Серебряный век
<<  «Серебряный век» русской культуры Акмеизм  >>
Русская культура Серебряного века
Русская культура Серебряного века
Цели урока
Цели урока
Европа на рубеже веков
Европа на рубеже веков
Историческая ситуация в России рубежа веков
Историческая ситуация в России рубежа веков
Смысл понятия Серебряный век
Смысл понятия Серебряный век
Истоки Серебряного века
Истоки Серебряного века
«Поиск самого себя» в искусстве
«Поиск самого себя» в искусстве
Определения
Определения
Новое понимание человека и времени
Новое понимание человека и времени
Н. Клюев
Н. Клюев
Наиболее популярными и значимыми считались:
Наиболее популярными и значимыми считались:
Символизм
Символизм
Поэты символизма
Поэты символизма
Акмеизм
Акмеизм
Поэты - акмеисты
Поэты - акмеисты
Футуризм
Футуризм
Эгофутуризм
Эгофутуризм
Художественное искусство символизма
Художественное искусство символизма
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910), русский живописец
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910), русский живописец
ЧЮРЛЕНИС (Ciurlionis) Микалоюс Константинас [10 (22) сентября 1875,
ЧЮРЛЕНИС (Ciurlionis) Микалоюс Константинас [10 (22) сентября 1875,
Художественное искусство акмеизма
Художественное искусство акмеизма
БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960), русский художник, историк
БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960), русский художник, историк
БАКСТ Лев Самойлович (Самуилович; наст
БАКСТ Лев Самойлович (Самуилович; наст
Художественное искусство футуризма
Художественное искусство футуризма
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939), российский живописец,
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939), российский живописец,
Значение искусства Серебряного века
Значение искусства Серебряного века
Задания для самостоятельного анализа текста
Задания для самостоятельного анализа текста

Презентация на тему: «Русская культура Серебряного века». Автор: . Файл: «Русская культура Серебряного века.ppt». Размер zip-архива: 981 КБ.

Русская культура Серебряного века

содержание презентации «Русская культура Серебряного века.ppt»
СлайдТекст
1 Русская культура Серебряного века

Русская культура Серебряного века

Кузнецова Е. А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Кашина.

2 Цели урока

Цели урока

Увидеть взаимосвязь общественной мысли и искусства конца XIX начала ХХ века. Дать определение понятию «Серебряный век» Познакомиться с основными течениями искусства того времени. Отметить отличительные черты каждого направления. Познакомиться с самыми известными именами того времени.

3 Европа на рубеже веков

Европа на рубеже веков

З. Фрейд Открыл «преисподнюю в подсознании человека, обратил интерес к глубинным внутренним противоречиям в психике.

Ф. Ницше. Встал «по ту сторону добра и зла. Бросил вызов общепринятому порядку

А. Шопенгауэр Произвёл чрезвычайное впечатление своей философией пессимизма.

4 Историческая ситуация в России рубежа веков

Историческая ситуация в России рубежа веков

1890-е – экономический рост, реформы Витте. 1894 – начало царствования Николая II. С 1902 – массовое создание политических партий. 1904-1905 – русско-японская война. 1905-1907 – первая русская революция. 1914 – начало Первой мировой войны. 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция.

5 Смысл понятия Серебряный век

Смысл понятия Серебряный век

Традиция приписывает метафору философу Н.А. Бердяеву Смысл метафоры раскрывается из сопоставления с Золотым веком русской поэзии Для Золотого века: жизнь – дом, народ – семья; всё кончается добром, торжеством Божьего суда Для Серебряного века: чувство незыблемости добра и дома переходит к чувству бездомности и тревоги

Николай Александрович Бердяев

6 Истоки Серебряного века

Истоки Серебряного века

7 «Поиск самого себя» в искусстве

«Поиск самого себя» в искусстве

Человек недоволен «гнётом серой обыденности», он рвётся к свободе, воле. Человека не устраивает традиционный уклад жизни. Разрушать этот порядок – вот его заветная мечта. Человек утверждается в своём безграничном и самоуверенном праве менять жизнь, свою и других. Писатели, сочувствовавшие этой идее, - Горький, Серафимович, Андреев (отчасти).

Великое переустройство мира сковало незримые нити человеческого духа. Освобождение этих сил видится в углублении человека в бездны своего духа. Человек стремится к единству со Вселенной. Не надо менять внешний мир, необходимо преобразить самого человека. Такое течение в искусстве называлось декаденством или модернизмом.

