Стихи о природе
<<  Природа родного края в стихотворениях Фаины Столяровой Какой момент описывает поэт в своем стихотворении  >>
Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический
Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический
Тип урока: интегрированный (литература, русский язык, изобразительное
Тип урока: интегрированный (литература, русский язык, изобразительное
Вступительное слово учителя
Вступительное слово учителя
Послушаем стихи Пушкина о зиме
Послушаем стихи Пушкина о зиме
В. Н. Бакшеев «Зимнее утро»
В. Н. Бакшеев «Зимнее утро»
«Мороз и солнце; день чудесный
«Мороз и солнце; день чудесный
А.Саврасов «Зимний пейзаж» А.Саврасов «Зимняя дорога»
А.Саврасов «Зимний пейзаж» А.Саврасов «Зимняя дорога»
 Ритм стиха соответствует равномерному бегу лошади по заснеженной
 Ритм стиха соответствует равномерному бегу лошади по заснеженной
Н.П. Крымов «Зимний вечер»
Н.П. Крымов «Зимний вечер»
а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении
а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении
Домик няни
Домик няни
Записать наблюдения в таблицу
Записать наблюдения в таблицу
а) Отметьте фонетические особенности стихотворения
а) Отметьте фонетические особенности стихотворения
Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический
Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический
Группа 2 (а)
Группа 2 (а)
Группа 2 (б)
Группа 2 (б)
Группа 2 (в)
Группа 2 (в)
Группа 3 Обратимся к морфологическому и словообразовательному строю
Группа 3 Обратимся к морфологическому и словообразовательному строю
Комнатка няни
Комнатка няни
а) в первой строфе больше всего глаголов, они передают действие,
а) в первой строфе больше всего глаголов, они передают действие,
Группа 3 (б)
Группа 3 (б)
Группа 4 Обратимся к синтаксическому строю стихотворения
Группа 4 Обратимся к синтаксическому строю стихотворения
Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический
Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический
Группа 4 (а), (в)
Группа 4 (а), (в)
Группа 4 (б)
Группа 4 (б)
Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря,
Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря,
Ребята, возьмите лист № 3. Здесь алгоритм-схема лингвостилистического
Ребята, возьмите лист № 3. Здесь алгоритм-схема лингвостилистического
Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу
Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу
. Домашнее задание (лист №4): Лингвостилистический анализ
. Домашнее задание (лист №4): Лингвостилистический анализ
Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический
Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический

Презентация на тему: «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер»». Автор: Ирина Юрьевна. Файл: «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер».pps». Размер zip-архива: 2831 КБ.

Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер»

содержание презентации «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер».pps»
СлайдТекст
1 Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический

Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический

анализ стихотворения «Зимний вечер»

2 Тип урока: интегрированный (литература, русский язык, изобразительное

Тип урока: интегрированный (литература, русский язык, изобразительное

искусство)

Цели урока: I. Познавательные: 1) познакомить учащихся с лингвостилистическим анализом художественного текста как видом учебной деятельности; 2) углубить знания по фонетике, лексике, морфологии, синтаксису. 3) закрепить знания языковедческих единиц. II. Развивающие: 1) развивать творческое воображение учащихся, формировать умение письменно оформлять свои наблюдения; 2) развивать умение через анализ языкового материала текста интерпретировать прочитанное; III. Воспитательные: 1) воспитывать грамотного, думающего читателя, умеющего размышлять над прочитанным, способного понять авторский замысел; 2) воспитывать любовь к русскому языку, на котором написана великая литература; 3) приобщать к чтению лучших произведений русской литературы.

3 Вступительное слово учителя

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок литературы. Сегодня мы будем учиться приемам языкового анализа художественного текста. Основные теоретические понятия, связанные с этой работой, вам известны, а сегодня мы попробуем выполнить лингвостилистический анализ на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер». Цель нашего урока заключается в том, чтобы через анализ языка стихотворения понять авторский замысел, почувствовать настроение и мироощущение лирического героя. Мы попробуем найти языковые особенности, то есть отметим фонетические, лексические, синтаксические и другие особенности стихотворения; выясним их роль в произведении. Откройте тетради, запишите тему урока «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина. Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер».

