Мёртвые души
<<  Н. В. Гоголь 1809-1852 Мёртвыедуши Образ Плюшкина в поэме «Мёртвые души»  >>
Галерея «мёртвых душ» (реалистические тенденции в творчестве Н. В
Галерея «мёртвых душ» (реалистические тенденции в творчестве Н. В
Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
От замысла произведения – к его художественному воплощению
От замысла произведения – к его художественному воплощению
«…Я принялся за «Мёртвые души», – писал Гоголь В. А. Жуковскому из
«…Я принялся за «Мёртвые души», – писал Гоголь В. А. Жуковскому из
Мотивы «Божественной комедии» Данте в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
Мотивы «Божественной комедии» Данте в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
Свой ад Гоголь собирался писать по схеме Данте
Свой ад Гоголь собирался писать по схеме Данте
Смысл названия поэмы
Смысл названия поэмы
Значение названия поэмы
Значение названия поэмы
Мертвые души
Мертвые души
Будьте не мертвые, а живые души
Будьте не мертвые, а живые души
Галерея мёртвых душ
Галерея мёртвых душ
Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому
Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому
План характеристики героя:
План характеристики героя:
Манилов
Манилов
Манера речи
Манера речи
Отношение к хозяйству
Отношение к хозяйству
Любимые занятия
Любимые занятия
Отношение к окружающим
Отношение к окружающим
Жизненные цели
Жизненные цели
Вывод
Вывод
Манилов
Манилов
Ноздрёв
Ноздрёв
Манера поведения и речь
Манера поведения и речь
Отношение к хозяйству
Отношение к хозяйству
Отношение к окружающим
Отношение к окружающим
Любимые занятия и жизненные цели
Любимые занятия и жизненные цели
Вывод
Вывод
Ноздрев
Ноздрев
Коробочка
Коробочка
Собакевич
Собакевич
Плюшкин
Плюшкин
Застой, загнивание, скупость, человеконенавистник
Застой, загнивание, скупость, человеконенавистник
Почему, несмотря на стандартное построение глав о помещиках, у нас не
Почему, несмотря на стандартное построение глав о помещиках, у нас не
Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого
Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого
«В мировой литературе мало книг, так неразрывно связанных с
«В мировой литературе мало книг, так неразрывно связанных с
Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя
Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя
Своеобразие гоголевского комизма
Своеобразие гоголевского комизма
Приёмы создания комического в поэме
Приёмы создания комического в поэме
Развитие реалистических тенденций в творчестве Гоголя
Развитие реалистических тенденций в творчестве Гоголя
Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать всё»,
Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать всё»,

Презентация на тему: «Галерея «мёртвых душ» (реалистические тенденции в творчестве Н. В.Гоголя)». Автор: 1. Файл: «Галерея «мёртвых душ» (реалистические тенденции в творчестве Н. В.Гоголя).ppt». Размер zip-архива: 7462 КБ.

Галерея «мёртвых душ» (реалистические тенденции в творчестве Н. В.Гоголя)

содержание презентации «Галерея «мёртвых душ» (реалистические тенденции в творчестве Н. В.Гоголя).ppt»
СлайдТекст
1 Галерея «мёртвых душ» (реалистические тенденции в творчестве Н. В

Галерея «мёртвых душ» (реалистические тенденции в творчестве Н. В

Гоголя)

Он не льстит жизни, но и не клевещет на нее, он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало ее безобразия. В том и в другом случае он верен жизни до последней степени. В. Г. Белинский

2 Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

3 От замысла произведения – к его художественному воплощению

От замысла произведения – к его художественному воплощению

Сюжет “Мертвых душ” Н. В. Гоголю подсказал А. С. Пушкин, отметив основным достоинством его то, что “можно вместе с героем изъездить всю Русь”. Именно это и оценил Н. В. Гоголь и построил свою поэму как бесконечное путешествие Чичикова.

4 «…Я принялся за «Мёртвые души», – писал Гоголь В. А. Жуковскому из

«…Я принялся за «Мёртвые души», – писал Гоголь В. А. Жуковскому из

Парижа в 1836 году, – которые было начал в Петербурге. Всё начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Вся Русь явится в нём! Это будет первая моя порядочная вещь, – вещь, которая вынесет моё имя». В ходе работы над поэмой творческий замысел писателя обогащается, развивается и постоянно углубляется. Причина изменения замысла сводилось ещё и к тому, чтобы смягчить тягостное впечатление от первоначальных «чудовищ и карикатур»: «Я увидел, что многие из гадостей не стоят злобы; лучше показать всю ничтожность их…»

5 Мотивы «Божественной комедии» Данте в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Мотивы «Божественной комедии» Данте в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Существует точка зрения, что, создавая «Мёртвые души», Гоголь следовал культурной традиции Возрождения. Он предполагал создать произведение, состоящее из 3 частей, по образцу и подобию «Божественой комедии» Данте. Н. В. Гоголь в 1-м томе задумывал описать Россию “мертвых душ” – это должно было представлять собой по аналогии с Данте “Ад”, а 2-й и 3-й тома соответственно –“Чистилище” и “Рай”. Свой ад Гоголь собирался писать по схеме Данте. Поэтому героев “Мертвых душ” можно поделить по кругам ада.

