Рассказы Чехова
<<  История одной постановки… «Вишневый сад» «Вишнёвый сад» (1903)  >>
Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»
Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»
«Никаких сюжетов не нужно
«Никаких сюжетов не нужно
Особенности поэтики «новой драмы»
Особенности поэтики «новой драмы»
Отличие чеховской драмы от классической драматургии
Отличие чеховской драмы от классической драматургии
История создания и постановки пьесы
История создания и постановки пьесы
Конфликт пьесы
Конфликт пьесы
Конфликт пьесы
Конфликт пьесы
Жанровое своеобразие пьесы
Жанровое своеобразие пьесы
По сей день не утихает спор о жанре пьесы "Вишневый сад"
По сей день не утихает спор о жанре пьесы "Вишневый сад"
Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»
Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»
Главный образ Центральным персонажем чеховской комедии является
Главный образ Центральным персонажем чеховской комедии является
САКУРА, вид вишни (вишня мелкопильчатая)
САКУРА, вид вишни (вишня мелкопильчатая)

Презентация на тему: «Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»». Автор: . Файл: «Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад».pptx». Размер zip-архива: 150 КБ.

Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»

содержание презентации «Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад».pptx»
СлайдТекст
1 Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»

Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»

2 «Никаких сюжетов не нужно

«Никаких сюжетов не нужно

В жизни нет сюжета, в ней всё смешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным… Нужны новые формы, новые формы…» А.П.Чехов

3 Особенности поэтики «новой драмы»

Особенности поэтики «новой драмы»

Нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение; Нет главного героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных; каждый ведёт свою партию – полифонизм; Новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья; герой показан не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия; слова героев имеют скрытый душевный подтекст; Речевая индивидуализация героев стушёвана; речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать общее настроение драмы; События в драмах даны как репетиция, идёт накопление сил, к решительным поединкам герои ещё не готовы; Пьесы состоят из 4 актов: медленное вступление, экспозиция к действию, идёт знакомство с героями; общий характер – лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев; кульминация, действие оживлённое, захватывающие события; действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.

4 Отличие чеховской драмы от классической драматургии

Отличие чеховской драмы от классической драматургии

Чеховская драма

Классическая драма

«Театр настроения»

«Театр действия»

Нет явных столкновений и противоборства сил; внимание сосредоточено на внутреннем состоянии персонажей – новый тип конфликта, своеобразие развития действия

Конфликт

Борьба характеров, столкновение героя с обстоятельствами

Синтез лирического, комического и трагического – «иллюзия потока жизни»(Л.Андреев)

Жанр

Чёткое разграничение

Нет явного деления на главных и второстепенных, героев и злодеев – «как в жизни»(А.П.Чехов); важная роль отводится внесценическим персонажам

Система образов

Деление на главных и второстепенных, положительных и отрицательных

«Случайные» реплики(тематически не связанные с высказыванием собеседника); полифоничность диалога (каждый ведёт свою партию) лирико-психологический подтекст(«подводное течение»)

Диалог

Движет действие и раскрывает характер, разговор на общую тему

Выражает внутреннее состояние персонажей, озвучивает пьесу Временной фактор( с одной стороны – собственно течение жизни, с другой – драма непонимания или комедия «утраченных иллюзий»)

Ремарка ремарка-пауза

Информационная функция Недоумение или удивление

Ключевые символы (соотношение мечты и действительности, духовного и материального) – важный способ выражения авторской позиции

Символ

Реалистическое значение

5 История создания и постановки пьесы

История создания и постановки пьесы

1901г – Чехов задумывает комедию, «где бы чёрт ходил коромыслом» 1903г – Чехов А.П. друзьям: «Вся пьеса весёлая, легкомысленная». Тема – «имение идёт с молотка». В пьесе нашли отражения многие жизненные впечатления (продажа дома в Таганроге, судьба Киселёвых, имение Линтарёвых). Станиславский: «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как вы говорите: «Позвольте, да ведь это же фарс». Нет, для простого человека это трагедия…Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь». Режиссёр утверждал свою логику движения пьесы к трагическому финалу: к уничтожению прежней жизни, к утрате дома и исчезновению сада. Режиссёрская интерпретация не во всём нравилась Чехову: «Сгубил мне пьесу Станиславский». Потеря комедийных интонаций возмущала Чехова. 17 января 1904г – премьера спектакля. Появление Чехова в антракте вызвало гром аплодисментов. Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени. Эта пьеса стала завещание читателям, театру, 20 веку.

6 Конфликт пьесы

Конфликт пьесы

«Драматически- конфликтные положения у Чехова состоят не в противопоставлении волевой направленности разных сторон, а в объективно вызванных противоречиях, перед которыми индивидуальная воля бессильна… И каждая пьеса говорит: виноваты не отдельные люди, а всё имеющееся сложение жизни в целом» Скафтымов А.П. Особая природа конфликта позволяет обнаружить в чеховских произведениях внутреннее и внешнее действие, внутренний и внешний сюжеты. Если внешний сюжет разработан достаточно традиционно, то внутренний – и главный – просвечивает сквозь фабулу, незримо присутствует в ткани пьесы, лишь иногда приближаясь к её поверхности. Такую форму выражения внутренней жизни образа пьесы В.И. Немирович-Данченко назвал «вторым планом» или «подводным течением».

