Литературные направления
<<  Акмеизм как литературное направление Классицизм  >>
Литературные направления и группировки в 20-е годы
Литературные направления и группировки в 20-е годы
Цели:
Цели:
План
План
Словарь:
Словарь:
Пролеткульт
Пролеткульт
Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии
Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии
Идейный руководитель Пролеткульта – А.А. Богданов (1873-1928)
Идейный руководитель Пролеткульта – А.А. Богданов (1873-1928)
Названия книг Пролеткульта:
Названия книг Пролеткульта:
Образы-символы пролетарской поэзии 1917-1921 годов:
Образы-символы пролетарской поэзии 1917-1921 годов:
ЛЕФ «Левый фронт искусства» (1923-1929г
ЛЕФ «Левый фронт искусства» (1923-1929г
Лэф
Лэф
Теоретик левого фронта Осип Брик написал в разрушительной статье
Теоретик левого фронта Осип Брик написал в разрушительной статье
«Перевал»- Марксистская литературная группа
«Перевал»- Марксистская литературная группа
Лидер – А.К. Воронский (1884 - 1943) Представители: А. Весёлый, М
Лидер – А.К. Воронский (1884 - 1943) Представители: А. Весёлый, М
Идея и художественный образ «Перевала»
Идея и художественный образ «Перевала»
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
Руководство РАППа:
Руководство РАППа:
Журналы и основные идеи РАППа
Журналы и основные идеи РАППа
Домашнее задание:
Домашнее задание:

Презентация на тему: «Литературные направления и группировки в 20-е годы». Автор: Олег. Файл: «Литературные направления и группировки в 20-е годы.ppt». Размер zip-архива: 327 КБ.

Литературные направления и группировки в 20-е годы

содержание презентации «Литературные направления и группировки в 20-е годы.ppt»
СлайдТекст
1 Литературные направления и группировки в 20-е годы

Литературные направления и группировки в 20-е годы

« Когда меня спрашивают сейчас, как я могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подметок, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину света. Но восторг этот не был всеобщим. Не надо думать также, что те, которые были по существу частью происходящей действительности и верили друг другу, не спорили между собой. Их спор – это знак времени, это знак творческих возможностей, тех поднятых революцией сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды. Свое понимание строящейся советской культуры». Е.Книпович Книпович Евгения Фёдоровна. (1898-1988) советский литературовед, литературный критик. Автор многочисленных статей, книг о Гейне, А.Фадееве и воспоминаний об А.Блоке.

2 Цели:

Цели:

Обзор с использованием материала учебника дать наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 20-х годов; показать живой литературный процесс, наметить те проблемы, которые стоят в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен при изучении монографических тем курса. Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи вывести современного школьника к рассмотрению глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость. Воспитывать развитие свободной, сознающей себя и окружающее ответственную личность.

3 План

План

1. Литературные группы 20-х годов. Пролеткульт и «Кузница»; ЛЕФ; Перевал; РАПП. 2. Обзор публицистики 20-х годов. М.Горький «Несвоевременные мысли»; И.Бунин «Окаянные дни»; Письма Короленко.

4 Словарь:

Словарь:

Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.

5 Пролеткульт

Пролеткульт

и "Кузница"

6 Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии

Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии

литераторов, художников, актёров.

«Кузница»-группа поэтов, вышедшая из Пролеткульта.

Стихотворные лозунги, призывы, символизировавшие в быту новый стиль жизни:

Ю.Лебединский

Д.Бедный

7 Идейный руководитель Пролеткульта – А.А. Богданов (1873-1928)

Идейный руководитель Пролеткульта – А.А. Богданов (1873-1928)

«Пионеры, бейте тревогу – наши родители молятся Богу!» «Мы отпустим мать на грядку и пойдём на детплощадку!» «От поповской рясы отвлечём детские массы.» «Все излишки – в сберкассу.» «Смерть куличу и пасхе…»

Цель организаций: Создать эстетическую систему, которая противостоит буржуазной. «выработка самостоятельной духовной культуры».

8 Названия книг Пролеткульта:

Названия книг Пролеткульта:

«Мы» и «Железный мессия» В. Кириллова, «Мускулы тяжести просят» (1918) В. Александровского, «Железные цветы» (1919), «Завод весенний» (1919) и «Железное цветенье» (1923) М. Герасимова, «Поэзия рабочего удара» (1918) А. Гастева.

нарочито пролетарские названия журналов: «Горн», «Гудки», «Грядущее», «Твори!», «Кузница», «Железный путь»

9 Образы-символы пролетарской поэзии 1917-1921 годов:

Образы-символы пролетарской поэзии 1917-1921 годов:

Коллективная личность, скреплённая единством мировоззрения, тем, мотивов, приёмов, была для «кузнецов» важнее индивидуальной.

