Цветаева
<<  Цветаева Марина Ивановна Марина Ивановна Цветаева  >>
Марина Ивановна Цветаева
Марина Ивановна Цветаева
Биография
Биография
Начало литературной деятельности
Начало литературной деятельности
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем
Гражданская война (1917—1922)
Гражданская война (1917—1922)
Тема Родины в поэзии
Тема Родины в поэзии
Её стихи необычны и наполнены огромной силой переживания
Её стихи необычны и наполнены огромной силой переживания
Черты народности в произведениях поэтессы
Черты народности в произведениях поэтессы
"Мой Пушкин" - рассказ Цветаевой о том, как начиналась Цветаева
"Мой Пушкин" - рассказ Цветаевой о том, как начиналась Цветаева
Поэт и царь 1 Потусторонним Залом царей
Поэт и царь 1 Потусторонним Залом царей
Для творчества М.И.Цветаевой характерно сосуществование фольклорной и
Для творчества М.И.Цветаевой характерно сосуществование фольклорной и
Лирическая героиня М.И.Цветаевой часто отвергает условности
Лирическая героиня М.И.Цветаевой часто отвергает условности
Стихи о Москве
Стихи о Москве
В 1916 году Цветаева написала цикл «Стихи о Москве»
В 1916 году Цветаева написала цикл «Стихи о Москве»
«Стихи к Блоку» Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке,
«Стихи к Блоку» Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке,
Стихи к Блоку
Стихи к Блоку
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация: «Марина Ивановна Цветаева». Автор: . Файл: «Марина Ивановна Цветаева.pptx». Размер zip-архива: 1903 КБ.

Марина Ивановна Цветаева

содержание презентации «Марина Ивановна Цветаева.pptx»
СлайдТекст
1 Марина Ивановна Цветаева

Марина Ивановна Цветаева

(1892 — 1941) Русская поэтесса.

2 Биография

Биография

Родилась 26 сентября (8 октября) 1892, в московской семье. Отец — И. В. Цветаев — профессор-искусствовед, основатель Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, мать — М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата — историк Д. И. Иловайский. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

3 Начало литературной деятельности

Начало литературной деятельности

Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на её раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917). В двух первых книгах стихов «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912) и поэме «Чародей» (1914) тщательным описанием домашнего быта (детской, «залы», зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой, отношений с матерью и сестрой имитируется дневник гимназистки (исповедальность, дневниковая направленность акцентируется посвящением «Вечернего альбома» памяти Марии Башкирцевой), которая в этой атмосфере «детской» сентиментальной сказки взрослеет и приобщается к поэтическому. В поэме «На красном коне» (1921) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады.

4 В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем

Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля). В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг». Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».

5 Гражданская война (1917—1922)

Гражданская война (1917—1922)

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне». В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

6 Тема Родины в поэзии

Тема Родины в поэзии

Произведения М. Цветаевой отмечены глубоким чувством родины. Россия для нее - выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий и Марина, вольница Степана Разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная Россия - все это образы одной народной стихии: Непотоптанный путь, Непутевый огонь, - Ох, Родина - Русь, Неподкованный конь!

7 Её стихи необычны и наполнены огромной силой переживания

Её стихи необычны и наполнены огромной силой переживания

ХХ век – эпоха, в которую творила Цветаева – был связан со множеством социальных потрясений, и поэтому вовсе не удивительно, что в литературе возникали совершенно новые, трагические мотивы. Но в этом сложном переплетении чувств и эмоций хорошо виден характер поэтессы, истоки которого в любви к родине, к русскому слову, к русской истории, к русской культуре, к русской природе. Русская природа для М. Цветаевой - источник творчества. В связи с ней она видит начало своей самобытности, непохожести на других: Другие - с очами и с личиком светлым, А я-то ночами беседую с ветром. Не с тем - италийским Зефиром младым, - С хорошим, с широким, Российским, сквозным!

8 Черты народности в произведениях поэтессы

Черты народности в произведениях поэтессы

Россия у М. Цветаевой - многокрасочный и многозвучный мир. В центре его - образ русской женщины "с гордым видом, с бродячим нравом". Эта героиня надевает разные личины. Она и московская стрельчиха, и неукротимая боярыня Морозова, и тишайшая "бездомная черница", и ворожея-чернокнижница, а чаще всего - бедовая осторожная красавица, "кабацкая царица". В ней - широта, размах и удаль русского национального характера: Целовалась с нищим, с вором, с горбачом, Со всей каторгой гуляла - нипочем! Алых губ своих отказом не тружу, Прокаженный подойди - не откажу. Россия в стихах М. Цветаевой - не только тема. Она - внутри цветаевских стихов. Устойчивая черта цветаевского стиля - интонация русской народной песни.

9 "Мой Пушкин" - рассказ Цветаевой о том, как начиналась Цветаева

"Мой Пушкин" - рассказ Цветаевой о том, как начиналась Цветаева

"Мой Пушкин" - это проза необычная: проза поэта. И необычайная - проза о поэзии. Это рассказ о вторжении в душу ребенка стихии стиха. И рассказ о неумолчном ответном эхе, родившемся в этой душе. Незаурядной душе: ребенку ведь и самому предстояло стать поэтом, да еще выдающимся, решительно непохожим ни на кого на свете. Это проза-воспоминание и проза-прозрение. Проза-исповедь и проза-проповедь. А сверх всего проза-исследование, психологическое исследование. Впрочем, это обязательные черты почти всего, что написала Марина Цветаева как прозаик. Удивительные черты. Удивительные в своем сочетании. Они сделали ее прозу явлением столь же неповторимым, как и ее поэзия.

