Блок
<<  Александр Александрович Блок Александр Александрович Блок  >>
Блок Александр Александрович
Блок Александр Александрович
БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7
БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7
Семья, детство и образование
Семья, детство и образование
Творческий дебют
Творческий дебют
В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме»
В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме»
Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события
Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события
Кризис символизма
Кризис символизма
В 1910 Блок начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие»
В 1910 Блок начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие»
Тема России в творчестве Александра Блока
Тема России в творчестве Александра Блока
В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина»
В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина»
В цикле «На поле Куликовом» поэт видит весь исторический путь страны -
В цикле «На поле Куликовом» поэт видит весь исторический путь страны -
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь

Презентация: «Блок Александр Александрович». Автор: www.PHILka.RU. Файл: «Блок Александр Александрович.pptx». Размер zip-архива: 112 КБ.

Блок Александр Александрович

содержание презентации «Блок Александр Александрович.pptx»
СлайдТекст
1 Блок Александр Александрович

Блок Александр Александрович

2 БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7

БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7

августа 1921, Петроград], русский поэт. Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме»), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик». Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций, осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека, пришел к идее неизбежности «возмездия». Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина». Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать». Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.

3 Семья, детство и образование

Семья, детство и образование

Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений — ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл Ante Lucem. После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1901 на историко-филологический факультет. Среди профессоров, у которых учился Блок, — Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт, Б. В. Варнеке. В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне.

4 Творческий дебют

Творческий дебют

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме» .

5 В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме»

В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме»

Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.). Стихи о Прекрасной Даме» выявили трагическую неосуществимость «соловьевской» жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений в собственной «призванности» и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных взаимоотношений с миром.

6 Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события

революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. После неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема «народа и интеллигенции», ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом», соединяют образы родины и любимой.

7 Кризис символизма

Кризис символизма

Периодом «переоценки ценностей» становится для Блока путешествие в Италию весной и летом 1909. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство, которое, как он вспоминал впоследствии, «обожгло» его в итальянской поездке. Этот комплекс настроений находит свое отражение не только в цикле «Итальянские стихи» и неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства», но и в докладе «О современном состоянии русского символизма». Подводя черту под историей развития символизма как строго очерченной школы, Блок констатировал окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути и необходимость «духовной диеты», «мужественного ученичества» и «самоуглубления».

8 В 1910 Блок начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие»

В 1910 Блок начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие»

(не была завершена). В 1912-13 пишет пьесу «Роза и Крест». После выхода в 1911 сборника «Ночные часы» Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений. С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-21. В 1921 Блок начал подготовку новой редакции, однако успел закончить только 1-й том.

9 Тема России в творчестве Александра Блока

Тема России в творчестве Александра Блока

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А.Блок

«Русь» - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году и вошло во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я под­хожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...»,- писал поэт. Русь пред­ставлялась для него, как нечто священное, святое. Именно Русь, а не Россия - древняя, дикая, языческая, заколдованная.

10 В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина»

В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина»

Блок признается России в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви!

11 В цикле «На поле Куликовом» поэт видит весь исторический путь страны -

В цикле «На поле Куликовом» поэт видит весь исторический путь страны -

от "поля Ку­ликова" до современных ему событий. Лирический герой - и древний русич-воин, и современник поэта. Здесь Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избранности (продолжая традиции Тютчева). В этом цикле образ Вечной Женственности трансформирован в образ Родины, и теперь Блок признается в любви к ней как к жене. Блок создал неповторимый лирический образ России-жены. Родина для него - надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы родины и народа.

12 Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь

.. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель. Блок в 1908 год

«Блок Александр Александрович»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/blok-aleksandr-aleksandrovich-124772.html
cсылка на страницу

Блок

34 презентации о Блоке
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Блок > Блок Александр Александрович