После бала
<<  Выпускные балы Осенний бал  >>
Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова
Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова
В развитии сюжета эпизод бала является кульминацией: это перелом в
В развитии сюжета эпизод бала является кульминацией: это перелом в
Бал у сатаны” — это переплетение, синтез реального и
Бал у сатаны” — это переплетение, синтез реального и
Где происходит великий бал
Где происходит великий бал
Почему именно Маргарита должна стать хозяйкой бала
Почему именно Маргарита должна стать хозяйкой бала
Во-первых, сатане необходима земная хозяйка с живой душой
Во-первых, сатане необходима земная хозяйка с живой душой
Маргарита у Булгакова, напротив, добровольно соглашается отдать свою
Маргарита у Булгакова, напротив, добровольно соглашается отдать свою
Чувство вины
Чувство вины
С самого начала Маргариту окатили "горячей, густой и красной” кровью
С самого начала Маргариту окатили "горячей, густой и красной” кровью
Как выглядит Маргарита на балу у сатаны
Как выглядит Маргарита на балу у сатаны
В булгаковской энциклопедии говорится, что в культурной традиции
В булгаковской энциклопедии говорится, что в культурной традиции
Символично и упоминание розового масла: эта деталь соотносит сцену
Символично и упоминание розового масла: эта деталь соотносит сцену
Маргарита пришла на бал со своей живой душой (вспомним имя), чтобы,
Маргарита пришла на бал со своей живой душой (вспомним имя), чтобы,
Гости на балу
Гости на балу
Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова
Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова
Господин Жак с супругой
Господин Жак с супругой
Следующий мнимый отравитель и алхимик – граф Роберт Дэдли Лейчестер, о
Следующий мнимый отравитель и алхимик – граф Роберт Дэдли Лейчестер, о
Да это кто-то новенький…» до слов: «А вот этот самый исполнительный
Да это кто-то новенький…» до слов: «А вот этот самый исполнительный
Фрида
Фрида
Как украшены бальные залы
Как украшены бальные залы
Сравните состояние героини до начала бала и после приема гостей
Сравните состояние героини до начала бала и после приема гостей
Когда лестница с потоком гостей опустела, всё изменилось в самой
Когда лестница с потоком гостей опустела, всё изменилось в самой
Грешники преобразились в обезьян, а не в ангелов с чистыми душами —
Грешники преобразились в обезьян, а не в ангелов с чистыми душами —
Что меняется в бальных залах с появлением Воланда
Что меняется в бальных залах с появлением Воланда
Что меняется в облике Воланда после причащения кровью барона Майгеля
Что меняется в облике Воланда после причащения кровью барона Майгеля
Что преобразило Воланда
Что преобразило Воланда
Воланд приходит, принося с собой не только смерть и кровь, но —
Воланд приходит, принося с собой не только смерть и кровь, но —
Примерно на пятнадцати страницах Булгаков разворачивает целую
Примерно на пятнадцати страницах Булгаков разворачивает целую

Презентация: «Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова». Автор: Comp. Файл: «Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова.pptx». Размер zip-архива: 1777 КБ.

Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова

содержание презентации «Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова.pptx»
СлайдТекст
1 Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова

Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова

Составитель - Дмитриева М.В.

2 В развитии сюжета эпизод бала является кульминацией: это перелом в

В развитии сюжета эпизод бала является кульминацией: это перелом в

судьбе мастера и Маргариты (роман о любви), это и апофеоз могущества Воланда (“жестокий” роман). Сцена бала у сатаны как бы стягивает воедино все романные узлы “московского романа”.

3 Бал у сатаны” — это переплетение, синтез реального и

Бал у сатаны” — это переплетение, синтез реального и

сверхъестественного, это граница двух миров, где всё "наоборот”

4 Где происходит великий бал

Где происходит великий бал

Когда начинается действие в 23-ей главе?

5 Почему именно Маргарита должна стать хозяйкой бала

Почему именно Маргарита должна стать хозяйкой бала

6 Во-первых, сатане необходима земная хозяйка с живой душой

Во-первых, сатане необходима земная хозяйка с живой душой

Не случайно и имя Маргарита, которое означает "жемчужина”. В гностической литературе так называлась драгоценная человеческая душа, или Душа Мира — София, которую приходил освободить из плена сатанинского дракона и возвратить в область божественного света гностический Спаситель.

7 Маргарита у Булгакова, напротив, добровольно соглашается отдать свою

Маргарита у Булгакова, напротив, добровольно соглашается отдать свою

душу дьяволу. Это сразу наводит на мысль о "перевёрнутости”, амбивалентности смыслов в эпизоде: Маргарита играет не ту роль, которую обусловливает имя. Поддерживает эту мысль и символ луны ("бал полнолуния”), ведь у Булгакова образ луны — повторяющийся мотив искажённого света.