4 Послушаем стихи Пушкина о зиме

Послушаем стихи Пушкина о зиме

Мы всегда с нетерпением ждем начала зимы, с радостью предвосхищаем зимние развлечения. Любил эти развлечения и Александр Сергеевич Пушкин. Он создал незабываемые стихотворения о зиме, опоэтизировал самые обыкновенные вещи. - Вспомните пушкинские строки о зиме. - Что объединяет стихотворения? Почувствовали ли вы настроение в этих стихотворениях? Какие это настроения? - Какие картины, образы зимы представил поэт?

5 В. Н. Бакшеев «Зимнее утро»

В. Н. Бакшеев «Зимнее утро»

6 «Мороз и солнце; день чудесный

«Мороз и солнце; день чудесный

Начало стихотворения — радостное восклицание). Затем лирический герой обращается к возлюбленной, называя ее «друг прелестный», «красавица». В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа. Это вчерашний вечер, когда «вьюга злилась», и восхитительное солнечное утро. По контрасту со вчерашней бурей великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее. От любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.

7 А.Саврасов «Зимний пейзаж» А.Саврасов «Зимняя дорога»

А.Саврасов «Зимний пейзаж» А.Саврасов «Зимняя дорога»

8  Ритм стиха соответствует равномерному бегу лошади по заснеженной

 Ритм стиха соответствует равномерному бегу лошади по заснеженной

Ритм стиха соответствует равномерному бегу лошади по заснеженной равнине. Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — в пути, в дороге, но герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной». Этому долгому и утомительному пути противопоставлен домашний уют: Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь.

Грустью проникнуто стихотворение “Зимняя дорога”.

9 Н.П. Крымов «Зимний вечер»

Н.П. Крымов «Зимний вечер»

10 а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении

а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении

Как следует понимать следующие слова в тексте стихотворения: «мгла», «по кровле обветшалой», «ветхая лачужка», «веретено», «подружка бедной юности моей»? б) – Какие выразительно-изобразительные средства языка вы отметили в стихотворении? (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и др.). Объясните их роль в стихотворении. в) – Есть ли в стихотворении эмоционально окрашенная лексика? г) – Какие слова можно отнести к образу бури? д) – Какие слова можно отнести к образу лирического героя?

Вы работали по группам по опережающим аданиям. Чтобы понять смысл стихотворения, обратимся к его лексическому строю. (1 группа)

11 Домик няни

Домик няни

Михайловское

12 Записать наблюдения в таблицу

Записать наблюдения в таблицу

а) «Мгла» - густой снег; «по кровле обветшалой» - кровля – это: 1) крыша; 2) дом, жилье «ветхая лачужка» - небольшое убогое, старое жилище, домик. «веретено» - ручное прядильное орудие «подруга бедной юности моей» - няня Арина Родионовна, бедная юность, то есть печальная, безрадостная. б) метафоры: «буря мглою небо кроет» - пожалуй, единственная. олицетворения: «буря завоет, заплачет, зашумит, застучит», «лачужка печальна…» сравнения: «завоет, как зверь, …; заплачет как дитя; «как путник запоздалый, застучит». в) В стихотворении нет яркой эмоционально окрашенной лексики, но есть слова, придающие эмоциональный настрой: горе, сердце, печальна; девица, лачужка, подружка; приумолкла; г) К слову «буря» можно отнести слова: небо, вихри снежные, заплачет, завоет, зашумит. Мы понимаем, что речь идет о круговерти в природе. д) К образу лирического героя относятся слова: лачужка, старушка, подружка, горе, сердце, печальна, темна, веселей

13 а) Отметьте фонетические особенности стихотворения

а) Отметьте фонетические особенности стихотворения

Что достигается благодаря этим приемам? б) Определите ритм, рифму, размер стихотворения. Как эти явления стиха влияют на звуковое и смысловое содержание стихотворения? в) Какие интонации прослеживаются в стихотворении? Как они влияют на понимание смысла стихотворения?

