Пьесы Островского
<<  Тема любви в русской драме Драма «Гроза»  >>
Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
Замысел «Маскарада»
Замысел «Маскарада»
Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты
Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты
Смысл названия пьесы
Смысл названия пьесы
Художественное содержание драмы
Художественное содержание драмы
«Маскарад» – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей
«Маскарад» – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей
Образ Арбенина
Образ Арбенина
Основа его личности – мощная энергия отрицания
Основа его личности – мощная энергия отрицания
Арбенин тяжко страдает
Арбенин тяжко страдает
Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером развивающихся
Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером развивающихся
Образ Нины
Образ Нины
Нина - образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ
Нина - образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ
Светской „жизни тяготенье“ мучительно Нине
Светской „жизни тяготенье“ мучительно Нине
Конфликт в драме «Маскарад»
Конфликт в драме «Маскарад»
Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе:
Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе:
Своеобразие «Маскарада»
Своеобразие «Маскарада»
Лермонтов, как известно, не напечатал «Маскарада»
Лермонтов, как известно, не напечатал «Маскарада»

Презентация на тему: «Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»». Автор: Компьютер. Файл: «Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад».pptx». Размер zip-архива: 1072 КБ.

Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

содержание презентации «Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад».pptx»
СлайдТекст
1 Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

2 Замысел «Маскарада»

Замысел «Маскарада»

Замысел «Маскарада» возник у Лермонтова, по-видимому, в конце 1834 г. или в начале 1835 г. В эти годы Лермонтов-офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта. Хорошо знал Лермонтов и театральную жизнь Петербурга.

Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из современной жизни. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и всей своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX в

3 Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты

Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты

В идее произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Здесь – идейный центр пьесы.

4 Смысл названия пьесы

Смысл названия пьесы

Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад.

5 Художественное содержание драмы

Художественное содержание драмы

Художественное содержание драмы многослойно; оно представляет собой совмещение разных планов – от бытового, конкретно-социального до философского. В пьесе изображен Петербург 30-х гг. XIX в. – средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой, маскарадами.

6 «Маскарад» – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей

«Маскарад» – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей

современной поэту России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях. В центре внимания автора – проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть одинокого противостояния существующему порядку вещей.

7 Образ Арбенина

Образ Арбенина

Арбенин – один из тех персонажей, которые, не будучи положительными героями, вместе с тем по умонастроению и взаимоотношениям с окружающим миром во многом близки автору и потому нередко выступают как выразители его взглядов. Лермонтов наделил своего героя силой духа, мужеством, тоской по иной жизни. Сознание невозможности достигнуть духовной свободы, независимости, человеческого доверия и участия в том мире, где смещены понятия о сущности добра и зла, порождает трагическое мироощущение Арбенина.

8 Основа его личности – мощная энергия отрицания

Основа его личности – мощная энергия отрицания

Пережив крушение юношеских идеалов, познав всю низость порока, герой восстает против самого себя, надеясь начать новую жизнь, обрести нравственную опору в любви.

Но горький жизненный опыт отравляет его ядом безграничного неверия в жизнь и людей, подавляет сознанием нерасторжимости своих связей с проклинаемым им «светом», который, в свою очередь, не прощает ему отступничества. .

9 Арбенин тяжко страдает

Арбенин тяжко страдает

Но причина его страданий – те же законы морали, которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может, впервые на самом себе почувствовал всю их губительную силу. В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в заурядного убийцу.

10 Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером развивающихся

Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером развивающихся

событий, и натиском враждебных обстоятельств, и особенностями личности героя, его жизненной позицией; это неизбежное следствие эгоцентризма и всеобъемлющего отрицания.

11 Образ Нины

Образ Нины

Имя Нина в драме «Маскарад» является такой же «маскарадной маской», как и имена других персонажей драмы. Настоящее имя Нины — Настасья Павловна, его произносит на балу в драме «Маскарад» герой с провинциальным именем Петков, чуждый светскому обществу.

Двуименность героини является предвестником последующей трагедии Нины.

12 Нина - образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ

Нина - образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ

Арбенина. В ее облике воплощен идеал прекрасной человеческой личности.

У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства. Она проста и естественна.

Встреча Арбенина с Ниной оказала на его душу целительное воздействие: …черствая кора С моей души слетела, мир прекрасный Моим глазам открылся не напрасно, И я воскрес для жизни и добра».

13 Светской „жизни тяготенье“ мучительно Нине

Светской „жизни тяготенье“ мучительно Нине

Полная тяжелых предчувствий, она умоляет Арбенина „кинуть свет“: „В деревне молодость свою я схороню, оставлю балы, пышность, моду и эту скучную свободу“. Она тяготится мнимой скучной свободой, которая ей предоставлена...

Нина превращается из «созданья слабого» в гордую женщину, не прощающую ни дерзостей светского волокиты Звездича, ни ревности мужа, оскорбляющей ее достоинство.

14 Конфликт в драме «Маскарад»

Конфликт в драме «Маскарад»

В драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя.

Лермонтов показал в „Маскараде“, что „формула“: „кто нынече не гнется, ни до чего тот не добьется“ — была главной формулой „благоденствия“ в николаевской столице. „Формуле“ этой противостоит гордое арбенинское: „Мне поздно перед ними гнуться...“, „Ничем и никому я не был в жизнь обязан“.

15 Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе:

Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе:

«ничем и никому я не был в жизнь обязан» – закончился поражением: Беги, красней, презренный человек, Тебя, как и других, к земле прижал наш век…

Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия. «И этот гордый ум сегодня изнемог!»

16 Своеобразие «Маскарада»

Своеобразие «Маскарада»

Своеобразие стиля драмы – в сложном и тонком взаимопроникновении романтического и реалистического планов изображения.

Вольный стих (разностопный ямб), которым написана драма, глубоко соответствует богатству ее стиля, многообразию смысловых и интонационных оттенков – от возвышенной патетики монологов Арбенина до острых и легких светских диалогов и каламбуров; при этом основную тональность определяет ярко-романтический, величественный образ главного героя. Последовательность философского осмысления сложных, противоречивых явлений жизни отличает «Маскарад» от опытов ранней лермонтовской драматургии. Вместе с тем в «Маскараде» отчетливо различаются мотивы многих романтических произведений Лермонтова.

17 Лермонтов, как известно, не напечатал «Маскарада»

Лермонтов, как известно, не напечатал «Маскарада»

Видимо, запрещение пьесы для постановки на сцене вселило мысль о безнадежности увидеть ее и в печати.

Если подлинный лермонтовский «Маскарад», хотя и с цензурными купюрами, через год после смерти поэта все же был напечатан, то для представления на официальной театральной сцене даже и в этом виде пьесу разрешили только в 1862г.

«Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/drama-m.ju.-lermontova-maskarad-100958.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Пьесы Островского > Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»