История книги
<<  Детям доу русских народных сказках Мастера печатных дел  >>
Демонологические поверья древних славян
Демонологические поверья древних славян
Единственным (по-настоящему массовым и надежным) источником для
Единственным (по-настоящему массовым и надежным) источником для
Отдельные группы демонологических персонажей оказываются закрепленными
Отдельные группы демонологических персонажей оказываются закрепленными
Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают
Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают
Банный, банник, байник, баинник, баенник - особая порода домовых,
Банный, банник, байник, баинник, баенник - особая порода домовых,
Кикимору представляют в виде крохотной безобразной старушки, которая
Кикимору представляют в виде крохотной безобразной старушки, которая
Близкая подруга лешего - кикимора болотная
Близкая подруга лешего - кикимора болотная
Мокруха - хулиганистый домашний дух , согласно поверью, оставляет
Мокруха - хулиганистый домашний дух , согласно поверью, оставляет
Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др
Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др
Волосатка -по славянским поверьям -домовиха, жена домового
Волосатка -по славянским поверьям -домовиха, жена домового
Барабашка - хулиганистые домашние духи
Барабашка - хулиганистые домашние духи
Зыбочник - леший, качающийся на ветвях, деревьях; дух, проникающий в
Зыбочник - леший, качающийся на ветвях, деревьях; дух, проникающий в
Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии злой дух, воплощение
Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии злой дух, воплощение
Водяницы (водяные девы) по верованиям древних славян - жены или дочери
Водяницы (водяные девы) по верованиям древних славян - жены или дочери
Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов,
Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов,
Лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух,
Лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух,
Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской
Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской
Греза - нечистая сила; видение, привидение ; мираж
Греза - нечистая сила; видение, привидение ; мираж
Берендеи- в славянской мифологии - оборачивающиеся бурыми медведями
Берендеи- в славянской мифологии - оборачивающиеся бурыми медведями
Вурдалак- оборотень в славянской мифологии, человек- оборотень,
Вурдалак- оборотень в славянской мифологии, человек- оборотень,
Анцыбал - болотный черт
Анцыбал - болотный черт
Бесы -враждебные человеку злые духи
Бесы -враждебные человеку злые духи
Вервольф (Вервульф) - в народе считали, что это превращенный колдуном
Вервольф (Вервульф) - в народе считали, что это превращенный колдуном
Верлиока - сказочное чудовище у славян, обитающее в глухом лесу,
Верлиока - сказочное чудовище у славян, обитающее в глухом лесу,
Демон - злой дух
Демон - злой дух
По результатам углубленного изучения разных сфер народной культуры
По результатам углубленного изучения разных сфер народной культуры
1 Список литератуы: 1.Лосев А. Диалектика мифа // Философия
1 Список литератуы: 1.Лосев А. Диалектика мифа // Философия
1 11
1 11

Презентация на тему: «Демонологические поверья древних славян». Автор: Пользователь. Файл: «Демонологические поверья древних славян.pptx». Размер zip-архива: 3935 КБ.

Демонологические поверья древних славян

содержание презентации «Демонологические поверья древних славян.pptx»
СлайдТекст
1 Демонологические поверья древних славян

Демонологические поверья древних славян

Шатская Ирина Александровна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №5» г. Новомосковска Тульской обл.

2 Единственным (по-настоящему массовым и надежным) источником для

Единственным (по-настоящему массовым и надежным) источником для

реконструкции персонажной мифологической системы, в которой бы отразились следы древнего мировоззрения славян, остается так называемая "низшая" мифология, т. е. комплекс представлений о демонах, духах, о нечистой силе и людях, наделенных сверхъестественными способностями.

3 Отдельные группы демонологических персонажей оказываются закрепленными

Отдельные группы демонологических персонажей оказываются закрепленными

за сферой производства (за ткачеством, скотоводством, пчеловодством, земледелием); особые духи, как считалось, были способны вредить и помогать роженицам и новорожденным, насылать на человека (и особенно на детей) бессонницу, дрему, икоту, зевоту, состояние тоски, любви и гнева; от воли духов могли зависеть простейшие хозяйственно-бытовые события (пропадают ли домашние вещи, бьется ли посуда, удачно ли сбивается масло и выпекается тесто и т.п.).

4 Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают

Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают

собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки.

5 Банный, банник, байник, баинник, баенник - особая порода домовых,

Банный, банник, байник, баинник, баенник - особая порода домовых,

недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека.

6 Кикимору представляют в виде крохотной безобразной старушки, которая

Кикимору представляют в виде крохотной безобразной старушки, которая

так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром. Образ Кикиморы в народных поверьях является одним из самых неуловимых. Как и другие духи крестьянского дома и подворья, Кикимора редко показывается людям.

7 Близкая подруга лешего - кикимора болотная

Близкая подруга лешего - кикимора болотная

Живет в болоте. Маленькая женщина, путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где она и обитает.

8 Мокруха - хулиганистый домашний дух , согласно поверью, оставляет

Мокруха - хулиганистый домашний дух , согласно поверью, оставляет

мокрое место там, где посидит.

Лесавки - дети лешего и кикиморы. Они сбивают с дороги путников, путают тропы

9 Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др

Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др

— один из низших духов в славянской мифологии, обычно вредоносный. В русалок превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого нарочито утащил водяной к себе в услужение, некрещеные дети. Чаще всего живут в воде, но иногда в полях — полуденицы, или на деревьях — «древесные русалки».

10 Волосатка -по славянским поверьям -домовиха, жена домового

Волосатка -по славянским поверьям -домовиха, жена домового

Занимается хозяйством и всеми теми же делами, что и домовой.