Обратимся к фонетике (звуковому, фонетическому строю) стихотворения. Группа 2.

14 Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический
15 Группа 2 (а)

Группа 2 (а)

К фонетическим особенностям можно отнести частое повторение в первой строфе звуков [з], [с], [ш]: зверь, заплачет, завоет; по крыше обветшалой вдруг соломой зашумит; вихри снежные; застучит. Этот прием повтора согласных звуков называется аллитерацией. Этот прием позволяет нам услышать звуки бури, мы как бы слышим вой ветра, звуки летящего снега. Кроме того, здесь слова, которые передают информацию о звуке: завоет, заплачет, зашумит, застучит. Эти слова несут дополнительную информацию мы слышим и плач ребенка, который наводит тоску, вызывает жалость, и вой зверя, который пугает, настораживает, неожиданный стук путника заставляет вздрагивать. - во второй строфе тоже есть звуки, например, жужжание веретена; в третьей строфе – тоже звуки, но это, возможно песня няни: «спой мне песню, как синица тихо за морем жила…» Каждая строфа звучит. Но мы ощущаем, как различаются эти звуковые пространства: за окном – огромный мир, заполненный превращениями бури, и маленькая лачужка, в которой звучала песня (в какой-то момент она перестала звучать – приумолкла, дремлешь), лирический герой просит возобновить песню. На улице завывание бури – в лачужке песня няни. У этих противоборствующих миров есть точка соприкосновения – окно у окошка, куда направлены звуки с каждой стороны.

16 Группа 2 (б)

Группа 2 (б)

Звучание стихотворения определяется такими явлениями, как ритм, рифма, размер. Можно выделить: стихотворный размер хорей: Буря мглою небо кроет; 1 3 5 7 рифма богатая: кроет – завоет; обветшалой – запоздалый и т.д. – рифмуются 3-4 звука. Идет чередование мужской и женской рифмы: Кроет – завоет – жен. Крутя – дитя – муж. Такое чередование рифм придает стихотворению мелодичность, настроение грустного напева. Затранскрибируем рифмы: [л^чушкъ] - [ст^рушкъ] на доске процесс оглушения. [п^друшкъ] - [крушкъ]

17 Группа 2 (в)

Группа 2 (в)

В стихотворении мы находим разные типы предложений по цели высказывания: I строфа – повествовательное предложение с интонацией перечисления. Во 2-ой строфе сразу два вопросительных предложения; в 3-ей – несколько побудительных предложений. Смена интонации говорит и о смене настроения. В 1-й строфе лирический герой как бы вслушивается в завывание бури, которая пугает своими звуками, и здесь самое тяжелое, гнетущее ощущение, поэтому и настроение такое же – печальное. Во 2-ой строфе меняется интонация – меняется и настроение: лирический герой как бы пытается очнуться, стряхнуть с себя тоску, уныние, хочет отвлечься от тревожных мыслей, навеваемых бурей. В 3-ей строфе опять происходит смена. Здесь уже лирический герой хочет противостоять буре, не хочет впасть в полное отчаяние, борется со скукой и унынием. Радость и веселье он думает обрести в песне няни.

18 Группа 3 Обратимся к морфологическому и словообразовательному строю

Группа 3 Обратимся к морфологическому и словообразовательному строю

языка.

а) Слов какой части речи больше всего в 1-ой строфе? Во 2-ой строфе? Почему? б) какой морфемный состав этих глаголов? Какая морфема повторяется? Почему? в) разберите по составу слово «приумолкла». Какое значение имеет приставка при-?

19 Комнатка няни

Комнатка няни

Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

20 а) в первой строфе больше всего глаголов, они передают действие,

а) в первой строфе больше всего глаголов, они передают действие,

движение, смену действия. Здесь 5 глаголов в)приставка при- обозначает неполное действие. Няня не совсем замолчала, а лишь на время прервала свою песню. Она, наверное, тоже задумалась о чем-то, затосковала, прислушивается к завыванию бури.

