Литература 19 века
<<  Литература Критики 19 века Русская литература до 19 века  >>
Русская литература в первой половине XIX века
Русская литература в первой половине XIX века
Идейно-эстетические системы
Идейно-эстетические системы
Возникновение и утверждение романтизма
Возникновение и утверждение романтизма
Революционно-романтическое направление
Революционно-романтическое направление
Александр Сергеевич Грибоедов
Александр Сергеевич Грибоедов
Солнце русской поэзии
Солнце русской поэзии
Вольнолюбивая лирика
Вольнолюбивая лирика
Тема дружбы в лирике поэта
Тема дружбы в лирике поэта
Эволюция жанра элегии
Эволюция жанра элегии
История
История
Михайловский период
Михайловский период
Трагедия
Трагедия
Литературные салоны
Литературные салоны
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов
Романтические поэмы
Романтические поэмы
Герой нашего времени
Герой нашего времени
Гоголь
Гоголь
Драматургия Гоголя
Драматургия Гоголя
Творчество Гоголя
Творчество Гоголя
Пьеса Гоголя
Пьеса Гоголя
Натуральная школа
Натуральная школа
Освещение социальных тем
Освещение социальных тем
Оформление новой школы
Оформление новой школы

Презентация на тему: «Литература начала 19 века». Автор: . Файл: «Литература начала 19 века.ppt». Размер zip-архива: 418 КБ.

Литература начала 19 века

содержание презентации «Литература начала 19 века.ppt»
СлайдТекст
1 Русская литература в первой половине XIX века

Русская литература в первой половине XIX века

Тема 3. Русская литература в первой половине XIX века.

XIX столетие – «золотой век» русской литературы. Основные особенности общественно-политической и культурной жизни России первой четверти XIX века. Война 1812 года и ее значение. Центральное место в литературе 1790-х – 1820-х гг. занимает поэзия. Поэзия раскрывает внутренний личности, вступившей в стадию культурного и нравственного самоопределения, выражает новое гражданское сознание под воздействием освободительных идей.

2 Идейно-эстетические системы

Идейно-эстетические системы

Две идейно-эстетические системы начала века – сентиментализм и романтизм. Романтизм – идейно-художественное направление в духовной культуре конца XVIII- середины XIX вв. Сложился как реакция на идеалы эпохи Просвещения. Романтикам присуща устремленность к безграничной свободе и жажда совершенствования. Для романтизма присущ интерес к изображению сильных страстей и судьбе неординарной личности, героике протеста и революционной борьбы, истории, традициям фольклора, стремление создать универсальную картину мира. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяга к эмоционально-напряженному строю образов.

3 Возникновение и утверждение романтизма

Возникновение и утверждение романтизма

Творческие искания и художественные открытия Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Поэт, начав как сентименталист («Сельское кладбище», 1802), стал одним из создателей русского романтизма. Основные этапы и особенности творчества поэта. Философско-религиозная проблематика его лирической поэзии. Поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики. Баллады «Людмила» (1808), «Светлана» (1808-1812). Переводы «Одиссеи» Гомера, произведений Ф.Шиллера, Дж.Байрона. Изящество и красота “легкой поэзии” Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855). Глава анакреонтического направления в русской лирике. «Веселый час», «Мои пенаты», «Вакханка». Музыкальность и пластичность образов в поэзии Батюшкова.

4 Революционно-романтическое направление

Революционно-романтическое направление

Литературная деятельность декабристов, этапы ее развития. Основные темы и проблемы произведений декабристов. Преобладание героической темы. Воспевание человека высоких гражданских идеалов, борца за свободу. Романтический герой – исключительный человек, в одиночку боровшийся за благо народа, с ненавистью относящийся к тирании, несправедливости. Политическая трагедия Павла Александровича Катенина (1792-1853) «Андромаха» (1808-1819). Призыв к самопожертвованию во имя отечества, к решительным действиям в защиту свободы и независимости. Трагедия Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1797-1846) «Аргивяне» (1823). Тема братоубийства с выводом – любой монарх – тиран. Незаконченная трагедия Константина Федоровича Рылеева (1795-1826) «Богдан Хмельницкий».

