Средневековая Европа
<<  Средневековая философия Средневековое рыцарство  >>
Средневековая философия
Средневековая философия
«Средний век» (лат
«Средний век» (лат
«Философия» против «философии» – защита (апология) христианства против
«Философия» против «философии» – защита (апология) христианства против
Апологетика
Апологетика
Три традиции комментирования в I-Ivвв
Три традиции комментирования в I-Ivвв
ХРИСТОС –БОГОЧЕЛОВЕК Новый Мессия – не кесарь, не победитель врагов
ХРИСТОС –БОГОЧЕЛОВЕК Новый Мессия – не кесарь, не победитель врагов
Библейская мудрость и творения греческих философов имеют один источник
Библейская мудрость и творения греческих философов имеют один источник
Бог у Филона - неразложимое и неделимое единство
Бог у Филона - неразложимое и неделимое единство
Экзегеза у Филона
Экзегеза у Филона
ХРИСТИАНСТВО КАК апология «БЕЗУМИЯ» Апологетика «приучила» к метанойии
ХРИСТИАНСТВО КАК апология «БЕЗУМИЯ» Апологетика «приучила» к метанойии
Основные этапы средневековой философии – Патристика – Восточная и
Основные этапы средневековой философии – Патристика – Восточная и
Библия
Библия
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Sanctus, – в рус
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Sanctus, – в рус
«О Граде Божьем»: 2 части – критика язычества и концепция Церкви
«О Граде Божьем»: 2 части – критика язычества и концепция Церкви
Собор св
Собор св
Средневековые жанры
Средневековые жанры
Исповедую Тебя и исповедуюсь…
Исповедую Тебя и исповедуюсь…
Ключевые элементы исповеди
Ключевые элементы исповеди
Исповедальное время – кризис жизни: «бытийственный миг»: «миг
Исповедальное время – кризис жизни: «бытийственный миг»: «миг
«ИСПОВЕДЬ» Августина – это сочетание исповедального плача - «поэма
«ИСПОВЕДЬ» Августина – это сочетание исповедального плача - «поэма
Свобода воли – центральная проблема философии и теологии АРИСТОТЕЛЬ: К
Свобода воли – центральная проблема философии и теологии АРИСТОТЕЛЬ: К
Два противоположных начала: божественное предопределение и Божья
Два противоположных начала: божественное предопределение и Божья
Субъективная природа человеческого выбора - внутреннее психологическое
Субъективная природа человеческого выбора - внутреннее психологическое
Проблема Свободы и Предопределения
Проблема Свободы и Предопределения
Средневековая философия
Средневековая философия
Переход к схоластике
Переход к схоластике
СХОЛАСТИКА – XI-XIIIвв
СХОЛАСТИКА – XI-XIIIвв
Расцвет схоластики в XII-XIVвв
Расцвет схоластики в XII-XIVвв
РЕАЛИЗМ - (от позднелат
РЕАЛИЗМ - (от позднелат
Фома аквинский (1225-1274)
Фома аквинский (1225-1274)
Концепция мира
Концепция мира
“Доказательства” бытия Бога Основа - постижение Бога - Его творения
“Доказательства” бытия Бога Основа - постижение Бога - Его творения

Презентация: «Средневековая философия». Автор: 1. Файл: «Средневековая философия.pptx». Размер zip-архива: 2353 КБ.

Средневековая философия

содержание презентации «Средневековая философия.pptx»
СлайдТекст
1 Средневековая философия

Средневековая философия

«credo, quia absurdum» (вера как доверие) «fides quaerens intellectum» (религиозная вера) КЛИМОВА С.М. профессор

2 «Средний век» (лат

«Средний век» (лат

medium aevum)

СФ - это особый образ мысли - идея Бога вместо античного Единого - Космоса. Первые века (I-IV) СФ со-существовала рядом с философией античной, уходящей мыслью. I-Ivвв. СФ как «апология – защита» новых – христианских идей от античной мудрости - язычества

3 «Философия» против «философии» – защита (апология) христианства против

«Философия» против «философии» – защита (апология) христианства против

языческой мудрости. «Философия должна служить Священному Писанию, как служанка своей госпоже» (Петр Дамиани). «Не учен диалектике, риторике и философии, но разум Христов в себе имею” (Древнерусский Патерик).

Не дайте, братья, увлечь себя философией». Ап. Павел [Послание к Колоссянам, 2:8].

