Орнамент
<<  Волшебные узоры Урала Русские узоры  >>
Севера Варежки.Северные узоры-обереги
Севера Варежки.Северные узоры-обереги
Северное узорное вязание сохраняет глубокую традицию эпического образа
Северное узорное вязание сохраняет глубокую традицию эпического образа
Народные поговорки: В рукавицу ветра не изловишь
Народные поговорки: В рукавицу ветра не изловишь
Узоры Архангельской области
Узоры Архангельской области
Мезенские варежки
Мезенские варежки
Пинежские варежки
Пинежские варежки
Лешуконские варежки
Лешуконские варежки
Цвет в орнаменте
Цвет в орнаменте
Семеричные узоры
Семеричные узоры
Названия «семеричных»узоров
Названия «семеричных»узоров
Схемы орнаментирования вязаных изделий условно можно разделить на три
Схемы орнаментирования вязаных изделий условно можно разделить на три
Мотивы семеричных бордюров
Мотивы семеричных бордюров
Варежки: способ вязания, узоры, обереги
Варежки: способ вязания, узоры, обереги
Закончить варежку можно несколькими способами
Закончить варежку можно несколькими способами
Размер варежек определяется не только выбранным узором, но и толщиной
Размер варежек определяется не только выбранным узором, но и толщиной
Для вязания орнаментов пользуются пряжей из овечьей шерсти натуральной
Для вязания орнаментов пользуются пряжей из овечьей шерсти натуральной
Узоры орнамента - это не просто украшение, надуманные завитушки, нет,
Узоры орнамента - это не просто украшение, надуманные завитушки, нет,
Ведь в переводе с санскритского свастика объясняется как "дарующий все
Ведь в переводе с санскритского свастика объясняется как "дарующий все
Обручок
Обручок
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
Рукавицы
На Русском Севере вязаные рукавицы были непременной принадлежностью
На Русском Севере вязаные рукавицы были непременной принадлежностью
Источники информации
Источники информации

Презентация на тему: «Варежки. Северные узоры-обереги». Автор: oxana. Файл: «Варежки. Северные узоры-обереги.pptx». Размер zip-архива: 1221 КБ.

Варежки. Северные узоры-обереги

содержание презентации «Варежки. Северные узоры-обереги.pptx»
СлайдТекст
1 Севера Варежки.Северные узоры-обереги

Севера Варежки.Северные узоры-обереги

Узоры Русского Севера ВАРЕЖКИ.СЕВЕРНЫЕ УЗОРЫ-ОБЕРЕГИ программа «Северные ремесла»

Учитель технологии Михаэль Галина Ивановна МБОУ «Нюхченская ООШ №11»

2 Северное узорное вязание сохраняет глубокую традицию эпического образа

Северное узорное вязание сохраняет глубокую традицию эпического образа

еверное узорное вязание сохраняет глубокую традицию эпического образа. В районах Архангельской области (особенно в Лешуконском, Мезенском и Пинежском) распространено вязание цветного узорного орнамента на чулках и рукавицах (варежках). Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с мотивами узорного ткачества. И, как говорят мастерицы, нет ни одного тканого узора, который нельзя было бы вывязать на спицах. Из поколения в поколение передавались не только приемы вязания, но и характерные для каждой местности узоры и цветовая гамма. Они служили своего рода "паспортом": по ним определяли, из какой местности человек. В Пинежье эти особенности сохранились до сих пор в орнаментации, в порядке расположения узоров на изделиях, в расцветке.

3 Народные поговорки: В рукавицу ветра не изловишь

Народные поговорки: В рукавицу ветра не изловишь

Ныне молочко-то в рукавичках щеголяет (редко, дорого) Приложиться рукавицей (дать в рыло) Не купил батька рукавичек, пусть руки зябнут (ему на зло) Пришел Спас - держи рукавички про запас! У него совесть в рукавичках ходит. И неправде глотку не заткнешь рукавицей. На тяжелый воз и рукавицы положишь, так потянут. Привычку, не рукавичку, не повесишь на спичку. Хвастать рукавицы не рвутся.