5 Александр Сергеевич Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов

Жизнь и творчество А.С.Грибоедова (1794-1829). Комедия «Горе от ума» – венец творчества драматурга и одно из лучших достояний национальной культуры. «Горе от ума» - социально-политическая реалистическая комедия. Историческое своеобразие жизненных конфликтов и характеров комедии. Протест передовых людей XIX века против реакционных политических и духовных устоев помещичьего общества, обобщающий смысл образов комедии. Своеобразие композиции комедии. Критический этюд «Мильон терзаний»И.А.Гончарова.

6 Солнце русской поэзии

Солнце русской поэзии

.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) Творческий путь поэта, его основные периоды. Лицейский период. Война 1812 г. и другие общественно- исторические события, факты литературной жизни, повлиявшие на раннюю поэзию Пушкина. Влияние поэзии Г.Державина, К.Батюшкова, В.Жуковского. «Воспоминания в Царском Селе» (1815 г., «Российский музеум»).

7 Вольнолюбивая лирика

Вольнолюбивая лирика

Тема свободы «Лицинию» 1815 г.. Ода «Вольность» 1817 г.». «К Чаадаеву» - слияние идеи вольности с идеями патриотизма и любви к родине. «Деревня» 1819 г., «Во глубине сибирских руд» «Арион». Тема поэта и поэзии. «К другу стихотворцу» (1814 г., «Вестник Европы»). «Разговор книгопродавца с поэтом» 1824 г., «Пророк» 1826 г., Трагическая судьба поэта, одиночество, трудные взаимоотношения с «толпой»: «Поэт» 1827 г., «Поэт и толпа» 1828 г., «Поэту» 1830 г., «Эхо» 1931 г. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» 1836 г.

8 Тема дружбы в лирике поэта

Тема дружбы в лирике поэта

Мотив братства, единения с друзьями – в Лицее и в петербургский период. Любовь в лирике А.С.Пушкина. «К Наталье» «Желание» 1816 г. «К***» («Я помню чудное мгновение») 1825 г., «Храни меня мой талисман» 1925 г., «Я вас любил» 1829 г. Природа в лирике поэта.

9 Эволюция жанра элегии

Эволюция жанра элегии

Эволюция жанра элегии в творчестве А.С.Пушкина. «Цель поэзии – поэзия». Петербургский период – поэма «Руслан и Людмила» Южная ссылка поэта. Романтический период творчества. «Кавказский пленник»: - идея поэмы, - характеристика важнейших черт образов главных героев. «Бахчисарайский фонтан», «Гавриилиада», «Братья разбойники». 1823 г. – год идейного кризиса Пушкина.

10 История

История

История в творчестве А.С.Пушкина. Исторические судьбы России в поэме «Медный всадник» (1833) – историческое, социальное, философское произведение. Проблема взаимоотношений государства, власти и личности. Историческая повесть «Капитанская дочка» 1833-1836 гг. Тема – судьба дворянства, его роль в развитии России. Проблема чести и долга. Основа сюжета – столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьян. Изображение народа и образ Емельяна Пугачева, его художественное воплощение в повести.

11 Михайловский период

Михайловский период

Михайловский период в творчестве А.С.Пушкина

Особенности и место Михайловского периода в творческом развитии поэта. Роман в стихах «Евгений Онегин» 1823-1831 гг. Первый реалистический роман - панорама русского общества первой четверти XIX века. Лиро-эпическое произведение. «Энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский). Особенности композиции романа – две сюжетные линии: - первая – любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, - вторая – взаимоотношения Онегина и Ленского.

