Промыслы
<<  Значение художественной детали в идейном замысле произведения Художественное образование в Узбекистане: развитие творческого потенциала в XXI веке  >>
Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских
Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских
Содержание
Содержание
Цели и задачи
Цели и задачи
Притча
Притча
Что такое сон
Что такое сон
Философы о сне
Философы о сне
Сон — выражение бессознательного в человеческой психике
Сон — выражение бессознательного в человеческой психике
Сон- стирание грани между реальными и фантастическими событиями и
Сон- стирание грани между реальными и фантастическими событиями и
Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа
Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа
«Отчего я такой
«Отчего я такой
Этимология названия позволяет безошибочно определить значение села:
Этимология названия позволяет безошибочно определить значение села:
Для Ильи Ильича же Обломовка — «благословенный уголок земли», где «нет
Для Ильи Ильича же Обломовка — «благословенный уголок земли», где «нет
Жизнь в Обломовке течёт однообразно и невозмутимо, и даже погода
Жизнь в Обломовке течёт однообразно и невозмутимо, и даже погода
Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения
Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения
Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в
Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в
В полдень жизнь здесь замирает, жители ложатся отдыхать, и даже собаки
В полдень жизнь здесь замирает, жители ложатся отдыхать, и даже собаки
Эту картину детства героя видит читатель глазами Обломова, уже зрелого
Эту картину детства героя видит читатель глазами Обломова, уже зрелого
Потом герой видит себя мальчиком уже лет четырнадцати
Потом герой видит себя мальчиком уже лет четырнадцати
Обломовцы верят в пророческие сны, а страшные сны приводят в ужас всю
Обломовцы верят в пророческие сны, а страшные сны приводят в ужас всю
Вывод: Сон Обломова, в котором читатель видит детство героя, —
Вывод: Сон Обломова, в котором читатель видит детство героя, —
Сны Раскольникова как средство раскрытия образа и авторской позиции в
Сны Раскольникова как средство раскрытия образа и авторской позиции в
В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях многих других
В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях многих других
Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова
Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова
Первый сон Раскольникова
Первый сон Раскольникова
Первый сон Раскольникова — отражение его внутреннего состояния перед
Первый сон Раскольникова — отражение его внутреннего состояния перед
Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой
Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой
Второй сон Раскольникова
Второй сон Раскольникова
Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки
Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки
Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских
Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских
Вывод:
Вывод:
Третий сон Раскольникова
Третий сон Раскольникова
Третий сон Раскольникова — аналог реального убийства, вторичное
Третий сон Раскольникова — аналог реального убийства, вторичное
Последний сон Раскольникова (герой видит его на каторге)
Последний сон Раскольникова (герой видит его на каторге)
Значение снов Раскольникова: Сон – повтор убийства
Значение снов Раскольникова: Сон – повтор убийства
И именно признание своей вины в конце эпилога освободит его от того
И именно признание своей вины в конце эпилога освободит его от того
Вывод
Вывод
Библиографический список
Библиографический список

Презентация на тему: «Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века». Автор: Admin. Файл: «Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века.ppt». Размер zip-архива: 4832 КБ.

Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века

содержание презентации «Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века.ppt»
СлайдТекст
1 Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских

Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских

писателей второй половины ХIХ века. Учебный проект по литературе

2 Содержание

Содержание

Введение Сон Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов» Сны Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Вывод Библиографический список.

3 Цели и задачи

Цели и задачи

Тема: важны ли сны в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей Цель: определить роль снов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века показать многофункциональность снов выявить влияние снов на внутренний мир героев Задачи: проанализировать данные различных произведений и объединить их в единый проект.

4 Притча

Притча

..

Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.

5 Что такое сон

Что такое сон

Сон - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения Словарь С.И.Ожегова

6 Философы о сне

Философы о сне

В понимании Фрейда сон – это своеобразный психический процесс, заслуживающий внимания и требующий изучения. Фрейд исходил из того, что сон как целое, является искаженным заместителем бессознательного. Задача толкования сна – найти это бессознательное. То, что весь материал, образующий содержание сна, так или иначе происходит от реальных переживаний и во сне лишь воспроизводится, вспоминается, - это, по крайней мере, должно быть признано бесспорнейшим фактом.

