Средневековая Европа
<<  Средневековое право Средневековый период в отечественной истории  >>
Средневековая музыка
Средневековая музыка
План:
План:
Вступление:
Вступление:
Основные слайды
Основные слайды
Ударные
Ударные
Ударные инструменты
Ударные инструменты
Литые колокола
Литые колокола
Кованые колокола
Кованые колокола
Гремушка
Гремушка
Треугольник
Треугольник
Кротал
Кротал
Тимпан
Тимпан
Барабан
Барабан
Духовые инструменты
Духовые инструменты
Туба
Туба
Корну
Корну
Самбука
Самбука
Каламус
Каламус
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Лира
Лира
Арфа
Арфа
Кифара
Кифара
Смычковые инструменты
Смычковые инструменты
Органиструм
Органиструм
Итальянская виола
Итальянская виола
Кроут
Кроут
Отстраненность
Отстраненность
Средневековье известно как период становления христианской религии
Средневековье известно как период становления христианской религии
3. Средневековый музыкант
3. Средневековый музыкант
Бродячие музыканты
Бродячие музыканты
Жонглер
Жонглер
Менестрель
Менестрель
5. Русская средневековая музыка
5. Русская средневековая музыка
4. Музыка в жизни человека
4. Музыка в жизни человека
6. Сравнение русской и зарубежной музыки
6. Сравнение русской и зарубежной музыки
Вывод:
Вывод:
Список использованной литературы и сайтов:
Список использованной литературы и сайтов:

Презентация: «Средневековая музыка». Автор: User. Файл: «Средневековая музыка.ppt». Размер zip-архива: 2639 КБ.

Средневековая музыка

содержание презентации «Средневековая музыка.ppt»
СлайдТекст
1 Средневековая музыка

Средневековая музыка

МОУ «Лицей №18»

2010 год

Выполнили: ученицы 10 «Б» класса Кулёмина Светлана, Иванова Юлия, Капитонова Айгел Проверила: Офёркина М.П.

2 План:

План:

Вступление (ведение в тему). Основные слайды. Вывод. Список использованной литературы и сайтов.

3 Вступление:

Вступление:

Музыка – истинная всеобщая человеческая речь. К. Ю. Вебер

Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, но вызывает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой. Анна Сталь

В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов, в Германии — миннезингеров, а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен.

4 Основные слайды

Основные слайды

1. Музыкальные инструменты средневековья.

2. Церковная музыка.

3.Средневековый музыкант.

4. Музыка в жизни человека.

5. Русская средневековая музыка.

6. Сравнение русской и зарубежной музыки.

5 Ударные

Ударные

Духовые

Струнные

1. Музыкальные инструменты средневековья.

6 Ударные инструменты

Ударные инструменты

Гремушка

Колокола

Барабаны

Тимпан

Кротал

Треугольник

Литые

Кованые

7 Литые колокола

Литые колокола

Литые колокола отливались из бронзы, реже — из смеси бронзы и серебра.

8 Кованые колокола

Кованые колокола

Кованые колокола изготовлялись из нескольких железных листов, склепанных медными гвоздями. Форма колоколов не изменилась и по сей день, но тогда они были только небольшого размера. Такой колокол, склепанный из железных листов и называемый «Зауфанг», имеется в церкви св. Цецилии в Кельне и, судя по преданию, принадлежит к началу VII в. Он овальной формы, высотой более 15,5 дюйма и шириной у нижнего края 8,75 дюйма.

9 Гремушка

Гремушка

Гремушка — инструмент из Египта, почти такой же, как в древности. Это металлический обруч с поперечными палочками, на которые нанизаны кольца. Гремушку сотрясали рукой.

10 Треугольник

Треугольник

Треугольник — древневосточный инструмент, он состоял из согнутого в виде треугольника металлического прута, иногда с украшением посредине. На треугольнике играли с помощью металлической палочки.

11 Кротал

Кротал

Кроталы — ударный инструмент, состоявший из двух полых частей раковин, дерева или даже металла. Парные части кротал могли быть различной формы. Каждая пара обычно привязывалась к рукам, и танцующие старались равномерно чередующимися ударами поддерживать плавное ритмическое движение танца. Вряд ли кроталы выполняли только функцию своеобразного метронома. Отдаленно напоминая известные сейчас кастаньеты, кроталы могли озвучивать ритмические фигуры, создавая определенную остроту и эффектность музыкального оформления танца.

