Пастернак
<<  Борис Леонидович Пастернак Борис Леонидович Пастернак  >>
Борис Леонидович Пастернак
Борис Леонидович Пастернак
Родился в январе 1890 года в Москве в семье одного из первых русских
Родился в январе 1890 года в Москве в семье одного из первых русских
В доме часто собирались музыканты, художники, писатели; среди гостей
В доме часто собирались музыканты, художники, писатели; среди гостей
Унаследовав от отца и матери их таланты, он мог стать профессиональным
Унаследовав от отца и матери их таланты, он мог стать профессиональным
Окончив гимназию с золотой медалью в 1908 году, Пастернак поступил на
Окончив гимназию с золотой медалью в 1908 году, Пастернак поступил на
С целью совершенствования в науке в 1912 году в течение семестра
С целью совершенствования в науке в 1912 году в течение семестра
По всему строю своей личности Б. Пастернак принадлежал к искусству
По всему строю своей личности Б. Пастернак принадлежал к искусству
В 1914 году вышла первая книга стихов – “Близнец в тучах”
В 1914 году вышла первая книга стихов – “Близнец в тучах”
Выразительность стихотворения достигается сочетанием зрительных и
Выразительность стихотворения достигается сочетанием зрительных и
В 1914 году поэт входит в футуристическую группу “Центрифуга”
В 1914 году поэт входит в футуристическую группу “Центрифуга”
“Поверх барьеров” – так поэт назвал свою новую поэтическую манеру
“Поверх барьеров” – так поэт назвал свою новую поэтическую манеру
Книга “Сестра моя – жизнь” (1922) совмещает в себе поэтику футуризма с
Книга “Сестра моя – жизнь” (1922) совмещает в себе поэтику футуризма с
“Сестра моя – жизнь” – своеобразный любовный роман поэта с жизнью,
“Сестра моя – жизнь” – своеобразный любовный роман поэта с жизнью,
1920-е годы для самого Пастернака были отмечены стремлением к
1920-е годы для самого Пастернака были отмечены стремлением к
Своеобразным творческим отчётом за два десятилетия является повесть
Своеобразным творческим отчётом за два десятилетия является повесть
Выход новой книги лирики Пастернака “Второе рождение” (1932),
Выход новой книги лирики Пастернака “Второе рождение” (1932),
С середины 30-х годов и до конца жизни одним из главных литературных
С середины 30-х годов и до конца жизни одним из главных литературных
В 1940 – 1941 гг
В 1940 – 1941 гг
Последний поэтический сборник Пастернака “Когда разгуляется” (1956 –
Последний поэтический сборник Пастернака “Когда разгуляется” (1956 –
Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман “Доктор Живаго”,
Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман “Доктор Живаго”,
Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с эпохой, в
Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с эпохой, в
В 1958 году “за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и
В 1958 году “за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и
“… если сравнить Пастернака со свиньёй, то свинья не делает того, что
“… если сравнить Пастернака со свиньёй, то свинья не делает того, что
То, что присуждённая награда была обращена в позор и с бесчестье,
То, что присуждённая награда была обращена в позор и с бесчестье,
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Я пропал, как зверь в загоне
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Я пропал, как зверь в загоне
Язык
Язык
Природа в лирике Пастернака
Природа в лирике Пастернака
Философская насыщенность поэзии Пастернака
Философская насыщенность поэзии Пастернака
Поэзия – часть иной жизни, чьей влагой питается душа, способ выйти за
Поэзия – часть иной жизни, чьей влагой питается душа, способ выйти за
Пастернак о любви
Пастернак о любви
Традиции Пастернака в современной русской культуре
Традиции Пастернака в современной русской культуре

Презентация: «Борис Леонидович Пастернак». Автор: ermak. Файл: «Борис Леонидович Пастернак.ppt». Размер zip-архива: 2327 КБ.

Борис Леонидович Пастернак

содержание презентации «Борис Леонидович Пастернак.ppt»
СлайдТекст
1 Борис Леонидович Пастернак

Борис Леонидович Пастернак

2 Родился в январе 1890 года в Москве в семье одного из первых русских

Родился в январе 1890 года в Москве в семье одного из первых русских

художников-импрессионистов, академика, профессора Училища живописи Леонида Пастернака и выдающейся пианистки Р. Кауфман

Слева направо на этой фотографии изображены: в верхнем ряду – А. О. Фрейденберг, Р. И. Пастернак (Кауфман), Борис Пастернак и Ольга Фрейденберг; в нижнем ряду – П. Д. Эттингер и Л. О. Пастернак с детьми Жозефиной и Александром.

3 В доме часто собирались музыканты, художники, писатели; среди гостей

В доме часто собирались музыканты, художники, писатели; среди гостей

бывали Л. Н.Толстой, Н. Ге, А.Н.Скрябин, В. А.Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую связь будущего поэта с русской культурной традицией и приучила относиться к искусству как кропотливому повседневному труду.

