Рисование
<<  Рисование в детском саду «Графические диктанты» ( рисование по клеточкам)  >>
Комментированное рисование в детском саду
Комментированное рисование в детском саду
Цель методики: развить коммуникативные, языковые, интеллектуальные и
Цель методики: развить коммуникативные, языковые, интеллектуальные и
Принципы, позволяющие достичь данную цель на практики:
Принципы, позволяющие достичь данную цель на практики:
Коммуникативный принцип организации занятий выражается в том, что на
Коммуникативный принцип организации занятий выражается в том, что на
В подготовительный этап работы входят
В подготовительный этап работы входят
Методы и приёмы подготовительного этапа:
Методы и приёмы подготовительного этапа:
«Дополнение изображения, созданного взрослым» - воспитатель
«Дополнение изображения, созданного взрослым» - воспитатель
Основной этап работы включает
Основной этап работы включает
Методы и приёмы основного этапа:
Методы и приёмы основного этапа:
«Оживление картины» - воспитатель предлагает «оживить» картину; для
«Оживление картины» - воспитатель предлагает «оживить» картину; для
«Рисование проволочной фигуры» - воспитатель предлагает нарисовать
«Рисование проволочной фигуры» - воспитатель предлагает нарисовать
Заключительный этап работы включает закрепление полученных навыков и
Заключительный этап работы включает закрепление полученных навыков и
Методы и приёмы заключительного этапа:
Методы и приёмы заключительного этапа:
«Каркасное рисование движущегося человека и животного» - воспитатель
«Каркасное рисование движущегося человека и животного» - воспитатель
«Оживление картины» - воспитатель предлагает проиграть сюжет картины –
«Оживление картины» - воспитатель предлагает проиграть сюжет картины –
«Включение любопытного карандаша» - воспитатель создаёт изображение,
«Включение любопытного карандаша» - воспитатель создаёт изображение,
Перечисленные методы и приёмы могут быть реализованы с помощью
Перечисленные методы и приёмы могут быть реализованы с помощью
Стирающие и обводящие пальчики
Стирающие и обводящие пальчики
Дополнение изображения, созданного взрослым
Дополнение изображения, созданного взрослым
«Надевание» формы на изображение
«Надевание» формы на изображение
Заговоривший рисунок
Заговоривший рисунок
Включение любопытного карандаша
Включение любопытного карандаша
Комментированная речь взрослого
Комментированная речь взрослого
Наложение краски на краску
Наложение краски на краску
Каркасное рисование движущегося человека и животного
Каркасное рисование движущегося человека и животного
Обращается внимание на «проволочность» изображения конечностей
Обращается внимание на «проволочность» изображения конечностей
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация: «Комментированное рисование в детском саду». Автор: User. Файл: «Комментированное рисование в детском саду.pptx». Размер zip-архива: 682 КБ.

Комментированное рисование в детском саду

содержание презентации «Комментированное рисование в детском саду.pptx»
СлайдТекст
1 Комментированное рисование в детском саду

Комментированное рисование в детском саду

Воспитатель: Иванова И. М.

2 Цель методики: развить коммуникативные, языковые, интеллектуальные и

Цель методики: развить коммуникативные, языковые, интеллектуальные и

художественные способности в процессе комментированного рисования.

3 Принципы, позволяющие достичь данную цель на практики:

Принципы, позволяющие достичь данную цель на практики:

Деятельностный, способности человека развиваются в процессе формирования системы ориентировочных действий в деятельности ребёнка (основными средствами действий выступают приёмы «вхождение в рисунок» и комментированного рисования, методы игрового моделирования движений и конструирования фигуры из геометрических форм); Развивающего обучения, основное содержание педагогического взаимодействия ребёнка и взрослого на НОД – создание «зоны ближайщего развитая», которая выражается в совпадении интереса детей к деятельности и развития их способностей. Создаются серии игровых обучающих ситуаций, направленных на развитие у детей: способности к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др., активности ориентировки в новых условиях, переноса её в новые условия, переключаемости с одного способа на другой, быстроты образования новых понятий и способов действия, темпа, выносливости, работоспособности.

4 Коммуникативный принцип организации занятий выражается в том, что на

Коммуникативный принцип организации занятий выражается в том, что на

каждой НОД: - создаются оптимальные условия для мотивации детской речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит, - обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому – либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (сверстнику), - стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка, - широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные. Эти принципы реализуются на каждом этапе работы с детьми.

