Евгений Онегин
<<  Быт как отражение культуры Онегин – добрый мой приятель  >>
Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин»
Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин»
История создания повести
История создания повести
19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой»
19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой»
Причины Пугачевского бунта:
Причины Пугачевского бунта:
Образ Емельяна Пугачева в повести…
Образ Емельяна Пугачева в повести…
Выводы:
Выводы:
Проблематика повести «Капитанская дочка»
Проблематика повести «Капитанская дочка»
Жанр «Капитанской дочки» Это историческая повесть, (называют также
Жанр «Капитанской дочки» Это историческая повесть, (называют также
- необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в
- необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в
Композиция «Капитанской дочки»
Композиция «Капитанской дочки»
Композиция «Капитанской дочки»
Композиция «Капитанской дочки»
Композиция «Капитанской дочки»
Композиция «Капитанской дочки»
Композиция «Капитанской дочки»
Композиция «Капитанской дочки»
Основные образы
Основные образы
Прототип Петра Гринёва, живой современник Пушкина, Валуев,
Прототип Петра Гринёва, живой современник Пушкина, Валуев,
Основные образы
Основные образы
История создания романа
История создания романа
Жанр произведения
Жанр произведения
Тема и идея романа "Евгений Онегин" Пушкина
Тема и идея романа "Евгений Онегин" Пушкина
Сюжет романа
Сюжет романа
2 сюжетная линия Онегин – Ленский: Знакомство в деревне Разговор после
2 сюжетная линия Онегин – Ленский: Знакомство в деревне Разговор после
Композиция
Композиция
Принцип организации романа
Принцип организации романа
Параллелизм романа
Параллелизм романа
Антитеза частей романа
Антитеза частей романа
Основная композиционная единица романа - глава
Основная композиционная единица романа - глава
Композиционная роль лирических отступлений
Композиционная роль лирических отступлений
Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу
Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу
Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами
Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами
Композиционная роль пейзажа
Композиционная роль пейзажа
Роль вставных элементов
Роль вставных элементов
Композиционная роль внутреннего времени романа
Композиционная роль внутреннего времени романа
Система образов романа «Евгений Онегин»
Система образов романа «Евгений Онегин»
Образ Онегина
Образ Онегина
Образ Онегина
Образ Онегина
Образ Онегина
Образ Онегина
Образ Автора
Образ Автора
Образ Татьяны
Образ Татьяны
Образ Татьяны
Образ Татьяны

Презентация на тему: «Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин»». Автор: бб. Файл: «Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин».pptx». Размер zip-архива: 2446 КБ.

Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин»

содержание презентации «Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин».pptx»
СлайдТекст
1 Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин»

Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин»

2 История создания повести

История создания повести

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. В 1833 году Пушкин посещает те места, где происходило восстание: Поволжье и Приуралье, Казань, Симбирск, Оренбург; встречается с современниками событий, изучает народные песни и предания «История Пугачевского бунта», 1833 г.

3 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой»

19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой»

Повесть была напечатана в пушкинском «Современнике» в конце декабря 1836 года. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости был свидетелем и непосредственным участником описываемых событий.

4 Причины Пугачевского бунта:

Причины Пугачевского бунта:

Бесправие крестьян, бунты

Вера в «доброго царя»

Слух о появлении Петра III

Емельян Пугачев - Петр III.

5 Образ Емельяна Пугачева в повести…

Образ Емельяна Пугачева в повести…

«Улица моя тесна; воли мне мало» «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» «Казнить так казнить, жаловать так жаловать!» … и в истории

«Беглый донской казак, много скитавшийся по России, уже раз пойманный и сидевший в Казани в тюрьме» «В подлинность явившегося государя не все верили; но к нему пошли все недовольные из окрестных мест» «Пугачев был выдан Суворову его же сообщниками, которые отчаялись в исходе движения. Он был привезен в Москву и казнен»

6 Выводы:

Выводы:

Историческая основа создания повести: Пугачевское восстание на Яике Осада Оренбурга Историческая верность образа Пугачева: Предводитель восстания, народный герой Сметливость ума, хитрость, жестокость Трагическая судьба В основе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» лежат исторические события

7 Проблематика повести «Капитанская дочка»

Проблематика повести «Капитанская дочка»

1.Основная проблема повести - проблема чести и долга, о чем говорит и эпиграф к произведению: “Береги честь смолоду”. 2. Проблема личности в истории. 3. Проблема роли народа в истории. 4. Проблема власти. 5. Проблема семейных ценностей. 6. Проблема нравственного выбора.