12 Тимпан

Тимпан

Тимпан — род барабана или литавры, состоит из металлического или деревянного корпуса, затянутого кожей, с прилагавшимися к нему билами. Тимпаны были неодинаковые по размеру и по величине, носили различные названия.

13 Барабан

Барабан

Барабаны были принесены на Запад с Востока. Учитывая это, можно считать, что известные в это время табореллус и накария (соответственно сходству названий с арабскими: табл — малый барабан и наккара — большой) являются такими же барабанами.

14 Духовые инструменты

Духовые инструменты

Корну

Туба

Самбука

Каламус

15 Туба

Туба

Духовая труба – один из самых древних музыкальных инструментов, так как упоминания о нем есть в документах, датируемых 3000 годом до нашей эры. Конечно, изначально их изготавливали из дерева, кости, и только в средние века трубы начали делать из меди.

16 Корну

Корну

Корну – духовой музыкальный деревянный инструмент

17 Самбука

Самбука

Самбука - инструмент, у которого труба была согнута в один оборот, а оба параллельные конца равной длины соединены почти посередине двойной трубочкой. Этот инструмент назывался самбука. К подобным инструментам принадлежит и пандориум, о котором мало что известно.

18 Каламус

Каламус

Каламус, свирель, превратился постепенно в гобой, от которого произошли потом несколько других форм (ср. рис. 2, г), например, фагот, образовавшийся из верхней части гобоя, ставшего длиной несколько дюймов. Корнемуза была, в сущности, тоже свирелью.

19 Струнные инструменты

Струнные инструменты

Органиструм

Лира

Арфа

Кроут

Кифара

Смычковые инструменты

Итальянская виола

20 Лира

Лира

Лира, сохранив свою первоначальную древнеримскую форму (рис. 4, д), заметно усовершенствовалась благодаря отчасти тому, что резонатор был расширен, а отчасти из-за более рационального устройства боковых ветвей и некоторых других частей.

21 Арфа

Арфа

Арфа, все изменения которой, не коснувшись первоначальной формы, заключались в увеличении или уменьшении размера, в большем или меньшем числе струн, а затем в постоянно увеличивавшейся роскоши внешней отделки, соответствовавшей вкусу времени и состоявшей чаще всего из инкрустаций и резной орнаментовки, изображающей животных (рис. 4, а—в).

22 Кифара

Кифара

Под хороном, или хорусом, подразумевались теперь, как и в X в., кроме упомянутого выше духового инструмента с этим же названием, еще и древняя кифара с четырьмя струнами. Органиструм до конца XII в. означал тот же самый инструмент, который носил это название еще в IX в. (рис. 5).

23 Смычковые инструменты

Смычковые инструменты

Совершенно новым видом музыкальных инструментов являлись смычковые инструменты, число которых все возрастало. Возникнув на Севере, вероятно у норманнов, этот род инструментов, предшественницей которых была лира, до такой степени распространился еще в начале X века, что вскоре повсюду стали заниматься их производством. При этом до XII в. устройство их было довольно простым, но после этого времени эти инструменты стали быстро усовершенствоваться вместе с развитием музыкального искусства, а с изменением форм менялись и названия.

24 Органиструм

Органиструм

Органиструм (рис. 5) по форме похож на большую гитару с двумя расположенными одно против другого круглыми звуковыми отверстиями и тремя струнами, которые, проходя по двум подставкам на нижней части доски, сходились у рукояти с колесом, значительно выступавшим за нижний край инструмента. На шейке помещались восемь подвижных кобылок, посредством которых можно было по желанию повысить или понизить тон.

25 Итальянская виола

Итальянская виола

Итальянская виола и германская гиге отличались от ротты меньшими размерами и способом держания во время игры. На обоих играли, как на современных скрипках, правой рукой, держа инструмент левой за шейку и прижав его к груди или плечу под подбородком (рис. 6, а—в).

26 Кроут

Кроут

Древнейшим из смычковых инструментов был кроут, название произошло от crowht и выдает северное происхождение. Струнный набор на нем первоначально состоял из трех, потом из четырех струн, натянутых вдоль посередине инструмента. К ним впоследствии прибавились еще две струны, расходившиеся с другими у верхнего конца инструмента, все они выходили из деревянного брусочка клинообразной формы.