5 В подготовительный этап работы входят

В подготовительный этап работы входят

Создание речевой среды и формирование положительной установки у детей на комментирование их действий; воспитание любознательности и интереса к изобразительной деятельности; овладение комментирующей функцией речи; развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и «обыгрывать» изображённое на картинке и рисунке взрослого и сверстника; развитие образного мышления, формирование умений создавать простые контурные изображения путём наложения геометрических фигур; развитие способности действовать самостоятельно в условиях репродуктивной и продуктивной деятельности, вносить изменения в образец взрослого.

6 Методы и приёмы подготовительного этапа:

Методы и приёмы подготовительного этапа:

«Комментирующая речь взрослого» - комментирование организационных и изобразительных действий детей и отдельного ребёнка, отождествляя их действия с действиями взрослого в настоящем времени, оречевление перехода с одного этапа деятельности на другой, обозначение в речи итога индивидуальной и коллективной деятельности. «Имитация движений нарисованных персонажей» - принятие роли нарисованного персонажа и отождествление его движений со своими. Инструкция: «Это (указательный жест на одного из персонажей рисунка) – ты. Расскажи и покажи, что здесь происходить». «Стирающие и обводящие пальчики» - ребёнок стирает кончиком пальца линию, которую нарисовал на доске мелом или специальным маркером взрослый, проговаривая направление своего действия, затем воспроизводит то же самое движение мелом или маркером, стараясь повторить такую же линию. «Показ способа изображения или движения» - воспитатель показывает способ действия – ребёнок отсрочено повторяет его, действуя по только что увиденному образцу.

7 «Дополнение изображения, созданного взрослым» - воспитатель

«Дополнение изображения, созданного взрослым» - воспитатель

демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создаёт его. Предлагает детям дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему самостоятельно. «Заговоривший рисунок» - воспитатель демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создаёт его. Изображённый персонаж «заговаривает» с детьми голосом воспитателя, помогая уточнить замысел рисунка и создать целостный образ, ориентируясь не на шаблон, усвоенный детьми, а на способы изображения в описываемой игровой ситуации. «Рисуночный диалог»- метод обыгрывания идеи и композиции рисунка с помощью приёма «вхождения в рисунок», создания воображаемой ситуации и моделирования диалога нарисованных персонажей. «Надевание» формы на изображение» - воспитатель демонстрирует несколько геометрических фигур, с помощью которых может быть создан предмет. Показывает, как они должны располагаться друг относительно друга, совершая «примерочные» действия. Затем демонстрирует, как можно «надеть» одну форму на другую так, чтобы их контуры образовали новый. При этом проводится аналогия с надеванием одежды на человека и изменением его зрительного образа.

8 Основной этап работы включает

Основной этап работы включает

Формирование коммуникативных ситуаций и создание условий для включения детей в их анализ и обсуждение в процессе комментированного рисования и работы с сюжетными картинами; умения создавать художественное изображение (рисунок) конструктивным способом; социальных эмоций, нравственно – эстетических представлений и чувств; мышления и умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) В художественно – речевой деятельности; способности к восприятию перспективы, в частности определения направления движения фигуры и «точки схода»; антиципации («предвосхищения») в создании воображаемой ситуации, пространственного мышления, умений описывать в речи воображаемую ситуацию, связывая её содержание с содержанием рисунка.

9 Методы и приёмы основного этапа:

Методы и приёмы основного этапа:

«Комментирующая речь взрослого» - комментирование всех изобразительных действий детей и отдельного ребёнка, в прошедшем и настоящем времени, оречевление обозначение в речи итога индивидуальной и коллективной деятельности. «Создание воображаемой ситуации и «вхождение в рисунок» - Воспитатель предлагает сделать шаг и «войти в рисунок», описывая, что в это время «там» происходить. Особое внимание уделяется ближнему и дальнему планам рисунка – картины. «Включение любопытного карандаша» - воспитатель создаёт изображение, разговаривая с «любопытным карандашом» о том, как и что он хочет нарисовать. Затем говорит, что можно «включить» (нажать на верхнюю кнопочку) «любопытный карандаш» и поговорить с ним по поводу рисунков. Дети действуют в аналогической игровой ситуации. Иногда воспитатель подключается к диалогам, помогая уточнить замыслы рисунка и меры выполнения, чтобы сориентировать детей на осуществление корректирующих действий. «Комментированное рисование» - воспитатель совершает мелом или фломастером «рассказывает» историю, мотивируя замысел рисунка, особенности его композиции персонажей (их мимики, поз и движений) ответами детей на специально поставленные поисковые вопросы.