6 Свой ад Гоголь собирался писать по схеме Данте

Свой ад Гоголь собирался писать по схеме Данте

Поэтому героев “Мертвых душ” можно поделить по кругам ада.

Праведные язычники

Манилов

Сладострастники

Манилов и его жена, Коробочка

Чревоугодники

Чичиков, Собакевич, Ноздрев

Скупцы и расточители

Собакевич, Ноздрев, Плюшкин

Гневные и вялые

Ноздрев и его зять Межуев

7 Смысл названия поэмы

Смысл названия поэмы

«Мертвые души – это заглавие, которое несет в себе что-то наводящее ужас». А. И. Герцен

«Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые». М. П. Погодин

8 Значение названия поэмы

Значение названия поэмы

1. Название умерших крестьян. 2. Образы помещиков, чиновников. 3. «Крестьянин в законе мертв».

9 Мертвые души

Мертвые души

Павел Иванович Чичиков

Умершие крестьяне

Помещики и чиновники

Физическая смерть

Нет души, духовная смерть

Душа мертва

Но живая душа

Но могут обрести душу, если захотят

но возможно перерождение (апостол Павел)

10 Будьте не мертвые, а живые души

Будьте не мертвые, а живые души

Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом и всех, прелазай иначе, есть тать и разбойник. Н. В. Гоголь

11 Галерея мёртвых душ

Галерея мёртвых душ

12 Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому

Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому

из них, читатель примирился бы с ними всеми. Но пошлость всего вместе испугала читателей. Нужно, чтобы русский читатель действительно почувствовал, что выведенное лицо взято именно из того самого тела, из которого создан и он сам, что это живое и его собственное тело. Тогда только сливается он сам с своим героем и нечувствительно принимает от него те внушения, которых никаким рассуждением и никакою проповедью не внушить. Н. В. Гоголь

13 План характеристики героя:

План характеристики героя:

первое впечатление; характерные особенности внешности; манера поведения, речь; отношение к хозяйству; отношение к окружающим; любимые занятия; жизненные цели; отношение к предложению Чичикова; авторская характеристика героя; вывод.

14 Манилов

Манилов

«На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

15 Манера речи

Манера речи

Манилову не хватает слов, чтобы выразить своё сердечное расположение к кому-либо. Пустоты он заполняет словами-паразитами. «В некотором роде», «какую-нибудь этакую» – подобными словами-пустышками создается ощущение абсолютной пустоты этого дряблого сентиментального фразера.

16 Отношение к хозяйству

Отношение к хозяйству

Манилов совершенно не занимается хозяйством – ему это не интересно. Манилов не привык утруждать свою персону излишними заботами, он тут же их перекладывает на других.

17 Любимые занятия

Любимые занятия

«У всякого есть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому кажется, что он сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней; третий мастер лихо пообедать; четвертый сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена— словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было».

18 Отношение к окружающим

Отношение к окружающим

Коснувшись в разговоре с Чичиковым городских чиновников, он называет их всех прекрасными людьми (вице-губернатор «милый»). Манилов также приходит в полный восторг от Чичикова, так как тот является для него достаточно привлекательным человеком с умом и умением вести себя в обществе. Этот помещик начинает связывать с Чичиковым свои очередные «прожекты», мечтает о совместной с ним жизни. Манилов представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей, так как, по его мнению, единственной формой человеческих связей является чуткая, нежная дружба и сердечная привязанность.

19 Жизненные цели

Жизненные цели

Манилов – бесплодный мечтатель, рисующий воздушные замки и бесполезные прожекты. «Глядя с крыльца на двор и пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян...».

20 Вывод

Вывод

Манилов: глуп, слащав, необразован, предается своей буйной фантазии, полностью оторван от действительности, имением не занимается, жизни не знает. пока он мечтает, хозяйство у него постепенно разваливается, мужики мрут и бегут (это видно из того, сколько у него «мертвых душ».)

21 Манилов

Манилов

Бездеятельность, лень, пустая мечтательность, эгоистичность, неопределенность, равнодушие Мертвая душа

22 Ноздрёв

Ноздрёв

Ноздрев предстает перед нами как мужчина с белокурыми волосами, голубыми глазами. Молодцеватый 35-летний “говорун, кутила, лихач ”

23 Манера поведения и речь

Манера поведения и речь

С окружающими обращается фамильярно, его речь переполнена ругательствами, ему свойственны игрецко-шулерские словечки. Живая, грубовато-пошлая, но выразительная речь.

24 Отношение к хозяйству

Отношение к хозяйству

Ноздрёв словно переносит очертания своей души на очертания своего быта. Дома у него всё бестолково. Он не знает, сколько у него умерло крестьян, ведь всем заведует “сытый” приказчик.