4 Апологетика

Апологетика

АПОЛОГЕТИКА (I-IIвв.). – от гр. apologetikos защитительный - защита наивных тезисов христианства от высоких понятий философии – языческой мудрости. Юстин Мученик «Христос в философской мантии» (100-167) -христианство - новая философия, Климент Александрийский; Задача – ПРОЧЕСТЬ БИБЛИЮ не глазами философа, образованного человека, не рационально, а религиозно – понять ее как «Встречу» человека с Богом. ЧТЕНИЕ - проблема КОММЕНТАРИЯ! Новый метод - метанойя - ???????? - «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление». Неоплатонический экстаз – греч. ekstasis - нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя - «прообраз» метанойи.

5 Три традиции комментирования в I-Ivвв

Три традиции комментирования в I-Ivвв

: 1. Созерцательно-аналитическая (философско-теологическая) – греческая; 2.Эмоционально-эмпирическая -иудейская; 3. Религиозно-символическая – христианская. Греки ищут Бога – Истину; критическое восприятие, требование доказательств или рационального понимания Библии. Иудеи живут в Боге – они знают Истину: Литература палестинского направления – либо комментарий к Торе, либо комментарии Пророков. Палестинский дискурс – причти, рассказы, басни, легенды, беседы, диалоги. Христиане в библейский мир внесли радикальную идею АНТРОПОЦЕНТРИЗМА. Новый Завет – это сбывшиеся пророчества Ветхого Завета.

6 ХРИСТОС –БОГОЧЕЛОВЕК Новый Мессия – не кесарь, не победитель врагов

ХРИСТОС –БОГОЧЕЛОВЕК Новый Мессия – не кесарь, не победитель врагов

иудейских, Он искупительная жертва. Страдание – источник веры и спасения! Крест – Путь к спасению! Ветхий Адам –антитеза Христа. От Адама до Христа – время господства греха/смерти; после Христа - время благодати и бессмертия. Христос избавил человека от первородного греха смерти. Вера и Причастие давали шанс на жизнь Вечную. «Смертию смерть поправ…» Концепция истории в христианстве: между началом и концом есть срединная точка – пришествие Христа. История сконцентрирована теперь не на прошлом или будущем –а настоящем – смерти Христа и Воскресении. Образ Христа-Мессии –центральная ось истории цивилизации.

7 Библейская мудрость и творения греческих философов имеют один источник

Библейская мудрость и творения греческих философов имеют один источник

— божественный разум - ЛОГОС. Но греки и иудеи открыли для себя божественную истину по-разному. Ветхозаветный Бог – чувственный; Филон учит об абстрактном - абсолютном духе/монаде. Метод – экзегеза (exegesis – выведение, истолкование) – новые подходы к комментированию

8 Бог у Филона - неразложимое и неделимое единство

Бог у Филона - неразложимое и неделимое единство

Первым среди иудейских экзегетов Филон помещает Бога за пределы мира, характеризуя его в качестве трансценденции ((от лат. transcendere — переступать, переход границы) . Если он трансцендентен – вне мира, к нему неприложимы земные понятия и образы, он недоступен нашему восприятию - апофатика. Недаром Бог назвался Моисею “Яхве”, в греческой транскрипции — “Иегова”(“Сущий - ??? ??? ????-Эхье ашер Эхье). Я есть тот, кто Я есть! Проблема наименования Бога в апофатике: (отрицание)– рассказать, чем не может быть Бог. Экстаз – сверхъестественная (сверхразумная) мистическая интуиция проникновения в истину!

9 Экзегеза у Филона

Экзегеза у Филона

Прямое и аллегорическое толкование Библии; Рациональность дополняется верой и мистикой аллегорий и интуицией; Мистическое богопознание не единственно возможное. Постичь Бога можно непосредственно и опосредованно; Нетрадиционное толкование античного понятия “логос”, для толкования христианских текстов; Логос – первородный сын Божий – посредник между творцом и миром. Логос через энергию своего слова (Да будет!) творит мир и делает его стройным и упорядоченным; Энергия – (греч. energeia, от energos - действующий, сильный) деятельность, сила – популярный ср. термин, особенно у восточных отцов (паламизм и исихазм). В Новом Завете: «В начале был Логос.. (Слово) и Слово было у Бога, и Слово был Бог.. Все через него начало быть… И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (1:1, 3, 14); Логос у Филона — некий разумный порядок мира и одновременно посредник между Богом и миром; Бог при этом выше Логоса, а потому может нарушать мировой порядок и творить чудеса.; Так у Филона намечаются контуры катафатического богословия, в котором об атрибутах Бога судят по сотворенному им миру.