8 Чувство вины

Чувство вины

Измену

Расплата

Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит она Мастера. Какое чувство она испытывает перед Мастером? Что она совершает в нравственном смысле? - Это преступление, за которое неизбежно что?

9 С самого начала Маргариту окатили "горячей, густой и красной” кровью

С самого начала Маргариту окатили "горячей, густой и красной” кровью

Эта деталь ассоциативно связана с мотивом крещения, только у Булгакова вместо святой воды — кровь.

10 Как выглядит Маргарита на балу у сатаны

Как выглядит Маргарита на балу у сатаны

Розовая мантия, розовые туфли с золотыми пряжками, на голове королевский алмазный венец, на груди – «в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи».

11 В булгаковской энциклопедии говорится, что в культурной традиции

В булгаковской энциклопедии говорится, что в культурной традиции

западноевропейских народов древности и средневековья розы выступали олицетворением как траура, так и любви и чистоты. Розы были издавна включены в символику католической церкви. Еще у видного богослова Амвросия Миланского роза напоминала о крови Христа.

12 Символично и упоминание розового масла: эта деталь соотносит сцену

Символично и упоминание розового масла: эта деталь соотносит сцену

бала с романом мастера о Понтии Пилате. Подчёркнута Булгаковым и страдальческая, мученическая роль Маргариты: "Наихудшие страдания ей причиняло правое колено, которое целовали. Оно распухло, кожа на нём посинела, несмотря на то, что несколько раз рука Наташи появлялась возле этого колена с губкой”. Губка — ещё одна деталь, связывающая Маргариту с Христом на ассоциативном уровне.

13 Маргарита пришла на бал со своей живой душой (вспомним имя), чтобы,

Маргарита пришла на бал со своей живой душой (вспомним имя), чтобы,

отдав её грешникам, "даровать” им новую жизнь. С этой же миссией пришёл на землю Христос. Не случайно дирижёр оркестра кричит вслед Маргарите: "Аллилуйя!”, что означает "хвала Богу”.

14 Гости на балу

Гости на балу

Гости на балу появляются из необъятного камина, напоминающего "холодную пасть”. Возникает ассоциация с пеплом, тлением, потухшим огнём жизни.

15 Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова
16 Господин Жак с супругой

Господин Жак с супругой

». Речь здесь идет об известном французском деятеле XV века Жаке ла Кере. Он заведовал финансами и, разбогатев, стал кредитором влиятельнейших людей королевства, причем «должники постарались избавиться от него при малейшей возможности. Жак ла Кер был обвинен в изготовлении фальшивой монеты, в отравлении Агнессы Сорель (королевской любовницы), в государственной измене; его арестовали, заключили под стражу, лишили 20-миллионного состояния и изгнали из Франции». Вместе с тем в статье «Алхимия» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона подчеркивалось, что Кер был действительно хорошим финансистом и что после изгнания папа Калист III вверил ему командование над частью флота в войне против турок. Дети Кера, по предсмертной просьбе отца, получили от Карла VII назад части конфискованного имущества.

17 Следующий мнимый отравитель и алхимик – граф Роберт Дэдли Лейчестер, о

Следующий мнимый отравитель и алхимик – граф Роберт Дэдли Лейчестер, о

котором также сохранилась булгаковская выписка из словаря Брокгауза и Эфрона. Лейчестер был фаворитом английской королевы Елизаветы, мечтал о браке с ней и потому «интриговал против брачных предложений, исходивших от австрийского и французского дворов; его подозревали даже в отравлении жены Ами Робсарт, но подозрение это не может считаться доказанным». Официальных обвинений в отравлении жены против Лейчестера никогда не выдвигалось, и этот человек, игравший одну из первых ролей в английской политике времен Елизаветы, умер своей смертью, хотя и подвергался неоднократно за злоупотребления опале.

Булгаков казнит графа, следуя принципу: если преступление в романе - действительное, то за него следует справедливое воздаяние. Характерно, что на балу Лейчестер появляется в одиночестве, поскольку его любовница королева к преступлению не причастна.

