Русские художники
<<  Картина М.В. Нестерова Великий русский художник Андрей Рублёв  >>
Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов
Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов
Содержание Введение _-3 Биография В.М
Содержание Введение _-3 Биография В.М
1.Введение Нам нравятся уроки изобразительного искусства
1.Введение Нам нравятся уроки изобразительного искусства
В какой период создавал художник свои сказочные произведения, почему
В какой период создавал художник свои сказочные произведения, почему
Наши задачи: 1.Составить биографию В.М. Васнецова
Наши задачи: 1.Составить биографию В.М. Васнецова
2. Биография В.М. Васнецова
2. Биография В.М. Васнецова
«Богатырь русской живописи» называли его современники
«Богатырь русской живописи» называли его современники
Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848
Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848
В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище,
В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище,
После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные
После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах
Васнецов с крупнейшими русскими художниками входил в содружество,
Васнецов с крупнейшими русскими художниками входил в содружество,
3.Картины (НАЗВАНИЯ)
3.Картины (НАЗВАНИЯ)
4.Хронология картин
4.Хронология картин
1885
1885
5.«Золотое сечение» Анализ картин Проведем анализ картин художника на
5.«Золотое сечение» Анализ картин Проведем анализ картин художника на
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые
Наши исследования показали то, что только несколько картин построены
Наши исследования показали то, что только несколько картин построены
6.Современники Васнецова
6.Современники Васнецова
1848
1848
7.Заключение Проводить исследовательскую деятельность было очень
7.Заключение Проводить исследовательскую деятельность было очень
Серый злой волк помогает Ивану Царевичу, а Иван Царевич спасает
Серый злой волк помогает Ивану Царевичу, а Иван Царевич спасает
Если портреты помогали Васнецову в создании идеала национальной
Если портреты помогали Васнецову в создании идеала национальной
Виктор Михайлович Васнецов увлекся былинно- сказочными сюжетами,
Виктор Михайлович Васнецов увлекся былинно- сказочными сюжетами,
Особое значение для художника имели исторические исследования русского
Особое значение для художника имели исторические исследования русского
Изучив творчество Васнецова, сопоставив все факты, мы пришли к выводу,
Изучив творчество Васнецова, сопоставив все факты, мы пришли к выводу,
8.Библиография Интернет сайты Энциклопедия мирового искусства Шедевры
8.Библиография Интернет сайты Энциклопедия мирового искусства Шедевры
9.Репродукции
9.Репродукции
После побоища Игоря Святославича с половцами 1880
После побоища Игоря Святославича с половцами 1880
Витязь на распутье 1882
Витязь на распутье 1882
Распятый Иисус Христос 1885-1896
Распятый Иисус Христос 1885-1896
Бог Саваоф 1885-1896
Бог Саваоф 1885-1896
Сирин и алконост 1896
Сирин и алконост 1896
Спящая царевна 1900-1926
Спящая царевна 1900-1926
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация: «Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов». Автор: UserXP. Файл: «Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов.ppt». Размер zip-архива: 1172 КБ.

Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов

содержание презентации «Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов.ppt»
СлайдТекст
1 Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов

Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов

Работу выполнили ученицы 5 класса Голова Ирина Гнедова Оксана Учитель Бачурин М.И Абрамово 2013

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Абрамовская средняя общеобразовательная школа»

2 Содержание Введение _-3 Биография В.М

Содержание Введение _-3 Биография В.М

одержание Введение __________________-3 Биография В.М.Васнецова__-_4-5 Картины (названия) ________-6 Хронология картин_________-7 «Золотое сечение» (анализ картин) ________8-9 7.Современники Васнецова____-10 8.Заключение________________-11-13 9.Библиография______________-14 10.Репродукции_______________-15-21

3 1.Введение Нам нравятся уроки изобразительного искусства

1.Введение Нам нравятся уроки изобразительного искусства

Учитель показывает репродукции с картин художников и рассказывает о них много интересного. Портреты, пейзажи, натюрморты-как жанры изобразительного искусства являются в интерьере прекрасным оформлением. Наиболее вписывающимися в интерьер остаются пейзажи. Они носят универсальный характер. Но есть и такой жанр как былинно-сказочный. Наши родители с детства знают такие репродукции как «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке». Художником этих произведений был Виктор Михайлович Васнецов.