4 Узоры Архангельской области

Узоры Архангельской области

5 Мезенские варежки

Мезенские варежки

Отличает крупный узор в центре Фон-одноцветный Геометрические мотивы – «звезда», «лапа», «косой крест» Цвета использовали спокойные.

6 Пинежские варежки

Пинежские варежки

Вяжутся без резинки, вместо этого вывязывается «рубчик» Особенностью является округлая форма. На варежках встречаются «семеричные» узоры.

7 Лешуконские варежки

Лешуконские варежки

Узор вяжут одним цветом, а фон -полосатым Часто меняется и цвет узора, и цвет фона Цвет яркий.

8 Цвет в орнаменте

Цвет в орнаменте

В старину применяли натуральные красители: травы(желтый цвет),сок ягод(красный цвет),луковую шелуху(желтый цвет). Мастерицы учились сочетанию цветов у природы, поэтому их краски были так гармоничны.

9 Семеричные узоры

Семеричные узоры

«Семеричные» узоры -полосы состоят из 7рядов. Полосы разделены мелкими полосками – «куколками». Все полосы имеют свои названия.

10 Названия «семеричных»узоров

Названия «семеричных»узоров

Чайка

Медведь

Рыбки

Бордюрчики-куколки

11 Схемы орнаментирования вязаных изделий условно можно разделить на три

Схемы орнаментирования вязаных изделий условно можно разделить на три

группы:

- Однообразный крупный орнаментированный мотив по одноцветному контрастному фону. - Однообразный одноцветный мотив по двухцветному или многоцветному фону, состоящему из цветных горизонтальных полос равной ширины. - Несколько орнаментальных мотивов, расположенных горизонтальными бордюрами один над другим, на контрастных полосах. Нередко одна схема дается в сочетании с другой. Северные народные узоры очень технологичны и построены так, что нить по изнанке тянется не более, чем на 5 петель и редко через семь. Все узоры начинаются со счета петель 3 - 3:3 , т.е. первый ряд всегда вяжется петлями двух цветов, три петли одного цвета чередуются с тремя етлями другого. Эта закономерность сохраняется на протяжении всего узора и обязательно повторяется через два ряда в третьем; зная об этой особенности можно восстановить любой узор, даже очень сложный. При всем многоцветье узоров в работе одновременно заняты нити двух цветов. А в три цвета вяжут только опытные вязальщицы, т.к. по изнанке нити провисают и их обязательно надо закреплять.

12 Мотивы семеричных бордюров

Мотивы семеричных бордюров

Семеричные бордюры одного изделия обычно бывают двух видов: желто-черные часто с красными вкраплениями и зелено-красные, могут быть с белыми вкраплениями. Окаймляющие бордюры одного изделия тоже по расцветке двояки: красно-белые и черно-желтые (белые), причем цвета должны повторяться через узор, т.е. если вяжется окаймляющий бордюр красно-белого цвета, семеричный бордюр должен быть черно-желтый, но в следующем семеричном бордюре должны быть обязательно красно-белые цвета. Иногда белый цвет заменялся на зеленый и оставался только вкраплениями в центре узора, тогда как окаймляющий бордюр вязался красно-белым для придания вещи нарядности. В Пинежском орнаменте представлены семеричные бордюры из мотивов.

