Русская культура 18 века
<<  Образ Петра I в произведениях искусства Образование и педагогическая мысль в России XVIII – начала XX вв  >>
Русская культура в 1-й четверти XVIII века
Русская культура в 1-й четверти XVIII века
Основные направления культурного развития эпохи
Основные направления культурного развития эпохи
Основные различия
Основные различия
Дворянский быт
Дворянский быт
Человек
Человек
Изменения женского костюма
Изменения женского костюма
Приемы гостей
Приемы гостей
?
?
Чай и кофе
Чай и кофе
Юности честное зерцало
Юности честное зерцало
?
?
Указ Петра I
Указ Петра I
«Цифирные» школы
«Цифирные» школы
Горные школы
Горные школы
Ведомости
Ведомости
Петр
Петр
Кабинет редкостей
Кабинет редкостей
Развитие науки
Развитие науки
Карты Азовского моря
Карты Азовского моря
Блюментрост
Блюментрост
Бернулли
Бернулли
Архитектура
Архитектура
Культовые здания
Культовые здания
Архитектурный стиль
Архитектурный стиль
Знаменитая церковь
Знаменитая церковь
Нарышкинское барокко
Нарышкинское барокко
Направление русского барокко
Направление русского барокко
Живопись
Живопись
Картины
Картины
?
?
Ведущий жанр литературы
Ведущий жанр литературы
?
?
Дворянская культура
Дворянская культура
Источники иллюстраций
Источники иллюстраций
Источники иллюстраций
Источники иллюстраций
Источники иллюстраций
Источники иллюстраций
Источники иллюстраций
Источники иллюстраций

Презентация: «Русская культура при Петре I». Автор: Katsva. Файл: «Русская культура при Петре I.ppt». Размер zip-архива: 3485 КБ.

Русская культура при Петре I

содержание презентации «Русская культура при Петре I.ppt»
СлайдТекст
1 Русская культура в 1-й четверти XVIII века

Русская культура в 1-й четверти XVIII века

Русская культура в 1-й четверти XVIII века (при Петре I)

© Л.А. Кацва, 2011

2 Основные направления культурного развития эпохи

Основные направления культурного развития эпохи

Изменения в дворянском быту. Просвещение и наука. Изобразительное искусство и архитектура. Театр и литература.

3 Основные различия

Основные различия

?

Дворянский быт

Укажите основные различия во внешнем облике служилых людей XVII в. и начала XVIII в. Сразу по возвращении из Великого посольства Петр провозгласил указ о брадобритии. В 1700 г. вышел указ об обязательном ношении немецкого или венгерского платья. Ношение русской долгополой одежды было запрещено.

Служилый человек XVII века. Современный рисунок.

Портрет офицера петровской эпохи. Худ. И.А. Горностаева.

4 Дворянский быт

Дворянский быт

Для желающих носить бороды была установлена пошлина: для дворян – 60 руб. в год, для купцов гостиной сотни – 100 руб., для прочих посадских людей – от 30 до 60 руб., смотря по доходам. Уплатившим выдавался особый знак для ношения на груди. С крестьян-бородачей при входе в город и выходе из него взималась пошлина в размере 1 копейки. Беспошлинно носить бороды в городах могли только церковнослужители.

Медные знаки 1710 и 1725 гг. об уплате пошлины за ношение бороды.

5 Человек

Человек

?

Дворянский быт

Человек, рискнувший в петровское время появиться в такой одежде на улице, рисковал тем, что его поставят на колени и обрежут полы вровень с землей. Чем объяснялась такая ненависть Петра I к традиционному облику русских людей? По-видимому, для Петра борода и традиционное русское платье были зримыми символами старины, противостояния Европе.

Бояре возвращаются от Петра I, остригшего им бороды. Гравюра 1894 г.

6 Изменения женского костюма

Изменения женского костюма

?

Дворянский быт

1 декабря 1701 г. «Женам и дщерям» дворянским было приказано носить европейскую одежду, чтобы они с мужчинами «в платье были наравне, а не розные».

Одежда женщин (дворянок и горожанок) XVII в. Слева – летник, справа – охабень.

