Цветаева
<<  Жизнь и творчество Марины Цветаевой Тема Родины в лирике М.И.Цветаевой  >>
А.Ахматова и М.Цветаева
А.Ахматова и М.Цветаева
Ахматова и Цветаева - грани, очертившие контуры русской женской поэзии
Ахматова и Цветаева - грани, очертившие контуры русской женской поэзии
Первые сборники
Первые сборники
Пушкин Цветаевой и Ахматовой
Пушкин Цветаевой и Ахматовой
"Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила, которые меня
"Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила, которые меня
Доля ты
Доля ты
Тема Родины
Тема Родины
И Ахматова, и Цветаева жили и творили на стыке эпох, в непростой и
И Ахматова, и Цветаева жили и творили на стыке эпох, в непростой и
Революция, война, репрессии…
Революция, война, репрессии…
Путь, пройденный и Ахматовой, и Цветаевой - это путь постепенного, но
Путь, пройденный и Ахматовой, и Цветаевой - это путь постепенного, но
1941 год
1941 год
Эволюция Ахматовой от «Я» до «МЫ» и трагическое одиночество Цветаевой
Эволюция Ахматовой от «Я» до «МЫ» и трагическое одиночество Цветаевой
«Юность почти всегда отдает предпочтение Цветаевой, — пишет
«Юность почти всегда отдает предпочтение Цветаевой, — пишет
Источники
Источники
Литература
Литература
Изображения
Изображения

Презентация на тему: «А.Ахматова и М.Цветаева». Автор: . Файл: «А.Ахматова и М.Цветаева.ppt». Размер zip-архива: 322 КБ.

А.Ахматова и М.Цветаева

содержание презентации «А.Ахматова и М.Цветаева.ppt»
СлайдТекст
1 А.Ахматова и М.Цветаева

А.Ахматова и М.Цветаева

"Поэт — издалека заводит речь, Поэта — далеко заводит речь..." М. Цветаева

Увы! лирический поэт Обязан быть мужчиной... А.Ахматова

«Г-жа Ахматова, несомненно, лирический поэт, именно поэт, а не поэтесса. » Б. Садовский

«Поэзия Марины Цветаевой — женская, но, в отличие от Анны Ахматовой, она не поэтесса, а поэт» М. Осоргин

2 Ахматова и Цветаева - грани, очертившие контуры русской женской поэзии

Ахматова и Цветаева - грани, очертившие контуры русской женской поэзии

В стихах М.Цветаевой мы ощущаем жаркое, порывистое пламя

Творчество А.Ахматовой - это спокойная и уверенная сила воды.

3 Первые сборники

Первые сборники

Первые сборники М.Цветаевой: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Из двух книг» Уже в первых ее стихах была неизвестная прежде в русской поэзии жесткость, резкость, редкая даже среди поэтов-мужчин. В поэзии Цветаевой нет покоя, умиротворенности, созерцательности. Она вся в буре, в действии и поступке. Нате! Рвите! Глядите! Течет, не там же? Заготавливайте чан! Я державную рану отдам до капли! Зритель — бел, занавес — рдян.

Первые книги А.Ахматовой: «Вечер», «Четки» Лирика любви. Здесь все женское: зоркость глаза, любовная память о милых вещах, грация, тонкая и чуть капризная. Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. Видишь, ветер, мой труп холодный, И некому руки сложить.

4 Пушкин Цветаевой и Ахматовой

Пушкин Цветаевой и Ахматовой

Пушкиным - не бейте! Ибо бью вас - им! Марина Цветаева Пушкин Цветаевой - не просто одинокая, но тайная страсть: ее требуется скрывать, как влюбленность, не предполагающую дружеского обсуждения. Постоянный символический цвет Пушкина Цветаевой - черный ("черная дума, черная доля, черная жизнь... моя родная тьма")

И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Анна Ахматова Пушкин Ахматовой, друг своих друзей, - НАШ Пушкин, благословляющий высокую дружбу и собирающий вокруг себя дружеский круг из новых поколений. Ахматовский Пушкин бел: белизна царскосельских статуй и коллонад, стройность парков и невских набережных.

5 "Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила, которые меня

"Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила, которые меня

любили или не любили» М.Цветаева

Любовь в творчестве Цветаевой многолика. Дружба, материнство, снисхождение, презрение, ревность, гордыня, забвение – все ее лики. Лики разные, но исход один: разлука. Любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку. Радость обречена на боль, счастье – на страдание. Горечь, горечь, вечный привкус На губах твоих, о страсть. Горечь, горечь, вечный искус Окончательнее пасть.

Великая земная любовь является движущим началом лирики Ахматовой. Анна Ахматова в одном из своих стихотворений назвала любовь “необыкновенным пятым временем года”. Любовь у Анны Ахматовой не только любовь-счастье. Часто — это страдания, пытка, любовь-жалость, своеобразная “антилюбовь”, мучительный излом души. Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает.

Романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится…»

6 Доля ты

Доля ты

— русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать! Н. А. Некрасов

Сергей Эфрон (муж М.Цветаевой) встал на сторону Временного правительства, сражался в рядах Белой армии. Оставшаяся в Москве Цветаева и дети голодали. В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она забрала домой старшую, Алю, в начале февраля 1920 младшая Ирина умерла. В 1922г. Марина Цветаева получила разрешение на выезд и покинула Россию. Живет с семьей в Чехии, где рождается долгожданный сын. На кортике своем: Марина – Ты начертал, встав за Отчизну. Была я первой и единой В твоей великолепной жизни.