8 Жанр «Капитанской дочки» Это историческая повесть, (называют также

Жанр «Капитанской дочки» Это историческая повесть, (называют также

романом)написанная в форме воспоминаний. Основа исторических событий, описанных в повести, — восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 годов.

9 - необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в

- необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в

развитии действия. - строгая простота повествования. Никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий.

Основные черты композиции:«Капитанской дочки»

10 Композиция «Капитанской дочки»

Композиция «Капитанской дочки»

Произведение содержит 14 глав, к каждой приводится эпиграф. Первые две главы заключают в себе экспозицию, знакомство с главными героями, через взаимоотношения которых представлен основной внутренний конфликт. Названия «Сержант гвардии» и «Вожатый» говорят об этом. От этих глав в дальнейшем будут протянуты основные смысловые нити – линия Гринева и линия Пугачева, которые тесно связаны между собой. Соответственно, каждый из сюжетов имеет свою экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

11 Композиция «Капитанской дочки»

Композиция «Капитанской дочки»

Первая глава «Сержант гвардии» - экспозиция в сюжете, связанном с Петром Гриневым. Пушкин здесь представляет нам главного героя, дает своеобразную «предысторию» его. Описание жизни Гриневых в первой главе во многом воспроизводит атмосферу семейного романа. Глава «Вожатый» - экспозиция «пугачевской» сюжетной линии. Здесь мы впервые встречаемся с черным, бородатым мужиком, еще не подозревая, кем он является на самом деле. Одновременно глава «Вожатый» является завязкой и «гриневского» сюжета. В главе «Вожатый» у Петра Гринева завязываются отношения с Пугачевым.

12 Композиция «Капитанской дочки»

Композиция «Капитанской дочки»

Вся повесть разделена на две симметричные линии: «гриневская» сюжетная линия и «пугачевская» сюжетная линия. Между ними – центральная глава «Пугачевщина», резко меняющая атмосферу повествования. В главах, следующих за центральной, Пушкин глазами Гринева обрисовывает нам Пугачева, представляя его характер объемно и многогранно. С одной стороны, пушкинский Пугачев – «злодей», убийца, самозванец, авантюрист, который казнит и вешает. Гринев неоднократно упоминает о «кровожадных привычках» Пугачева. С другой стороны, Пугачев – это еще и сильный, отважный, человек, с широкой русской душой, способный на добро. Узнав Савельича и вспомнив о подаренном ему заячьем тулупе, Пугачев спасает Гринева от смертной казни.

13 Композиция «Капитанской дочки»

Композиция «Капитанской дочки»

Главы «Крепость», «Поединок», «Любовь» продолжают сюжетную линию Гринева. Живя в крепости, Петр Гринев влюбляется в дочь капитана Миронова и ссорится из-за нее со Швабриным, который оказывается его соперником. Защищая честь Маши, Гринев вызывает своего соперника на дуэль. Сцена дуэли является кульминацией развития отношений в любовном треугольнике. Завязка же и развитие действия в истории Пугачева – главы «Приступ», «Незваный гость», «Разлука». Самый напряженный и драматический момент повести: Гринев обращается к самозванцу и просит его помочь Маше Мироновой. Эта сцена является кульминацией в развитии внутренней темы повести. Развязка — известие о помиловании Гринева императрицей. Заканчивается повесть небольшим эпилогом.

14 Основные образы

Основные образы

Рисуя образ старика Гринева, Пушкин поднимает проблему воспитания и образования молодежи. Симпатию вызывает сын старика Гринёва Петр, в трудных обстоятельствах, будучи совсем еще молодым, с честью хранивший верность своему слову. Искренний, порядочный, верный присяге, не струсивший перед лицом опасности и военного суда, он вызывает чувство уважения. С симпатией, хотя и с некоторой долей юмора, обрисована автором семья капитана Миронова. Пушкин показывает, что именно в такой семье и могла вырасти замечательная девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни, с ее мужеством.