Дамские платья начала XVIII в.

В чем состояли важнейшие изменения женского костюма в эпоху Петра?

7 Приемы гостей

Приемы гостей

?

Дворянский быт

В 1718 г. Петр ввел в столице ассамблеи – приемы гостей в знатных домах. Рассмотрите картину. В чем состояло главное отличие ассамблей от московских приемов в XVII веке?

На московских пирах присутствовали только мужчины, а на ассамблеи надлежало являться с женами и дочерьми. Вводя ассамблеи, Петр навсегда покончил с изоляцией женщин в теремах.

На петровской ассамблее.

8 ?

?

?

Дворянский быт

Рассмотрите картину. Чем занимались на ассамблеях? Ассамблея сочетала черты пира и бала. Здесь танцевали, музицировали, беседовали, играли в карты и шашки.

С появлением ассамблей дворянам, особенно молодым, пришлось учиться музыке, иностранным языкам, политесу (хорошим манерам). Дочерям надо было шить модные туалеты.

На петровской ассамблее.

Какое влияние оказали ассамблеи на весь быт дворянства?

9 Чай и кофе

Чай и кофе

Дворянский быт

На ассамблеях подавали невиданные прежде в России чай и кофе, курили трубки (прежде церковь запрещала табак как дьявольское зелье). Пожилые дворяне воспринимали ассамблеи как тяжкую повинность, но молодежь быстро вошла во вкус новшеств.

Ассамблея при Петре Великом. Гравюра Хельмана.

10 Юности честное зерцало

Юности честное зерцало

?

Дворянский быт

Из книги «Юности честное зерцало»: «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, но полотенцем… Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою… Ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглотив куска, не говори». О чем говорят подобные наставления?

Юности честное зерцало. Титульный лист факсимильного издания. Оригинал – 1717 г.

11 ?

?

Просвещение

Петр настойчиво заставлял дворян учиться. В 1701 г. в помещении Сухаревой башни была открыта Навигацкая школа (с 1715 г. – Морская академия).

В 1701 г. создана Артиллерийская школа. в 1707 г. – Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа. При Посольском приказе открыта школа переводчиков.

Памятная монета Банка России к 300-летию Навигацкой школы.

Сухарева башня. Худ. А.К. Саврасов. 1872.

Чем вызвана забота Петра об образовании дворян?

12 Указ Петра I

Указ Петра I

Просвещение

Из указа Петра I от 20 января 1714 г.: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей …, цыфири и геометрии, и положить штраф такой, что не вольно будет жениться пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны».

Указ Петра I от 20 января 1714 г.

13 «Цифирные» школы

«Цифирные» школы

?

Просвещение

Для детей провинциальных дворян и чиновников были открыты 42 «цифирные» школы, в которых обучали чтению, письму и счету. О чем свидетельствует текст указа 20.01.1714 г.? Учеба воспринималась как тяжелая повинность, дворян приходилось буквально заставлять учиться.

Урок в школе. Из букваря Ф. Поликарпова. 1701 г.

«Не хочу учиться, а хочу жениться!» (Митрофанушка в пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизина).

14 Горные школы

Горные школы

?

Просвещение

Помимо школ для дворян были созданы горные школы для мастеровых, школы для солдатских детей. В школах петровской эпохи основное внимание уделялось не богословию и риторике, а практическим наукам – арифметике, геометрии, астрономии, инженерному делу. Чем объясняется такая направленность школы в петровскую эпоху?

«Арифметика, сиречь наука числительная» Л.Ф. Магницкого. Первый в России учебник математики, изданный в 1703 г. Российские дети учились по нему более 50 лет.

15 Ведомости

Ведомости

?

Просвещение

В 1702 г. началось издание первой русской печатной газеты «Ведомости». При Алексее Михайловиче в Кремле издавалась рукописная газета «Куранты». «Ведомости» сообщали о ходе войны и событиях за рубежом, биржевых ценах, строительстве заводов и поиске минералов. Какое значение имело появление газеты с точки зрения развития культуры? Верхушка русского общества обрела регулярный источник информации.