Сын и два мужа А.А.Ахматовой были репрессированы. Личная трагедия Ахматовой-матери и Ахматовой-жены отразилась в поэме «Реквием». Вместо предисловия к поэме Ахматова запишет свое воспоминание: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

7 Тема Родины

Тема Родины

«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, — писала М.Цветаева. — Не быть в России, забыть Россию — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот потеряет ее лишь вместе с жизнью». Ты! Сей руки своей лишусь,- Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля- Гордыня, родина моя! «Родина», 1932

Анна Ахматова Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну чёрный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид”. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. 1917 Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? 1921

8 И Ахматова, и Цветаева жили и творили на стыке эпох, в непростой и

И Ахматова, и Цветаева жили и творили на стыке эпох, в непростой и

трагичный период российской истории. Эта сумятица и боль проникают и в стихи. Постепенно любовная лирика выходит за рамки отношений между двумя людьми: в ней слышатся ноты перемен, ломки стереотипов, суровые ветра времени.

Романс на стихи А.Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня»

9 Революция, война, репрессии…

Революция, война, репрессии…

Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне... «Реквием»

Горько переживала М.Цветаева судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли её сердце, внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Два на миру у меня врага, Два близнеца - неразрывно - слитых: Голод - голодных – и сытость сытых! Марина Ивановна Цветаева, уехав в середине двадцатых годов вслед за мужем в эмиграцию, пишет: Я здесь одна. К стволу каштана Прильнуть так сладко голове: И в сердце плачет стих Ростана, Как там, в покинутой Москве.

10 Путь, пройденный и Ахматовой, и Цветаевой - это путь постепенного, но

Путь, пройденный и Ахматовой, и Цветаевой - это путь постепенного, но

последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьезность и высота моральных требований неуклонно выводили их на дорогу интересов более широких, чем любовная и камерная лирика.

От странной лирики, где каждый шаг — секрет, Где пропасти налево и направо, Где под ногой, как лист увядший, слава, По-видимому, мне спасенья нет. А. Ахматова

Поэтов путь: жжя, а не согревая, Рвя, а не взращивая — врыв и взлом — Твоя стезя, гривастая кривая, Не предугадана календарем! М.Цветаева

11 1941 год

1941 год

Война застала Ахматову в Ленинграде, который к осени стал фронтовым городом, и поэтесса, как и все ленинградцы, пронесла сквозь 900 дней блокады невиданные в истории человечества мужество и стойкость. Говоря о стихах Ахматовой, написанных в военное время, отмечаем их гражданский и патриотический пафос. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. В эти же годы и месяцы нередко, как отзвуки прошлого, прорывались стихи, продиктованные отчаянием и острым ощущением трагического одиночества.

М.Цветаева ушла из жизни в 1941 году, когда в ней погасли остатки последней энергии. Жизнь задувала этот огонь со всех сторон... Быть нежной, былинкой и шумной, Так жаждать жить! — Очаровательной и умной, — Прелестной быть! Знаю, умру на заре! На которой из двух, вместе с которой из двух Не решить по закату. Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух, Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу. Какая жажда жизни — даже в преддверии гибели! Какое странное, непомерное, неистовое желание умереть, схватившись руками сразу за обе зари — и утреннюю и вечернюю!

12 Эволюция Ахматовой от «Я» до «МЫ» и трагическое одиночество Цветаевой

Эволюция Ахматовой от «Я» до «МЫ» и трагическое одиночество Цветаевой

Между ранней любовной лирикой и поздним творчеством и Ахматовой и Цветаевой — огромная полоса: тут были смерть, разруха, потери, предательства, перевернутый быт, безысходное ощущение катастрофы, было все, что только может выпасть на долю человека, застигнутого сменой эпохи.

13 «Юность почти всегда отдает предпочтение Цветаевой, — пишет

«Юность почти всегда отдает предпочтение Цветаевой, — пишет

современный поэт В. Солоухин, — но с годами, со зрелостью, взоры (и души, и сердца) все чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та, и другая».

14 Источники

Источники

Ахматова А.А. Избранная лирика: Стихи /Вступ. ст. Вс. Рождественского. Л.: Дет. лит., 1989. Цветаева М. В певучем граде моем: Стихотворения, пьеса, роман в письмах /Сост. К.В. Смородин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. Цветаева М.И. Стихотворения; Поэмы; Драматические произведения /Сост. Е. Евтушенко. М.: Худож. лит., 1990. Цветаева М.И. Стихотворения /Сост. Г. Седых. М.: Мол. Гвардия, 1989.

15 Литература

Литература

Бродский И. Скорбная муза //Журнал «Юность» №6, 1989г. Кедров К. Россия золотая и железная клетки для поэтесс //«Новые Известия» №66, 1998г. Павловский А.И. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. Л., 1989. Саакянц А.А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986. Седакова О. http://www.akhmatova.org/articles/sedakova.htm Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиографические очерки. М.: Кн. Палата, 1993. 480с. Страхова Л. Увековечение жизни в слове //А. Ахматова, М. Цветаева. Стихотворения. Поэмы Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Кн.1. 1938-1941. М.: Книга, 1989. 272с. Автор информационного портала "Мир вокруг нас" Марина Пододнева http://vmire24.ru/content/o-marine-tsvetaevoi http://www.coolreferat.com http://xreferat.ru/50/735-1-tema-rodiny-v-lirike-m-cvetaevoiy.html http://kamhunt.ucoz.ru/publ/kollekcia_sochinenii/russkie_pisateli/cvetaeva

16 Изображения

Изображения

t-smertina.narod.ru tsvetaeva.lit-info.ru blogs.mail.ru akhmatova.org tsvetaeva_neizdannoe.jp

«А.Ахматова и М.Цветаева»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/a.akhmatova-i-m.tsvetaeva-127792.html
cсылка на страницу

Цветаева

11 презентаций о Цветаевой
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Цветаева > А.Ахматова и М.Цветаева