Обучение литературе
<<  Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь Результаты? ?даптации? пят?классников?в ?условиях?в?едрения?ФГ?С Ельцова Н.Б., учитель русского языка и литературы  >>
Деградация книжно-славянского типа языка в повествовательной
Деградация книжно-славянского типа языка в повествовательной
ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ – предыстория (причина поставления
ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ – предыстория (причина поставления
Князь же великий, сия от него слышав, рече ему: «Аще восхотелъ еси
Князь же великий, сия от него слышав, рече ему: «Аще восхотелъ еси
Бяше бо девица сия благочестива и кротка, смиренна и весела, и разум
Бяше бо девица сия благочестива и кротка, смиренна и весела, и разум
И увиде стадо лебедей на Волге реке, и тако повеле пустити вся своя
И увиде стадо лебедей на Волге реке, и тако повеле пустити вся своя
ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ В том же граде Орле бысть некто мещанин града
ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ В том же граде Орле бысть некто мещанин града
Штампы: ненавидяй же добра роду человечу супостат диавол, стрелою
Штампы: ненавидяй же добра роду человечу супостат диавол, стрелою
Оле безумие отрока
Оле безумие отрока
Торговая терминология: струги с товаром, по купеческому делу, ради
Торговая терминология: струги с товаром, по купеческому делу, ради
СКАЗАНИЕ ОБ УБИЕНИИ ДАНИИЛА СУЗДАЛЬСКОГО И О НАЧАЛЕ МОСКВЫ И почему
СКАЗАНИЕ ОБ УБИЕНИИ ДАНИИЛА СУЗДАЛЬСКОГО И О НАЧАЛЕ МОСКВЫ И почему
Изведавъ про них князь Данило Суздальский и спроси у боярина Кучка
Изведавъ про них князь Данило Суздальский и спроси у боярина Кучка
Есть-де у насъ песъ-выжлец
Есть-де у насъ песъ-выжлец
Леонтий Магницкий “Арифметика, сиречь наука числительная”, 1703 г
Леонтий Магницкий “Арифметика, сиречь наука числительная”, 1703 г
Демократическая литература второй половины ХVII – начала ХVIII в
Демократическая литература второй половины ХVII – начала ХVIII в
ПОВЕСТЬ О ФРОЛЕ СКОБЕЕВЕ В Новгородском уезде имелся дворенинъ Фролъ
ПОВЕСТЬ О ФРОЛЕ СКОБЕЕВЕ В Новгородском уезде имелся дворенинъ Фролъ
«Ну, плутъ, чем станешъ жить
«Ну, плутъ, чем станешъ жить
Новые заимствования квартира (стал на квартире – приехал к себе на
Новые заимствования квартира (стал на квартире – приехал к себе на
«Сестрица, что я не вижу Аннушки
«Сестрица, что я не вижу Аннушки
Повесть о Шемякином суде В некоихъ местехъ живяше два брата,
Повесть о Шемякином суде В некоихъ местехъ живяше два брата,
Юридическая терминология: бить челомъ; будетъ на него из города
Юридическая терминология: бить челомъ; будетъ на него из города
Повесть о Ерше Ершове сыне Лета 7105 декабря в день было в большом
Повесть о Ерше Ершове сыне Лета 7105 декабря в день было в большом
Человек я доброй, знают меня на Москве князи и бояря и дети боярские,
Человек я доброй, знают меня на Москве князи и бояря и дети боярские,
А мы, господа, стороны, про нево скажем вправду
А мы, господа, стороны, про нево скажем вправду
Коли яз пошел из вотчины своей, из Волги-реки, Которостию-рекою к
Коли яз пошел из вотчины своей, из Волги-реки, Которостию-рекою к
Калязинская челобитная Великому господину преосвященному архиепископу
Калязинская челобитная Великому господину преосвященному архиепископу
Пожалуй нас, богомольцев своих; вели, государь, архимарита счесть в
Пожалуй нас, богомольцев своих; вели, государь, архимарита счесть в
Казны не бережет, ладану и свеч много жжет, и тем, он, архимандрит,
Казны не бережет, ладану и свеч много жжет, и тем, он, архимандрит,
Вязига да икра, белая рыбица, телное да две паровые, тиошка б во штях
Вязига да икра, белая рыбица, телное да две паровые, тиошка б во штях
И у него, архимарита, на то и смыслу нет: у нас, знающих людей, не
И у него, архимарита, на то и смыслу нет: у нас, знающих людей, не
Азбука о голом и небогатом человеке Азъ есми нагь; Добро бы онъ,
Азбука о голом и небогатом человеке Азъ есми нагь; Добро бы онъ,
Живу я, доброй молодец… Покоя себе, своей бедности, не обретаю
Живу я, доброй молодец… Покоя себе, своей бедности, не обретаю
Служба кабаку греху учитель, душевному дому разорение, людем обнажение
Служба кабаку греху учитель, душевному дому разорение, людем обнажение
С похмелья великая стонота, очам отемнение, уму омрачение, рукам
С похмелья великая стонота, очам отемнение, уму омрачение, рукам
Дом потешен, голоду и холоду изнавешан, робята пищать, ести хотять, а
Дом потешен, голоду и холоду изнавешан, робята пищать, ести хотять, а
Ныне отпущаеши с печи мене, раба своего еще на кабак по вино и по мед
Ныне отпущаеши с печи мене, раба своего еще на кабак по вино и по мед
Повести о Горе и Злосчастии” (“Как горе-злосчастие довело молотца во
Повести о Горе и Злосчастии” (“Как горе-злосчастие довело молотца во
Меду слатково, под буйну его голову, тело белое, люди добрыя, милый
Меду слатково, под буйну его голову, тело белое, люди добрыя, милый
Полетел молодец ясным соколом, а Горе за ним белым кречетом… Молодец
Полетел молодец ясным соколом, а Горе за ним белым кречетом… Молодец
Безпечална мати меня породила, гребешком кудерцы розчесывала, драгими
Безпечална мати меня породила, гребешком кудерцы розчесывала, драгими
“Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту” (изданы П.К. Симони
“Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту” (изданы П.К. Симони