7 Сон — выражение бессознательного в человеческой психике

Сон — выражение бессознательного в человеческой психике

Сон как элемент художественного произведения — одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого.

8 Сон- стирание грани между реальными и фантастическими событиями и

Сон- стирание грани между реальными и фантастическими событиями и

образами

Форма выражения взглядов автора(внесюжетный элемент) сон о моровой язве в «Преступлении и наказании»

Форма введения сюжетных элементов (например экспозиция) сон Обломова у И.А.Гончарова

Отражение бессознательного в психике героя 1 и 2 сны Раскольникова в «Преступлении и наказании»

Без фантастических элементов

С элементами фантастики

9 Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа

Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа

Гончарова

10 «Отчего я такой

«Отчего я такой

» — в отчаянии спрашивает себя главный герой романа, Илья Ильич Обломов. Он ищет и не может найти «враждебного начала, мешающего ему жить как следует, как живут другие».

11 Этимология названия позволяет безошибочно определить значение села:

Этимология названия позволяет безошибочно определить значение села:

оно берёт начало от слова «обломок», что говорит о нечто разрушающемся (хотя это понимает читатель, но для героя эти ассоциации совершенно не очевидны).

12 Для Ильи Ильича же Обломовка — «благословенный уголок земли», где «нет

Для Ильи Ильича же Обломовка — «благословенный уголок земли», где «нет

ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Весь уголок составляет вёрст пятнадцать — двадцать вокруг и представляет ряд живописных этюдов, «весёлых, улыбающихся пейзажей».

13 Жизнь в Обломовке течёт однообразно и невозмутимо, и даже погода

Жизнь в Обломовке течёт однообразно и невозмутимо, и даже погода

всегда одинакова и предсказуема (надо заметить, что одинаковость и предсказуемость — это очень важное условие спокойной жизни обломовцев). Существование — замкнутый круг, где царят старые традиции, и новые не появятся никогда, потому что люди боятся перемен...

14 Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения

Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения

обломовцев: он не только был окружён лаской, любовью и заботой, но и совершенно лишён возможности производить какие бы то ни было самостоятельные действия.

15 Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в

Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в

запрещённое место («самое страшное место в околотке») — к оврагу, откуда его сразу возвращали в заботливые руки любящих родителей. Интерес ребёнка ко всему необычайному пытаются подавить, желая сделать его похожим на всех.

16 В полдень жизнь здесь замирает, жители ложатся отдыхать, и даже собаки

В полдень жизнь здесь замирает, жители ложатся отдыхать, и даже собаки

забиваются в свои конуры и не хотят их покидать. «Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души».

17 Эту картину детства героя видит читатель глазами Обломова, уже зрелого

Эту картину детства героя видит читатель глазами Обломова, уже зрелого

человека, которого никак (даже во сне) не отпускает родина, взрастившая в нём ленность души и тела.

18 Потом герой видит себя мальчиком уже лет четырнадцати

Потом герой видит себя мальчиком уже лет четырнадцати

Теперь он учится у немца Штольца—управляющего соседнего села Верхлёва. Учиться Илюше некогда, то гости приезжали, то объяснялось, что «на Фоминой неделе не учатся», господа считают знание и обучение барчонка неприятной необходимостью, как и всякий труд.

19 Обломовцы верят в пророческие сны, а страшные сны приводят в ужас всю

Обломовцы верят в пророческие сны, а страшные сны приводят в ужас всю

деревню. К новизне обломовцы испытывают такой страх, что, например, пришедшее письмо пролежало несколько дней под замком. Гончаров считал, что вредное воздействие на Обломова оказал и фольклор, в произведениях которого герои и богатыри побеждают препятствия без труда, волшебным образом. Фольклорная гиперболизация в духе русских былин или Гомера проявилась в восприятии и изображении спящей Обломовки и её обитателей. Да и сон Обломова на диване представлен богатырским.

20 Вывод: Сон Обломова, в котором читатель видит детство героя, —

Вывод: Сон Обломова, в котором читатель видит детство героя, —

объяснение характера Обломова. Обломовка, «обломовщина» — «...одно слово, а какое ядовитое!» Это сущность Обломова, это типичность русской жизни. Обломовка постепенно и незаметно заглушила все хорошие качества и стремления. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной в романе: «...всё началось с неумения надевать чулки, а окончилось неумением жить».