10 «Оживление картины» - воспитатель предлагает «оживить» картину; для

«Оживление картины» - воспитатель предлагает «оживить» картину; для

этого дети распределяют роли персонажей или объектов, изображённых на рисунке – картине, затем, используя приёмы словесного рисования и коллективной пантомимы, передают её содержание и особенности композиции. Воспитатель записывает рассказы на диктофон и фотографирует «ожившую картину» для викторины. «Наложение краски на краску» - воспитатель показывает как можно осуществлять наложение краски на краску (после того как первая высохнет), и комментирует в речи изменение игровой ситуации в рисунке. В другом случае наложение краски на краску производится прямо на невысохший слой; с целью получения производных цветов (оранжевого, коричневого и др.). Таким образом можно рисовать утреннее и вечернее небо, море и т. д. «Надевание» формы на изображение» - воспитатель демонстрирует несколько геометрических фигур, с помощью которых может быть создан предмет. Показывает, как они должны располагаться друг относительно друга, совершая «примерочные» действия. Затем демонстрирует, как можно «надеть» одну форму на другую так, чтобы их контуры образовали новый. При этом проводится аналогия с надеванием одежды на человека и изменением его зрительного образа.

11 «Рисование проволочной фигуры» - воспитатель предлагает нарисовать

«Рисование проволочной фигуры» - воспитатель предлагает нарисовать

детям, как они играли (гуляли, путешествовали и т. д.). Предлагает для этого сделать из проволоки человечка – себя, показывает образец. Просит уточнить позу человека и соотнести её с намерениями и желаниями детей («Чем вы хотите заниматься на нашем рисунке?»). Затем дети располагают проволочных человечков на листе ватмана, создавая коллективную композицию, обводят их контуры и раскрашивают. «Формирование замысла рисунка» - воспитатель, перед тем, как делать установку на рисование, выясняет, о чём хочет «рассказать» его рисунок, что он – ребёнок – хочет при этом выразить (какие чувства и мысли)? Добивается, чтобы рисунки у детей были разными, отражали индивидуальное восприятие мира. При этом даётся время подумать и выбрать основные средства выражения образа (сочетания цветов, строение предмета из частей той или иной формы, их изменение при движении и др.) «Показ способа изображения или движения» - воспитатель показывает способ действия, а ребёнок отсроченно повторяет его, действуя по только что увиденому образцу или по памяти (при этом воспитатель может напомнить образец движения или его часть, используя приём «рисования в воздухе»

12 Заключительный этап работы включает закрепление полученных навыков и

Заключительный этап работы включает закрепление полученных навыков и

обобщение результатов работы

формирование навыков коммуникативно – игрового поведения в процессе комментированного рисования, работы с картинками, режиссёрских игр и игр – драматизаций; умений и навыков создавать правдоподобные изображения людей и животных в статике и движении; умений создавать композицию рисунка и рассказывать о тех событиях, которые она передаёт; позиции «Я – художник», положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность, умений объяснять замысел рисунка своим намерением и формулировать его в речи; способности к эстетическому восприятию движения, художественного мышления и вкуса, к рефлексии художественно – творческой деятельности;

13 Методы и приёмы заключительного этапа:

Методы и приёмы заключительного этапа:

«Комментирующая речь взрослого» - комментирование всех изобразительных и художественно – творческих действий в прошедшем, настоящем и будущем времени; оречевление перехода с одного этапа деятельности на другой; обозначение в речи итога индивидуальной деятельности. «Комментируемое рисование в паре со сверстником» - один из приёмов, связанных с экспериментированием в процессе рисования. Воспитатель создаёт на доске или мольберте несколько изображений шара или куба в перспективе. Показывает, как наносится сетка на их изображение – как определить на основе этого места, с которого заметил данный предмет художник: через «укладывание» фигуры в ладошки, сложенные «чашечкой» (изображение должно оказаться между ладонями, «лежать» в них, при этом нужно сделать несколько шагов назад в строну «сужения» расстояния между ладонями и их смыкания. Этот приём позволяет, кроме того, определить, «куда смотрит» изображение: вверх, вниз, прямо, направо или налево (оно всегда смотрит на художника).