Волоты, - некогда населявшие землю гиганты- богатыри.

11 Барабашка - хулиганистые домашние духи

Барабашка - хулиганистые домашние духи

Дворовой - домашний дух, обитавший во дворе у древних славян

Овинник - главный в овине и сарае.

12 Зыбочник - леший, качающийся на ветвях, деревьях; дух, проникающий в

Зыбочник - леший, качающийся на ветвях, деревьях; дух, проникающий в

зыбку (колыбель).

Жихарь – дух, обитающий в жилище человека; маленький сказочный человек.

13 Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии злой дух, воплощение

Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии злой дух, воплощение

опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой.

14 Водяницы (водяные девы) по верованиям древних славян - жены или дочери

Водяницы (водяные девы) по верованиям древних славян - жены или дочери

водяных, живут в реках, озерах или колодцах. Не злобны, но проказницы. В отличие от русалок не имеют хвоста.

15 Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов,

Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов,

предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

16 Лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух,

Лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух,

которые набрасываются на зазевавшихся людей у воды и утаскивают их под воду.

Ичетики - маленькие водяные существа, духи утопленных матерями младенцев

17 Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской

Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской

комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них. Боится, что взрослые в него поверят.

18 Греза - нечистая сила; видение, привидение ; мираж

Греза - нечистая сила; видение, привидение ; мираж

Вытьянка - тоскующая душа непогребенных костей; "поющая кость"

19 Берендеи- в славянской мифологии - оборачивающиеся бурыми медведями

Берендеи- в славянской мифологии - оборачивающиеся бурыми медведями

люди. Как правило, это были колдуны либо заколдованные люди.

Оплетай - по русским поверьям - фантастическое существо, "оплетающее" людей.

20 Вурдалак- оборотень в славянской мифологии, человек- оборотень,

Вурдалак- оборотень в славянской мифологии, человек- оборотень,

обладающий сверхъестественной способностью превращаться в диких животных, нередко промышляющий высасыванием крови из своих жертв как вампир.

21 Анцыбал - болотный черт

Анцыбал - болотный черт

Ендарь живет под старым дубом, питается воздухом.

22 Бесы -враждебные человеку злые духи

Бесы -враждебные человеку злые духи

Их представляли себе существами, покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, окутанными тяжелым смрадом или дымом.

23 Вервольф (Вервульф) - в народе считали, что это превращенный колдуном

Вервольф (Вервульф) - в народе считали, что это превращенный колдуном

в волка человек и потому он сохранял полное сознание своей принадлежности к роду homo sapiens и только внешне походил на зверя.

24 Верлиока - сказочное чудовище у славян, обитающее в глухом лесу,

Верлиока - сказочное чудовище у славян, обитающее в глухом лесу,

разрушитель и истребитель всего живого.

Василиск. - чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона. От его взгляда каменеет все живое.

25 Демон - злой дух

Демон - злой дух

Див - демонический персонаж восточнославянской мифологии.

26 По результатам углубленного изучения разных сфер народной культуры

По результатам углубленного изучения разных сфер народной культуры

можно заключить, что демонологические поверья пронизывают практически все, самые многообразные стороны жизни традиционного общества и активно проявляют себя во многих фольклорных, ритуально-коммуникативных и речевых жанрах. Они являются неотъемлемой частью семейных, календарных и хозяйственно-бытовых обрядов; тесно связаны с представлениями о времени и пространстве, о явлениях природы, о животном и растительном мире, о причинах возникновения болезней и эпидемий; находят свое отражение в представлениях о судьбе человека, его удачливости и психическом здоровье.

27 1 Список литератуы: 1.Лосев А. Диалектика мифа // Философия

1 Список литератуы: 1.Лосев А. Диалектика мифа // Философия

Мифология. Культура. М.: Наука, 1991. с. 113-127. 2 Косарев М. Миропонимание язычников – мифы, обряды, ритуалы //Природа, 1994. №7. с. 79-90. 3 Лобок А. Антропология мифа. Екатеринбург: Отдел образования октябрьского района, 1997. с. 563. 4 Барт Р. Мифологии. / Пер. с фр. С. Зенкина. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1996. с. 327 5 Афанасьев А. Древо жизни. М.: Современник, 1983. с. 123. 6 Афанасьев А. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М.: Индрик, 1996. с. 432. 7 Шахнович М. Мифы о сотворении мира. М.: Знание, 1968. с. 35. 8 Там же. с. 48. 9 Волошин Т., Астанов С. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. с. 286-315. 10 Топоров В. К реконструкции мифа о мировом яйце. М.: Наука, 1985. с. 73-75.

28 1 11

1 11

Шахнович М. Указ. соч. с. 53-55. 12 Померанцева Э. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. с. 9-11. 13 Афанасьев А. Древо жизни. с.148 –153. 14 Пропп В. Морфология сказки. М.: Наука, 1986. с.73. 15 Померанцева Э. Указ. соч. с. 68. 16 Иванов В., Топоров В. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах. / Под ред. Абелюк Е. Миф или сказка? М.: Мирос, 1995 с. 167-173. 17 Афанасьев А. Древо жизни. с. 315-318. 18 Там же с. 315-318. 19 Потебня А. Из записок по истории словесности. / Под ред. Абелюк Е.С. Миф или сказка? М.: Мирос, 1995. с.167-173. 20 Афанасьев А. Происхождение мифа. с. 315-321.

«Демонологические поверья древних славян»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/demonologicheskie-poverja-drevnikh-slavjan-92366.html
cсылка на страницу

История книги

32 презентации об истории книги
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > История книги > Демонологические поверья древних славян