10 Поэт и царь 1 Потусторонним Залом царей

Поэт и царь 1 Потусторонним Залом царей

- А непреклонный Мраморный сей? Столь величавый В золоте барм. - Пушкинской славы Жалкий жандарм. Автора - хаял, Рукопись - стриг. Польского края - Зверский мясник. Зорче вглядися! Не забывай: Певцоубийца Царь Николай Первый.

11 Для творчества М.И.Цветаевой характерно сосуществование фольклорной и

Для творчества М.И.Цветаевой характерно сосуществование фольклорной и

книжной традиции. Некоторые же произведения прямо-таки являются стилизациями под народную песню («Цыганская свадьба», «Посадила яблоньку»). В русле фольклорной традиции Цветаева обращае6тся к исторической теме. Наряду с общими для русской поэзии образами-символами у М.И.Цветаевой есть самобытные, легко запоминающиеся художественные находки. Так, например, удачен и ярок образ красной рябиновой кисти, терпкий вкус которой сродни цветаевскому поэтическому таланту. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины

12 Лирическая героиня М.И.Цветаевой часто отвергает условности

Лирическая героиня М.И.Цветаевой часто отвергает условности

традиционной морали, принимая лики грешницы или разбойницы. Она намеренно не хочет ничего упрощать, сохраняя определенную цельность духовного мира. Поэтические образы порой являются ей во снах. Личность поэта-творца в ее творчестве невольно обожествляется, обрастая ореолом величия и бессмертия: И мы шарахаемся, и глухое: ох! — Стотысячное — тебе присягает, — Анна Ахматова! — Это имя — огромный вздох, И в глубь он падает, которая безымянна

13 Стихи о Москве

Стихи о Москве

Марина Ивановна Цветаева родилась почти в самом центре Москвы. Дом в Трехпрудном переулке она любила словно родное существо. Московская тема появляется уже в ранних стихах поэтессы. Москва в ее первых сборниках — воплощение гармонии. В стихотворении «Домики старой Москвы» город предстает как символ минувшего. В нем — слова и понятия, передающие аромат старины: «вековые ворота», «деревянный забор», «потолки расписные», «домики с знаком породы». Цветаева ощущала себя прежде всего жителем Москвы: — Москва! — какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси бездомный, Мы все к тебе придем...

14 В 1916 году Цветаева написала цикл «Стихи о Москве»

В 1916 году Цветаева написала цикл «Стихи о Москве»

Этот цикл можно назвать величальной песней Москве. Первое стихотворение «Облака — вокруг...» дневное, светлое, обращенное к дочери. Откуда-то с высоты — с Воробьевых гор или с Кремлевского холма — она показывает маленькой Але Москву и завещает этот «дивный» и «мирный град» дочери и ее будущим детям: Облака — вокруг, Купола — вокруг, Надо всей Москвой — Сколько хватит рук! — Возношу тебя, бремя лучшее, Деревцо мое Невесомое! Будет твой черед: Тоже — дочери Передашь Москву С нежной горечью... А следом Марина Цветаева дарит Москву поэту Осипу Мандельштаму: Из рук моих — нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат...

15 «Стихи к Блоку» Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке,

«Стихи к Блоку» Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке,

Одно единственное движенье губ, Имя твое - пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту, Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое - ах, нельзя! - Имя твое - поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век, Имя твое - поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим - сон глубок.

16 Стихи к Блоку

Стихи к Блоку

Блок и Цветаева... В чем секрет Цветаевой? Что делает её непохожей ни на кого и в то же время внутренне связывает с Блоком? Прежде всего неординарность личности обоих поэтов, бунтарский дух, мятежность, небывалая энергия, подчеркнутая напряженность. Свобода от условностей современной жизни воплощались в особенностях стиля. Эти черты отразились в стихах, посвященных Блоку. Стихотворение "Имя твоё - птица в руке..." - оно удивительно тем, что в нем, открывающем цикл, ни разу не произнесено имя Блока, но все равно мы безошибочно определяем, о ком идет речь. "Имя твоё - птица в руке" - в слове "блок" всего один слог, но мы чувствуем эту неуловимость мгновения. Вот она, птица, живая, теплая, но раскроешь ладони - улетит и нет её. Вторит этому и строчка "одно единственное движенье губ". Произнести слово - улетает оно, не вернуть. Для Цветаевой важен каждый звук имени Блока. Когда произносим "л", возникает образ чего-то легкого, холодного, голубого. Так появилась строка "имя твоё - льдинка на языке". Льдинка - это щекочущий холодок тайны, прикосновение к самым сокровенным глубинам души. Музыкальная палитра стихотворения чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щелканье курка, и топот копыт. Слово "блок" впитывает все звуки, все краски, так умело нанесенные на холст стиха художником. Он и "мячик, пойманный на лету", и "камень, кинутый в тихий пруд". Блок Цветаевой - её любовь, любовь духовная, неземная. Цветаева пытается услышать в звучании имени поэта мир его снежной маски: "ключевой, ледяной, голубой" Символично и то, что последнее слово стихотворения - "глубок" - содержит все звуки имени поэта и рифмуется с ним, ведь он безмерен, как и его поэзия.

17 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

!!

Над презентацией работали: Гончарова Ирина Лузганова Ксения

«Марина Ивановна Цветаева»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/marina-ivanovna-tsvetaeva-170274.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Цветаева > Марина Ивановна Цветаева