14 «Каркасное рисование движущегося человека и животного» - воспитатель

«Каркасное рисование движущегося человека и животного» - воспитатель

даёт детям задание нарисовать, как они играли (гуляли, путешествовали и т. д.). Предлагает для этого сложить «проволочную» фигуру движущего человека, используя его модель, показывает образец действий с моделью. Просит уточнить позу человека и соотнести её с намерениями и желаниями детей («Чем вы хотите заниматься на нашем рисунке?»). Затем дети располагают модели человечков на листе ватмана, создавая коллективную композицию, обводит их контуры и раскрашивают. Обращается внимание на «проволочность» изображения конечностей (изображение рук и ног с помощью двух линий) и то, что в рисунке фигуры кажутся объёмными. Аналогично дети работают с каркасами – модели животных (гуся, собаки, кошки, лошади и др.). «Игровое моделирование движений» - используя приём «волшебного превращения», воспитатель даёт возможность каждому «примерить» двигательный образ персонажа, которого дети хотят нарисовать. При этом воспитатель интересуется намерениями персонажа, его мыслями и чувствами (« О чём думает человек? По поводу чего он переживает, как вы думаете?»), спрашивает, как его надо рисовать. Персонаж объясняет, что он хочет показать и рассказать своими движениями на рисунке. После разговора дети формируют представление о способах изображения.

15 «Оживление картины» - воспитатель предлагает проиграть сюжет картины –

«Оживление картины» - воспитатель предлагает проиграть сюжет картины –

то, о чём она рассказывает. Для этого просит передать позы и мимику персонажей, а затем «оживить» картину: «Если бы они ожили, чтобы мы услышали?». Отдельно может быть оживлена сама картина: её можно спросить о том, что она хочет сказать зрителям, почему радуется или грустит? «Художественный анализ и оценка» - воспитатель просит детей взять на себя роль экскурсоводов в картинной галерее и рассказать о картинах (рисунках). В основном используется следующий план рассказа: «Что это – картина или репродукция? Кто её написал и как она называется? О ком и о чём она рассказывает? Какие вызывает чувства и мысли? Что нравится в картине больше всего и почему?» «Формирования замысла рисунка» - воспитатель, перед тем как дать установку на рисование, выясняет, о чём хочет «рассказать» его рисунок, что он – ребёнок – хочет при этом выразить (какие чувства и мысли)? Добивается, что бы рисунки у детей были разными, отражали индивидуальное восприятие мира. При этом даёт время подумать и выбрать основные средства выражения образа (сочетания цветов, строение предмета из частей той или иной формы, их изменение при движении и др).

16 «Включение любопытного карандаша» - воспитатель создаёт изображение,

«Включение любопытного карандаша» - воспитатель создаёт изображение,

разговаривая с «любопытным карандашом» о том, как и что он хочет нарисовать. Затем говорит, что можно «включить» (нажать на верхнюю кнопочку) «любопытный карандаш» и поговорить с ним по поводу рисунков. Дети действуют в аналогической игровой ситуации. Иногда воспитатель подключается к диалогам, помогая уточнить замыслы рисунка и меры выполнения, чтобы сориентировать детей на осуществление корректирующих действий. «Комментирующая линия» - воспитатель совершает мелом или маркером на доске (затем в воздухе) изобразительные действия и комментирует их, описывая способ, с помощью которого он будет держать карандаш или кисточку, направление, ритм, силу нажима и скорость движения. «Пространственно – временное смещение» – воспитатель предлагает сыграть роль не персонажа, изображённого на рисунке, а части его лица или тела, детали его одежды или интерьера. Просит детей рассказать «секрет» или «тайну». Которые они скрывают: что хотят сказать о людях, которые изображены на картине. При этом используются приёмы «заговорившего рисунка», «рисуночного диалога» и др.