4 Унаследовав от отца и матери их таланты, он мог стать профессиональным

Унаследовав от отца и матери их таланты, он мог стать профессиональным

живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки. Будучи гимназистом, Пастернак брал уроки музыки у профессора консерватории и за 6 лет занятий достиг столь многого, что близкие были убеждены: он станет композитором.

Здание гимназии, в которой учился Б. Пастернак. Перекрёсток Поварской и Большой Молчановки

5 Окончив гимназию с золотой медалью в 1908 году, Пастернак поступил на

Окончив гимназию с золотой медалью в 1908 году, Пастернак поступил на

юридический факультет Московского университета, через год перешёл на философское отделение историко-филологического факультета, которое закончил в 1913 году.

6 С целью совершенствования в науке в 1912 году в течение семестра

С целью совершенствования в науке в 1912 году в течение семестра

будущий поэт занимался в Марбургском университете. Но сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которое и стало делом всей его жизни.

Современный вид Марбургского университета, в котором учились два русских гения – Б. Пастернак и М. Ломоносов

7 По всему строю своей личности Б. Пастернак принадлежал к искусству

По всему строю своей личности Б. Пастернак принадлежал к искусству

авангарда. Вместе с Асеевым и ещё несколькими поэтами он создал футуристическую группу “Лирика”; просуществовала она недолго, но именно в ней сделал поэт свои первые шаги в литературе.

Николай Асеев

8 В 1914 году вышла первая книга стихов – “Близнец в тучах”

В 1914 году вышла первая книга стихов – “Близнец в тучах”

Позднее поэт “часто жалел” о выпуске “этой незрелой” книжки. Однако стихотворением “Февраль. Достать чернил и плакать…” Пастернак часто открывал в дальнейшем поэтические сборники.

9 Выразительность стихотворения достигается сочетанием зрительных и

Выразительность стихотворения достигается сочетанием зрительных и

слуховых образов (“грохочущая слякоть”), с помощью глаголов в инфинитиве передаётся щемящее ожидание весны. Изломанный синтаксис, надрывная интонация служат авторской задаче – поведать о связи жизни и искусства.

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. 1912

10 В 1914 году поэт входит в футуристическую группу “Центрифуга”

В 1914 году поэт входит в футуристическую группу “Центрифуга”

Влияние русского модернизма (символистов – на уровне поэтических образов; футуристов – в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчётливо проступает и во втором сборнике “Поверх барьеров” (1917).

Серuей Павлович Бобров – руководитель группы “Центрифуга”

11 “Поверх барьеров” – так поэт назвал свою новую поэтическую манеру

“Поверх барьеров” – так поэт назвал свою новую поэтическую манеру

Каждое стихотворение отличается своим мощным музыкальным решением: нарастанием, борьбой, драматизмом. Образы ветра, вьюги, ненастья, наводнения, озноба – всё поверх барьеров.

12 Книга “Сестра моя – жизнь” (1922) совмещает в себе поэтику футуризма с

Книга “Сестра моя – жизнь” (1922) совмещает в себе поэтику футуризма с

романтической традицией, которая подтверждается посвящением книги Лермонтову как своему современнику и открывается стихотворением “Памяти Демона”.

13 “Сестра моя – жизнь” – своеобразный любовный роман поэта с жизнью,

“Сестра моя – жизнь” – своеобразный любовный роман поэта с жизнью,

положенный на стихи, время которого обозначено самим автором в подзаголовке – “Лето 1917”. “В это знаменитое лето 1917 года, в промежутках между двумя революционными сроками, казалось, вместе с людьми митинговали и ораторствовали дороги, деревья и звёзды”.

14 1920-е годы для самого Пастернака были отмечены стремлением к

1920-е годы для самого Пастернака были отмечены стремлением к

осмыслению новейшей истории. Поэмы “Девятьсот пятый год” (1926) и “Лейтенант Шмидт” (1927) посвящены первой русской революции, а в поэме “Высокая болезнь” (1923, 1928) появляется Ленин, выступающий на 9 съезде советов.

В. И. Ленин на 9 съезде советов

15 Своеобразным творческим отчётом за два десятилетия является повесть

Своеобразным творческим отчётом за два десятилетия является повесть

“Охранная грамота” (1930), где Пастернак формулирует своё представление о месте поэта в мире и истории иллюстрируя основные положения примерами из собственной биографии и биографии наиболее близкого ему поэта – современника – В. Маяковского.

Второй слева Пастернак, третий справа Маяковский

16 Выход новой книги лирики Пастернака “Второе рождение” (1932),

Выход новой книги лирики Пастернака “Второе рождение” (1932),

посвящённой интимным переживаниям поэта, обозначил начало периода его деятельного участия в общественно-литературной жизни страны, продолжавшийся до 1937 года. Пастернак выступает с речью на 1 съезде Союза писателей (1934), в качестве члена правления участвует практически во всех мероприятиях Союза.

