482 г. ГТГ

Сошествие во ад. 1495—1504 гг. Русский музей

9 Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря –

Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря –

единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода XI-XV вв. русской средневековой культуры. Уже по этой причине они имеют уникальное значение, несравненно возрастающее из-за авторства гениального мастера, которого его современники называли "мудрым", "пресловущим паче всех в таковом деле", "начало художником живописания" на Руси. Площадь фресковой живописи составляет около 700 кв.м. и включает в себя порядка трехсот композиций художника.

Фрески Ферапонтова монастыря занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Долгая жизнь уникального памятника требует сегодня беречь и сохранять его. И ещё не так давно эта проблема становилась едва ли не главным препятствием для изучения фресок. Тем более не представлялось возможности живого, органичного воздействия этого непревзойдённого образца «умозрения в красках» на столь отдалённый от него во всех отношениях мир. Проект фотохудожника и издателя Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру» стал настоящим откровением для ценителей древнерусского искусства, а для широкой аудитории – подлинным открытием этого памятника мирового значения.

Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

10 Память

Память

Выставка была подготовлена к 510-летию фресок Ферапонтова монастыря.

С 23 января 2011 года ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в Музее Храма Христа Спасителя экспонируется известная выставка Юрия Холдина (1954-2007) «Свет фресок Дионисия», ставшая одним из наиболее масштабных и знаковых явлений в отечественной духовной культуре последних лет. Выставка постепенно пополняется новыми работами из архивов автора. На сегодняшний день экспозиция обрела черты "Поэмы о России", некогда задуманной автором, включающей 2 монументальных цикла: "Фрески Ферапонтова монастыря" и "Соловецкая Голгофа".

11 Характерный пример такого, более современного, подхода

Характерный пример такого, более современного, подхода

(представляющегося более продуктивным, так он отменяет необходимость в чем-то противопоставлять Дионисия Рублеву и «умалять» одного на фоне достижений другого) можно видеть, к примеру, в недавно вышедшей книге И.К.Языковой «Богословие иконы»: «В целом, работая, как и Рублев, в русле византийской живописной традиции, Дионисий привнес в русскую живопись нечто принципиально отличное от его великих предшественников. Путем отказа от столь характерных для Византии античных реминисценций, Дионисий изменяет саму структуру художественного образа. Идеализация образа достигает степени предельной отрешенности, стремящейся к большей дематериализации. Пространство трактуется условно, лишь легчайшим намеком. Рисунок становится скупым, но достигает предельной отточенности и легкости, большое значение придается ритму…Как наиболее хорошо сохранившиеся, фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря дают возможность увидеть раскрытие этих приемов в наибольшей степени».

«И Дионисий, подобно Рублеву, – пишет Георгиевский, монография которого «Фрески Ферапонтова монастыря» собственно открыла начало их изучения, – стремился к воплощению «неземной красоты», к изображению таких людей, весь облик которых звал к очищению и нравственному совершенствованию. И его влекло к себе состояние внутренней сосредоточенности. И ему нравилось передавать в иконах и фресках силу мудрости, добротолюбие, смирение. Все это в какой-то мере сближает его с Рублевым. Но в его работах настойчиво пробиваются и новые тенденции. Это прежде всего усиление каноничности художественного мышления, проявляющееся в повторяемости одних и тех же мотивов движения и художественных приемов. В лицах святых появляется нечто однообразное, снижающее их психологическую выразительность, в пропорциях и очерках фигур обнаруживается неведомая Рублеву хрупкость, порою носящая несколько нарочитый характер. Все, что было в искусстве XIV века волевым и сильным, уступает у Дионисия место особой мягкости и гармонической закругленности форм. Так, «светлость» Рублева незаметно переходит у Дионисия в «праздничность», что уже само по себе означает снижение высокой одухотворенности иконного образа».

12 Это два гениальных средневековых мастера, действующих внутри одной

Это два гениальных средневековых мастера, действующих внутри одной

богословско-эстетической традиции (исихазм), каждый из которых ставил и на высочайшем уровне решал свои художественные и богословские задачи.

Икона суть видимое невидимого и не имеющего образа, но телесно изображаемого ради слабости понимания нашего. Св. Иоанн Дамаскин

"Икона всегда создаётся как некоторый факт божественной действительности. Икона может быть мастерства высокого или невысокого, но в основе её непременно лежит подлинное восприятие потустороннего, подлинный духовный опыт". о. Павел Флоренский

Икона, если хотите, выполняет важную функцию межконфессионального диалога, обладая тем языком, который может быть понятен исповедующему любую традицию. Икона зиждется на Слове Божьем, икона – христоцентрична, а потому выражает общехристианские принципы. И. К. Языкова

13 Есть в фонде библиотеки

Есть в фонде библиотеки

В книге говорится о жизненном и творческом пути великого русского художника, жившего во второй половине XIV и первой трети XV века. На основании дошедших до нас письменных источников и произведений искусства того времени автор воссоздает картину жизни русского народа, освободившегося от монголо-татарского ига и в труднейших исторических условиях создавшего свою культуру и государственность.

В этот альбом включены репродукции картин известного русского живописца Андрея Рублева из собрания Государственной Третьяковской галереи. Помимо репродукций альбом включает очерк о жизни и творчестве художника.