«Кузницы», «легионы труда», «порванные цепи», «тревожный набат», «ураган воли»…

10 ЛЕФ «Левый фронт искусства» (1923-1929г

ЛЕФ «Левый фронт искусства» (1923-1929г

) Включило в свой состав поэтов теоретиков предреволюционного футуризма во главе с: С. Маяковским О. Бриком Б. Арватовым Н. Чужаком В. Каменским А. Кручёных

11 Лэф

Лэф

1. Прямое отрицание искусства: «Надо ежедневно плевать на алтарь искусства» 2. Литература факта Содержание=форме=бытию. Отрицание художественного вымысла. Литература уравнивалась с ремеслом. 3. Понятие «метод» не возникало. Мировоззрение: главное для художника – выполнение социального заказа, он предполагает уход от творческой индивидуальности.

Теоретики этого течения утверждали союз искусства с производством, пропагандировали веру в технический прогресс, а в искусстве- «литературу факта», репортажа, монтирования документов вместо вымысла, отменяемого как пережиток прошлого.

12 Теоретик левого фронта Осип Брик написал в разрушительной статье

Теоретик левого фронта Осип Брик написал в разрушительной статье

«Дренаж искусству»: «Буржуазное искусство было болотным туманом, сквозь который причудливо просвечивали очертания реальности. Пролетариат должен осушить эти болота. Пусть туман не мешает ему видеть живую жизнь. Она лучше всяких болотных миражей. Конец искусству? Нет, только необходимый дренаж. Реальность, а не призрак. Вот лозунг грядущего искусства коммуны»(Искусство коммуны. 1918.№1)

В своих «Приказах по армии искусств» Маяковский порой в угоду программе течения призывал то «пулями по стенке музеев тенькать», то в небеса шарахать железобетон, то вообще отвергал всякое личностное, интимное начало в творчестве: «Улицы - наши кисти, площади – наши палитры…»

13 «Перевал»- Марксистская литературная группа

«Перевал»- Марксистская литературная группа

Возникла в Москве в 1923 – 1924 годах. Противопоставление другим группам: Уважительное отношение к классикам («У них нужно учиться») Психологизм – главное понятие. Художник максимально должен использовать интуицию

14 Лидер – А.К. Воронский (1884 - 1943) Представители: А. Весёлый, М

Лидер – А.К. Воронский (1884 - 1943) Представители: А. Весёлый, М

Голодный, М. Светлов, Э. Багрицкий, И. Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин.

Отстаивали свободу писателей; Защищали право писателя на выбор темы, жанра.

15 Идея и художественный образ «Перевала»

Идея и художественный образ «Перевала»

Художественный образ гораздо выше, сложнее, многозначнее любой голой идеи, схемы.

Искренность творца, т.е. свобода, нравственность творчества. Большое внимание к эстетике, а не к партийным директивам. Выступали за изображение полноценного человека. Крайность: Психологизм рассматривался на уровне подсознательного, интуитивного.

16 РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)

во главе группы – Леопольд Авербах – любимец Троцкого. Главное: Ориентация на массового пролетарского читателя, утверждение партийной пролетарской литературы. ЦЕЛИ: управлять литературным процессом заменить вдохновение социальным заказом стремление рассадить писателей по классовым нишам, «скамейкам»

17 Руководство РАППа:

Руководство РАППа:

А. Фадеев А. Серафимович Д. Фурманов позже в РАПП придет В.Маяковский, порвав с ЛЕФом

РАПП был распущен в 1932 году, вскоре стало очевидно, что эта верхушка организации, как и ее лидер Леопольд Авербах, «стала проклятьем для литературы» (И. В. Сталин).

Фурманов

Маяковский

18 Журналы и основные идеи РАППа

Журналы и основные идеи РАППа

«На посту» «На литературном посту» (журналы были пропитаны ненавистью и доносительством, теоретики РАППа чаще всего упорно вселяли в них чувство «идейной неполноценности», вечного отставания от жизни, отступлений от «генеральной линии»).

Отрицание классического искусства. «Нет литературы советской, нет литературы вообще, есть литература буржуазная и пролетарская» Радов. Писатель не пролетарского происхождения – «попутчик». Категории добра и зла рассматриваются на классовом уровне. Человек – схема. Главное, чтобы содержание было классово выражено. Уравнивают марксистское мировоззрение с художественным методом.

19 Домашнее задание:

Домашнее задание:

Тема революции в произведениях писателей «новой волны» с опорой на общую нравственно-историческую проблематику. (Обзор с использованием материала учебника): Общая характеристика «Разгрома» А. Фадеева(стр. 329-335), «Конармии» И.Бабеля(стр. 341-348), «Донских рассказов» М. Шолохова.

«Литературные направления и группировки в 20-е годы»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/literaturnye-napravlenija-i-gruppirovki-v-20-e-gody-246201.html
cсылка на страницу

Литературные направления

13 презентаций о литературных направлениях
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Литературные направления > Литературные направления и группировки в 20-е годы