18 Да это кто-то новенький…» до слов: «А вот этот самый исполнительный

Да это кто-то новенький…» до слов: «А вот этот самый исполнительный

его подчиненный»

В основу этого эпизода, вне всякого сомнения, легли материалы состоявшегося в марте 1938 г. процесса над так называемым правотроцкистским блоком, в ходе которого были осуждены Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, Н.Н.Крестинский, Г.Г.Ягода и др. Согласно показаниям бывшего личного секретаря Ягоды и секретаря наркомата внутренних дел П.П.Буланова, после назначения Н.И.Ежова в сентябре 1936 г. на пост наркома внутренних дел Ягода будто бы опасался, что тот сможет выявить его роль в организации убийства С.М.Кирова в декабре 1934 г. декабре, и потому решил устроить покушение на Ежова. Вот что в связи с этим утверждал Буланов на суде: «Когда он (Г.Г.Ягода) был снят с должности наркома внутренних дел, он предпринял уже прямое отравление кабинета и той части комнат, которые примыкают к кабинету, здания НКВД, там, где должен был работать Николай Иванович Ежов. Он дал мне лично прямое распоряжение подготовить яд, а именно взять ртуть и растворить ее кислотой. Это было 28 сентября 1936 г. Это поручение Ягоды я выполнил, раствор сделал. Опрыскивание кабинета, в котором должен был сидеть Ежов, и прилегающих к нему комнат, дорожек и ковров было произведено Саволайненом (сотрудник НКВД) в присутствии меня и Ягоды». Буланов и Ягода, как и почти все другие обвиняемые, были приговорены к расстрелу.

19 Фрида

Фрида

Слово «Фрида» близко и к английскому, означающему «свобода», и к немецкому, которое переводится как «мир», «покой». Она и при жизни испытывала муки совести.

20 Как украшены бальные залы

Как украшены бальные залы

«В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой – стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый – прозрачно-фиолетовый, второй – рубиновый, третий – хрустальный».

21 Сравните состояние героини до начала бала и после приема гостей

Сравните состояние героини до начала бала и после приема гостей

В чем разница?

Почему на балу перед ней проходит так много отравителей и отравительниц?

героиня мучается из-за своей измены мужу и, пусть подсознательно, этот свой поступок ставит в один ряд с величайшими преступлениями прошлого и настоящего. С одной стороны, обилие отравителей и отравительниц – это отражение в мозгу героини мысли о возможном самоубийстве вместе с возлюбленным с помощью яда. С другой стороны, тот факт, что в дальнейшем Мастер и Маргарита будут отравлены мужчиной – Азазелло, оставляет возможность рассматривать их отравление (или самоубийство) в качестве мнимого, поскольку все отравители – мужчины на балу – на самом деле отравители мнимые. Воланд, знакомя Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести.

22 Когда лестница с потоком гостей опустела, всё изменилось в самой

Когда лестница с потоком гостей опустела, всё изменилось в самой

атмосфере бала: "...на эстраде, где играл оркестр короля вальсов, теперь бесновался обезьяний джаз. Громадная, в лохматых бакенбардах горилла с трубой в руке, тяжело приплясывая, дирижировала

23 Грешники преобразились в обезьян, а не в ангелов с чистыми душами —

Грешники преобразились в обезьян, а не в ангелов с чистыми душами —

вот итог дьявольского варианта воскрешения.

24 Что меняется в бальных залах с появлением Воланда

Что меняется в бальных залах с появлением Воланда

Наступает тишина: «С последним ударом неизвестно откуда слышавшихся часов молчание упало на толпы зрителей. Тогда Маргарита опять увидела Воланда

25 Что меняется в облике Воланда после причащения кровью барона Майгеля

Что меняется в облике Воланда после причащения кровью барона Майгеля

26 Что преобразило Воланда

Что преобразило Воланда

не живая душа Маргариты, а кровь убитого Майгеля, испитая из чаши — черепа Берлиоза. Это символически представляет идею Воланда: "Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие”. Таким образом дьявол провозглашает бесконечность и силу бытия как такового, наказывая небытием тех, кто не верит в жизнь вечную: "Каждому будет дано по вере его”.

Дьявол цитирует Иисуса… Это уже говорит о том, что в романе Булгакова они не антагонисты, они составляют ту гармонию мироздания, в которой есть место тьме и свету.

27 Воланд приходит, принося с собой не только смерть и кровь, но —

Воланд приходит, принося с собой не только смерть и кровь, но —

торжество возмездия. Он даёт последний, завершающий аккорд балу, провозглашая смерть залогом будущей жизни. Зло, по Воланду, — неотъемлемая часть мироздания вообще.

28 Примерно на пятнадцати страницах Булгаков разворачивает целую

Примерно на пятнадцати страницах Булгаков разворачивает целую

мифологическую картину мира. Заранее обозначены два полюса: Маргарита (душа), ассоциирующаяся с христианским мученичеством, и Воланд (кровь), напоминающий о языческом мировосприятии; и логика развития событий чётко обозначена движением от праха (небытия) к воскрешению (мнимому), а затем к смерти и тлению, обещающему жизнь вечную. Получается композиционный, замкнутый круг.

«Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/bal-satany-v-romane-m.-a.-bulgakova-231739.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > После бала > Бал Сатаны в романе М. А. Булгакова