12 Трагедия

Трагедия

Трагедия «Борис Годунов».Идейное содержание, проблематика и основной конфликт трагедии. Новые черты мировоззрения Пушкина во второй половине 1820-х годов. «Маленькие трагедии» - «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы». - Основная проблематика, идейное содержание и художественное своеобразие “маленьких трагедий”. - Круг проблем произведений периода Болдинской осени. Важнейшие черты пушкинского мировоззрения и особенности творчества в 1830-е годы.

13 Литературные салоны

Литературные салоны

Творчество поэтов пушкинской поры. Многообразие творческих индивидуальностей. Развитие лирической и философской проблематики в поэзии пушкинской поры. Лирика Д.В.Давыдова,П.А.Вяземского,А.А.Дельвига, Н.М.Языкова. Высокая поэзия Е.А.Баратынского.

Литературно-общественное движение второй четверти XIX века.

14 Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

М.Ю. Лермонтов (1814-1841) – преемник и продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Новаторский характер поэзии Лермонтова. Прогрессивное направление романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова. Мотивы лирики поэта. Центральная тема поэзии -одиночество. Лирический герой – гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Протест поэта против внутреннего и наружного рабства. Тема Родины. Связь темы Родины с темой одиночества. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Верность традициям Пушкина в понимании задач поэта своим искусством служить людям, обществу. Стихотворения «Молитва» 1829 г., «Бородино» 1837 г.,«Дума» 1838 г., «И скучно и грустно»,«Как часто пестрою толпою окружен» 1840 г., «Прощай, немытая Россия…» 1841 г., «Пророк» 1841 г.

15 Романтические поэмы

Романтические поэмы

Романтические поэмы «Демон», «Мцыри». Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой Лермонтова. Роль поэтического слова в развитии романтической образности. Особенности стиха и языка. Появление и развитие в романтической поэзии Лермонтова реалистических тенденций. Эпическая поэма «Песня про купца Калашникова». Глубина и многогранность поэтического мира Лермонтова. Ведущие мотивы зрелой лирики. Характер лирического героя зрелой лирики, ее стилевое своеобразие. Драма «Маскарад» (1835). Основа сюжета – конфликт между героем и средой, завершающийся гибелью героя. Евгений Арбенин – сильная личность, богато одаренная натура. Образ Неизвестного в драме.

16 Герой нашего времени

Герой нашего времени

- первый психологический роман в русской литературе. Повествование в романе определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера. Каждая из пяти повестей романа – «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист» - раскрывает образ главного героя. Раскрытие внутреннего мира героя, диалектики его души, углубленный психологический анализ его чувств и переживаний. Печорин – тип «лишнего человека». Сходство и различие Печорина с пушкинским Онегиным. Женские образы в романе. Портрет в романе «Герой нашего времени».

17 Гоголь

Гоголь

«Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России» (Н.Г.Чернышевский). Детские и юношеские годы прошли на Украине. Литературные и театральные интересы рано вошли в жизнь Гоголя. Отец В.Гоголь - автор ряда пьес на украинском языке. Крепостной театр соседа и родственника Гоголей помещика Трощинского. Дружба семьи с драматургом В.Капнистом. М.В.Гоголь – участник любительских спектаклей во время учебы в Нежинской гимназии. 1828 г. – переезд в Петербург по окончании гимназии. Начало литературной деятельности. «Ганц Кюхельгартен» 1829 г. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831-1832 гг. Сборник «Арабески» и «Миргород» 1835 г.

Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1852)

18 Драматургия Гоголя

Драматургия Гоголя

Драматургия Гоголя, основные принципы теории драмы. «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». В положении реалистической эстетики Гоголь подчеркивал огромную нравственно-воспитательную роль в общественном назначении театра, который «целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок». В ряде статей («Театральный разъезд» и др.) разрабатывает теорию «общественной комедии», общественного характера конфликта. «Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отомстить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?»

