Без темы
<<  Художественные особенности романа-эпопеи «Тихий Дон» Своеобразие поэтики Цветок  >>
Художественный мир Татьяны Толстой
Художественный мир Татьяны Толстой
Содержание уроков:
Содержание уроков:
1. Судьба «классика»-современника
1. Судьба «классика»-современника
Приметы творчества
Приметы творчества
2. Роман «Кысь»
2. Роман «Кысь»
3. Рассказ «Река Оккервиль»
3. Рассказ «Река Оккервиль»
4. Рассказ «Сюжет»
4. Рассказ «Сюжет»
5. Рассказ «Чистый лист»
5. Рассказ «Чистый лист»
6. Рассказ «Свидание с птицей»
6. Рассказ «Свидание с птицей»
7. Рассказ «Соня»
7. Рассказ «Соня»
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация на тему: «Художественный мир Татьяны Толстой». Автор: Юзер. Файл: «Художественный мир Татьяны Толстой.ppt». Размер zip-архива: 1856 КБ.

Художественный мир Татьяны Толстой

содержание презентации «Художественный мир Татьяны Толстой.ppt»
СлайдТекст
1 Художественный мир Татьяны Толстой

Художественный мир Татьяны Толстой

Цикл уроков в рамках курса «Современная отечественная литература»

Учитель: Самойлова Е. М. МОУ гимназия № 18 г. Краснодара

2 Содержание уроков:

Содержание уроков:

1. Т. Н. Толстая – яркий представитель современной постмодернистской поэтики (Презентация имени. Понятие постмодернизма). 2. Модель мира в современной антиутопии (Роман «Кысь», главным героем которого становится книга). 3. Образ Петербурга (Особые грани «петербургского текста в рассказе «Река Оккервиль»). 4. Пушкинский миф в литературе постмодернизма (Пушкинская дуэль в рассказе «Сюжет»). 5. «Женский почёрк» Татьяны Толстой («Мысль семейная» в рассказе «Чистый лист»). 6. Столкновение мечты и действительности (мечтания и мечта в рассказе «Свидание с птицей»). 7. Гуманизм и нравственный выбор (Рассказ «Соня» как наследие классической русской литературы).

3 1. Судьба «классика»-современника

1. Судьба «классика»-современника

Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде. Окончила филологический факультет ЛГУ. В 1983 году в журнале «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели» (дебют Толстой-прозаика). В «Вопросах литературы» появилась полемическая статья «Клеем и ножницами» (дебют Толстой-критика). В 1991 году Т. Н. Толстая вела рубрику «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости».

С 1990 по 2000 год Т. Н. Толстая жила в США, преподавала в колледжах и университетах русскую литературу. В 2001 году – триумфальное возвращение на Родину, издание романа «Кысь».

4 Приметы творчества

Приметы творчества

Поэтика постмодернизма

Важнейшие художественные приёмы постмодернизма: гротеск, ирония, оксюморон. Важнейший знак: интертекстуальность, цитатность. Задача: интерпретация наследия классиков. Предложение читателю: опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции.

Русская классическая традиция

Модернистская традиция 1910-1920-х гг.

5 2. Роман «Кысь»

2. Роман «Кысь»

Вопросы и задания

Антиутопия, главным героем которой становится книга. В центре внимания автора – процесс пробуждения и становления личности Бенедикта.

В чём состоит смысл названия произведения? Какие признаки антиутопии можно выделить в романе? Когда и где происходит действие романа? В чём особенность композиции? Каковы основные мечты и желания Бенедикта? Почему Бенедикт любит читать? Как он читает? Почему герой боится старопечатных книг? Какова роль цитат в структуре текста романа? Почему Бенедикт становится санитаром? В чём заключается смысл образа Фёдора Кузьмича? Напишите сочинение-миниатюру на тему «Роль финала в понимании смысла романа «Кысь».

6 3. Рассказ «Река Оккервиль»

3. Рассказ «Река Оккервиль»

Вопросы и задания

Петербург Т. Толстой полон «культурных осколков», определяющих особенность «стилевого артистизма» писательницы.

Петербург и его реки влекут за собой сплетение культурных мифов, неразрывных с основным содержанием рассказа.

Прокомментируйте слова Ю. М. Лотмана, проиллюстрировав примерами из рассказа: «Уже природа петербургской архитектуры – уникальная выдержанность огромных ансамблей, не распадающаяся, как в городах с длительной историей, на участки, разновременной застройки, создает ощущение декорации». Вспомните восприятие Ф. М. Достоевским Петербурга как самого «умышленного и отвлеченного города в мире». Какую роль играет Петербург в мифологизации Симеоновым Веры Васильевны? Каким образом в тексте рассказа осуществляется связь с первой страничкой «петербургского текста» – «Медным всадником» А. С. Пушкина?

7 4. Рассказ «Сюжет»

4. Рассказ «Сюжет»

В тексте соединяются герои двух самых важных русских мифов 20 века – герой мифа культурного – Пушкин и герой мифа идеологического – Ленин.

Вопросы и задания

Как в прозе Т. Толстой реализуется принцип метаморфоз как способ диалога с хаосом? Каким образом с помощью имён, цитат, литературных образов создаётся ассоциативное поле поэтики Т. Толстой? В чём специфика заглавия рассказа? Какие возможности открывает Т. Толстой моделирование сюжета?

8 5. Рассказ «Чистый лист»

5. Рассказ «Чистый лист»

Главный герой – Игнатьев – болен тоской. Операция по перерождению его личности проходит успешно. В финале Игнатьев – чистый лист, который придётся заполнять, и читатель уже может предположить, что на этом листе будет написано.

Вопросы и задания

Почему рассказ назван «Чистый лист»? Как показано в рассказе полное перерождение героя? Напишите эссе на тему «Вечные категории бытия и их отрицание в рассказе Т. Толстой «Чистый лист».

9 6. Рассказ «Свидание с птицей»

6. Рассказ «Свидание с птицей»

Вопросы и задания

Столкновение мечты и действительности, постижение тайны мироздания и человеческих взаимоотношений. Причудливое слияние автора и героя на всём протяжении повествования.

Почему знакомство с Тамилой Петя решил сохранить в строжайшей тайне? Зачем Т. Толстая до пределов расширяет семантическое поле символа золотого яйца птицы Алконост? Прокомментируйте слова критика А. Гениса, писавшего о стремлении писательницы «защититься от мира, выстроить прекрасный метафорический мир на полях биографии героя».

10 7. Рассказ «Соня»

7. Рассказ «Соня»

Вопросы и задания

Расхождение между внутренними качествами и реакцией на них окружающих: мечтательность и романтичность Сони позволяют смеяться над ней, незащищённость даёт возможность обманывать, бескорыстие позволяет эгоистически использовать её.

Почему рассказ называется «Соня», а не «Ада»? Можно ли сказать, что есть преемственность между героиней Т. Толстой и «маленьким человеком» русской классической литературы? Справедливо ли замечание А. Гениса: «Толстая отнюдь не добрый волшебник, и сказки у неё с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что подчиняется времени».

11 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«Художественный мир Татьяны Толстой»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/khudozhestvennyj-mir-tatjany-tolstoj-264301.html
cсылка на страницу

Без темы

1073 презентации
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Без темы > Художественный мир Татьяны Толстой