25 Отношение к окружающим

Отношение к окружающим

Ноздрёв просто врёт окружающим. Поведение Ноздрёва мотивировано такими душевными качествами, как безудержность, граничащая с беспамятством, надменность и непоколебимое чувство превосходства над остальными.

26 Любимые занятия и жизненные цели

Любимые занятия и жизненные цели

Жизненные цели отсутствуют. Пьянство, обжорство, охота, карточные игры, драки и суды отличительные черты времяпрепровождения Ноздрёва.

27 Вывод

Вывод

Несмотря на все отрицательные черты, Ноздрёв не до конца пуст. Его буйная энергия, не находящая должного применения, все же придаёт его образу силу, яркую индивидуальность. И все же, Гоголь относит его к числу отрицательных героев.

28 Ноздрев

Ноздрев

Лживость, любовь к азартным играм, пьянство, пошлость, неуемная жажда удовольствий

Мертвая душа

29 Коробочка

Коробочка

Тупость, нудная медлительность, страсть к накопительству, приобретательству, корыстолюбие, осторожная расчетливость

Мертвая душа

30 Собакевич

Собакевич

Страсть к накопительству, грубость, жадность, расчетливость, корыстолюбие

Мертвая душа

31 Плюшкин

Плюшкин

32 Застой, загнивание, скупость, человеконенавистник

Застой, загнивание, скупость, человеконенавистник

Мертвая душа

Плюшкин

33 Почему, несмотря на стандартное построение глав о помещиках, у нас не

Почему, несмотря на стандартное построение глав о помещиках, у нас не

создаётся впечатления однообразного повествования? Каков глубокий внутренний смысл очередности изображения помещиков в поэме?

34 Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого

Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого

». Н. В. Гоголь

35 «В мировой литературе мало книг, так неразрывно связанных с

«В мировой литературе мало книг, так неразрывно связанных с

нравственными страданиями своего автора. Персонажи «Мертвых душ» – точно колония паразитов, впившихся в тело Гоголя.

Пятнадцать лет питал он их своей кровью и, когда попытался вырвать их из своей плоти, погиб сам. Гоголь умер. Но «Мертвые души» продолжают жить». Анри Труайя

Пятнадцать лет питал он их своей кровью и, когда попытался вырвать их из своей плоти, погиб сам. Гоголь умер. Но «Мертвые души» продолжают жить». Анри Труайя

36 Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя

Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя

с тем беспристрастием, с каким вникает в других – то непременно найдет в себе в большей или меньшей степени многие из элементов многих героев Гоголя. В. Г. Белинский

37 Своеобразие гоголевского комизма

Своеобразие гоголевского комизма

Осуждение, высмеивание отрицательного

важнейшая особенность сатиры Гоголя

Сатира Гоголя не насмешка, а беспощадный суд, который вершится писателем.

Сатира Гоголя не насмешка, а беспощадный суд, который вершится писателем.

Сатира Гоголя не насмешка, а беспощадный суд, который вершится писателем.

Сатирические удары автора, один больнее другого, на героев обрушиваются безостановочно. Жалящая и клеймящая гоголевская насмешка подстерегает их всюду.

Сатирические удары автора, один больнее другого, на героев обрушиваются безостановочно. Жалящая и клеймящая гоголевская насмешка подстерегает их всюду.

Сатирические удары автора, один больнее другого, на героев обрушиваются безостановочно. Жалящая и клеймящая гоголевская насмешка подстерегает их всюду.

Гоголь – царь русского смеха. Луначарский

Гоголь – царь русского смеха. Луначарский

Гоголь – царь русского смеха. Луначарский

38 Приёмы создания комического в поэме

Приёмы создания комического в поэме

Использование мелких разоблачающих подробностей. Диалогическая речь персонажей – шедевр комедийного искусства Гоголя. Позы, жесты, движения, мимика, одежда. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность.

39 Развитие реалистических тенденций в творчестве Гоголя

Развитие реалистических тенденций в творчестве Гоголя

Гоголь завязывает действие и рисует реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что в основе произведения лежит, в первую очередь, сатирическое изображение современной ему жизни. Сатира Гоголя социальна. Она безжалостно сдёрнула лицемерные покровы с господствующего класса. Образы и картины, созданные писателем, глубоко типичны. Это николаевское царство в миниатюре.

40 Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать всё»,

Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать всё»,

то «желание познать человека», которое заставляет его «искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого».

Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя, открытием необычайно ценным для дальнейшего развития критического реализма, который искал принципиально иные средства художественной изобразительности, нежели романтизм с его пристрастием к фигурам исключительным.

«Галерея «мёртвых душ» (реалистические тенденции в творчестве Н. В.Гоголя)»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/galereja-mjortvykh-dush-realisticheskie-tendentsii-v-tvorchestve-n.-v.gogolja-175970.html
cсылка на страницу

Мёртвые души

22 презентации о Мёртвых душах
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Мёртвые души > Галерея «мёртвых душ» (реалистические тенденции в творчестве Н. В.Гоголя)