Чёрный
<<  Саша Чёрный Саша Чёрный  >>
Особенности поэтики рассказа «Чёрный монах»
Особенности поэтики рассказа «Чёрный монах»
Манера письма
Манера письма
Г Е Н И й
Г Е Н И й
Сюжет рассказа
Сюжет рассказа
избранные люди (гении) Я остальные (стадные люди)
избранные люди (гении) Я остальные (стадные люди)
Ключевое слово в рассказе
Ключевое слово в рассказе
Пространство
Пространство
САД – символ рая
САД – символ рая
Неизвестное загадочное место …
Неизвестное загадочное место …
Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии…
Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии…
Время
Время
Цветовая гамма
Цветовая гамма
Символика чисел
Символика чисел
От детали - к обобщению
От детали - к обобщению
Смена настроений героя в финале
Смена настроений героя в финале
Финал рассказа
Финал рассказа
• «… невыразимое, безграничное счастье наполняло все его существо
• «… невыразимое, безграничное счастье наполняло все его существо
«Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза всегда одета в
«Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза всегда одета в

Презентация: «Чёрный монах». Автор: user. Файл: «Чёрный монах.ppt». Размер zip-архива: 1535 КБ.

Чёрный монах

содержание презентации «Чёрный монах.ppt»
СлайдТекст
1 Особенности поэтики рассказа «Чёрный монах»

Особенности поэтики рассказа «Чёрный монах»

Неслучайные случайности в художественном мире Чехова

2 Манера письма

Манера письма

Условная

Бытовая

Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шёл по пустыне где-то в Сирии или Аравии…

Но удивительнее всего, что я никак не могу вспомнить, откуда попала мне в голову эта легенда. Читал где? Слышал?

Как манера письма связана с композицией рассказа?

3 Г Е Н И й

Г Е Н И й

Композиция рассказа

Реальность

Мечта

Быть избранником …. – какой счастливый удел!

Зачем, зачем вы меня лечили?

4 Сюжет рассказа

Сюжет рассказа

9 глава Другая жизнь. Последняя встреча с монахом. Смерть Коврина.

8 глава. «Доктор приказал ехать в деревню». Ссора с Таней («пытка»).

7 глава . Встреча с монахом. («странный») Болезнь.

6 глава. Встречи с монахом. («восторг») Свадьба Коврина и Тани.

5 глава. Вторая встреча с монахом. («галлюцинация») Объяснение с Таней.

4 глава. Разговор с Таней. ( «полубольные, издерганные нервы»)

3 глава. Разговор с Песоцким. ( «нервный» - трижды)

2 глава. Первая встреча с монахом. («странный мираж»)

1 глава. Приезд Коврина в имение.( «Решил проехаться…»)

5 избранные люди (гении) Я остальные (стадные люди)

избранные люди (гении) Я остальные (стадные люди)

Внешнее(форма) и внутреннее(смысл) в рассказе

Призрак при первой встрече с Ковриным приходит с запада. Запад-страна смерти и мрака, «грешная земля», восток – земля -источник света. Монах является Коврину в сумерках на закате, на границе дня и ночи, подобно некоторым нечистым существам. Он возникает из чёрного вихря, из смерчевого столба, что тоже скорей свойственно демону, а не божественному вестнику. Улыбка монаха - ласковая и лукавая. «Лукавый – один из синонимов слова «чёрт», Чехов не мог не учитывать эти ассоциации.

6 Ключевое слово в рассказе

Ключевое слово в рассказе

Счастье

В начале рассказа

В конце рассказа

Счастье

«…в саду… было весело и жизнерадостно даже в дурную погоду… Но что больше всего веселило в саду и придавало ему оживленный вид, так это постоянное движение». (Гл. I) «И апостол говорит: постоянно радуйся. Радуйся и будь счастлив». (Гл. VII)

«Он видел на полу около своего лица большую лужу крови и не мог от слабости выговорить ни одного слова, но невыразимое, безграничное счастье наполняло все его существо. Внизу под балконом играли серенаду; а черный монах шептал ему, что он гений<...>». (Гл. IX)

7 Пространство

Пространство

Крым ?

Объясните организацию пространства в рассказе.

Сад

Поле

Пустыня

8 САД – символ рая

САД – символ рая

9 Неизвестное загадочное место …

Неизвестное загадочное место …

10 Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии…

Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии…

11 Время

Время

С какой целью Чехов использует в рассказе временные реалии?

Весна Апрель

Начало лета

Приближение осени

Зима

Лето

Зима Декабрь

12 Цветовая гамма

Цветовая гамма

Ж

И

З

Н

Ь

В начале рассказа

В конце рассказа

Молодость

Смерть

13 Символика чисел

Символика чисел

Число 2

Число 3

Коврин поехал в свою родовую Ковринку и здесь прожил в уединении три недели Сад занимал десятин тридцать Монах пронёсся по воздуху сажени три Съели и выпили тысячи на три Пробило три часа

Коврин работал ….два часа в сутки Вступительная лекция была назначена на второе декабря У него шла горлом кровь … раза два в месяц Жил он … с другой женщиной … на два года старше его Неведомая сила за два года произвела столько разрушений в его жизни

14 От детали - к обобщению

От детали - к обобщению

«… и всегда тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши». (Гл. I) «В древности один счастливый человек … испугался своего счастья – так оно было велико – и, чтобы умилостивить богов, принёс им в жертву свой любимый перстень». (Гл. VII) «Под Ильин день в доме служили всенощную. <…> в старом громадном зале запахло точно кладбищем». (Гл. VIII) «… он вспомнил, как однажды он рвал в мелкие клочки свою диссертацию и все статьи, написанные за время болезни, и как бросал в окно…». (Гл. IX) «… разорванное письмо белело на полу <…>. Он встал из-за стола, подобрал клочки письма и бросил в окно, но подул с моря лёгкий ветер, и клочки рассыпались по подоконнику». (Гл. IX)

15 Смена настроений героя в финале

Смена настроений героя в финале

VIII глава 1) ненависть, раздражение, неудовлетворенность; 2) мирное, покорное настроение; 3) досада, горечь, ощущение безобразия; 4) мирное, покойное, высокое настроение; IХ глава 5) беспокойство, похожее на страх; 6) мирное, покорное, безразличное настроение; 7) беспокойство, похожее на страх.

16 Финал рассказа

Финал рассказа

«Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрызганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржаное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна». Какова роль повторов в финале?

17 • «… невыразимое, безграничное счастье наполняло все его существо

• «… невыразимое, безграничное счастье наполняло все его существо

Внизу под балконом играли серенаду, а черный монах шептал ему, что он гений и что он умирает потому только, что его слабое человеческое тело уже утеряло равновесие и не может больше служить оболочкой для гения».

Докажите, что основной приём в данном отрывке – антитеза. Чем завершается борьба двух противоположных сил?

18 «Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза всегда одета в

«Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза всегда одета в

будничное платье… Чехов умел передать ощущение красоты. Разнообразие интонаций, мерцание прелестной иронии, подлинно художественная скупость характеристик, красочность деталей, замирание человеческой жизни – все эти чисто чеховские черты заливает и обступает радужно-расплывчатое словесное марево». (В.В. Набоков. «Лекции по русской литературе»)

«Чёрный монах»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/chjornyj-monakh-241799.html
cсылка на страницу

Чёрный

8 презентаций о Чёрном
Урок

Литература

183 темы
Слайды