Рисование
<<  Техника рисования тушью Законы рисунка  >>
Картины, акварели и рисунки Лермонтова
Картины, акварели и рисунки Лермонтова
М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром,
М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром,
1. Рисунки М.Ю.Лермонтова на обложке рукописи романа "Вадим"
1. Рисунки М.Ю.Лермонтова на обложке рукописи романа "Вадим"
Обложка рукописи романа "Вадим"
Обложка рукописи романа "Вадим"
2. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой
2. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой
"С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже
"С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже
3. Вид Пятигорска
3. Вид Пятигорска
"Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом
"Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом
4. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты
4. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты
Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает
Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает
5. Крестовый перевал
5. Крестовый перевал
Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана и в
Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана и в
Я с большой благодарностью пользуюсь презентациями моих коллег
Я с большой благодарностью пользуюсь презентациями моих коллег

Презентация: «Картины, акварели и рисунки Лермонтова». Автор: р. Файл: «Картины, акварели и рисунки Лермонтова.ppt». Размер zip-архива: 368 КБ.

Картины, акварели и рисунки Лермонтова

содержание презентации «Картины, акварели и рисунки Лермонтова.ppt»
СлайдТекст
1 Картины, акварели и рисунки Лермонтова

Картины, акварели и рисунки Лермонтова

Презентация создана учителем русского языка и литературы Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ Анненковой Мариной Александровной

К 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Презентация №1

2 М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром,

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром,

но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника. Н.Н.Манвелов, учившийся вместе с поэтом в юнкерской школе, подчёркивает, что "рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды". Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

3 1. Рисунки М.Ю.Лермонтова на обложке рукописи романа "Вадим"

1. Рисунки М.Ю.Лермонтова на обложке рукописи романа "Вадим"

1832-1834.

Обложка рукописи романа "Вадим", первого прозаического произведения М.Ю.Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь соткана из рисунков, изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки. Лица людей, изображённых на обложке, выражают самые различные чувства – гнев, страдание, ужас, непроницаемое спокойствие, душевную боль. Обложка весьма характерна для Лермонтова-рисовальщика и говорит о его несомненной одарённости. С.А.Раевский оставил интересное свидетельство, приоткрывающее некоторые особенности творческой лаборатории поэта-художника: "Соображения Лермонтова сменялись с необычною быстротою, и как бы ни была глубока, как ни долговременно таилась в душе его мысль, он обнаруживал её кистью или пером изумительно легко, – и я был свидетелем, как во время размышлений противника его в шахматной игре Лермонтов писал драматические отрывки, замещая краткие отдыхи своего пера быстрыми очерками любимых его предметов: лошадей, резких физиогномий и т.п.". Рисунки Лермонтова на обложке "Вадима" связаны с темами и образами незавершённого романа.

4 Обложка рукописи романа "Вадим"

Обложка рукописи романа "Вадим"

Она сплошь соткана из рисунков, изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки. Лица людей, изображённых на обложке, выражают самые различные чувства – гнев, страдание, ужас, непроницаемое спокойствие, душевную боль.

5 2. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой

2. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой

Акварель М.Ю. Лермонтова. 1835-1836.

Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. Характерна для поэта-художника акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" (ГБЛ). Она примечательна своей поэтичностью. "С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, "чету белеющих берёз" на холме, дали, покрытые синеватой дымкой. Неподдельная искренность и поэтичность пейзажа вызывает в памяти знаменитое лермонтовское стихотворение "Родина", в котором подлинное чувство родины соединяется с любовью к русской природе.

6 "С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже

"С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже

приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, "чету белеющих берёз" на холме, дали, покрытые синеватой дымкой.

7 3. Вид Пятигорска

3. Вид Пятигорска

Картина М.Ю.Лермонтова. 1837-1838.

Нетрудно заметить, что все повести, составившие роман "Герой нашего времени", начинаются с точного указания на место действия. "Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножия Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли" - таков зачин повести "Княжна Мери", действие которой происходит сначала в Пятигорске, а затем в Кисловодске. Пятигорские пейзажи привлекают внимание Лермонтова-писателя и неоднократно воссоздаются в повести. "Живописность" этих словесных пейзажей невольно заставляет вспомнить картина М.Ю.Лермонтова "Вид Пятигорска" (картон, масло; ГЛМ). На полотне запечатлён вид на город со стороны аллеи, ведущей к гроту, в котором произошла описанная в "Княжне Мери" встреча Печорина с Верой. В свои картины, изображающие кавказские виды, Лермонтов в качестве переднего плана обычно вводит изображение человека, животных или какой-либо бытовой сценки, что сообщает его холстам жизненную достоверность

8 "Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом

"Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом

высоком месте, у подножия Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли" - таков зачин повести "Княжна Мери"

9 4. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты

4. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты

Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.

Картина М.Ю.Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (картон, масло;ИРЛИ) привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды. Исследователи предполагают, что картина была написана поэтом с натуры во время его путешествия по старой Военно-Грузинской дороге. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, родом горца, который ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловыми и оставлен при монастыре. Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает места, описанные в поэме "Мцыри". Внимание Лермонтова-живописца привлекло именно то место, "где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры". В правой части полотна изображён Мцхетский монастырь ("из-за горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод..."), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. На то, что происходит на земле, поэт словно бы смотрит с высоты небес ("Кто близ небес, тот не сражён земным!"). На картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" изображение неба занимает большую часть полотна, оно так же окрыляет мечту живописца, как и мечту героя его поэмы "Мцыри".

10 Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает

Картина Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" воскрешает

места, описанные в поэме "Мцыри". Внимание Лермонтова-живописца привлекло именно то место, «…где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…»

11 5. Крестовый перевал

5. Крестовый перевал

Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837-1838.

М.Ю.Лермонтов был одним из первых русских живописцев, посвятивших свои картины изображению Кавказа. Отличительной чертой этих картин является романтически возвышенное восприятие художником и поэтом кавказской природы, которая была для него "чудным миром", "где люди вольны, как орлы". Большинство кавказских картин Лермонтова написано по воспоминаниям. Только во время пребывания в Гродненском гусарском полку в феврале-апреле 1838 года поэт написал 12 картин. Их бесспорная схожесть с подлинными кавказскими ландшафтами объясняется как цепкой зрительной памятью поэта, так и "порядочной коллекцией" рисунков, которые Лермонтов сделал "на скорую руку" в 1837 году и которые послужили основой для создания его знаменитого цикла кавказских пейзажей. Картина "Крестовый перевал", отличающаяся мастерством композиции и умелой передачей перспективы, свидетельствует о зрелом живописном мастерстве Лермонтова. Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана и в повести "Бэла". В словесном описании Крестовой горы и живописном её воплощении есть немало общего: "Вот и Крестовая! – сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чёртову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом... налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяной корою, то с пеной прыгая по чёрным камням.

12 Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана и в

Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана и в

повести «Бэла». «Вот и Крестовая! – сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чёртову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега; на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом... налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяной корою, то с пеной прыгая по чёрным камням».

13 Я с большой благодарностью пользуюсь презентациями моих коллег

Я с большой благодарностью пользуюсь презентациями моих коллег

Буду очень рада, если и моя презентация пригодится учителям русского языка и литературы.

Источники информации: http://literatura5.narod.ru/Lermontov.html

«Картины, акварели и рисунки Лермонтова»
http://900igr.net/prezentacija/izo/kartiny-akvareli-i-risunki-lermontova-76075.html
cсылка на страницу

Рисование

34 презентации о рисовании
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > Рисование > Картины, акварели и рисунки Лермонтова