На первом съезде писателей в 1934 году

17 С середины 30-х годов и до конца жизни одним из главных литературных

С середины 30-х годов и до конца жизни одним из главных литературных

занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии В. Шекспира (“Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, “Макбет”, “Ромео и Джульетта”), “Фауста” Гёте, стихи П. Верлена, Дж. Байрона, П. Шелли, Р. Рильке, Р. Тагора.

Шиллер. Мария Стюарт. Перевод Б. Пастернака. 1950г.

18 В 1940 – 1941 гг

В 1940 – 1941 гг

после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вместе с циклом “Стихи о войне” составили книгу “На ранних поездах” (1943). Стихи этого периода отмечены стремлением к преодолению сложности языка, свойственной его ранней поэзии:

Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты.

19 Последний поэтический сборник Пастернака “Когда разгуляется” (1956 –

Последний поэтический сборник Пастернака “Когда разгуляется” (1956 –

1959) создавался в период “оттепели”. Название его символично: поэт выражает надежду, что атмосфера мрачной поры сталинизма должна проясниться, “разгуляться”. Важнейшие темы сборника по-прежнему творчество (“Во всем мне хочется дойти до самой сути”, “Быть знаменитым некрасиво”), любовь, природа (“Июль”), искусство, жизнь и смерть.

20 Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман “Доктор Живаго”,

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман “Доктор Живаго”,

замысел которого возник ещё в 1917 году. Роман был закончен в 1955 году, но был отвергнут редакцией журнала “Новый мир”, так как в нём усмотрели искажённое изображение революции и места интеллигенции в ней. Роман был опубликован в 1957 году в Италии и сразу же переведён на все европейские языки.

Обложки русского и американского фильмов – экранизаций романа “Доктор Живаго”

21 Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с эпохой, в

Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с эпохой, в

которую ему выпало жить. Главный герой романа врач Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь всегда самим собой. Последняя часть романа – стихи Юрия Живаго, которые соединяют земную жизнь героя и его внутренний мир, где царят красота, природа, любовь.

22 В 1958 году “за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и

В 1958 году “за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и

на традиционном поприще великой русской прозы” Пастернаку присуждена Нобелевская премия по литературе, что было воспринято в СССР как политическая акция. Развернулась кампания травли поэта: он был исключён из Союза писателей, было заведено уголовное дело по обвинению в измене родине.

Номер газеты “Часовой”, выходившей в Париже, за 1958 год, освещавшей скандал, связанный с романом “Доктор Живаго”

23 “… если сравнить Пастернака со свиньёй, то свинья не делает того, что

“… если сравнить Пастернака со свиньёй, то свинья не делает того, что

он сделал… Он нагадил там, где ел, он нагадил тем, чьими трудами он живёт и дышит… его уход из нашей среды освежил бы воздух…” (из речи секретаря ЦК ВЛКСМ Семичастного)

24 То, что присуждённая награда была обращена в позор и с бесчестье,

То, что присуждённая награда была обращена в позор и с бесчестье,

стало для Пастернака глубоким горем, и он был вынужден отказаться от Нобелевской премии “в связи с тем, что такой смысл ей придан в обществе”, в котором он жил. Только в 1989 году сыну Пастернака были вручены диплом и медаль Нобелевской премии.

Семья Бориса Пастернака. Сын, Евгений Пастернак, третий справа

25 НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Я пропал, как зверь в загоне

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Я пропал, как зверь в загоне

Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

Плакат Андрея Вознесенского к столетию со дня рождения Бориса Пастернака

26 Язык

Язык

Особенности лирики Пастернака

Не знаю, решена ль Загадка зги загробной, Но жизнь, как тишина Осеняя, – подробна.

Искусство – дерзость глазомера, влеченье, сила и захват. Б. Пастернак

Искусство – дерзость глазомера, влеченье, сила и захват. Б. Пастернак

Слова всех пластов лексики (брыжи, фижмы, фольварки, салон, базилика, газетчица, пронатца, хлещет, потёмки)

Ассоциативные ряды образов (метафоры) У капель – тяжесть запонок, И сад слепит, как плёс, Забрызганный, закапанный, Мильоном синих слёз.

Ассоциативные ряды образов (метафоры) У капель – тяжесть запонок, И сад слепит, как плёс, Забрызганный, закапанный, Мильоном синих слёз.

Затруднённый синтаксис Прямой дорожкою В сад, в бурелом и хаос К качелям бежит трюмо.