21 Сны Раскольникова как средство раскрытия образа и авторской позиции в

Сны Раскольникова как средство раскрытия образа и авторской позиции в

романе Достоевского «Преступление и наказание».

22 В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях многих других

В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях многих других

русских писателей, встречаются описания снов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В «Преступлении и наказании» сны видит Родион Раскольников.

23 Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова

Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова

Каждый из снов имеет своего «двойника» в реальной жизни

24 Первый сон Раскольникова

Первый сон Раскольникова

«Страшный сон приснился Раскольникову...» Здесь символически описан момент потери героем веры и, наоборот, обретения уверенности в необходимости самому изменить мир. Видя общий грех людей, избивающих лошадку, он сначала кидается на помощь к отцу, затем к мудрому старику, но, поняв, что они ничего не могут или не хотят сделать, бросается защищать лошадку и наказывать обидчика сам. Но лошадка уже мертва, а обидчик даже не замечает его кулачков, и, наконец, отец ловит его и вытаскивает из ада и содома, в который он вверг себя своей ненасытной жаждой справедливости.

25 Первый сон Раскольникова — отражение его внутреннего состояния перед

Первый сон Раскольникова — отражение его внутреннего состояния перед

убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади ( в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны («Заездили клячу»);

26 Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой

Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой

человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое.

27 Второй сон Раскольникова

Второй сон Раскольникова

«Он забылся... Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли...» В этом сне Раскольникову дается возможность не совершить преступление. Он бьет и бьет по голове старушонку, но его удары не причиняют ей никакого вреда. Он думает, что может убить и что его боятся, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, и над" ним смеются. Раскольников обнаруживает, что старуха живая, когда заглядывает ей снизу в лицо.

28 Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки

Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки

Раскльникова),с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания. Композиционный «двойник» — убийство старухи процентщицы и Лизаветы.

29 Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских
30 Вывод:

Вывод:

Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом и втором снах, - страшное преступление не свершилось бы.

31 Третий сон Раскольникова

Третий сон Раскольникова

«Ему грезилось в болезни...» Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. «Раскольников понимает, что этот страшный сон может стать явью, если его теория овладеет людьми и никто не захочет считать себя всего лишь «материалом», «тварью дрожащей».Таким образом, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству, то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

32 Третий сон Раскольникова — аналог реального убийства, вторичное

Третий сон Раскольникова — аналог реального убийства, вторичное

проживание содеянного. Ожившая старуха ( литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина) — символ поражения теории героя. •

33 Последний сон Раскольникова (герой видит его на каторге)

Последний сон Раскольникова (герой видит его на каторге)

—аллегорическое воплощение реализации теории, символ освобождения героя из-под власти теоретических построений, возрождения его к жизни. Литературный аналог — философский трактат Вольтера о безумии человечества. Этот сон не имеет реального композиционного двойника, что символично. Раскольников отказывается от теории — она не может осуществиться.

34 Значение снов Раскольникова: Сон – повтор убийства

Значение снов Раскольникова: Сон – повтор убийства

Обстановка – царство мёртвых. Но все мертвы только для Родиона – для остальных мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше толпы. Он – Наполеон, гений. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попыткой изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним.

35 И именно признание своей вины в конце эпилога освободит его от того

И именно признание своей вины в конце эпилога освободит его от того

тяжелого мрака, в который он погружен на протяжении всего романа Таким образом, сны героя помогают читателю понять глубину образа, его неповторимость. С другой стороны, отчетливо слышим голос автора, не- преемлющего никаких теорий о разделении людей, никаких идей, разрешающих кровь по совести. Только христианская любовь, сострадание, милосердие спасут душу человека и весь мир.

36 Вывод

Вывод

В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон — это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.

37 Библиографический список

Библиографический список

«Преступление и наказание» - Ф.М. Достоевский, 1966 Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского, выпуск 12), 2005 «Обломов» - И.А.Гончаров, 1959

«Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века»
http://900igr.net/prezentacija/izo/rol-sna-v-raskrytii-khudozhestvennykh-obrazov-v-proizvedenijakh-russkikh-pisatelej-vtoroj-poloviny-khikh-veka-135946.html
cсылка на страницу

Промыслы

28 презентаций о промыслах
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > Промыслы > Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века