Всемирно известные произведения Андрея Рублева рассматриваются в неразрывном единстве с высокими этическими идеалами эпохи. Перед читателем раскрывается своеобразие мировоззрения художника мыслителя и его современников.

А. Рублев. Из собрания Государственной Третьяковской галереи [Текст] : альбом / -сост. Э. К. Гусева. - М. : Изобразительное искусство, 1990. - 48 с.

Сергеев В. Н. Рублев [Текст] : научно-популярная литература / В. Н. Сергеев. - М. : Мол. гвардия, 1986. - 255 с.

14 Книга - фундаментальное исследование, посвященное творчеству

Книга - фундаментальное исследование, посвященное творчеству

талантливого иконописца Древней Руси Андрея Рублева. Автор, доктор искусствоведения, профессор, академик Международной славянской академии В.Г Брюсова кроме работ Андрея Рублева рассматривает также ряд работ другого древнерусского иконописца - Даниила Черного. Этих мастеров связывала творческая дружба и совместная работа в Успенском соборе во Владимире, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, в храмах Звенигорода. В книге около 200 цветных и тоновых иллюстраций. Для специалистов и читателей, интересующихся древнерусским искусством.

В состав сборника С. Романовского помимо повести о гениальном русском живописце Андрее Рублеве вошли рассказы, созданные автором на современном материале. Сквозной для книги стала тема родной земли, России.

Брюсова В.Г. Андрей Рублев/В. Г. Брюсова. - М.: "Изобразительное искусство", 1995. - 294 с.

Романовский С. Т. Повесть об Андрее Рублеве/С. Т. Романовский. - 1982. – 264 с. : ил.

15 Дионисий - последний крупный художник эпохи расцвета московской

Дионисий - последний крупный художник эпохи расцвета московской

живописи XV в., преемник традиций Андрея Рублева и мастеров его окружения. На протяжении 1480-1490-х гг. Дионисий и его мастерская исполняет ответственные заказы, в том числе русской Митрополии и преподобного Иосифа Волоцкого.

Около 1499-1500 гг. художник отправляется в Белозерский край. Там он работает в Павлово-Обнорском и Кирилло-Белозерском монастырях. В 1502 г. Дионисием с "чадами" создаются знаменитые росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, являющиеся величайшим творением русского искусства начала XVI в.

С его именем связано большое число произведений иконописи и миниатюры. В альбоме 64 иллюстрации, из них 54 цветных.

Алпатов, Михаил Владимирович. Древнерусская иконопись = Early russian icon painting : [альбом] / М. В. Алпатов. - 3-е изд. - М. : Искусство, 1984. - 331 с. : цв.ил. Андрей Рублев : худож. фильм (2 сер.) / сцен. : А. Михалков-Кончаловский, А. Тарковский ; реж. А. Тарковский ; в ролях : А. Солоницын [и др.]. - Снято на киностудии "Мосфильм" в 1966 г. - М. : Крупный план, 1999. - 1 вк. - (Фильмы А. Тарковского). Биллингтон Дж.Х. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре : пер. с англ. / Дж. Х. Биллингтон. - М. : Логос, 2001. - 248 с. Дионисий. [Иконы и фрески Древней Руси] [Текст] : монография / Музей фресок Дионисия, Собор Рождества Богородицы ; авт. текста: В. Н. Лазарев, И. Е. Данилова ; сост. М. Н. Шаромазов. - Москва : ТЕЗА, 2000. - 111 с. С. Г. Бычков В. В. Классический период древнерусской эстетики. Андрей Рублев, Дионисий Ферапонтовский [Текст] : [реферат] / С. Г. // Культурология. - 2013. - № 2.- С.94-106. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его творчество : монография / В. Н. Лазарев. - М. : Искусство, 1966. - 168[194] с. : ил. Манин В.С. Шедевры русской живописи : Более 400 ил. / В. С. Манин. - М. : Белый город, 2000. - 400 с. : цв. ил. - (Энциклопедия мирового искусства). Попов, Геннадий Викторович. Дионисий / Г. В. Попов. - М. : Арт-Родник, 2002. - 71 с. : цв.ил. - (Золотая галерея русской живописи). - На обл. авт. не указан. Святые лики [Электронный ресурс] : [Собрание православных икон]. - Электрон. граф. дан. - [б. м.] : [б. и.], 2003. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : col.

Попов, Геннадий Викторович. Дионисий [Текст] / Г. В. Попов. - М. : Арт-Родник, 2002. - 71 с.

16 Библиографический список

Библиографический список

https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/202.htm http://www.dionisy.ru/ http://www.dionisy.com/additional/62/ http://www.proza.ru/2005/04/25-243 http://www.la-fa.ru/old/old40.html

Виртуальная выставка подготовлена гл. библиотекарем Дедюля А. В.

«Образы России: Андрей Рублев и Дионисий»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/obrazy-rossii-andrej-rublev-i-dionisij-86042.html
cсылка на страницу

Россия 19 век

27 презентаций о России 19 века
Урок

История

150 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по истории > Россия 19 век > Образы России: Андрей Рублев и Дионисий