17 Перечисленные методы и приёмы могут быть реализованы с помощью

Перечисленные методы и приёмы могут быть реализованы с помощью

подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми. В частности, НОД проводится в зависимости от возраста: по рисованию – 1 раз в месяц, как интегрированное – 1 – 2 раза в неделю, в первой половине дня. Организуются они по подгруппам от 4 до 7 человек. В младшей группе – 1 занятие. В средней -1 занятие. В старшей – 2 занятия. В подготовительной школе группе – 2 занятия. В результате их проведения наблюдаются: увеличение активности, любознательности, инициативности и самостоятельности; оптимизация развития языковой и коммуникативной способностей, увеличение показателей развития интеллектуальной способности на 20% - 25%; рост количества творческих действий в процессе моделирования коммуникативной ситуации, комментированного рисования и игры- драматизации – 70%.

18 Стирающие и обводящие пальчики

Стирающие и обводящие пальчики

Ребёнок стирает кончиком пальца линию, которую нарисовал на доске мелом или специальным маркером взрослый, проговаривая направление своего действия, затем воспроизводит то же самое движение мелом или маркером, стараясь повторить такую же линию.

19 Дополнение изображения, созданного взрослым

Дополнение изображения, созданного взрослым

Воспитатель демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создаёт его. Предлагает детям дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.

20 «Надевание» формы на изображение

«Надевание» формы на изображение

Воспитатель демонстрирует несколько геометрических фигур, с помощью которых может быть создан предмет. Показывает, как они должны располагаться друг относительно друга, совершая «примерочные» действия. Затем демонстрирует, как можно «надеть» одну форму на другую так, чтобы их контуры образовали новый. При этом проводится аналогия с надеванием одежды на человека и изменением его зрительного образа.

21 Заговоривший рисунок

Заговоривший рисунок

Воспитатель демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создаёт его. Изображённый персонаж «заговаривает» с детьми голосом воспитателя, помогая уточнить замысел рисунка и создать целостный образ, ориентируясь не на шаблон, усвоенный детьми, а на способы изображения в описываемой игровой ситуации.

22 Включение любопытного карандаша

Включение любопытного карандаша

Воспитатель создаёт изображение, разговаривая с «любопытным карандашом» о том, как и что он хочет нарисовать. Затем говорит, что можно «включить» (нажать на верхнюю кнопочку) «любопытный карандаш» и поговорить с ним по поводу рисунков. Дети действуют в аналогической игровой ситуации. Иногда воспитатель подключается к диалогам, помогая уточнить замыслы рисунка и меры выполнения, чтобы сориентировать детей на осуществление корректирующих действий.

23 Комментированная речь взрослого

Комментированная речь взрослого

Воспитатель совершает мелом или фломастером «рассказывает» историю, мотивируя замысел рисунка, особенности его композиции персонажей (их мимики, поз и движений) ответами детей на специально поставленные поисковые вопросы.

24 Наложение краски на краску

Наложение краски на краску

Воспитатель показывает как можно осуществлять наложение краски на краску (после того как первая высохнет), и комментирует в речи изменение игровой ситуации в рисунке. В другом случае наложение краски на краску производится прямо на невысохший слой; с целью получения производных цветов (оранжевого, коричневого и др.). Таким образом можно рисовать утреннее и вечернее небо, море.

25 Каркасное рисование движущегося человека и животного

Каркасное рисование движущегося человека и животного

Воспитатель даёт детям задание нарисовать, как они играли (гуляли, путешествовали и т. д.). Предлагает для этого сложить «проволочную» фигуру движущего человека, используя его модель, показывает образец действий с моделью. Просит уточнить позу человека и соотнести её с намерениями и желаниями детей («Чем вы хотите заниматься на нашем рисунке?»). Затем дети располагают модели человечков на листе ватмана, создавая коллективную композицию, обводит их контуры и раскрашивают.

26 Обращается внимание на «проволочность» изображения конечностей

Обращается внимание на «проволочность» изображения конечностей

(изображение рук и ног с помощью двух линий) и то, что в рисунке фигуры кажутся объёмными. Аналогично дети работают с каркасами – модели животных (гуся, собаки, кошки, лошади и др.).

27 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«Комментированное рисование в детском саду»
http://900igr.net/prezentacija/izo/kommentirovannoe-risovanie-v-detskom-sadu-105319.html
cсылка на страницу
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > Рисование > Комментированное рисование в детском саду