Презентация: «Деградация книжно-славянского типа языка в повествовательной литературе». Автор: Пользователь. Файл: «Деградация книжно-славянского типа языка в повествовательной литературе.pptx». Размер zip-архива: 141 КБ.

Деградация книжно-славянского типа языка в повествовательной литературе

содержание презентации «Деградация книжно-славянского типа языка в повествовательной литературе.pptx»
СлайдТекст
1 Деградация книжно-славянского типа языка в повествовательной

Деградация книжно-славянского типа языка в повествовательной

литературе (вторая половина ХVII в. – ХVIII в.)

Лекция 8 (1)

2 ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ – предыстория (причина поставления

ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ – предыстория (причина поставления

монастыря); – поиски места; – знамение; – расчистка места; – строительство монастыря; – сообщение о его процветании.

3 Князь же великий, сия от него слышав, рече ему: «Аще восхотелъ еси

Князь же великий, сия от него слышав, рече ему: «Аще восхотелъ еси

женитися, да поимеши ceбе жену от велможъ богатых, а не от простыхъ людей, и не богатых, и худеиших, и безотечественныхъ, да не будеши в поношении и уничижении от своихъ родителей, и от боляръ и друговъ, и от всехъ ненавидим будеши, и от мене удален стыда ради моего».

4 Бяше бо девица сия благочестива и кротка, смиренна и весела, и разум

Бяше бо девица сия благочестива и кротка, смиренна и весела, и разум

имея великъ зело, и хождаше во всехъ заповедехъ господнихъ, и почиташе родители своя зело, и повинуяся има во всемъ, от младых ногтей Христа возлюбила и последуя ему, слышаше бо от отца своего святое писание и внимаше прилежно всемъ сердцемъ своимъ.

5 И увиде стадо лебедей на Волге реке, и тако повеле пустити вся своя

И увиде стадо лебедей на Волге реке, и тако повеле пустити вся своя

птицы, соколы и ястребы, пусти же и сокола своего любимаго и поимаше много лебедей… Девица же рече отроку: «Не вели спешити ничемъ, да еще у меня будетъ гость незванной, а лучше всехъ и званных гостей».

6 ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ В том же граде Орле бысть некто мещанин града

ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ В том же граде Орле бысть некто мещанин града

того, именем и прослытием Бажен Второй, уже бо престаревся в летех, и знаем бяше во многих градех благондравнаго ради жития его, понеже и богат бе зело и попремногу знаем и дружен бе Саввину отцу Фоме Грудцыну…

7 Штампы: ненавидяй же добра роду человечу супостат диавол, стрелою

Штампы: ненавидяй же добра роду человечу супостат диавол, стрелою

страха божия уязвлен, скрывает злобу в сердце своем, уловлен бысть женскою лестию. Устойчивые обороты: нелепая словеса, лукаваго умышления, от великаго уныния и скорби. Сравнения: яко лютая львица, яко змия хотяще яд свои изблевати на него, в кале блуда яко свиния валяющеся.

