Русские художники
<<  В гостях у художника В.А. Тропинина и художников пушкинской поры Русский художник биография творчество  >>
Религия в творчестве художников XIX века
Религия в творчестве художников XIX века
Цель работы:
Цель работы:
Возникновение движения художников-передвижников
Возникновение движения художников-передвижников
Крамской «Христос в пустыне»
Крамской «Христос в пустыне»
Николай Ге «Тайная вечеря»
Николай Ге «Тайная вечеря»
Николай Ге «В Гефсиманском саду»
Николай Ге «В Гефсиманском саду»
Николай Ге «Голгофа»
Николай Ге «Голгофа»
Николай Ге «Распятие»
Николай Ге «Распятие»
Николай Ге «Что есть истина
Николай Ге «Что есть истина
Николай Ге «Совесть
Николай Ге «Совесть
Николай Ге «Суд царя Соломона»
Николай Ге «Суд царя Соломона»
Николай Ге «Вестники Воскресения
Николай Ге «Вестники Воскресения
Крестный ход в Курской губернии И.Е.Репин
Крестный ход в Курской губернии И.Е.Репин
В.Г.Перов «Крестный ход на Пасху»
В.Г.Перов «Крестный ход на Пасху»
Поленов В «Христос и грешница
Поленов В «Христос и грешница
Суриков «Боярыня Морозова»
Суриков «Боярыня Морозова»
Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
Нестеров «Зима в монастыре»
Нестеров «Зима в монастыре»
Нестеров «Великий постриг»
Нестеров «Великий постриг»
Нестеров «Преподобный Сергий Радонежский»
Нестеров «Преподобный Сергий Радонежский»

Презентация: «Религия в творчестве художников XIX века». Автор: 5555. Файл: «Религия в творчестве художников XIX века.ppt». Размер zip-архива: 2743 КБ.

Религия в творчестве художников XIX века

содержание презентации «Религия в творчестве художников XIX века.ppt»
СлайдТекст
1 Религия в творчестве художников XIX века

Религия в творчестве художников XIX века

Автор: Николаева Ирина, ученица 8 «В» класса Руководители: Алексеева Тамара Александровна, учитель истории, Орлова Людмила Ивановна, учитель учитель информатики МБОУ «Вурнарская СОШ №2»

2 Цель работы:

Цель работы:

Показать, какое отражение нашла тема религии в творчестве художников.

3 Возникновение движения художников-передвижников

Возникновение движения художников-передвижников

В Академии учились юноши самых разных сословий, их волновала современная русская жизнь, судьба народа, родная природа. Они хотели силой своего искусства помогать народу, бороться за его счастье, за справедливость. В 1863 году 14 юношей-бунтарей отказались от предложенной Советом темы и были вынуждены уйти из Академии. Молодые художники организовали товарищество передвижных выставок. 1871 год - 1-я выставка художников Цель передвижных художественных выставок: а) соединить общество с русским искусством; б) знакомить жителей провинции с русским искусством ; в) развитие любви к искусству в обществе. Художников, которые участвовали в них, стали называть передвижниками.

4 Крамской «Христос в пустыне»

Крамской «Христос в пустыне»

«Христос в пустыне» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 180?210 см. Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года. После этого он ездил в Крым — Бахчисарай и Чуфут-Кале, чтобы пережить чувство, испытываемое человеком на пустынных горных возвышенностях. Человек уставший в изнурительной дороге, присел на серые камни, склонив голову, размышляя о жизненных трудностях, о роде человеческом.

5 Николай Ге «Тайная вечеря»

Николай Ге «Тайная вечеря»

«32-летний Ге по-своему прочитал древний миф. От учителя уходит любимый, может быть, самый способный ученик. Гармония содружества нарушена. Решительно воздев руки, Иуда без колебаний набрасывает на плечи одежду. Он уверен в своей правоте, думает не о 30-ти сребрениках, но скорее о борьбе. Он не может остаться, не покривив душой. Тревожно скачут по стенам огромные тени, и время словно остановилось в пространстве тесной, едва освещенной кельи… Отображая острейший конфликт.

6 Николай Ге «В Гефсиманском саду»

Николай Ге «В Гефсиманском саду»

Гефсимания - место, которое находится у подножия Елеонской (Масличной) горы. После Тайной вечери Иисус вместе с одиннадцатью учениками перешёл поток Кедрон и вошёл в Гефсиманский сад, куда часто приходил с учениками своими. В этом саду с давних времён жители Иерусалима высаживали масличные деревья. Здесь, среди олив, отойдя недалеко от учеников и преклонив колени, Иисус в смертельной скорби молился ...

7 Николай Ге «Голгофа»

Николай Ге «Голгофа»

„Голгофа“ – одна из последних работ художника. Ге продолжает традицию неканонического осмысления евангельских сюжетов. Крест не изображен, на него лишь указывает рука легионера. Склон Голгофы едва намечен. В центре недописанной картины „Голгофа“ (1893 г.) — Христос и два разбойника. Сын Божий в отчаянии закрыл глаза, откинул назад голову. Слева от Него нераскаявшийся преступник со связанными руками, расширенными от ужаса глазами, полуоткрытым ртом. Справа юный раскаявшийся разбойник, печально отвернувшийся. Все фигуры на полотне неподвижны. Широкими мазками написаны лиловая одежда Христа и темно-желтая — раскаявшегося разбойника, белая плоская вершина Голгофы, синие тени. „Картина –не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины“.