10 ХРИСТИАНСТВО КАК апология «БЕЗУМИЯ» Апологетика «приучила» к метанойии

ХРИСТИАНСТВО КАК апология «БЕЗУМИЯ» Апологетика «приучила» к метанойии

как «жертве телесности»: целомудрие стало нормальным явлением. РОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ТЫ И МИР, ТЫ И БОГ. Требовалось очищение души – как утверждение непонятных идей: ДЛЯ СКУПЫХ - «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.VI, 19-21). ДЛЯ РАСТОЧИТЕЛЬНЫХ: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал, VI,8). ДЛЯ ГОРДЫХ: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лука, XIV, 11); ДЛЯ ГНЕВЛИВЫХ: «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую» (Мф.V, 39). ДЛЯ ВСЕХ: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, ни есть от Отца, но от мира сего» (ИоаннII, 15-16).

11 Основные этапы средневековой философии – Патристика – Восточная и

Основные этапы средневековой философии – Патристика – Восточная и

Западная Схоластика – Западная

PATER – лат. отец – свод учений христианских отцов IV-VIIвв. Католические Отцы – переводчики Библии: Иероним, Диоген Ареопагит, Августин Аврелий; греческие: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин. Главная тема раннего периода ЭКЗЕГЕЗА – (гр. комментарий, толкование) - соединение греческой мудрости, логики, разума и понимания и христианской мифологии, ориентированной на символ, тайну, чудо и авторитет, аллегории; равнодушие к противоречиям (верую, ибо абсурдно). Экзегеты видели свою задачу в том, чтобы передать современникам и потомкам первообраз истины, найденный ими в тексте, не привнося и не добавляя ничего от себя.

12 Библия

Библия

Перевод Семидесяти (LXX) - Септуагинта (Septuaginta) - по-лат. Семьдесят- Ветхий Завет с др.еврейского переведен на греческий; Вульгaта (Vulgata, то есть народная- перевод Библии на латынь) (386—405) Иероним. Вульгата включает в себя не только Ветхий, но и Hовый Завет. Экзегеза: 2-х типов: Первый: 1. Простой – семантический – прямая отсылка к Библии (ссылка на авторитет). 2.Диалектический – элементарные логические умозаключения по сходству; 3.Филологический/спекулятивный /концептуальный – критика текста и поиск подлинного смысла; право на домысливание – реконструкцию! 4. Параболический – метафорический. Второй: Эсхатологический – комментарии к Пятикнижию и Книге Пророков. Прием: текст – прообраз того, что сбудется или сбывается. Типология – отпечаток. Цель – вера и авторитет; разум и философия – средство.

13 АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Sanctus, – в рус

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Sanctus, – в рус

Богослов. тр. – «Блаженный») (354-430), епископ Гиппонский

Родился в африканской провинции Нумидия, в Тагасте; мать- Моника (св.)– христианка, отец –Патрикий - язычник Обучался риторике в Карфагене; преподавал риторику; Увлечение неоплатониками; Увлечение манихейством; Жизненный кризис; 386г. – обращение в христианство; 410год – войска готов (Аларих вождь) разгромили Рим: началась расправа над христианами – «виновниками» погромов «О граде Божьем» - доказательство вины язычников, обоснование христианских идей Откровения о себе и познании – «Исповедь»(397-401)

14 «О Граде Божьем»: 2 части – критика язычества и концепция Церкви

«О Граде Божьем»: 2 части – критика язычества и концепция Церкви

Град Божий – Церковь как нравственное единение (собор) людей на основе общей веры; Град земной - государство, основанное на эгоизме, взаимной вражде и насилии; «Земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу; Небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе» [О граде Божием, 427 г.]. Церковь - посредник между Богом и верующими; высшая инстанция в деле толкования божественной Истины. Социальное зло – это превосходство государства над Церковью; надо наоборот: Власть Церкви (папы) выше государства (власти императора). Вертикаль власти

15 Собор св

Собор св

Петра в Риме

Теократический идеал - главенство Церкви над миром Церковь – прообраз града Божьего на Земле! «Сущность…. религии… приготовление к вечной жизни» (Августин) Церковь - кафолическая или православная то есть исповедующая правое учение. Нет разделения понятий, разделение церквей произойдет в 1054г(NB!) Эта церковь не отвергающая, но «пользуется всеми заблуждающимися как для собственного своего приращения, так и для их исправления, если бы они захотели пробудиться от своего сна…. всем дает возможность поучаствовать в Божественной благодати».