8 Оле безумие отрока

Оле безумие отрока

Ведый бо, яко никоторое царство прилежит в близости к Московскому государству, но все обладаема бе царем Московским. Благочестивый государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всея России возжелаше послати воинство свое противу короля польскаго.

9 Торговая терминология: струги с товаром, по купеческому делу, ради

Торговая терминология: струги с товаром, по купеческому делу, ради

конския покупки, прибытки, лавка. Военная лексика: новобранных солдат, воинский артикул, учения, солдатский набор, полковник, команда, ратные люди, стрелецкий сотник, поставлен в доме, гарматы, табары, вылазки, свальным боем, тыл показующе, караул.

10 СКАЗАНИЕ ОБ УБИЕНИИ ДАНИИЛА СУЗДАЛЬСКОГО И О НАЧАЛЕ МОСКВЫ И почему

СКАЗАНИЕ ОБ УБИЕНИИ ДАНИИЛА СУЗДАЛЬСКОГО И О НАЧАЛЕ МОСКВЫ И почему

было Москве царством быть, и хто то знал, что Москве государством слыть? Были тут по Москве-реке села красные, хорошы боярина Кучка Стефана Ивановича. И бысть у Кучка боярина два сына красны, и не было столь хорошых во всей Руской земле.

11 Изведавъ про них князь Данило Суздальский и спроси у боярина Кучка

Изведавъ про них князь Данило Суздальский и спроси у боярина Кучка

Ивановича двух сыновъ к собе во двор с великим прением. И глагола: «Аще не дашь сыновъ своих ко мне во двор, и яз-де на тобя с войной приду, и тобя мечем погублю, и села твои красные огнем пожгу».

12 Есть-де у насъ песъ-выжлец

Есть-де у насъ песъ-выжлец

И какъ князь Данило поежжает на грозные побоища против тотаровей и крымских людей и заказывает мне поедучи: «Либо-де я от тотаровей или от крымских людей убит буду, или на поле случитце мне смерть безвестная, и в трупу человечье меня сыскать или опознать будет немошно, или и в полонъ возмут жыва меня тотаровя, и которой дорогой в кою страну свезут меня жыва в свою землю, и ты пошли искать меня своих дворян с тем со псом выжлетом…

13 Леонтий Магницкий “Арифметика, сиречь наука числительная”, 1703 г

Леонтий Магницкий “Арифметика, сиречь наука числительная”, 1703 г

Прiими юне премудрости цвhты Разумныхъ наукъ обтица# верты. Ариfмеiике любезно учис#, В ней разных правилъ и штукъ придержис#.

14 Демократическая литература второй половины ХVII – начала ХVIII в

Демократическая литература второй половины ХVII – начала ХVIII в

Лекция 8 (2)

15 ПОВЕСТЬ О ФРОЛЕ СКОБЕЕВЕ В Новгородском уезде имелся дворенинъ Фролъ

ПОВЕСТЬ О ФРОЛЕ СКОБЕЕВЕ В Новгородском уезде имелся дворенинъ Фролъ

Скобеевъ. В том же Ноугородском уезде имелисъ вотчины столника Нардина-Нащокина, имеласъ дочъ Аннушка, которая жила в тех новгородских вотчинахъ.

16 «Ну, плутъ, чем станешъ жить

«Ну, плутъ, чем станешъ жить

» — «Изволишъ ты ведать обо мне: более нечим, что ходить за приказным деламъ».— «Перестанъ, плут, ходить за ябедою! И имения имеется, вотчина моя, в Синбирском уезде, которая по переписи состоит въ 300-х сот дворех. Справь, плут, за собою и живи постоянно».

17 Новые заимствования квартира (стал на квартире – приехал к себе на

Новые заимствования квартира (стал на квартире – приехал к себе на

фатеру), реестр, персона (“особа”), делал банкеты, корету и возников, кучер, лакейское платье, публикация, реэстръ

18 «Сестрица, что я не вижу Аннушки

«Сестрица, что я не вижу Аннушки

» И сестра ему ответствовала: «Полно, братецъ, издиватся! Что мне делать, когда я бесчастна моим прошением к тебе? Просила ея прислать ко мне; знатно, что ты мне не изволишъ верить, а мне время таково нет, чтобъ послать по нея».