15 Прототип Петра Гринёва, живой современник Пушкина, Валуев,

Прототип Петра Гринёва, живой современник Пушкина, Валуев,

девятнадцатилетний юноша. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв.

16 Основные образы

Основные образы

Искреннюю неприязнь вызывает Швабрин — сначала клеветник, который может нанести удар в спину, потом изменник, перешедший на сторону мятежников, и тюремщик сироты, а после разгрома восстания — и лживый доносчик. Сложен образ Пугачева. Глубокая народная любовь, беспощадность ко всему антинародному — и гуманность, сметливость; талант народного вождя — и наивность; вандализм — и щедрость. Гриневу было искренне жаль, что этот человек не погиб в бою, а сложил голову на плахе. В целом, образ трагичен. Образ Савельича — выражение Пушкиным высоких нравствен­ных качеств простого русского человека. Идеализирован образ императрицы, поставившей точку в деле Петра Гринева.

17 История создания романа

История создания романа

«Внутренняя хронология» романа охватывает около 6 лет — с 1819 г. по весну 1825 г.

Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: 1 глава – 1825 год 2 глава – 1826 год 3 глава – 1827 год 4, 5 главы – начало 1828 года 6 глава – март 1828 года 7 глава – март 1830 года 8 глава – 1832 год В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

18 Жанр произведения

Жанр произведения

Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Это во многом определило композицию «Евгения Онегина».

19 Тема и идея романа "Евгений Онегин" Пушкина

Тема и идея романа "Евгений Онегин" Пушкина

В романе «Евгений Онегин» автор изобразил русскую жизнь первой четверти XIX века. В.Г.Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни». Идея «Евгения Онегина» — оценить распространённый в дворянском обществе тип современного молодого человека, который не может найти достойного применения своим способностям в окружающей жизни, так как привычные для дворянского круга жизненные цели его не устраивают, кажутся недостойными и мелкими. По этой причине подобные молодые люди оказываются «лишними» в обществе.

20 Сюжет романа

Сюжет романа

В романе выделяются две сюжетные линии. Первая - это любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, а вторая - это взаимоотношения Онегина и Ленского. Роман состоит из восьми глав. Первая представляет собой развернутую экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем - «молодым повесой» Евгением Онегиным, показывает его жизнь в столице. Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии -знакомство Онегина с Ленским. Завязка первой сюжетной линии происходит в третьей главе. Онегин знакомится с семейством Лариных, где он увидел Татьяну. Она же, в свою очередь, сразу отметила Онегина: Пора пришла, она влюбилась....

21 2 сюжетная линия Онегин – Ленский: Знакомство в деревне Разговор после

2 сюжетная линия Онегин – Ленский: Знакомство в деревне Разговор после

вечера у Лариных Именины Татьяны Дуэль

Сюжетные линии романа

1 сюжетная линия Онегин – Татьяна: Знакомство на вечере у Ларины.х Письмо Татьяны Онегину. Объяснение в саду. Сон Татьяны. Именины. Татьяна приходит в дом Онегина. Отъезд Татьяны в Москву. Встреча на вечере у Татьяны. Письмо Онегина Татьяне. Объяснение

22 Композиция

Композиция

Глава 1 – развернутая экспозиция Глава 2 – завязка II-ой сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским) Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной) Глава 4 – признание Татьяны в любви к Онегину (кульминация в развитии первой сюжетной линии) Глава 5 - именины Татьяны. Они играют важную роль в развитии второй сюжетной линии. Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии) Глава 8 – развязка I сюжетной линии

23 Принцип организации романа

Принцип организации романа

Основной принцип романа – симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным.

24 Параллелизм романа

Параллелизм романа

1.Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина. 2. Два письма, композиция которых параллельна Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения 3. Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах) 4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава)

25 Антитеза частей романа

Антитеза частей романа

Глава 1 - Петербург – жизнь Онегина Глава 2 - Деревня – жизнь Татьяны

26 Основная композиционная единица романа - глава

Основная композиционная единица романа - глава

Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли. Онегинская строфа — строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» - 14 строк четырехстопного ямба.