Страница газеты «Ведомости».

16 Петр

Петр

?

Просвещение

С 1708 г. Петр заменил в книгопечатании церковнославянский шрифт на гражданский, который лично разработал. Какое значение имело принятие гражданского шрифта?

Книги, напечатанные гражданским шрифтом, были дешевле, их было гораздо легче читать, по ним легче было учиться. К концу царствования Петра I в Москве работали десятки типографий, выпускавшие, в основном, учебники, официальные документы и гражданские книги.

Образец церковнославянского шрифта

Образец гражданского шрифта

17 Кабинет редкостей

Кабинет редкостей

Просвещение

В 1714 г. Петр создал в Летнем дворце «кабинет редкостей» – Кунсткамеру. Основу коллекции этого первого в России музея составили экспонаты, привезенные царем из Голландии в 1698 и 1717 гг. С 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Кунсткамера. Современный вид. Здание построено в 1718–1726 гг. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, Академия Наук – западное, в центральной части находился анатомический театр, в башне – обсерватория.

Одни из первых экспонатов Кунсткамеры

18 Развитие науки

Развитие науки

Развитие русской науки оказалось тесно связано с задачами пополнения казны. Петр мечтал проложить через российскую территорию торговый путь в Индию. Для этого он направил в Среднюю Азию и на побережье Каспийского моря экспедицию А. Бековичем-Черкасскогом. Черкасский нанес на карту не только восточный берег Каспийского моря, но и Аральское море, о котором в Европе не знали. Эту карту царь подарил Парижской Академии Наук, за что был избран ее членом.

Карта А. Бековича-Черкасского. 1715 г.

19 Карты Азовского моря

Карты Азовского моря

Развитие науки

Были составлены также карты Азовского моря и бассейна Дона. В 1714-1716 гг. было налажено сообщение между Охотском и Камчаткой. Петр решил организовать поиск пути в Америку. В 1720-1721 гг. русская экспедиция достигла Курильских островов, но американского побережья не нашла. В 1725 г. отправилась в путь Камчатская экспедиция датчанина В. Беринга, имея приказ Петра найти пролив или перешеек между Европой и Азией. Плавание экспедиции началось уже после смерти Петра – в 1728 г.

Витус Беринг. Худ. В.Н. Ефимов.

20 Блюментрост

Блюментрост

Развитие науки

Из письма1721 г.: «Его Императорское Величество имеет намерение учредить Академию Наук и при ней другое заведение, где бы могли знатные лица изучать необходимые науки, а вместе с тем водворить художества и румёсла…» Академия основана указом Петра 28 января 1724 г. Первым президентом Академии Наук стал царский лейб-медик Л. Блюментрост. Он составил устав Академии, пригласил видных зарубежных ученых. Официальное открытие Академии – 27 декабря 1725 г.

Первый президент Петербургской Академии Наук Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост.

21 Бернулли

Бернулли

?

Развитие науки

Среди иностранных ученых, ставших членами Петербургской Академии Наук, были математики Н. и Д. Бернулли Л. Эйлер, астроном и географ Ж. Делиль, историк Г.Ф. Миллер, и другие. Какую цель преследовал Петр, создавая Академию Наук и приглашая иностранных ученых? Петр полагал, что развитие науки необходимо всякому современному государству, а добиться этого без иностранцев и без поддержки государства нельзя.

Леонард Эйлер. Худ. Э. Хандманн. 1756.

22 Архитектура

Архитектура

В архитектуре 1-й четверти XVIII в. впервые появились типовые проекты зданий. Именно такими зданиями застраивался Петербург. Столица строилась по плану: с прямыми широкими улицами, пересекающимися под прямым углом. На центральных улицах столицы строились каменные дома в два-три этажа, окнами не во двор, а на улицу.

Типовой проект для строительства каменных домов в Санкт-Петербурге, «присланный от его царского величества». 1717 г. Гравировал Я. Ростовцев.

23 Культовые здания

Культовые здания

Архитектура

Если вплоть до конца XVII в. каменными были, в основном, культовые здания, то в начале XVIII в. велось широкое гражданское строительство.