4 В какой период создавал художник свои сказочные произведения, почему

В какой период создавал художник свои сказочные произведения, почему

сказочные и какое количество он их написал? Нам захотелось узнать как можно больше о творчестве художника Васнецова, ведь, скорее всего, в этом кроется загадка популярности его произведений. Сказочных произведений! Мы выдвинули перед собой цель: изучить период времени Васнецова, в котором он творил как художник- сказочник.

5 Наши задачи: 1.Составить биографию В.М. Васнецова

Наши задачи: 1.Составить биографию В.М. Васнецова

2.Отыскать как можно больше работ художника на былинно – сказочную тему. 3.Составить хронологию былинно – сказочных картин. 4.Выяснить период времени, в котором художник работал в данном направлении. 5.Найти, что означает «золотое сечение». 6. Сравнить размеры картин художника с «золотым сечением». 7. Найти в литературе современников художника. 8. Составить хронологию жизни художников-современников. 9. Определить возможное общение Васнецова с художниками. 10. Исходя из решений данных задач, сделать необходимые выводы.

6 2. Биография В.М. Васнецова

2. Биография В.М. Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович (1848 –1926). Один из самых знаменитых русских художников XIX века, Виктор Михайлович Васнецов, прожил большую, красивую и трудную жизнь. Он знал и восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству и огромный успех, и резкую критику.

7 «Богатырь русской живописи» называли его современники

«Богатырь русской живописи» называли его современники

Это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырс- кой» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве.

Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов – автор «Аленушки», «Богатырей», «Ивана Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

8 Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848

года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Поллинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина- середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

9 В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище,

В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище,

затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал. Все больше времени он отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать ?типы?, изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти. В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

10 После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные

После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные

медали за рисунок «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». В 1874 году за рисунки «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне. В том же 1874 году впервые участвует в III выставке Товарищества передвижных художественных выставок картиной «Чаепитие в трактире», и критика считает, что в будущем он будет ?одним из лучших русских художников?. Стремление раскрыть эстетику народной художественной традиции, использовать ее поэтику вскоре полностью завладело художником, стало существом его творческой индивидуальности. Недаром он говорил Стасову, что резкого перехода в конце 1870-х годов от бытового жанра к былинно- сказочным сюжетам у него не было.

11 Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах

Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах

?Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались?- позднее объяснял он. Весной 1876 –го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е.Репин и В.Д.Поленов. Он рисует французские типы с тем же удовольствием, с каким писал русские, находя в них сходные черты. А однажды, зайдя в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз «Богатырей», выплеснув как вполне зрелое и сложившуюся свою ?грезу? об эпической русской истории. Картину он написал в 1898 году. На родину он вернулся зрелым живописцем.

12 Васнецов с крупнейшими русскими художниками входил в содружество,

Васнецов с крупнейшими русскими художниками входил в содружество,

названное Абрамцевским кружком, организатором которого был известный меценат Савва Иванович Мамонтов. В «Аленушке», которую художник написал в Абрамцеве, наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. Для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур. ?Десятки русских выдающихся художников, - писал в1916годуМихаил Нестеров, - берут свое начало из национального источника- таланта Виктора Васнецова?.