8 Николай Ге «Распятие»

Николай Ге «Распятие»

"Я долго думал, зачем нужно Распятие, - для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно... Распятие нужно, чтобы осознать и почувствовать, что Христос умер за меня. Я сотрясу их все мозги страданиями Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться» Глубина отчаяния последних минут земной жизни Христа и Его мученической смерти, когда тело безвольно повисло на кресте, а черты лица все еще искажала предсмертная мука и последний крик боли, никого не оставляли равнодушным. Живопись Ге в этой работе необычайно экспрессивна и шокирующе выразительна.

9 Николай Ге «Что есть истина

Николай Ге «Что есть истина

Картина отображает действие: покидающий дворец прокуратора Пилат, остановившись перед Христом, надменно задаёт вопрос, на который Иисус соответственно ничего не ответил.

10 Николай Ге «Совесть

Николай Ге «Совесть

Иуда»

Художник изобразил ученика, предавшего своего Учителя, как невнятную, закутанную фигуру со спины: Иуда смотрит в одиночестве на пропадающие во тьме, едва заметные силуэты удаляющихся апостолов и стражников, ведущих Христа. Перед нами не человек, а некое существо на пороге страшного решения – самоубийства.

11 Николай Ге «Суд царя Соломона»

Николай Ге «Суд царя Соломона»

В основу картины положена библейская притча: «Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. Кстати, А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. Пожалуй, И говорили они так пред царем. И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. Вероятно, И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. Говорят, А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать. И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (Третья книга Царств 3: 16-28

12 Николай Ге «Вестники Воскресения

Николай Ге «Вестники Воскресения

Картина разделена на две части – света и тьмы. В светлой части мы видим как бы взлетающую Магдалину, которая спешит поделиться своей радостной вестью о Воскресении Христа. Справа в тени – стражники, принадлежащие уходящему языческому миру.

13 Крестный ход в Курской губернии И.Е.Репин

Крестный ход в Курской губернии И.Е.Репин

Перед зрителем художник Илья Репин раскрывает живописную процессию крестного хода, отражая на широком полотне картину русской жизни второй половины 19 века. На картине изображено огромное количество народа сопровождающих несение чудотворного образа к святому месту на фоне не совсем ясного, можно сказать пыльного пейзажа со спускающимися холмами, на которых проглядываются пеньки от недавно вырубленных деревьев.

Как видно шествующая толпа не однородна, относящаяся к разным слоям населения того времени, в котором царило бесправие и неравенство. В самом центре толпы шествует более богатое сословие, по краям к шествию примкнули бедняки, жестко оттесняемые от центральной части процессии грозными полицейскими-жандармами и крепкими лохматыми мужиками, время от времени выкрикивающих на нищих для соблюдения дистанции. В правой части толпы видно, как замахнулся на мужичка своей нагайкой неистовый урядник, тупо выслуживающийся перед идущими господами. На переднем плане мы видим низкорослого горбуна одухотворенно идущего вперед, стараясь не замечать оттесняющего его палкой деревенского старосту. Фигура горбуна у Репина - это целая история, горбуна художник долго подбирал, находясь в поисках веры.

14 В.Г.Перов «Крестный ход на Пасху»

В.Г.Перов «Крестный ход на Пасху»

На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей.

15 Поленов В «Христос и грешница

Поленов В «Христос и грешница

Сюжетом этого полотна послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна, в главе VIII. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

16 Суриков «Боярыня Морозова»

Суриков «Боярыня Морозова»

Картина посвящена церковному расколу XVII века. Раскол возник в результате реформ патриарха Никона по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества — протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых.

17 Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву.

Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось.

18 Нестеров «Зима в монастыре»

Нестеров «Зима в монастыре»

Одна из самых прекрасных, чистых и свежих картин Нестерова, в которой так емко и глубоко отражено смятение человеческого духа, в данном случае молодой красивой монахини, вышедшей на белый снег, и словно влекомой к себе голосами мирской жизни... Красное платье и окружающий пейзаж относятся к высшим достижениям Нестерова-колориста.

19 Нестеров «Великий постриг»

Нестеров «Великий постриг»

На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики - кельи монахинь. Здесь же церковь, часовенка. По узкой улице движется медленная процессия, длинная вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские рясы. Впереди - юная девушка в сарафане и платке, повязанном по старообрядчески. Это композиционный и эмоциональный центр картины - девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости.

За девушками следует старуха с девочкой. Первая - воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Далее две монахини почтительно и не без подобострастия поддерживают властную и красивую игуменью. Композиция строится на перекличке вертикалей, черных, белых, тянущихся к небу как стройный хорал. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.

20 Нестеров «Преподобный Сергий Радонежский»

Нестеров «Преподобный Сергий Радонежский»

Картина, посвященная жизни и духовным подвигам Сергия Радонежского.

«Религия в творчестве художников XIX века»
http://900igr.net/prezentacija/izo/religija-v-tvorchestve-khudozhnikov-xix-veka-104968.html
cсылка на страницу

Русские художники

82 презентации о русских художниках
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > Русские художники > Религия в творчестве художников XIX века