19 Повесть о Шемякином суде В некоихъ местехъ живяше два брата,

Повесть о Шемякином суде В некоихъ местехъ живяше два брата,

земледелцы, единъ богатъ, други убогъ. Богатый же ссужая много летъ убогова и не може исполнити скудости его. По неколику времени прииде убоги к богатому просити лошеди, на чемъ ему себе дровъ привести…

20 Юридическая терминология: бить челомъ; будетъ на него из города

Юридическая терминология: бить челомъ; будетъ на него из города

посылка, а не ити, ино будетъ ездъ приставом платить; Принесе же братъ его челобитную на него исковую; изыдоша исцы со ответчиком ис приказу; по судейскому указу.

21 Повесть о Ерше Ершове сыне Лета 7105 декабря в день было в большом

Повесть о Ерше Ершове сыне Лета 7105 декабря в день было в большом

озере Ростовском съеждялися судии всех городов, имена судиям: Белуга Ярославская, Семга Переяславская, боярин и воевода Осетр Хвалынского моря, окольничей был Сом, больших Волских предел, судные мужики, Судок да Щука-трепетуха.

22 Человек я доброй, знают меня на Москве князи и бояря и дети боярские,

Человек я доброй, знают меня на Москве князи и бояря и дети боярские,

и головы стрелецкие, и дьяки и подьячие, и гости торговые, и земские люди, и весь мир во многих людях и городех, и едят меня в ухе с перцемь и шавфраномь и с уксусомь, и во всяких узорочиях, а поставляють меня перед собою чесно на блюдах, и многие люди с похмеля мною оправдиваютца.

23 А мы, господа, стороны, про нево скажем вправду

А мы, господа, стороны, про нево скажем вправду

Знают Ерша на Москве бражники и голыши и всякие люди, которым не сойдетца купить добрые рыбы, и он купит ершев на полденьги, возмет много есть, а более того хлеба разплюеть, а досталь собакам за окно вымечють или на кровлю выкинуть.

24 Коли яз пошел из вотчины своей, из Волги-реки, Которостию-рекою к

Коли яз пошел из вотчины своей, из Волги-реки, Которостию-рекою к

Ростовскому озеру, и тогда яз был здвоя тобя и толще и шире, и щоки мои были до передняго пера, а глава моя была что пивной котел, а очи – что пивные чаши, а нос мой был карабля заморскаго, вдол меня было сем сажен, а поперек три сажени, а хвост мой был что лодейной парус.

25 Калязинская челобитная Великому господину преосвященному архиепископу

Калязинская челобитная Великому господину преосвященному архиепископу

Симеону Тверскому и Кашинскому бьют челом богомольцы твои, Колязина монастыря крылошаня, черной дьякон Дамаско с товарыщами.

26 Пожалуй нас, богомольцев своих; вели, государь, архимарита счесть в

Пожалуй нас, богомольцев своих; вели, государь, архимарита счесть в

колоколах да в чепях весом, что он ис колокол много меди иззвонил и с чепей много железа перебил; и в той утерной казне отчот дать и свой милостивой указ учинить.

27 Казны не бережет, ладану и свеч много жжет, и тем, он, архимандрит,

Казны не бережет, ладану и свеч много жжет, и тем, он, архимандрит,

церковь запылил, кадилы закоптил, а нам, богомольцам твоим, выело очи, засадило горлы. А на стол поставят репу пареную да ретку вяленую, кисель з братом да посконная каша на вязовой лошке, шти мартовские, а в братины квас налевают да на стол поставляют.

28 Вязига да икра, белая рыбица, телное да две паровые, тиошка б во штях

Вязига да икра, белая рыбица, телное да две паровые, тиошка б во штях

да ушка стерляжья, трои бы пироги да двои блины, одне бы с маслом, а другие с медом, пшонная бы каша да кисель с патокою, да пиво б подделное мартовское, да переварной бы мед.

29 И у него, архимарита, на то и смыслу нет: у нас, знающих людей, не

И у него, архимарита, на то и смыслу нет: у нас, знающих людей, не

спросится, сам во нраве своем один живет, а з горя один хлеб жует, весь мед перекис, а сам воду пьет. И он, архимарит, родом ростовец, а нравом поморец, умомо колмогорец, на хлеб на соль каргополец. А нам, богомольцам твоим, и так не сладко: ретка да хрен, да чашник старец Ефрем.