16 Средневековые жанры

Средневековые жанры

- - Исповедь(Confessiones - исповедание веры и Исповедание грехов – покаяние (Августин) Философский монолог-исповедь (П. Абеляр) - Консоляции (consolatio - утешение. Боэций) – Исповедь – греч. гомология - согласие, говорить то же самое, признавать; «Исповедь» Августина в двух смыслах: как вера и как покаяние в грехах. «Исповедь как текст» включает разные жанры: от исповедального плача и писем до психологического дневника, и шире —исповедь – это текст жизни. «ИСПОВЕДЬ» (ок. 400): XIIIкниг I- IX – психологическая автобиография обращения в христианство; анализ своих грехов и поступков: переосмысление категорий Аристотеля и стоиков в христианском ключе; X – переходная от психологии к теологии (понятие «сила», дуализм «души-тела», время и т.д.) XI-XIII – теологический комментарий к 1-й Книге Бытия. Исповедь – это состояние замкнутости, одиночества, разъединения с другими и вербально-психологическая попытка сосредоточения на внутреннем мире и одновременно невозможность оставаться одному «внутри» = страданиям (смотреть в бездну) – потребность в собрании – соборе единоверующих и соединении с Богом.

17 Исповедую Тебя и исповедуюсь…

Исповедую Тебя и исповедуюсь…

Исповедь – confessio piacularis (очищение) – нравственная очищенность, спасение души через исповедание и самообнажение, беспощадность к себе до мазохизма; назидание для других – основа дальнейшей институализации. От личной исповедальной молитвы к соборной молитве-исповеди– Церкви! Исповедальность возникает одновременно на рефлексивном и эмоционально-интимном уровнях, проявляется как опознание в себе своего Другого — внутреннего человека или БОГА (синоним духовного саморазвития) и становится своеобразным «инструментом» самопознания и самочувствия. Исповедь как и совесть ничем не мотивирована, кроме сознания. Исповедь – это диалог; Исповедь – умственно-эмоциональное распятие между верой в другого и стыдом (грех) за самого себя. Исповедь - способ спасения! Исповедальность – элемент разно жанровой литературы.

18 Ключевые элементы исповеди

Ключевые элементы исповеди

19 Исповедальное время – кризис жизни: «бытийственный миг»: «миг

Исповедальное время – кризис жизни: «бытийственный миг»: «миг

объемлется вечностью. Вечность полнится мигом. Миг, воплощающий Вечность – это экзистенциальная пауза – остановка жизни – время покаяния и очищения – «пограничная ситуация» (граница не пространственная, а временная). Экзистенциальная пауза, в которой рождается личность! «И чем ближе придвигалось то мгновение, когда я стану другим, тем больший ужас вселяло оно во мне, но я не отступал назад, не отворачивался, я замер на месте» (Августин. Кн. X.) Предмет исповеди – Я сам: «Исповедуюсь в том, что о себе знаю и в том, чего не знаю. Ибо и то, что я знаю, знаю лишь посредством света Твоего, а чего не знаю, не знаю только до тех пор, пока не воссияет «свет Твой во тьме» и Мрак Твой будет как «полдень» (Августин. Кн. X).

20 «ИСПОВЕДЬ» Августина – это сочетание исповедального плача - «поэма

«ИСПОВЕДЬ» Августина – это сочетание исповедального плача - «поэма

плача», учительская проповедь, дневник одинокой, уникальной души, научный педагогико-религиозный трактат и одновременно автопортрет поэта. Лирическое «Я» Августина многолико и раздвоено. Способ собирания – Диалог, «исповедание себя перед самим собой», «общение с собой, как с другим», умение «высветлять — мастерить себя в качестве себя — чужого объекта; особое понимание общения с Богом: «Так совершается исповедь моя – беззвучно и немолчно. Молчат уста, но сердце вопиет любовью. Я говорю людям только ту истину, которую Ты уже услышал от меня. Ты же услышал только то, что сам мне внушил» (Августин. Кн.X). Как поверить в правду (искренность) моей исповеди: только через любовь других: «Сама их любовь верит словам моим». Способ восхождения к Богу – душа – вместилище измеритель времени и только в ней «есть все три времени» : субъективная концепция времени исповеди: время дано через память, ожидание и внимание.