13 3.Картины (НАЗВАНИЯ)

3.Картины (НАЗВАНИЯ)

1. После побоища Игоря Святославича с половцами 2. Ковёр- самолёт 3. Аленушка 4. Витязь на распутье 5. Три царевны подземного царства 6. Богоматерь с младенцем 7. Иван царевич на Сером Волке 8. Бог Саваоф 9. Христос Вседержитель 10.Христос Вседержитель 11.Распятый Иисус Христос 12.Единородный Сын Слово Божие 13.Страшный Суд 14.Сирин и Алконост 15.Богатыри 16.Плащаница 17.Спящая царевна

14 4.Хронология картин

4.Хронология картин

Год

Название картин

Размеры картин

1880

После побоищаИгоря Святославича с половцами

205х390

1880

Ковер-самолет

165х297

1881

Аленушка

173х121

1882

Витязь на распутье

160х299

1884

Три царевны подземного царства

164х297

1885

Богоматерь с младенцем

171х99

1889

Иван Царевич на Сером Волке

249х187

15 1885

1885

Бог Саваоф

135х250

-

Христос Вседержитель

175х174

-

Распятый Иисус Христос

134х249

-

Единородный Сын Слово Божие

70х138

-

Страшный суд

290х277

1896

Сирин и Алконост

164х297

1898

Богатыри

295х446

1901

Плащаница

134х249

1900- 1926

Спящая царевна

214х452

Вывод: период творчества Васнецова, в котором он работал над былинно-сказочными сюжетами, является периодом зрелого мастерства 1880-1900 годы.

16 5.«Золотое сечение» Анализ картин Проведем анализ картин художника на

5.«Золотое сечение» Анализ картин Проведем анализ картин художника на

предмет золотого сечения. Размеры своих картин Васнецов выбирал случайно или применял этот метод? Золотое сечение- это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей или меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему а : б=б : с или с : б=б : а.

17 Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход

Пифагор, древнегреческий фило - соф и математик (VI в. до н. э.). Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников.

18 В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые

В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые

пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления.

Мы решили изготовить такой же циркуль и при помощи его проверить размеры картин на наличие золотого сечения. Это ускорит нашу работу. Исследуемые работы начертим в миллиметрах и циркулем проверим.

19 Наши исследования показали то, что только несколько картин построены

Наши исследования показали то, что только несколько картин построены

по принципу золотого сечения. Это «Ковер- самолет», «Три царевны подземного царства», «Бог Саваоф», «Распятый Иисус Христос». Мы сделали вывод такой. Художник не использовал принцип золотого сечения. Вероятность очень мала потому, что из множества картин только четыре имеют размеры, попадающие под эту категорию. Скорее всего, это получилось случайно. Может быть, художник не знал ничего о золотом сечении? Такого быть не может. Он не был самоучкой. Васнецов учился в Академии художеств в Петербурге. Выходит, что размеры для своих картин он чувствовал интуитивно.

20 6.Современники Васнецова

6.Современники Васнецова

1837

Иван Николаевич Крамской

1887

1844

Илья Ефимович Репин

1930

1841

Архип Иванович Куинджи

1910

1844

Василий Дмитриевич Поленов

1927

1848

Василий Иванович Суриков

1916

1843

Марк Матвеевич Антокольский

1902

1846

Владимир Егорович Маковский

1920

1824

Владимир Васильевич Стасов

1906

21 1848

1848

Виктор Михайлович Васнецов

1926

1841

Василий Максимович Максимов

1911

1838

Вячеслав Григорьевич Шварц

1869

1833

Василий Григорьевич Перов

1882

1824

Алексей Петрович Боголюбов

1896

1832

Павел Михайлович Третьяков

1898

1841

Савва Иванович Мамонтов

1918

22 7.Заключение Проводить исследовательскую деятельность было очень

7.Заключение Проводить исследовательскую деятельность было очень

интересно. Задача, которую мы ставили перед собой, решена. В процессе изучения творчества великого русского художника мы узнали много нового, о котором попытаемся рассказать, и сделали свои выводы. Чем же привлекают внимание картины Васнецова? Художник мастерски соединил сказку и быль, реальность. Соединил несоединяемое. Простая русская девушка грустит о своем, а мы видим сказку - Аленушку, которая грустит о братце Иванушке, и даже братца ее видим, хотя на картине его нет.