Группа 3 (а),3 (в).

21 Группа 3 (б)

Группа 3 (б)

б) Глаголы 1-ой строфы имеют простой набор морфем, они короткие. Это не случайно. Ведь действие происходит быстро, поэтому и глаголы короткие по своему составу. Во всех глаголах, кроме одного, есть приставка за-. Эта приставка используется для образования глаголов, имеет несколько значений. Многократное использование за- вносит значение нового, неожиданного действия. Во 2-ой строфе обращают на себя внимание уже не глаголы (глаголов всего 2), а краткие формы прилагательных: «печальна», «темна», а также краткое причастие «утомлена». Меняется и интенсивность действия, все внимание переносится на мир чувств, здесь нет действия, здесь покой, поэтому почти нет глаголов.

22 Группа 4 Обратимся к синтаксическому строю стихотворения

Группа 4 Обратимся к синтаксическому строю стихотворения

а) Проанализируйте предложения по наличию грамматических основ, осложненности различными конструкциями. б) разберите по членам предложения из 3-ей строфы в) каков порядок слов в предложениях?

23 Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический
24 Группа 4 (а), (в)

Группа 4 (а), (в)

а) 1 строфа – простое осложненное предложение. В предложении использованы однородные члены – сказуемые, которые соединены повторяющимся союзом то – то. Этот союз указывает на чередование действий, быструю смену одного явления другим). В стихотворении много предложений с распространенными обращениями. Эти обращения к няне поэта – Арине Родионовне. Сразу чувствуешь, с какой любовью и нежностью лирический герой относится к ней. Так можно обращаться только к очень близкому и дорогому человеку. Обилие предложений с обращениями свидетельствует о том, что лирический герой ищет собеседника, товарища, с кем можно разделить свою участь, хочет найти приют своей душе. в) обращает на себя внимание такой прием, как инверсия ( в 1-ой строфе – «вихри снежные» в 3-ей строфе – «бедной юности моей» Инверсия поддерживает ритм стихотворения.

25 Группа 4 (б)

Группа 4 (б)

Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; (побудительное, невосклицательное) Где же кружка? (вопросительное ) Сердцу будет веселей. (повествовательное, невосклицательное ). - Почему предложения без подлежащих? Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Внимание уделяется действию, попытке героя противостоять буре, отвлечься от печальных мыслей.

26 Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря,

Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря,

вихри – все в круговерте; затем мы видим лачужку – а потом мы как бы попадаем внутрь: здесь тепло, уют, люди, их чувства, их настроение, их отношения. Настроение лирического героя дано на фоне разыгравшейся снежной бури. Затем опять буря. Но заключительные строки, слова лирического героя говорят, что он не смиряется, а противостоит жизненным невзгодам. Эти строки можно понять так: пусть буря, пусть невзгоды, но в жизни есть и тепло дома, уют, близкие люди, дружба, любовь. Для А.С.Пушкина семья, дом, любовь, дружба были главными ценностями.

Обратим внимание на композицию (построение) стихотворения, как оно построено? Кольцевая композиция.

27 Ребята, возьмите лист № 3. Здесь алгоритм-схема лингвостилистического

Ребята, возьмите лист № 3. Здесь алгоритм-схема лингвостилистического

анализа стихотворения. Заполните этот лист, используя наблюдения, сделанные на уроке.

Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства)

Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер)

Грамматический уровень (части речи, грамматические формы)

Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)

28 Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу

Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу

Но, согласитесь, стихотворение теперь нам стало понятнее.

29 . Домашнее задание (лист №4): Лингвостилистический анализ

. Домашнее задание (лист №4): Лингвостилистический анализ

стихотворения «Няне» А.С.Пушкина.

30 Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический
«Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/kartiny-zimnej-prirody-v-lirike-a.s.pushkina-lingvostilisticheskij-analiz-stikhotvorenija-zimnij-vecher-152653.html
cсылка на страницу

Стихи о природе

16 презентаций о стихах о природе
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Стихи о природе > Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер»