Ревизор
<<  Тест по комедии Н.В Гоголя Знакомство с комедией Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»  >>
Средняя общеобразовательная школа №38 Как создается сатира в комедии
Средняя общеобразовательная школа №38 Как создается сатира в комедии
«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе
«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе
Гипотеза:
Гипотеза:
Цели и задачи:
Цели и задачи:
Сатира Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика
Сатира Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика
Задача сатиры – не просто осмеяние отрицательных явлений
Задача сатиры – не просто осмеяние отрицательных явлений
Анализ текста:
Анализ текста:
Сюжет комедии: Сообщение о приезде ревизора
Сюжет комедии: Сообщение о приезде ревизора
Знания, полученные на основании чтения первого действия: 1. Сюжетный
Знания, полученные на основании чтения первого действия: 1. Сюжетный
2. Элементы комического изображения в первом действии
2. Элементы комического изображения в первом действии
Гипербола Городничий
Гипербола Городничий
Саморазоблачения Артемий Филиппович
Саморазоблачения Артемий Филиппович
Нелепость, абсурд Аммос Федорович
Нелепость, абсурд Аммос Федорович
Намёк Аммос Федорович
Намёк Аммос Федорович
Оговорка Городничий (квартальному)
Оговорка Городничий (квартальному)
“Табельные” замечания Городничий (принимая шпагу, к квартальному)
“Табельные” замечания Городничий (принимая шпагу, к квартальному)
Знания, полученные на основании чтения второго действия: 1. Сюжет
Знания, полученные на основании чтения второго действия: 1. Сюжет
2. Элементы комического изображения
2. Элементы комического изображения
Сочетание страха и гонора Осип (входит)
Сочетание страха и гонора Осип (входит)
Текст вслух и в сторону, разница между ними Городничий (в сторону)
Текст вслух и в сторону, разница между ними Городничий (в сторону)
Нежелательные ассоциации Городничий (робея)
Нежелательные ассоциации Городничий (робея)
Знания, полученные на основании чтения четвертого действия: 1. Сюжет
Знания, полученные на основании чтения четвертого действия: 1. Сюжет
2. Элементы комического изображения
2. Элементы комического изображения
Знания, полученные на основании чтения пятого действия: 1. Сюжет
Знания, полученные на основании чтения пятого действия: 1. Сюжет
2. Элементы комического изображения
2. Элементы комического изображения
Контраст речей — брани, ругани — и высоты положения Речь городничего
Контраст речей — брани, ругани — и высоты положения Речь городничего
Самохарактеристика городничего Городничий (бьет себя по лбу)
Самохарактеристика городничего Городничий (бьет себя по лбу)
Вывод
Вывод
Список литературы
Список литературы

Презентация на тему: «Как создается сатира в комедии Гоголя «Ревизор»». Автор: . Файл: «Как создается сатира в комедии Гоголя «Ревизор».ppt». Размер zip-архива: 240 КБ.

Как создается сатира в комедии Гоголя «Ревизор»

содержание презентации «Как создается сатира в комедии Гоголя «Ревизор».ppt»
СлайдТекст
1 Средняя общеобразовательная школа №38 Как создается сатира в комедии

Средняя общеобразовательная школа №38 Как создается сатира в комедии

Гоголя «Ревизор»? Выполнили: Лопаткина Ира, Журбенко Михаил, Коноваленко Евгений Сыктывкар 2009

.

2 «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе

Да, было одно честное благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное лицо, благородное лицо был – смех». Н.В.Гоголь «Смех – существеннейший фактор в создании той предпосылки бесстрашия, без которой невозможно реалистическое постижение мира». М.М.Бахтин

Ф.А. Моллер «Портрет Н.В. Гоголя». 1841

3 Гипотеза:

Гипотеза:

Сатира создается в комедии Гоголя «Ревизор» за счет использования многочисленных смешных сцен и ситуаций, а также за счет иронической характеристики героев в ремарках. Так ли это?

4 Цели и задачи:

Цели и задачи:

Понять, что значит «сатира» в литературоведении и чем она отличается от комического изображения; Собрать материал о различных формах сатиры в комедии Гоголя «Ревизор» на основе наблюдений за событиями и героями комедии.

5 Сатира Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика

Сатира Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика

действительности, явления, человека. Общим признаком сатиры является отчетливая субъективность, то есть ясность писательской позиции. Предметом сатиры может служить профессиональная деятельность, образ жизни, воспитание или духовная пустота героев.

6 Задача сатиры – не просто осмеяние отрицательных явлений

Задача сатиры – не просто осмеяние отрицательных явлений

действительности, но и вынесение им приговора. Одним из приемов сатиры является комическое изображение. Комическое изображение, или юмор, - это изображение героев в смешном виде.

7 Анализ текста:

Анализ текста:

Сюжет и композиция комедии. Средства комического изображения.

8 Сюжет комедии: Сообщение о приезде ревизора

Сюжет комедии: Сообщение о приезде ревизора

Подготовка к встрече ревизора. Встреча с Хлестаковым, принятие его за ревизора. Хлестаков становится дорогим гостем в городе. Приезд настоящего ревизора

9 Знания, полученные на основании чтения первого действия: 1. Сюжетный

Знания, полученные на основании чтения первого действия: 1. Сюжетный

нания, полученные на основании чтения первого действия: 1. Сюжетный (композиционный) план (фрагменты). Завязка. Известие о приезде ревизора. Развитие действия: городничий даёт распоряжения чиновникам; Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице; городничий даёт указания квартальному и частному приставам и едет в гостиницу. .

10 2. Элементы комического изображения в первом действии

2. Элементы комического изображения в первом действии

. Элементы комического изображения в первом действии. Говорящие фамилии Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья; Степан Ильич Уховертов, частный пристав. Ирония Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. (замечания для господ актеров).

11 Гипербола Городничий

Гипербола Городничий

Эк куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. (Д.1,Я.1) Забавная логика Городничий. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.(Д.1, Я.1)

12 Саморазоблачения Артемий Филиппович

Саморазоблачения Артемий Филиппович

О! насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает. (Д.1,Я.2)

13 Нелепость, абсурд Аммос Федорович

Нелепость, абсурд Аммос Федорович

А я на этот счет покоен. В самом деле, кто зайдет в уездный суд? А если и заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад. Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку - а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда (Д.1, Я.3). Скороговорка с перебивкой речи Все разговоры и рассказы Добчинского и Бобчинского

14 Намёк Аммос Федорович

Намёк Аммос Федорович

Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. Городничий. Ну, щенками, или чем другим - все взятки. Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль... (Д.1, Я.1).

15 Оговорка Городничий (квартальному)

Оговорка Городничий (квартальному)

Беги сейчас возьми десятских, да пусть каждый из них возьмет... Эк шпага как исцарапалась! Проклятый купчишка Абдулин - видит, что у городничего старая шпага, не прислал новой. О, лукавый народ! А так, мошенники, я думаю, там уж просьбы из-под полы и готовят. Пусть каждый возьмет в руки по улице... черт возьми, по улице - по метле! и вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто... (Д.1, Я.4)

16 “Табельные” замечания Городничий (принимая шпагу, к квартальному)

“Табельные” замечания Городничий (принимая шпагу, к квартальному)

… Слышишь! Да смотри: ты! ты! я знаю тебя: ты там кумаешься да крадешь в ботфорты серебряные ложечки, - смотри, у меня ухо востро!.. Что ты сделал с купцом Черняевым - а? Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь! Ступай! (Д.1,Я.4).

17 Знания, полученные на основании чтения второго действия: 1. Сюжет

Знания, полученные на основании чтения второго действия: 1. Сюжет

нания, полученные на основании чтения второго действия: 1. Сюжет. Продолжается развитие действия. Городничий приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе, даёт ему взятку.

18 2. Элементы комического изображения

2. Элементы комического изображения

. Элементы комического изображения. Жизнеописание Хлестакова. Контраст мечты и реальности. Хлестаков (один). Это скверно, однако ж, если он совсем ничего не даст есть. Так хочется, как еще никогда не хотелось. Разве из платья что-нибудь пустить в оборот? Штаны, что ли, продать? Нет, уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме. Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею. Как бы, я воображаю, все переполошились: "Кто такой, что такое?" А лакей входит (вытягивается и представляя лакея): "Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, прикажете принять?" Они, пентюхи, и не знают, что такое значит "прикажете принять".

19 Сочетание страха и гонора Осип (входит)

Сочетание страха и гонора Осип (входит)

Там зачем-то городничий приехал, осведомляется и спрашивает о вас. Хлестаков (испугавшись). Вот тебе на! Экая бестия трактирщик, успел уже пожаловаться! Что, если он в самом деле потащит меня в тюрьму? Что ж если благородным образом, я, пожалуй... нет, нет, не хочу! Там в городе таскаются офицеры и народ, а я, как нарочно, задал тону и перемигнулся с одной купеческой дочкой... Нет, не хочу... Да что он, как он смеет в самом деле? Что я ему, разве купец или ремесленник? (Бодрится и выпрямливается.) Да я ему прямо скажу: "Как вы смеете, как вы..." (У дверей вертится ручка; Хлестаков бледнеет и съеживается.)

20 Текст вслух и в сторону, разница между ними Городничий (в сторону)

Текст вслух и в сторону, разница между ними Городничий (в сторону)

Нужно быть посмелее. Он хочет, чтобы считали его инкогнито. Хорошо, подпустим и мы турусы; прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек. (Вслух.) Мы, прохаживаясь по делам должности, вот с Петром Ивановичем Добчинским, здешним помещиком, зашли нарочно в гостиницу, чтобы осведомиться, хорошо ли содержатся проезжающие, потому что я не так, как иной городничий, которому ни до чего дела нет; но я, кроме должности, еще и по христианскому человеколюбию хочу, чтобы всякому смертному оказывался хороший прием, - и вот, как будто в награду, случай доставил такое приятное знакомство.

21 Нежелательные ассоциации Городничий (робея)

Нежелательные ассоциации Городничий (робея)

Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то ... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру. Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...

22 Знания, полученные на основании чтения четвертого действия: 1. Сюжет

Знания, полученные на основании чтения четвертого действия: 1. Сюжет

Парад чиновников Хлестаков и жалобщики. Волокитство Хлестакова. Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак. Приятная новость для городничего. Проводы Хлестакова.

23 2. Элементы комического изображения

2. Элементы комического изображения

. Элементы комического изображения. “Наивные” саморазоблачения героев. Нарастающий “разгул” Хлестакова, его раскованность и откровенность. Серьёзное восприятие его слов и действий, восприятие видимого как желаемого.

24 Знания, полученные на основании чтения пятого действия: 1. Сюжет

Знания, полученные на основании чтения пятого действия: 1. Сюжет

Развитие действия - торжество городничего. Кульминация - чтение письма Хлестакова Тряпичкину. Развязка - известие о приезде настоящего ревизора.

25 2. Элементы комического изображения

2. Элементы комического изображения

. Элементы комического изображения. Откровенные мечты. Анна Андреевна. Мы теперь в Петербурге намерены жить. А здесь, признаюсь, такой воздух... деревенский уж слишком!.. признаюсь, большая неприятность... Вот и муж мой... он там получит генеральский чин. (Д.5,Я.4). Гиперболизм хвастливости городничего. Городничий … Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую честь бог послал городничему, - что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все! Всем объяви, чтобы все знали. Кричи во весь народ, валяй в колокола, черт возьми! Уж когда торжество, так торжество! (Д.5,Я.1).

26 Контраст речей — брани, ругани — и высоты положения Речь городничего

Контраст речей — брани, ругани — и высоты положения Речь городничего

полна грубых простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов. Точные характеристики чиновников в письме Хлестакова «Городничий - глуп, как сивый мерин..." ; «Почтмейстер точь-в-точь наш департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец пьет горькую»; «Надзиратель над богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке». «Смотритель училищ протухнул насквозь луком».

27 Самохарактеристика городничего Городничий (бьет себя по лбу)

Самохарактеристика городничего Городничий (бьет себя по лбу)

Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...

28 Вывод

Вывод

Сатира – сложное, многоуровневое явление. В комедии Гоголя мы нашли следующие сатирические приемы: говорящие фамилии, ирония, гипербола, нелепость, абсурд, скороговорка с перебивкой речи, оговорка, “табельные” замечания, контраст мечты и реальности, сочетание страха и гонора, текст вслух и в сторону (разница между ними), “наивные” саморазоблачения героев, восприятие видимого как желаемого, откровенные мечты, контраст речей — брани, ругани — и высоты положения. Комплексное использование всех перечисленных приемов служит созданию объемной картины, разоблачению героев.

29 Список литературы

Список литературы

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М., 1984. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Изучение комедии «Ревизор» в школе. М.–Л., 1967. Манн Ю.В. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». М., 1966. Л.Плоткин. Заметки о русской сатире XIX века // Литературные очерки и статьи. Л., 1958. С.201 www.1september.ru www.libr.ru

«Как создается сатира в комедии Гоголя «Ревизор»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/kak-sozdaetsja-satira-v-komedii-gogolja-revizor-83256.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Ревизор > Как создается сатира в комедии Гоголя «Ревизор»