После бала
<<  А?т?бе облысы, Ойыл ауданы Са?а мектеп - бала ба?шасы Л. Н. Толстой "После бала"  >>
Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века
Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века
«Верней нет места для признаний…» А.С. Пушкин
«Верней нет места для признаний…» А.С. Пушкин
Говоря о бале, как о развлекательном мероприятии, можно сказать, что
Говоря о бале, как о развлекательном мероприятии, можно сказать, что
То есть бал, несмотря на свою внешнюю ритуализированность и
То есть бал, несмотря на свою внешнюю ритуализированность и
Поэтому цель моей работы – доказать, что бал является важнейшим
Поэтому цель моей работы – доказать, что бал является важнейшим
Эти проблемы рассматривалась Юрием Михайловичем Лотманом в
Эти проблемы рассматривалась Юрием Михайловичем Лотманом в
Каждом из рассматриваемых мною произведениях бал играл чуть ли не
Каждом из рассматриваемых мною произведениях бал играл чуть ли не
Значение бала и его элементов в романе «Евгений Онегин»
Значение бала и его элементов в романе «Евгений Онегин»
Эта противопоставленность двух обликов бала ("польский – другие
Эта противопоставленность двух обликов бала ("польский – другие
торой бальный танец – вальс – Пушкин назвал "однообразный и безумный"
торой бальный танец – вальс – Пушкин назвал "однообразный и безумный"
Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию
Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию
Котильон – вид кадрили, один из заключающих бал танцев – танцевался на
Котильон – вид кадрили, один из заключающих бал танцев – танцевался на
Бал и маскарад в поэме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
Бал и маскарад в поэме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
пьесе "Маскарад" бал служит контекстным антонимом маскараду
пьесе "Маскарад" бал служит контекстным антонимом маскараду
Маскарад – знак необычной естественности, откровенности, обнаружения
Маскарад – знак необычной естественности, откровенности, обнаружения
Значение первого бала Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
Значение первого бала Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
романе "Война и мир" описание бала в основном служит для
романе "Война и мир" описание бала в основном служит для
Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая
Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая
Детально рассмотрев все три произведения, я натолкнулась на такие
Детально рассмотрев все три произведения, я натолкнулась на такие
Сравнив темы бала у разных писателей, я могу сказать, что в описании
Сравнив темы бала у разных писателей, я могу сказать, что в описании
Сейчас балы заменены вечеринками, дискотеками; традиции танца,
Сейчас балы заменены вечеринками, дискотеками; традиции танца,

Презентация: «Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века». Автор: Ольга. Файл: «Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века.ppt». Размер zip-архива: 1267 КБ.

Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века

содержание презентации «Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века.ppt»
СлайдТекст
1 Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века

Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века

2 «Верней нет места для признаний…» А.С. Пушкин

«Верней нет места для признаний…» А.С. Пушкин

Я выбрала тему бала как ключевого мотива в русской литературе, потому что считаю, что бал был важнейшим структурным элементом дворянского быта XIX века и, будучи отраженным в произведениях литературы этой эпохи, играл большую роль в развитии сюжета. Рассматривать значение бальных сцен я буду на примерах из романа "Евгений Онегин", "Война и мир" и пьесе "Маскарад"

3 Говоря о бале, как о развлекательном мероприятии, можно сказать, что

Говоря о бале, как о развлекательном мероприятии, можно сказать, что

он настолько прочно вошел в быт дворянского общества, что уже не мог не отразиться в произведениях писателей ярчайшим способом. Зачастую, на паркете бальной залы происходили важнейшие события в жизни героев. Я считаю сцены бала, его описание, едва ли не основополагающим действием в литературных произведениях. С помощью бала легче всего ввести нового персонажа, обозначить новый поворот в действии, и подчеркнуть важность происходящих во время бала событий. Наблюдая за поведением героев на балу, можно легко отметить основные черты характера, их отношение к развлечениям, окружающим их людям; рассматривая цели с которыми тот или иной герой явился на бал, можно также определить личностные особенности героя.

4 То есть бал, несмотря на свою внешнюю ритуализированность и

То есть бал, несмотря на свою внешнюю ритуализированность и

искусственность человеческих отношений, играет разоблачительную роль, в первую очередь для читателя. Это является главной и важнейшей отличительной чертой бала как сюжетного элемента.

Некоторые являются на бал для того, чтобы свести знакомство с нужными людьми, некоторые просто для того, чтобы пообщаться, а для других бал тяжелая обязанность, их присутствие стало традицией, третьи приходят на бал для того чтобы продемонстрировать новые наряды, и т.д. Эти нюансы сразу ненавязчиво указывают на то, какой на самом деле человек, что он собою представляет.

5 Поэтому цель моей работы – доказать, что бал является важнейшим

Поэтому цель моей работы – доказать, что бал является важнейшим

сюжетным элементом, реализирующий авторский замысел. Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Познакомиться с критической литературой, посвященной данной проблеме. 2. Выявить роль бала в произведениях русской литературы XIX века. 3. Сравнить мотивы бала у разных писателей, определить своеобразие каждого, их место и роль в произведении.