Философичность Эмоционально-экстатический подход к жизни и миру; поэзия – это общение восторга с обиходом; Темы : жизнь и смерть, любовь, природа, творчество

Музыкальность Лирический юмор; стремительное и бурное движение стиха; Звукопись: шурша неслышно, как парча (ш-пч передают шум листвы) льнут лайкою его перчатки

Живописность Цветопись: брызжет восток бирюзою; на лете – налёт фиолетовый; Смещение привычных значений и понятий: луна скользит блином в сметане; размокшей каменной баранкой в воде Венеция плыла

Живописность Цветопись: брызжет восток бирюзою; на лете – налёт фиолетовый; Смещение привычных значений и понятий: луна скользит блином в сметане; размокшей каменной баранкой в воде Венеция плыла

27 Природа в лирике Пастернака

Природа в лирике Пастернака

языческий восторг, преклонение Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою

Звуки и запахи реплики леса окрепли; душно дышали табаки; дыханье роз, дыханье мяты; степной нечёсаный растрёпа, пропахший липой и травой (Июль)

Цветопись Луч солнца, как лимонный морс; грязи рыжий шоколад; октябрь серебристо-ореховый; в кровоподтёках заря; мареной и лимоном обрызнута заря;

Поэтическая детализация Не знаю, решена ль Загадка зги загробной Но жизнь, как тишина Осенняя, – подробна.

Олицетворения Лицом поворотясь на юг, Сосна на солнце жмурится; Солнце греется на льдине; Стоит, стыдясь, зима у входа и не решается войти; Июльский воздух снял комнаты у на внаём.

Сравнения И лес лопоухий шутом маскарадным одет; как бронзовой золой жаровень, жуками сыплет сонный сад; белой женщиной мёртвой из гипса наземь падает навзничь зима.

Метафоры Осенний лес заволосател; опять эти белые мухи (о снеге). Что почек, что клейких заплывших огарков налеплено к веткам! Ручейков бессонных болтовня.

28 Философская насыщенность поэзии Пастернака

Философская насыщенность поэзии Пастернака

Смысл человеческой жизни

Мир един и целостен во всех его проявлениях, где главными являются законы природы:

Мирозданье – лишь страсти разряды, человеческим сердцем накопленной. “Занятье философией”

Снег идёт, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть проходит время? “Снег идёт”

Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь. “Смерть сапёра”

Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. … И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца. “Быть знаменитым некрасиво”

29 Поэзия – часть иной жизни, чьей влагой питается душа, способ выйти за

Поэзия – часть иной жизни, чьей влагой питается душа, способ выйти за

грань земного бытия.

Пастернак о поэзии и творчестве

Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну, Ты – вечности заложник У времени в плену. “Ночь”

О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью – убивают, Нахлынут горлом и убьют! … Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлёт раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба. “О, знал бы я…”

Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех… “Быть знаменитым некрасиво”

В стихи б я внёс дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. “Во всём мне хочется дойти…”

30 Пастернак о любви

Пастернак о любви

Преклонение Быть женщиной – великий шаг, Сводить с ума – геройство; А я пред чудом женских рук, Спины, и плеч, и шеи И так с привязанностью слуг Весь век благоговею. “Объяснение”

О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти.

Благодарность Мирами правит жалость, Любовью внушена, Вселенной небывалость И жизни новизна. У женщины в ладони, У девушки в горсти Рождений и агоний Начала и пути. “Под открытым небом”

Сочувствие О ссадины вкруг женских шей От вешавшихся фетишей! Как я их знаю, как постиг, Я, вешающийся на них. Всю жизнь я сдерживаю крик О видимости их вериг… “Стихи мои, бегом, бегом…”

Всем тем, вскользь промелькнувшим где-либо И пропавшим на том берегу, Всем им, мимо прошедшим, спасибо, – Пред ними я всеми в долгу. “Женщины в детстве”

31 Традиции Пастернака в современной русской культуре

Традиции Пастернака в современной русской культуре

В Пастернаке себя не забываю: обретаю и себя, и Пастернака, то есть новый глаз, новый слух. М. Цветаева

В Пастернаке себя не забываю: обретаю и себя, и Пастернака, то есть новый глаз, новый слух. М. Цветаева

В Пастернаке себя не забываю: обретаю и себя, и Пастернака, то есть новый глаз, новый слух. М. Цветаева

Творчество Б. Пастернака оказало влияние на многих современных поэтов:

Творчество Б. Пастернака оказало влияние на многих современных поэтов:

Творчество Б. Пастернака оказало влияние на многих современных поэтов:

Творчество Б. Пастернака оказало влияние на многих современных поэтов:

Творчество Б. Пастернака оказало влияние на многих современных поэтов:

В. Высоцкий

А. Вознесенский

А. Кушнер

Б. Ахмадулина

А. Тарковский

«Борис Леонидович Пастернак»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/boris-leonidovich-pasternak-143129.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Пастернак > Борис Леонидович Пастернак