21 Свобода воли – центральная проблема философии и теологии АРИСТОТЕЛЬ: К

Свобода воли – центральная проблема философии и теологии АРИСТОТЕЛЬ: К

свободе не относится то, что делается по принуждению или неведению! Свобода по идее д.б. связана с логикой и действиями разума, ибо разум диктует нам благо как цель и смысл. НО: человек – клубок страстей. Свобода и выбор в том, что человек поступает не по принуждению разума, а вопреки ему – по своей «глупой» (Ф. Достоевский) воле. Свобода воли – продукт нашей несовершенной природы; Зло и страдание - расплата. ПРОБЛЕМА античности: как соединить свободу и судьбу. Греческая судьба «станет» идеей предопределения в христианстве.

22 Два противоположных начала: божественное предопределение и Божья

Два противоположных начала: божественное предопределение и Божья

благодать – свобода. ВСЕ ЗАВИСИТ от Бога и НЕЧТО зависит от Человека. Воля – это движение НИКЕМ не принуждаемого духа, направленное к приобретению или сохранению чего-либо. Свобода – это психическая самостоятельность действий человека (акт хотения). От этой свободы воли он отличает свободу по отношению к нравственному содержанию и качеству воли – то есть свободу от греха. 1. Невозможность грешить принадлежит только БОГУ (Libertas major) ; 2. Возможность не грешить – свободный выбор между добром и злом (Libertas mimor) – была только у первого человека до грехопадения, через волю (выбор зла) он потерял возможность добра; 3. Невозможность не грешить – состояние воли после грехопадения. Грех и зло идут от человека (после грехопадения: есть родовой грех и есть грехи, индивидуально приобретаемые), а добро идет от Бога через человека. (образ Божий). Человек не может Сам исполнять добро, но он САМ может его искать и хотеть.

23 Субъективная природа человеческого выбора - внутреннее психологическое

Субъективная природа человеческого выбора - внутреннее психологическое

измерении души. Аргументы: Различение понятия «свобода» (Libertas) и «свободная воля» (Liberum arbitrium). Cвобода воли – в выборе, дана Богом и поэтому ее нельзя отнять. Бог знает, что воля выбирает, но это не значит, что человек не выбирает. Акт выбора – субъективное свободное переживание – мой выбор. Бог не только предвидит, но и предопределяет. Поэтому в волевом акте есть посыл от Бога – реализация божьего промысла. Поэтому свобода выбора оказывается иллюзорной. Свобода – это возможность воли выбрать наилучшее. Такая свобода есть разновидность Благодати. ВОЛЯ – главное. Она наши страсти направляет (не) в нравственное русло, Идея совести как посредницы между разумом и волей, цензор и камертон. ВЫВОД: спасение зависит только от Благодати, которая дается человеку даром, по свободному избранию и предопределению Бога.

24 Проблема Свободы и Предопределения

Проблема Свободы и Предопределения

«Когда защищаешь свободу воли, то кажется, что отрицаешь благодать Божию, а когда утверждаешь благодать, что кажется, что упраздняешь свободу» (Августин). . Бернард Клервоский: «Отними свободу воли и не будет спасаемого, отними благодать и не будет спасающего». свт. Фома Аквинский: окончательная ЦЕЛЬ всех человеческих хотений – БЛАГО; достижение цели - многими способами и средствами есть ВЫБОР – акт свободы. Если человек разумен, он выбирает правильно или единственно правильное – Бога, добро, совершенство. Если нет, значит он не разумен и просто не знает лучшего, выбирая худшее. Для разумного существа добро необходимо, а зло невозможно, сознательно никто не будет предпочитать зло. Дунс Скот ВОЛЮ объявил основой всего, а не ум: «Ничто, кроме самой воли, не причиняет акта хотения в воле» (nihil aliud voluntate causat actum volendi in volutate).

25 Средневековая философия
26 Переход к схоластике

Переход к схоластике

Завоевание германцами и вандалами Западной Европы привело к упадку культуры с VI по VIII век. Новый подъем культуры в Западной Европе начинается, с Карла Великого. В 800 году устанавливается преемственность между античными политическими институтами и политической властью средневековой Европы. Карл Великий распространяет образование, науки и искусства в империи. “Каролингское возрождение» - оживление интереса к философии.

27 СХОЛАСТИКА – XI-XIIIвв

СХОЛАСТИКА – XI-XIIIвв

“Схоластика” означает “школьная” от латинского слова «schole». Оплот схоластики - университеты Парижа и Шартра, Кембриджа и Оксфорда, Гейдельберга и Кёльна. . факультет 7-ми свободных искусств -разработан Боэцием. Он включал “тривиум” (грамматика, риторика, диалектика) и “квадриум” (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Эти науки назывались искусствами; наукой в средние века было принято называть только теологию.

28 Расцвет схоластики в XII-XIVвв

Расцвет схоластики в XII-XIVвв

Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский создают грандиозные философско-богословские энциклопедии – «Суммы»; Иоанн Дунс Скот и Уильям Оккам реформируют учение о категориях мышления; Роджер Бэкон, монах-францисканец и по совместительству профессор Оксфорда, ставит первые научные эксперименты, размышляя над изобретением телескопа, летательных аппаратов и механических средств передвижения. Институции (лат. institutiones – наставления), учебники, в которых разъяснялись действовавшие нормы права. Глоссами (греч. glossa – язык) назывались примечания, которые делались на полях и между строк изучаемых текстов.

29 РЕАЛИЗМ - (от позднелат

РЕАЛИЗМ - (от позднелат

realis – вещественный, действительный). Любая сотворенная Богом вещь, «тварь», – это материализованная идея, божественный замысел. Причем один и тот же замысел, одна универсалия может воплотиться в бесчисленном множестве вещей и существ, в зависимости от характера материи, из которой их «вылепил» Господь. Номинализм от лат. nomen – «имя, слово». Универсалии - всего лишь абстракции, которым за пределами человеческого ума ничего не соответствует Наличие в человеческом разуме общих понятий есть свидетельство слабости и ограниченности его познавательных возможностей. Проблема соотношения разума и веры, религиозного откровения и философской истины. Одни стремились примирить и синтезировать эти два начала человеческого духа, другие, напротив, разделяли их непреодолимой китайской стеной.

«универсалии» лат. universalis – общий - проблема соотношения общего и отдельного, единого и многого (как Единый Бог существует в трех Ипостасях)

30 Фома аквинский (1225-1274)

Фома аквинский (1225-1274)

В библейском Откровении нет ничего, что противоречило бы разуму. Свою главную задачу он видел в доказательстве гармонии разума и веры. Учение об универсалиях 1) они существуют до вещей как их идеальная сущность в уме Бога; 2) они существуют в вещах как их субстанциальная форма; 3) они образуются в человеческом разуме в результате абстрагирования сущности от единичных вещей;

31 Концепция мира

Концепция мира

Иерархическая система: первая ступень — это неживая природа. вторая ступень - мир растений и животных. высшая ступень — мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. наисовершеннейшая реальность - Бог. аристотелевский гилеморфизм, согласно которому все сущее состоит из материи и формы. На низшей ступени бытия внешняя определенность вещи, формальная причина (causa formalis). На второй ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis). Третья ступень —действующая причина (causa efficiens). Четвертая ступень - форма предстает сама по себе, т.е. независимо от материи (forma separata). Здесь форма является духом, разумной душой.

32 “Доказательства” бытия Бога Основа - постижение Бога - Его творения

“Доказательства” бытия Бога Основа - постижение Бога - Его творения

Первое доказательство - “кинетическое” – идея Перводвигателя (Prima autem et manigestior via est, quae sumitur ex parte motus) Второе доказательство идея первопричины (Secunda via est ex ratione causae efficientis). Третье доказательство - природные вещи возникают и погибают по необходимости и случайно; должна существовать в действительности и некая абсолютная необходимость (Tertia via est sumpta ex possibili et necessario) Четвертое доказательство - Бог является абсолютным Совершенством (Quarta via sumitur ex gradibus qui in rebus inveniuntur). Пятое доказательство – идея Бога как управляющего начала мира, т. к. вокруг нас все стремится к наилучшему сознательно или инстинктивно. (Quintia via sumitur ex gubernatione rerum).

«Средневековая философия»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/srednevekovaja-filosofija-146320.html
cсылка на страницу

Средневековая Европа

15 презентаций о средневековой Европе
Урок

История

150 тем
Слайды