Литература
<<  Бакалы литературные Акмеизм как литературное течение  >>
Анализ эпизода литературного произведения
Анализ эпизода литературного произведения
План работы над анализом эпизода литературного произведения
План работы над анализом эпизода литературного произведения
О чем надо помнить
О чем надо помнить
Идейный замысел романа «Отцы и дети»
Идейный замысел романа «Отцы и дети»
Пишем сочинение…
Пишем сочинение…
Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем
Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем
Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков
Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков
Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам
Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам
Композиция эпизода:
Композиция эпизода:
Проследить логику развития авторской мысли
Проследить логику развития авторской мысли
Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его
Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его
Вывод
Вывод
Изобразительно-выразительные средства языка
Изобразительно-выразительные средства языка

Презентация: «Анализ эпизода литературного произведения». Автор: Ваганова. Файл: «Анализ эпизода литературного произведения.ppt». Размер zip-архива: 140 КБ.

Анализ эпизода литературного произведения

содержание презентации «Анализ эпизода литературного произведения.ppt»
СлайдТекст
1 Анализ эпизода литературного произведения

Анализ эпизода литературного произведения

Смерть Базарова По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

2 План работы над анализом эпизода литературного произведения

План работы над анализом эпизода литературного произведения

Установить границы эпизода Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют. Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. Рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет. Проследить логику развития авторской мысли. Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. Показать роль эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами, роль в раскрытии авторского замысла Как общий идейный замысел всего произведения отражается в этом эпизоде.

3 О чем надо помнить

О чем надо помнить

!!

Главная опасность- замена анализа пересказом Анализ эпизода- это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значение для образа в целом. В конце анализа обязательно должен быть синтез, т.е. обобщенный вывод из сказанного выше.

4 Идейный замысел романа «Отцы и дети»

Идейный замысел романа «Отцы и дети»

В апреле 1862 г. Тургенев писал поэту К.К. Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель». И действительно, писатель осуществил этот замысел- наделил Базарова в конце романа мрачным пессимизмом, скептическим отношениям к мужикам и даже заставил его сказать фразу: «Я нужен России…Нет, видимо, не нужен». В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великое спокойствие» «равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную».

5 Пишем сочинение…

Пишем сочинение…

Установить границы эпизода

Эпизод смерти Евгения Базарова включен в предпоследнюю главу романа. Он является важным для раскрытия образа главного героя, так как перед нами появляется совершенно другой Базаров, человечный, слабый , возвышенный, любящий. Сцена смерти Базарова- это финал романа. Базаров постепенно остается одиноким( отпадают первыми Кирсановы, затем Одинцова, Фенечка, Аркадий. Базаров едет в деревню к родителям, чтобы быть поближе к народу. Но сцена разговора с мужиком отделяет его и от народа ( он осознает, что он для мужика вроде шута горохового)

6 Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем

Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем

участвуют

Базаров, находясь в деревне у родителей, начинает помогать отцу во врачебной практике, он осматривает больных, делает им перевязки. Однажды Евгения не было дома три дня, он ездил в соседнюю деревню, откуда привозили тифозного мужика, на вскрытие, объяснив своё отсутствие тем, что давно не упражнялся в этом . При вскрытии Базаров порезался

В тот же день Базарову становится плохо, оба ( и отец ,и сын) понимают, что это тиф, что дни Евгения сочтены. Базаров просит отца съездить к Одинцовой и пригласить её к нему. Одинцова приезжает в самый канун смерти Евгения с доктором немцем, который констатирует неминуемую смерть Базарова. Базаров признается в любви к Одинцовой и умирает.

7 Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков

Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков

Умереть так, как умер Базаров- это все равно, что совершить подвиг: в момент смерти, да и ожидания смерти в нем проявились сила воли и мужество. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Он становится всем ближе перед смертью. Настроение родителей Евгения, конечно, меняется: сначала отец испугался, узнав о порезе сына, но потом им овладевает чувство страха, убедившись, что Евгений точно болен тифом, «…так и рухнул на колени перед образами». Тургенев, изображая поведение всех участников эпизода, пытается нам доказать, что человек- это такое существо, которое боится умереть и лишиться жизни в любой момент. Но в то же время противопоставляет поведение главного героя: мы понимаем, что Базаров готов к смерти, он её не боится, он принимает её как нечто неотвратное, должное, только немного сожалея «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично»

8 Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам

Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам

можешь от него заразиться. А конец жизни Базарова? Это так умело сделано… Тебя охватывает чувство жалости, внутреннего противоречия: но почему он умер, почему у Базарова ничего не получилось, ведь в сущности он положительный герой, способный на многое в жизни? Все это возможно благодаря умелому построению (композиции) эпизода.

Рассмотреть композиционные особенности эпизода, сюжет.

9 Композиция эпизода:

Композиция эпизода:

Экспозиция: привоз больного тифом, без сознания, быстрая смерть в телеге по дороге домой. Завязка: три дня Евгения не было дома, он вскрывал умершего от тифа мужика. Развитие действия: отец узнает, что Евгений порезал палец, Базарову становится плохо, кризис, непродолжительное улучшение состояния, приход врача, тиф, приезд Одинцовой Кульминация: прощальная встреча с Одинцовой, смерть Базарова Развязка: отпевание Базарова, стенание родителей.

10 Проследить логику развития авторской мысли

Проследить логику развития авторской мысли

Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его , с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и « обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя. Автор показывает как Базаров становится одиноким. Новые люди, коим является Базаров, выглядят одинокими по сравнению с основной массой огромного общества. Базаров- представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. У Базарова нет положительной программы: он только все отрицает . «А что дальше?». Это главная причина гибели Базарова в романе. Автор не смог наметить будущее. Вторая причина- внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком. У Тургенева базаров побеждает, пока он – боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.

11 Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его

Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его

эмоциональную атмосферу.

Для четкого отражения хода мыслей главного героя Тургенев использует в тексте присоединительные конструкции: «…если даже что-нибудь вроде…заражения», «ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» Использование в речи Базарова вопросно-ответной формы («Кто плачет? Мать! Бедная!) – один из способов показать ход размышлений героя о смысле жизни, смерти, человеческой судьбе. Особенно хочется отметить тургеневские метафоры, автор предпочитал незамысловатые глагольные метафоры, естественно возникающие из непосредственных наблюдений над жизнью ( « вилять хвостом не стану», «червяк полураздавленный, а ещё топорщится»). Они придают речи Базарова некую непринужденность, простоту, помогают расположить к себе героя, поверить в то, что приближения смерти он не боится, это она (смерть) его должна бояться.

12 Вывод

Вывод

Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда- сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить…Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя не единственно возможную, роковую, трагическую- базаровскую- судьбу. Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце»Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка- муж с женою- родители Базарова»

13 Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка

Анафора - расставляет акценты.Эпифора - расставляет акценты. Антитеза - противопоставление. Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп. Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор. Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения. Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа) Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп. Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной. Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.

«Анализ эпизода литературного произведения»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/analiz-epizoda-literaturnogo-proizvedenija-96593.html
cсылка на страницу

Литература

18 презентаций о литературе
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Литература > Анализ эпизода литературного произведения