27 Отстраненность

Отстраненность

Подчинение

2. Церковная музыка (характерные черты)

Полное растворение музыканта в молитве

28 Средневековье известно как период становления христианской религии

Средневековье известно как период становления христианской религии

Раннее христианство было в высшей степени аскетичным, и его характеру соответствовали простые, незамысловатые мелодии. Поэтому и музыка данной эпохи основывается на принципе простоты, повторения слов и несложных аккордов. С первых шагов христиане тесно связали молитвенное пение с аскетической практикой. В основном, это речитация (полупение-полуразговор) на одном звуке и небольшие мелодические фразы в начале и в конце построения. И действительно, такая мелодика практически во всех христианских странах долгое время воспринималась как чисто аскетическая. Развитие псалмодического пения естественно идет по двум спорящим друг с другом направлениям: освобождения музыки от влияния слова и строгой канонизации богослужебных текстов. Под влиянием народного пения псалмодия становится все более мелодически свободной. Появляются духовные гимны с мелодиями явно песенного склада. К IV веку н.э. уже известны крупнейшие создатели гимнов, которым стараются подражать. Это Арий в Александрии, Ефрем Сирии в Сирии, Иларий из Пуатье в Галлии и епископ Амвросий в Милане. Ария, в частности, упрекали в том, что его напевы носят чересчур простонародный характер.

29 3. Средневековый музыкант

3. Средневековый музыкант

Рубеж XIII века четко разделил два Средневековья - романское и готическое. И хотя названия этих двух периодов даны по архитектурным признакам, изменения при переходе от романского периода к готическому претерпела вся художественная культура. Если в романское время музыка более или менее четко распределялась между феодальным замком с его подчеркнуто светской свободой и, монастырем с его стремлением к крайней степени каноничности, то теперь все стало сложнее. От готического Средневековья сохранились сведения о параллельном сосуществовании по крайней мере четырех музыкальных потоков в Европе. Во-первых, это творчество бродячих певцов и исполнителей на музыкальных инструментах, которые переносили из замка в замок, из города в город различные музыкальные новшества, неожиданно сочетая их с древнейшими пластами народной музыки. Во-вторых, это подлинный расцвет поэтической и вокальной лирики в творчестве дворян-трубадуров. В-третьих, это деятельность только что возникших цехов музыкантов-миннезингеров. И в-четвертых, сильно активизировавшаяся деятельность монастырских школ духовной музыки. Жонглеры, менестрели, шпильманы, как их называли в разных краях, долго оставались единственными представителями светской музыки. Все они были похожи друг на друга и все были немного разными. Так жонглер (французское jongleur от латинского joculator -"шутник, остряк") - это странствующий балагур и, скорее, народный умелец, чем профессиональный музыкант. Менестрель (французское menestrel от позднелатинского ministeriahs - "состоящий на службе") -это шут-музыкант, служащий дворянину. Шпильман же (немецкое Spielmann от Spielen - "играть" и Mann - "человек") относился к своему ремеслу более профессионально. Не случайно чуть позже именно из шпильманов возникнет европейский профессиональный миннезанг.

30 Бродячие музыканты

Бродячие музыканты

31 Жонглер

Жонглер

32 Менестрель

Менестрель

33 5. Русская средневековая музыка

5. Русская средневековая музыка

Русская средневековая музыка развивалась из одного корня. Основной распев Древней Руси — знаменный — в течение всей тысячелетней истории русской церковной музыки, как могучее древо, рос, давал новые побеги. Все его варианты и разновидности, возникавшие в эпоху Средневековья в виде путевого, демественного, большого и других распевов, были лишь ветвями, произраставшими из этого могучего ствола. Монументальность и величие древнерусской музыки совершенно связаны со скромными средствами выразительности — унисонным пением, лаконичными, строгими красками звучания. П. А. Флоренский в "Рассуждении о богослужении" говорит об особом свойстве древнерусской монодии: "Древнее унисонное или октавное пение... удивительно как пробуждает касание Вечности. Вечность воспринимается в некоторой бедности земными сокровищами, а когда есть богатство звуков, голосов, облачений и т. д. и т. д., наступает земное и Вечность уходит из души куда-то, к нищим духом и бедным богатствами".

34 4. Музыка в жизни человека

4. Музыка в жизни человека

35 6. Сравнение русской и зарубежной музыки

6. Сравнение русской и зарубежной музыки

36 Вывод:

Вывод:

37 Список использованной литературы и сайтов:

Список использованной литературы и сайтов:

Интернет: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F http://www.geige2007.narod.ru/History/Gotika.htm http://dreamworlds.ru/music/46446-muzyka-srednevekovya.html

«Средневековая музыка»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/srednevekovaja-muzyka-152589.html
cсылка на страницу
Урок

История

150 тем
Слайды