30 Азбука о голом и небогатом человеке Азъ есми нагь; Добро бы онъ,

Азбука о голом и небогатом человеке Азъ есми нагь; Добро бы онъ,

человекъ, слово свое попомънилъ, и денегь мне дал; Земля моя пуста.

31 Живу я, доброй молодец… Покоя себе, своей бедности, не обретаю

Живу я, доброй молодец… Покоя себе, своей бедности, не обретаю

Твердъ животъ мой. Мыслию своею всево бы у себя много видель. Богъ душю мою ведаеть. Ерычитца по брюху с великих недоетковъ.

32 Служба кабаку греху учитель, душевному дому разорение, людем обнажение

Служба кабаку греху учитель, душевному дому разорение, людем обнажение

велие, от всего добра отводитель, богатства истощитель, злосмердение и злоневерие, аду сопрестолниче, сатане собеседниче, диаволу спутниче, душам губителю

33 С похмелья великая стонота, очам отемнение, уму омрачение, рукам

С похмелья великая стонота, очам отемнение, уму омрачение, рукам

трясание в тюрьму вселился еси, и тамо сущую мзду трудов своих прием – ожерелье в три молоты стегано, перстень бурмитской на обе руки наложил еси, и нозе свои во кладе утверди

34 Дом потешен, голоду и холоду изнавешан, робята пищать, ести хотять, а

Дом потешен, голоду и холоду изнавешан, робята пищать, ести хотять, а

мы право божимся, что и сами не етчи ложимся. Был со всем, а стал ни с чем; Когда сором, ты закройся перстом; Было да сплыло; Люди в рот, а ты глот.

35 Ныне отпущаеши с печи мене, раба своего еще на кабак по вино и по мед

Ныне отпущаеши с печи мене, раба своего еще на кабак по вино и по мед

и по пиво… Егда славнии человеци, в животех искуснии, в разуме за уныние хмелем обвеселяхуся, тогда егда во многие дни се твориша, питием омрачаху свои сущии разум... Сподоби, господи, вечер сей без побоев до пьяна напитися нам.

36 Повести о Горе и Злосчастии” (“Как горе-злосчастие довело молотца во

Повести о Горе и Злосчастии” (“Как горе-злосчастие довело молотца во

иноческiй чинъ”) Еще у молотца был мил-надежен друг – Назвался молотцу названой брат, прелстил его речми прелестными, зазвал его на кабацкой двор, завел его в ызбу кабацкую, поднес ему чару зелена вина и крушку поднес пива пьяного…

37 Меду слатково, под буйну его голову, тело белое, люди добрыя, милый

Меду слатково, под буйну его голову, тело белое, люди добрыя, милый

друг, высок терем; чюжу страну, далну, незнаему; на все четыре стороны, говорит таково слово; зачем ты на пиру невесел сидишь, кручиноват, скорбен, нерадостен.

38 Полетел молодец ясным соколом, а Горе за ним белым кречетом… Молодец

Полетел молодец ясным соколом, а Горе за ним белым кречетом… Молодец

стал в поле ковыль-трава, а Горе пришло с косою вострою… Пошел молодец в море рыбою, а Горе за ним с щастыми неводами.

39 Безпечална мати меня породила, гребешком кудерцы розчесывала, драгими

Безпечална мати меня породила, гребешком кудерцы розчесывала, драгими

порты меня одела и, отшед, под ручку посмотрила, хорошо ли мое чадо в драгих портах? А в драгих портах чаду и цены нет!..

40 “Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту” (изданы П.К. Симони

“Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту” (изданы П.К. Симони

в 1899 г.) Ахъ да рукою махъ, и на том реки не переехать; Азъ пью квасъ, а кали вижу пиво, и не про(й)ду ево мимо; Азъ буки веди страшит что медведи; Артамоны едят лимоны, а мы молодцы едим огурцы; Без денег в город – сам себе ворог.

«Деградация книжно-славянского типа языка в повествовательной литературе»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/degradatsija-knizhno-slavjanskogo-tipa-jazyka-v-povestvovatelnoj-literature-158549.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Обучение литературе > Деградация книжно-славянского типа языка в повествовательной литературе