13 Варежки: способ вязания, узоры, обереги

Варежки: способ вязания, узоры, обереги

Варежки обычно выполняют по кругу на пяти спицах: на четырех находятся петли, а пятой вяжут . Вязать варежки начинают с резинки 2x2; 1x1; 2x1 (2 петли лицевые, 2 изнаночные и т.д.) полосами произвольной ширины и цветов пряжи на высоту примерно 4-5 см. Закончив резинку, приступают к вывязыванию рисунков. Все узоры начинаются одинаково. Три петли одним цветом, три петли -другим. Поэтому, когда рассчитываем перед началом вязания количество петель для варежки и узор, общее количество петель должно делиться на двадцать, для того чтобы легче было распределить их на четыре спицы. Теперь вяжем по часовой стрелке по внешней стороне круга чулочной вязкой по схеме до основания большого пальца. Спица, с которой мы начали вывязывание орнамента, считается первой, а соединение узора, или срост, на варежке должно находиться на ребре ладони. Это место считается наиболее незаметным при носке варежки. Соответственно с этим отверстие для большого пальца правой руки мы делаем на третьей спице, предварительно провязав 2 (или 3, если большой размер варежки) петли, снимаем 9-10 петель на булавку и снова набираем столько же петель. Если у нас в работе две нити, набираем их по очереди, чтобы они не провисали. Отверстие для большого пальца для левой руки мы делаем на четвертой спице, сначала сняв 9-10 петель и набрав их вновь, но при этом также оставляем на спице 2-3 петли с края, которые и провязываем. Эти петли нужны для того, чтобы палец не получился на боку (ребре) варежки.

14 Закончить варежку можно несколькими способами

Закончить варежку можно несколькими способами

акончить варежку можно несколькими способами. Наиболее старинный способ - провязывание каждых двух первых петель на каждой из четырех спиц в каждом ряду. В современной практике этот способ используется при вязании носков. Современные северные мастерицы-вязальщицы используют при работе способ заканчивания варежки "мыском" или "домиком", потому что конец законченной варежки напоминает крышу дома. В этом случае провязываем вместе в каждом ряду первые петли в начале первой и третьей спиц за заднюю стенку и последние второй и четвертой за переднюю. Когда на спицах остается четыре петли (на каждой по одной) их стягивают на одну нить и закрепляют. Большой палец удобнее вязать на трех спицах. Узор для него выбирают простой, типа шахмат, лесенки или крапинок. Иногда его вяжут одноцветным, но в этом случае палец получается не таким теплым и быстро протирается.

15 Размер варежек определяется не только выбранным узором, но и толщиной

Размер варежек определяется не только выбранным узором, но и толщиной

пряжи, и плотностью вязания. Варежки всегда стараются связать плотными, чтобы были теплее. Для этого на Пинеге пользуются так называемым "бабушкиным вязанием". Все рукавицы и чулки вяжут, как в старину, не с пальца, а с накидом, т.е. каждый раз накидывают нить на спицу, а не снимают ее с пальца. В результате этого получается более плотный узор, ровнее петли и соответственно орнамент.

16 Для вязания орнаментов пользуются пряжей из овечьей шерсти натуральной

Для вязания орнаментов пользуются пряжей из овечьей шерсти натуральной

ля вязания орнаментов пользуются пряжей из овечьей шерсти натуральной окраски, но чаще крашеной. С давних времен мастерицы пользовались естественными красителями, главным образом растительного происхождения, но постепенно их заменили анилиновые. Современные мастерицы пользуются уже ими, и только отдельные старые мастера сохраняют секреты приготовления натуральных красителей. Часто орнамент вяжут одним цветом, а фон - полосатым. Иногда меняют и цвет узоров, и цвет фона - такие варежки распространены в основном в Лешуконском районе. Постепенно в ходе веков менялась, совершенствуясь технология, но темы изображений, рисунки и знаки наносимые на предметы ремесла, охранялись традицией. Их не меняли, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заюганательное. Было страшно их изменять, так как магия играла ведущую роль в верованиях язычников и эти рисунки и должны были свято охраняться, они дожили в народном искусстве до наших дней.

17 Узоры орнамента - это не просто украшение, надуманные завитушки, нет,

Узоры орнамента - это не просто украшение, надуманные завитушки, нет,

зоры орнамента - это не просто украшение, надуманные завитушки, нет, это запечатленный рассказ о далеком прошлом, и только так следует их воспринимать. Например, так называемый меандр, напоминающий прямоугольно загнутый крючок, изначально был нанесен самой природой на поверхностный слой дентина - вещества бивня. А с бивней мотив меандра перешел на другие вещи. И на русском севере он встречается не только в археологических раскопках древнейших стоянок, но и на варежках, рубахах, полотенцах всех последующих веков. Эти мотивы напоминают свастику. Этот знак выражал привет, пожелание благополучия.