7 Конфликт пьесы

Конфликт пьесы

Вывод.

Единое сюжетное движение синтезирует внешнее действие (событийный ряд) и внутреннее его проявление (эмоционально-смысловой ряд). В центре внимания Чехова – повседневное течение жизни, течение времени. Внешний сюжет пьесы – имение идёт с молотка – рифмуется с внутренним сюжетом – человек в потоке времени, « время идёт» - и обозначает важнейший философский конфликт пьесы. В своём последнем произведении Чехов размышляет о том, что делает с человеком время и в какие отношения вступает он этой неуловимой и беспощадной силой. Время, таким образом, в пьесе Чехова становится не только сюжетообразующим фактором, но и главным действующим лицом «Вишнёвого сада», создающим его глубинный философский подтекст.

8 Жанровое своеобразие пьесы

Жанровое своеобразие пьесы

«…Комедия, местами даже фарс…» «Истинно общественная комедия» – это такое драматическое произведение, в котором критически оцениваются общественные нравы, воспроизводится дух эпохи, отражаются закономерности жизни, времени. ФАРС (франц. farce, от лат. farcio — начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками). Этот площадной жанр отличался яркой сатиричностью, веселым грубоватым задором, остро выраженным социальным и бытовым началом. 1) вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14-16 вв.). Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др. 2) В театре 19-20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. «Вишнёвый сад» – лирическая комедия. Лирическое отношение Чехова к Родине, к её природе, боль за разрушение её красоты и богатств составляют как бы «подводное течение» пьесы.

9 По сей день не утихает спор о жанре пьесы "Вишневый сад"

По сей день не утихает спор о жанре пьесы "Вишневый сад"

Диапазон режиссерских интерпретаций более чем обширен: комедия, драма, лирическая комедия, трагикомедия, трагедия. Сам Антон Павлович Чехов настаивал на том, что "Вишневый сад" - это комедия. Однако первые режиссеры-постановщики Московского Художественного театра прочитали ее как трагедию. Трагическое в пьесе постоянно сбивается на фарс, тогда как сквозь комическое проступает драма. Комические мотивы в "Вишневом саде" выступают как форма осмысления странных и грустных противоречий жизни, за которой просматривается авторская попытка заглушить тревожные предчувствия, навеянные неумолимым временем. В частности, в одном из писем Чехов писал: "После лета должна быть зима, после молодости старость, за счастьем несчастье и наоборот; человек не может быть всю жизнь здоров и весел, его всегда ожидают потери, он не может уберечься от смерти, хотя бы был Александром Македонским, - и надо быть ко всему готовым и ко всему относиться как к неизбежно необходимому, как это ни грустно. Надо только по мере сил выполнить свой долг - и больше ничего". Мысли писателя абсолютно точно выражают внутренний настрой пьесы "Вишневый сад

10 Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»
11 Главный образ Центральным персонажем чеховской комедии является

Главный образ Центральным персонажем чеховской комедии является

молчаливый вишневый сад. В этом красивейшем образе слиты воедино конкретное ("И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад") и вечное ("прекрасней которого ничего нет на свете") - безвозвратная молодость, воспоминания, чистота и, наконец, восторженное счастье. Вся интрига пьесы строится вокруг образа вишневого сада. Он же объединяет и всех персонажей, у каждого из которых складываются свои духовные отношения с садом. Вишневый сад отстраненно созерцают и им же грезят. В действительности его образ носит несколько иной характер, являясь глубинной темой о соотношении прекрасного и пошлого. Иногда жизнь может предстать в грубом, беспощадном обличье торжествующего дельца Лопахина с топором или промелькнуть ранимой тенью Раневской. Но именно в утонченном великолепии вишневого сада сосредоточена вся поэтическая энергетика пьесы. Это ее главный символ, объединяющий лирическое, трагическое, комическое, ироническое, поэтическое начала. Сад философски показывает одиночество никем не любимых героев в неукротимом круговороте жизни. Их одиночество отзывается в судьбе вишневого сада, таящего в себе молчаливую иронию по отношению как к прежним, там и будущим хозяевам.

12 САКУРА, вид вишни (вишня мелкопильчатая)

САКУРА, вид вишни (вишня мелкопильчатая)

Произрастает и культивируется как декоративное растение в основном на Дальнем Востоке (дерево — символ Японии). Цветки розовые, махровые, листья весной пурпуровые, летом зеленые или оранжевые, осенью фиолетовые или коричневые. Плоды несъедобны.

«Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/anton-pavlovich-chekhov-vishnjovyj-sad-217563.html
cсылка на страницу

Рассказы Чехова

39 презентаций о рассказах Чехова
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Рассказы Чехова > Антон Павлович Чехов «Вишнёвый сад»