27 Композиционная роль лирических отступлений

Композиционная роль лирических отступлений

Лирические отступления связаны с сюжетом романа. Разный размер лирических отступлений – от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII – LX). Тематика лирических отступлений (любовь и дружба, цель и смысл жизни, искусство и творческое вдохновение, красота природы и женское очарование, деревенский быт и вопросы экономики и управления, индивидуализм личности и соборность русской жизни и др.).

28 Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу

Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу

Начало 8 главы: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал… Конец 1 главы: Иди же к невским берегам Новорожденное творенье. И заслужи мне славы дань: Кривые толки шум и брань. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал…

29 Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами

Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами

действия. Перед объяснением с Онегиным; Перед сном Татьяны; Перед дуэлью. В романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых лирических отступлений.

30 Композиционная роль пейзажа

Композиционная роль пейзажа

Показывает ход времени в романе. Характеризует духовный мир героев. Часто сопутствует образу Татьяны.

31 Роль вставных элементов

Роль вставных элементов

Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом. Сон Татьяны - ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе: - песня девушек – перед объяснением с Онегиным; - сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.

32 Композиционная роль внутреннего времени романа

Композиционная роль внутреннего времени романа

В Петербурге время летит, и автор это подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав… поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням. В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.

33 Система образов романа «Евгений Онегин»

Система образов романа «Евгений Онегин»

34 Образ Онегина

Образ Онегина

Онегин - молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился— и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. “Русская хандра овладела” Онегиным.

35 Образ Онегина

Образ Онегина

Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности: пробует сочинять, но “ничего не вышло из пера его”, так как “труд упорный ему был тошен , делает попытку практической деятельности, но скоро и это ему надоедает, и Онегин снова погружается в уныние. Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера Онегина в его взаимоотношениях с Татьяной, любви которой он не понял и не принял. Евгений Онегин объясняет это тем, что он не создан для семейной жизни.

36 Образ Онегина

Образ Онегина

Безразличие к жизни, к людям приводит к гибели Ленского. Угрызения совести побуждают Онегина отправиться в путешествие. Но эта попытка оказывается тщетной: путешествия надоедают Онегину, так как они всего лишь «странствия без цели». Так Пушкин обнажает перед читателями главную причину скуки Онегина — отсутствие цели. Внезапная любовь к Татьяне, с которой Онегин встретился в Петербурге, кажется, могла бы стать толчком к духовному перерождению героя. Но Татьяна замужем, она сделала выбор и относится к нему со всей ответственностью. Будущее Онегина остается неопределенным, так как роман обрывается. В образе Онегина Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.

37 Образ Автора

Образ Автора

В «Евгении Онегине» автор является структурным центром произведения. Именно он организует текст, придает основной тон повествованию (свободная, непринужденная беседа с читателем), определяет наше восприятие героев. Автор является особым персонажем, участником событий. Он знаком с героями (с Онегиным даже хорошо знаком), он хранит у себя письмо Татьяны, мы узнаем что-то о его собственной жизни. Разумеется, в нем очень многое от Пушкина, но все же это не Пушкин, а самостоятельный литературный образ, подлежащий такому же анализу, как и другие образы действующих лиц. Подобно всем главным героям романа, образ Автора подвергается эволюции. От эпикурейства Автор приходит к романтизму, а затем и к реализму.

Склонность к комфорту, стремление к жизненным удовольствиям

38 Образ Татьяны

Образ Татьяны

Татьяна Ларина - «милый идеал» самого автора. Пушкин не скрывает своей симпатии к героине, рисуя ее сильной и преданной девушкой, близкой к природе и народу. С первого же знакомства с этой героиней мы видим ее самобытность, непохожесть на других. Еще ребенком она выделяется из обычной провинциальной среды. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Татьяна Ларина – высоконравственная натура, с глубоким внутренним миром, душевной прямотой и открытостью.

39 Образ Татьяны

Образ Татьяны

С ранних лет Татьяна отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства. Окружающих покоряет цельный, богатый внутренний мир героини. В портрете Татьяны Пушкина привлекает не внешний облик, а ее внутренний портрет: "...Дика, печальна, молчалива...". Татьяна внешне некрасива, но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью. Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями. Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Пушкин восхищался образом Татьяны, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины.

«Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин»»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/povest-kapitanskaja-dochka-i-roman-evgenij-onegin-93076.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Евгений Онегин > Повесть «Капитанская дочка» и роман «Евгений Онегин»