19 Творчество Гоголя

Творчество Гоголя

Творчество Гоголя – новая ступень в развитии критического реализма в русской литературе. Новаторство Гоголя, демократизация тематики и языка, обращение к будничной стороне жизни, психологизм, своеобразие раскрытия образов. Гоголь и “натуральная школа”. Комедия «Ревизор» (первая редакция,1836 г.). Новая редакция комедии (1842 г.). Сущность драматического конфликта в комедии и его развитие. Система образов. Сатирическое изображение чиновничества. Смех как главный герой комедии. Мотив страха в комедии. Создание общественно-бытовой комедии “Женитьба” (1836-1842), ее проблематика и идейный смысл. Брак как купля-продажа.

20 Пьеса Гоголя

Пьеса Гоголя

Последняя пьеса Гоголя – комедия «Игроки» (1842)/ Поэма в прозе «Мертвые души» - лиро-эпическое произведение. Эпическое начало – замысел нарисовать «всю Русь», лирическое начало – лирические отступления автора. Особенности композиции произведения. Система образов в поэме. Приемы типизации образов помещиков. Сатирическое изображение помещичьего мира. Галерея помещиков. Образ города NN. Лирические отступления в поэме. «Русь народная» в поэме Будущее и настоящее в поэме Место и значение наследия Гоголя в мировом литературном процессе.

21 Натуральная школа

Натуральная школа

«Около 40-х гг. жизнь из-под туго придавленных клапанов стала сильнее прорываться» (А.Герцен). Появление новых направлений русской общественной мысли. Одно из них сформировалось на основе московского кружка А.В.Станкевича, возникшего в начале 30-х гг. В него входили Н.П.Клюшников, В.Г.Белинский, В.П.Боткин, К.С.Аксаков, М.А.Бакунин. Увлечение их немецкой философией, сочинениями Канта, Гегеля, Фейербаха. В этих философских и этических системах особое значение приобретали идеи диалектического развития общества, проблема духовной независимости человеческой личности. Эти идеи рождали критическое отношение к русской действительности. Одновременно с кружком Станкевича возник кружок А.И.Герцена и его университетских друзей Н.П.Огарева, Н.Х.Кетчера, И.М.Сатина, приверженцев идей французских социалистов-утопистов. Идеи немецких и французских философов оказали непосредственное воздействие на молодых русских мыслителей.

22 Освещение социальных тем

Освещение социальных тем

Освещение социальных тем в литературе под влиянием общественных настроений. Огромное моральное влияние на молодых людей дворянской и разночинной среды критических статей В.Г.Белинского, внесшего в литературу напряженность этических исканий, интеллектуализм, жажду познания. «Социальность» - девиз литературно-критической деятельности Белинского. В начале 40-х гг. на основе писательской группировки возникла так называемая «натуральная школа», объединявшая ряд писателей-реалистов. Оформлению этого реалистического направления способствовало появление в 1842 г. «Мертвых душ» Гоголя, которые, по словам Герцена, «потрясли всю Россию».

23 Оформление новой школы

Оформление новой школы

Оформление новой школы произошло в 1842-1845 гг. к В.Г.Белинскому, И.С.Тургеневу, И.И.Панаеву, Д.В.Григоровичу, Н.А.Некрасову, И.С.Гончарову примкнула часть литераторов – членов кружка Петрашевского: С.Ф.Дуров, А.И.Плещеев, М.Е.Салтыков, В.Н.Майков, Ф.М.Достоевский. В художественном плане писателей натуральной школы объединяло стремление к правдивости, честным наблюдениям над жизнью народа. Манифест нового направления – сборники рассказов – «Петербургский сборник» и «Физиология Петербурга». Задача – показ столицы Российской империи не с официальной, парадной, а закулисной стороны, изображение простонародного быта городских трущоб и закоулков. Увлечение «физиологическими» задачами привело участников этих сборников к тщательному изучению отдельных социальных прослоек, частей города, их быта. Творчество писателей направления не ограничивалось изображением петербургских окраин, в их произведениях отражалась жизнь крепостного крестьянства.

«Литература начала 19 века»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/literatura-nachala-19-veka-55393.html
cсылка на страницу

Литература 19 века

18 презентаций о литературе 19 века
Урок

Литература

183 темы
Слайды