23 Серый злой волк помогает Ивану Царевичу, а Иван Царевич спасает

Серый злой волк помогает Ивану Царевичу, а Иван Царевич спасает

Василису Прекрасную. Добро побеждает зло. И все персонажи реальные, живые и сказочные. Богатыри русские стоят на страже добра и зла. И хочется их уважать и быть похожими на них. Все картины Васнецова наполнены добротой, спокойствием, красотой внутреннего мира героев. Женские образы олицетворяют и Родину- мать и сестру и невесту. Все это художник дает как одно целое, неделимое. Затаенная душевная печаль девушек встречается и в его портретах и в вымышленных образах.

24 Если портреты помогали Васнецову в создании идеала национальной

Если портреты помогали Васнецову в создании идеала национальной

красоты, национального типа, то в Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо- извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа.

25 Виктор Михайлович Васнецов увлекся былинно- сказочными сюжетами,

Виктор Михайлович Васнецов увлекся былинно- сказочными сюжетами,

будучи зрелым мастером. К этому он пришел осознанно. Ему стали тесны рамки станковой картины и он, как писали современники, «обратился к украшению жизни». Художник был убежден в том, что в жанровых и исторических картинах – сказках, песне, былине сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний мир. В это время в русском обществе нарастало внимание к национальной старине и истории, что проявилось в росте собирательства, изучении и публикации памятников письменности и фольклора.

26 Особое значение для художника имели исторические исследования русского

Особое значение для художника имели исторические исследования русского

быта XVI-XVII веков в трудах Ивана Забелина. Ученый, с которым Васнецов был знаком лично, был близок ему тем, что видел в народном искусстве проявление ?живой души его создателей?. Вместе с крупнейшими русскими художниками, входившими в содружество, названное Абрамцевским кружком, организатором которого был известный меценат Савва Иванович Мамонтов, Васнецов был причастен к возрождению народных промыслов. Как это перекликается с сегодняшним временем! А это означает то, что современники оказывали огромное влияние на творчество великого живописца.

27 Изучив творчество Васнецова, сопоставив все факты, мы пришли к выводу,

Изучив творчество Васнецова, сопоставив все факты, мы пришли к выводу,

что художник был талантлив от природы, с чувственной душой и огромной любовью ко всему окружающему. И свою любовь, и талант он вкладывал в каждую свою картину. Поэтому мы не можем равнодушно смотреть на ?Аленушку ?или ?Богатырей?. Они учат нас добру, учат понимать прекрасное в окружающем нас мире. И еще дают какую-то уверенность в себе, спокойст - вие, учат нас думать о главном. Творчество Васнецова многообразно. Его можно изучать бесконечно. Некоторые картины художник создавал десятилетиями (Богатыри, Спящая царевна). Много рисунков и картин мы никогда не видели и ничего о них не знаем. А ведь каждый рисунок был выполнен с любовью.

28 8.Библиография Интернет сайты Энциклопедия мирового искусства Шедевры

8.Библиография Интернет сайты Энциклопедия мирового искусства Шедевры

русской живописи М. «БЕЛЫЙ ГОРОД» 2006 3. Большая иллюстрированная энциклопедия Истории искусств М. «МАХАОН» 2007

29 9.Репродукции

9.Репродукции

Богатыри 1898

Аленушка 1881

30 После побоища Игоря Святославича с половцами 1880

После побоища Игоря Святославича с половцами 1880

Ковер-самолет 1880

31 Витязь на распутье 1882

Витязь на распутье 1882

Три царевны подземного царства 1884

32 Распятый Иисус Христос 1885-1896

Распятый Иисус Христос 1885-1896

Богоматерь с младенцем 1885

33 Бог Саваоф 1885-1896

Бог Саваоф 1885-1896

Иван Царевич на сером волке 1889

34 Сирин и алконост 1896

Сирин и алконост 1896

Христос вседержитель 1885-1896

35 Спящая царевна 1900-1926

Спящая царевна 1900-1926

Страшный суд 1885-1896

36 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов»
http://900igr.net/prezentacija/izo/vasnetsov-kak-khudozhnik-bylinno-skazochnykh-sjuzhetov-196950.html
cсылка на страницу
Урок

Изо

31 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по изо > Русские художники > Васнецов как художник былинно – сказочных сюжетов