Здание 12 коллегий. Арх. Д. Трезини.

Летний дворец Петра в летнем саду. Арх. Д. Трезини.

Старый гостиный двор. Арх. Д. Трезини. Перестроен Росси.

24 Архитектурный стиль

Архитектурный стиль

Архитектура

Преобладающий архитектурный стиль 1-й четверти XVIII в. – петровское барокко. Характерные черты: простота объёмов, чёткость членений, сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Архитекторы, работавшие в стиле петровского барокко, ориентировались на зодчество северной Европы.

Вид дворца А.Д. Меншикова в 1725 г. Арх. Дж. М. Фонтана и Г.И.Шедель. 1710–1714 гг. Реконструкция.

25 Знаменитая церковь

Знаменитая церковь

Архитектура

Пример петровского барокко – самая знаменитая церковь эпохи, Петропавловский собор в Петербурге. Он построен не в традициях древнерусского зодчества, не похож ни на пятиглавые, ни на шатровые церкви. Более всего собор напоминает немецкие и прибалтийские протестантские кирхи. Такой тип храма – зальный. Шпиль колокольни достигал 112 м (увеличен в 1858 г.), т.е. был выше колокольни Ивана Великого в Москве.

Петропавловский собор. 1712–1733. Арх. Д. Трезини.

26 Нарышкинское барокко

Нарышкинское барокко

Архитектура

В Москве на рубеже XVII–XVIII вв. преобладало нарышкинское барокко, сочетавшее традиции русского зодчества с приемами украинского и европейского барокко. Характерные черты – центрические ярусные храмы, сочетание красного кирпича и белого камня отделки.

Ц. Иоанна Воина на Якиманке. Арх. И. Зарудный. 1706–1713 гг.

Ц. Архангела Гавриила (Меншикова башня). Арх. И. Зарудный. 1707 г. Реконструкция.

27 Направление русского барокко

Направление русского барокко

Архитектура

Еще одно направление русского барокко начала XVIII в. – голицынское барокко, восходящее к австрийскому и итальянскому зодчеству. Название связано с именем Бориса Алексеевича Голицына. Здания голицынского барокко в плане не крестово-купольные и не зальные, а эллиптичесие, напоминают ротонды. Архитекторы голицынского барокко неизвестны, но предполагается участие западноевропейских зодчих.

Ц. Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 1690–1704. Здание увенчано не куполом, а короной.

28 Живопись

Живопись

Живопись начала XVIII в. окончательно стала светской. На смену парсуне пришел портрет. Крупнейшие живописцы эпохи – И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Картины И.Н. Никитина:

Портрет царевны Натальи Алексеевны.

Портрет напольного гетмана.

Портрет барона С.Г. Строганова.

29 Картины

Картины

?

Живопись

Картины А. М. Матвеева:

Портрет И.А. Голицына.

Портрет врача И.А. Ацаретти.

Автопортрет с женой.

Чем отличаются портреты начала XVIII в. от парсун XVII в.? В чем, кроме техники живописи, состоит новаторство художника в картине «Автопортрет с женой»?

30 ?

?

Театр

В 1702 г. был открыт первый в России общедоступный театр – «Комедийная хоромина» на Красной площади. Труппа состояла из немецких актеров и разыгрывала иноземные пьесы. Позднее появился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Здесь играли уже пьесы российских авторов. Например, в пьесе Ф. Журовского «Слава Российская», написанной после персидского похода 1722 г., соседние страны (Польша, Швеция, Турция, Персия) признавали первенство России. Воспитательные или развлекательные задачи преобладали в театральном искусстве начала XVIII в.?

31 Ведущий жанр литературы

Ведущий жанр литературы

?

Литература

Ведущий жанр литературы начала XVIII в. – «история», т.е. повествование о некоем вымышленном приключении. Для такого повествования характерен новый герой: молодой, предприимчивый, жаждущий приключений и новых знаний, смело отправляющийся в далекие края и всегда добивающийся успеха. Таков, например, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Дворянский сын уходит на морскую службу, попадает в плен к пиратам, но вскоре становится их атаманом, женится на принцессе и живет с ней «в великой славе».