6 Эти проблемы рассматривалась Юрием Михайловичем Лотманом в

Эти проблемы рассматривалась Юрием Михайловичем Лотманом в

книге-комментарии к роману "Евгений Онегин". Он считает, что бал, танцы играют большую сюжетную роль в произведениях русской литературы, им посвящены авторские отступления. Также этот вопрос раскрыт в книге Юрия Манна "Динамика русского романтизма". Автор книги рассуждает о значении маскарада в пьесе М.Ю. Лермонтова "Маскарад". По его мнению сюжет пьесы выстроен на характерных деталях быта дворянства и именно маскарад, бал, являются опорными образами драмы, в чем я совершенно с ним согласна.

7 Каждом из рассматриваемых мною произведениях бал играл чуть ли не

Каждом из рассматриваемых мною произведениях бал играл чуть ли не

главную роль в развитии сюжета.

романе «Евгений Онегин», например присутствуют описания двух балов: на именинах у Татьяны и столичный. Сравнивая их, можно отметить, что главные герои как бы меняются местами, положениями и ощущениями.

Сначала Татьяна чувствует смущение, мучается, удивляется поведению Онегина, а через несколько лет происходит рокировка: уже Онегин смущен, потерян и удивлен. Мне даже кажется, что в такой "перемене мест слагаемых" есть некая ирония, ведь результат остался прежним: они не вместе. Вот так, А.С. Пушкин с помощью противопоставления двух балов сумел зеркально отобразить судьбы героев и "указать" Онегину на ошибку молодости.

8 Значение бала и его элементов в романе «Евгений Онегин»

Значение бала и его элементов в романе «Евгений Онегин»

эпоху Евгения Онегина бал начинался польским (полонезом), который в торжественной функции первого танца сменил менуэт. Показательно, что в "Евгении Онегине" полонез не упоминается ни разу. В Петербурге, поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда "толпа мазуркой занята", т.е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина.

Но и на балу у Лариных полонез опущен, и описание праздника начинается со второго танца – вальса. С полонезом можно связать, вероятно, лишь не включенную в окончательный текст, строфу, вводящую в сцену петербургского бала в восьмой главе великую княгиню Александру Федоровну.

9 Эта противопоставленность двух обликов бала ("польский – другие

Эта противопоставленность двух обликов бала ("польский – другие

танцы") определила и то, что в «Евгении Онегине» балы начинаются "не с начала", и то, что из текста исключено упоминание полонеза.

Бал не фигурирует в "Евгении Онегине" как официально-парадное торжество, и поэтому полонез не упомянут. Показательно, что в "Войне и мире" Толстой, описывая первый бал Наташи, противопоставит, полонез, который открывает "государь, улыбаясь, и не в такт, ведя за руку хозяйку дома», второму танцу – вальсу, который становится моментом торжества Наташи. Государь же из мира повествования в этот момент исчезает.

10 торой бальный танец – вальс – Пушкин назвал "однообразный и безумный"

торой бальный танец – вальс – Пушкин назвал "однообразный и безумный"

Эпитеты эти имеют не только эмоциональный смысл. "Однообразный"- поскольку вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений.

Пределение вальса как "безумного" имеет другой смысл: вальс, несмотря на всеобщее распространение, пользовался в 1820-е гг. Репутацией непристойного или слишком вольного танца.

11 Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию

Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию

Старая "французская" манера исполнения мазурки требовала от кавалера легкости прыжков. Но новомодный дендизм требовал от кавалера томных, ленивых движений, подчеркивающих, что ему скучно танцевать, и он делает это против воли. Кавалер отказывался от мазурочной болтовни и во время танца угрюмо молчал.

То, что Онегин "Легко мазурку танцевал«, показывает, что его дендизм и модное разочарование были в первой главе наполовину поддельными. Ради них он не мог отказаться от удовольствия попрыгать в мазурке.

12 Котильон – вид кадрили, один из заключающих бал танцев – танцевался на

Котильон – вид кадрили, один из заключающих бал танцев – танцевался на

мотив вальса и представлял собой танец-игру, самый непринужденный и шаловливый танец.

В этом романе котильон имеет особое место и особое значение. На балу на дне рождения Татьяны, Евгений Онегин решает отомстить, разозлить Ленского и приглашает Ольгу именно на котильон. Разве может смеющаяся Ольга представить себе, что вот сейчас, принимая приглашение Онегина на последний танец – котильон, она приближает трагическую развязку, что, может, из-за этого котильона Ленский через день будет убит?