18 Ведь в переводе с санскритского свастика объясняется как "дарующий все

Ведь в переводе с санскритского свастика объясняется как "дарующий все

хорошее, приносящий счастье". Знаком свастики, начиная с глубокой древности, у предков славян и арьев стал обозначаться свет, солнце как источник жизненного счастья, да и самой жизни. Этот знак прослеживается от Архангельска до Бенареса. В Индии он распространен очень широко - им украшают одежду, дома. На севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Женская - против часовой стрелки, мужская - по часовой. Узоры придавали вещам магическую силу: чулки и рукавицы должны были защищать не только от холода, но и от всяческих бед и напастей. Кроме этого существовал специальный прием, при выполнении которого удваивалась магическая сила оберега. Этот прием называется вывязывание обручка (на верхнем фото - в центре, на нижнем - слева).

19 Обручок

Обручок

- перевив из двух или более ниток обычно контрастного цвета, выполняемый после окончания вывязывания резинки и до начала вывязывания орнамента. Для того, чтобы получился обручок берем два клубка ниток и по очереди от двух клубков начинаем провязывать ряд изнаночными петлями, при этом нити находятся перед работой и сначала вяжется вторая нить от спицы. Провязанная петля снимается, на правую спицу, а нити после этого меняются местами, сейчас нить, которая была первой, становится второй, провязываем ее тоже изнаночной петлей,при этом нить идет сверху предыдущей и как бы обвивает ее. Так продолжаем по всему периметру рукавицы, В результате получается как бы шнурок, скрученный из двух или более ниток, прикрепленный к рукавице. Он и является оберегом.

20 Рукавицы

Рукавицы

1986 г. Автор - Белугина Анастасия Егоровна. Архангельская область, Мезенский район, деревня Сафоново.

21 Рукавицы

Рукавицы

1986 г. Автор - Акулова галина. Архангельская область, Мезенский район, деревня Сафоново.

22 Рукавицы

Рукавицы

1979 г. Автор - Бобрецова Александра Николаевна. Архангельская область, Лешуконский район, село Вошгоры.

23 Рукавицы

Рукавицы

1981 г. Автор - Жигалова Мария Александровна. Архангельская область, Пинежский район, деревня Нюхча.

24 Рукавицы

Рукавицы

1970-е годы. Автор - Елукова Манефа Ивановна. Архангельская область, Мезенский район, деревня Ёлкино.

25 Рукавицы

Рукавицы

1981 г. Автор - Жигалова Мария Александровна. Архангельская область, Пинежский район, деревня Нюхча.

26 Рукавицы

Рукавицы

1989 г. Автор - Листова Алла Фёдоровна. Архангельская область, Лешуконский район, деревня Лешуконское.

27 Рукавицы

Рукавицы

1979 г. Автор - Кузьмина Анастасия Михайловна. Архангельская область, Лешуконский район, деревня Кеба.

28 На Русском Севере вязаные рукавицы были непременной принадлежностью

На Русском Севере вязаные рукавицы были непременной принадлежностью

одежды. Вязание на спицах - традиционное народное искусство, которое живо поныне, а многоцветность народного узора на деревенских рукавичках "завоевала" и город. Интересно: слово «Варежка» происходит от «варяжская рукавица», говоря о заимствовании у варягов.

29 Источники информации

Источники информации

http://www.slavianin.ru/remeslenichestvo/vyazanie/uzory-russkogo-severa.html http://www.liveinternet.ru/users/dlg/post196053332/

«Варежки. Северные узоры-обереги»
http://900igr.net/prezentacija/izo/varezhki.-severnye-uzory-oberegi-133583.html
cсылка на страницу
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > Орнамент > Варежки. Северные узоры-обереги