В чем разница между судьбой Василия Кариотского и судьбой покинувшего отчий дом литературного героя XVII века?

32 ?

?

Две русские культуры

Петровские преобразования в сфере культуры не коснулись массы крестьянства и городских низов. Крестьян не затронули ни образование, ни изменения в быту. Культура простонародья оставалась традиционной, дворянская культура стала чуждой и непонятной народу.

Портрет помещика Н.И. Тишинина. Худ. И.Я. Вишняков.

Странник. Худ. В.Г. Перов.

Как вы думаете, к каким последствиям это должно было привести?

33 Дворянская культура

Дворянская культура

?

Подводим итоги

Дворянская культура приобрела европейский облик. Дворянская культура окончательно стала светской: появилось светское образование, светская литература, светская живопись. Возникли новые стили в архитектуре. Стала зарождаться русская наука. Обновление культуры не коснулось низов, поэтому образовался колоссальный разрыв между европейской культурой дворянства и традиционной культурой народа.

В чем же состояли важнейшие черты культурного развития эпохи?

34 Источники иллюстраций

Источники иллюстраций

Слайд №3. http://www.liveinternet.ru/users/feren/post77149705/; http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=14485&iid=183430 Слайд №4. http://portal.lgo.ru/diary/index.htm?dcom=16&start=295; http://forum.sharereactor.ru/printthread.php?s=27f16e487ce1b290ba1ae8d357a85764&t=148593&pp=40 Слайд №5. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=15317&ob_no=15095&rt=&print=1 Слайд №6. http://www.booksite.ru/enciklopedia/clothes/2.htm; http://www.galvek.ru/esteticheskiy-ideal-galantnogo-veka/; http://www.epochtimes.ru/content/view/32791/38/ Слайд №7. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/15.shtml Слайды №8, 9. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29114 Слайд №10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%ED%EE%F1%F2%E8_%F7%E5%F1%F2%ED%EE%E5_%E7%E5%F0%F6%E0%EB%EE

35 Источники иллюстраций

Источники иллюстраций

Слайд №11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EA%EE%EB%E0_%EC%E0%F2%E5%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5_%E8_%ED%E0%E2%E8%E3%E0%F6%EA%E8%F5_%ED%E0%F3%EA Слайд №12. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/6.shtml Слайд №13. http://his.1september.ru/2003/39/4.htm Слайд №14. http://ostashkov.codis.ru/okmmag.htm Слайды №15, 16. http://ruskerealie.zcu.cz/r2-3A.php Слайд №17. http://pda.privet.ru/post/100339290; http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0&p=3&img_url=doseng.org%2Fuploads%2Fposts%2F2009-10%2F1255550602_1.jpg&rpt=simage Слайд №18. http://lib.rus.ec/b/175065/read Слайд №19. http://www.bagetorel.ru/org/galereya-efimov.htm Слайд №20. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82,_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

36 Источники иллюстраций

Источники иллюстраций

Слайд №21. http://jml.ecole-alsacienne.org/Jingshan_Maths_English/@_SENIOR_2/Senior_2_p.4.html Слайд №22. http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/gubernii300-kat/21.shtml Слайд №23. http://www.artwall.ru/products/poster_op_2889; http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?p=77856243; http://www.petersburgphoto.ru/monuments_of_architecture/letniy_dvorec_petra_1_01/ Слайд №24. http://www.museum.ru/alb/image.asp?19496 Слайд №25. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/921228 Слайд №26. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C Слайд №27. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Dubrovitsy_church_of_Sign.JPG Слайд №28. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17896&cat_ob_no=12556; http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17576; http://rusmuseum.ru/museum/complex/str_palace/person/

37 Источники иллюстраций

Источники иллюстраций

Слайд №29. http://www.artsait.ru/art/m/matveev/art1.php Слайд №32. http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post148603049/; http://smallbay.ru/perov.html

«Русская культура при Петре I»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/russkaja-kultura-pri-petre-i-60732.html
cсылка на страницу

Русская культура 18 века

24 презентации о русской культуре 18 века
Урок

История

150 тем
Слайды