13 Бал и маскарад в поэме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

Бал и маскарад в поэме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

К началу работы над "Маскарадом" Лермонтов уже достаточно изучил петербургский "свет". Карточная игра и костюмированные балы – наиболее распространенные увлечения современной Лермонтову дворянской молодежи – стали основными мотивами пьесы. На этих характерных деталях быта выстроен сюжет драмы; не менее важным вместе с тем оказалось и их символическое значение. Опорные образы лермонтовской драмы – "игра", "бал" и "маскарад"- имеют не один, а два смысловых слоя. Один слой увидеть легко, он лежит на поверхности: жизнь как бал, жизнь как маскарад. Под первичным смысловым слоем скрывается другой, более важный. Маскарад – образ не просто жизненной борьбы, но борьбы под чужой личиной, образ скрытого соперничества.

14 пьесе "Маскарад" бал служит контекстным антонимом маскараду

пьесе "Маскарад" бал служит контекстным антонимом маскараду

Бал предполагал композицию и строгую внутреннюю организацию. Это вызывало необходимость еще одного элемента, который сыграл бы в этой системе роль "организованной дезорганизации", запланированного и предусмотренного хаоса.

акую роль взял на себя маскарад. Символы и метафоры в драме "Маскарад" отражают основные конфликты эпохи. Мир – это маскарад. Мир – это карточная игра. Мир – это дуэль, поединок. Мир – это конфликт бала и маскарада, то есть случайности и закономерности.

15 Маскарад – знак необычной естественности, откровенности, обнаружения

Маскарад – знак необычной естественности, откровенности, обнаружения

того, что в повседневной жизни сдавлено приличием и этикетом. Маскарад – это прежде всего мир хаоса. Он противопоставлен еще одному знаку светской жизни – балу. Бал насквозь ритуализирован, он подчиняется твердым законам. Поэтому по отношению к маскараду бал – упорядоченное развлечение для светских людей. Символы и метафоры в драме "Маскарад" отражают основные конфликты эпохи. Мир – это маскарад. Мир – это карточная игра. Мир – это дуэль, поединок. Мир – это конфликт бала и маскарада, то есть случайности и закономерности.

16 Значение первого бала Наташи Ростовой в романе «Война и мир»

Значение первого бала Наташи Ростовой в романе «Война и мир»

…это был не просто обыкновенный петербургский бал — это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся.

17 романе "Война и мир" описание бала в основном служит для

романе "Война и мир" описание бала в основном служит для

характеристики главных героев. Особенно ярко автору удалось отразить внутренний мир Наташи, позволяя нам проследить за всеми ее душевными переживаниями.

18 Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая

Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая

взгляды светского общества, и Наташа, через которую в данном случае Толстой выразил свое отношение к этим персонажам. Пьер для высшего света — "шут гороховый", а князь Андрей — грубиян, который "с дамами обращаться не умеет". В то же время Наташа с радостью смотрит на знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об "очень хорошем". А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который "с Сперанским какие-то проекты пишет", но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в "трепещущей" Наташе огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу.

19 Детально рассмотрев все три произведения, я натолкнулась на такие

Детально рассмотрев все три произведения, я натолкнулась на такие

функциональные особенности бала в художественных произведениях:

1. С помощью бала можно наиболее эффективно и понятно описать главных героев, дать им дополнительную характеристику, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельным выводам. 2. В сценах описания бала легче всего выразить авторскую позицию, личное мнение автора о той или иной ситуации. 3. Именно на балу можно плавно наметить новый поворот в сюжете, изменить замысел, включить решающие сцены и события. 4. Ключевым событиям, происходящим на балу, можно задать любую эмоциональную окраску, накалить атмосферу, обозначить кульминацию. 5. Бал в XIX веке был неотъемлемым светским развлечением дворян и исключить его из сюжета означало обесцветить его, лишить "скелет" произведения важных позвонков.

20 Сравнив темы бала у разных писателей, я могу сказать, что в описании

Сравнив темы бала у разных писателей, я могу сказать, что в описании

балов (маскарадов) у всех писателей так или иначе проскальзывает одна общая черта в личном отношении к этому развлечению. Таинственность и романтичность преследующая нас в описании всех бальных сцен твердит о сути бала, не изменившейся с древних времен.

21 Сейчас балы заменены вечеринками, дискотеками; традиции танца,

Сейчас балы заменены вечеринками, дискотеками; традиции танца,

проведения этого мероприятия утратились бесследно, но изменились ли люди? Танец остался танцем, любовь осталась любовью, общение – общением. Эти три главных компонента бала претерпели изменения, но вместе с тем не утратили своих главных качеств. Это сложно понять, ведь для нас - людей XXI века, представление о бале заключается лишь во внешних признаках бала: красивой музыке, пышных и богатых нарядах, дворцовых залах и в иных явлениях очаровательной старины. Но мало кто задумывается, изменились ли мысли и ощущения людей. То же чувствует современная девушка на первом к примеру торжественном приеме, что чувствовала Наташа Ростова на своем первом балу? Влияет ли время, эпоха на души людей? Это та проблема, на которую я вышла, выполнив эту работу.

«Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/bal-kak-kljuchevoj-motiv-v-russkoj-literature-xix-veka-61230.html
cсылка на страницу

После бала

10 презентаций о После бала
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > После бала > Бал как ключевой мотив в русской литературе XIX века