8 Определения

Определения

Декаденство (лат. decadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала ХХ веков, отмеченного отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Модернизм (фр. Modernе – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, ощущением одиночества, иллюзорной свободой художника

9 Новое понимание человека и времени

Новое понимание человека и времени

Человек почувствовал себя втянутым в «Игралище» колоссальных сил мира (материальных, социальных, духовных, исторических) Человек оказывается во власти непредсказуемого хаоса жизни, чувствует свою малость, ненужность, ничтожность Человеком овладело стремление овладеть временем Водоворот истории стирает человеческую личность Перемалывают человеческие души прежде всего города Лучшее, что есть в человеке, - это его душа, только она заслуживает внимание искусства

10 Н. Клюев

Н. Клюев

С. Есенин

И. Бунин

А. Блок

В. Маяковский

Н. Гумилёв и А. Ахматова

11 Наиболее популярными и значимыми считались:

Наиболее популярными и значимыми считались:

Символизм

Футуризм

Акмеизм

12 Символизм

Символизм

Поэтика намёка и иносказания Эстетизация смерти как бытийного начала Знаковое наполнение обыденных слов Апология мига, краткости, в которых отражается Вечность Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты Отношение к слову как к шифру некой духовной тайнописи Глубокий историзм, с позиций которого видятся события современности изысканная образность, музыкальность, лёгкость слога

В. С. Соловьёв. Основоположник философии символизма. Он сообщил символистам свою веру в Софию, воплощение мудрости, добра и красоты

13 Поэты символизма

Поэты символизма

В. Брюсов

Ф. Сологуб

К. Бальмонт

А. Блок

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.

Я – бог таинственного мира, весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.

Я в этот мир пришёл, Чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришёл, Чтоб видеть солнце И выси гор.

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет…

14 Акмеизм

Акмеизм

Освобождение поэзии от символистических призывов, возвращение ей ясности Стремление придать слову определённое, точное значение Основывать произведения на конкретной образности Обращение к человеку к подлинности его чувств Поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека

Н. С. Гумилёв

Провозгласил акмеизм. В первом номере «Аполлона» за 1913 год была опубликована статья Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», где очерчены основные признаки акмеизма.

15 Поэты - акмеисты

Поэты - акмеисты

А. Ахматова

О. Мандельштам

С. Городецкий

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.

Весною зелёной У ярочки белой Ягнёнок роженый; У горлинки сизой Голёнок ядрёный; У пегой кобылы Яр-тур жеребёнок…

16 Футуризм

Футуризм

Культ техники и индустриальных городов Отрицание гармонии как принципа искусства Словесные деформации Напряженный интерес к «самовитому» слову, к неологизму, к игровому началу Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника Пафос эпатажа

В. Маяковский

Велимир Хлебников

Но мне – Люди, И те, что обидели, - вы мне всего дороже и ближе. Видели, Как собака бьющую руку лижет?!

И я свирел в свою свирель И мир хотел в свою хотель Мне послушные сливались звезды в плавный кружеток. Я свирел в свою свирель, выполняя мира рок.

17 Эгофутуризм

Эгофутуризм

Поэза вне абонента

Игорь Северянин

Я САМ СЕБЕ БОЮСЬ ПРИЗНАТЬСЯ, ЧТО Я ЖИВУ В ТАКОЙ СТРАНЕ, ГДЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ЦЕНТРИТ НАДСОН, А Я И Мирра – в стороне; Где блеск и звон карьеры – рубль, А паспорт разума – диплом; Где декадентом назван Врубель За то, что гений не в былом! Я – волк, а критика – облава! Но я крылат! И за Атлант – Настанет день – польётся лава – Моя двусмысленная слава И недвусмысленный талант.

В 1911 году Северянин заявил о создании нового литературного направления – эгофутуризм. В отличие от других футуристов Северянин не отвергал старого в «поисках нового». Лирический герой северянина часто менял свои театральные одежды. А сам автор прятался с ироничной усмешкой за своими героями.

18 Художественное искусство символизма

Художественное искусство символизма

19 ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910), русский живописец

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910), русский живописец

Произведения («Демон», 1890, «Сирень», 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, «кристаллической» четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Иллюстрации (к «Демону» М. Ю. Лермонтова, 1890-91), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-89), произведения декоративно-прикладного искусства (эскизы для майоликовой скульптуры и др.), близкие к стилю модерн.

Демон сидящий

Пан

20 ЧЮРЛЕНИС (Ciurlionis) Микалоюс Константинас [10 (22) сентября 1875,

ЧЮРЛЕНИС (Ciurlionis) Микалоюс Константинас [10 (22) сентября 1875,

Варена, близ Друскеников (ныне Друскининкай) — 28 марта (10 апреля) 1911, Пустельник Минськи, Варшавское воеводство (ныне Польша)], литовский художник и композитор. Основоположник литовской национальной музыкальной школы и величайший из живописцев своей страны.

Ангел

Король

21 Художественное искусство акмеизма

Художественное искусство акмеизма

22 БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960), русский художник, историк

БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960), русский художник, историк

искусства и художественный критик. Внук архитектора А. К. Кавоса, сын Н. Л. Бенуа. Идеолог «Мира искусства». В живописи, графике, театральных работах («Версальская серия»; иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Художественный руководитель «Русских сезонов» (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15). С 1926 жил во Франции.

Парад при Павле I

Медный всадник

23 БАКСТ Лев Самойлович (Самуилович; наст

БАКСТ Лев Самойлович (Самуилович; наст

фам. и имя Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) [27 апреля (9 мая) 1866, Гродно — 27 декабря 1924, Париж], российский художник, один из лидеров искусства модерна, выдающийся мастер сценографии.

Ваза

Ужин

24 Художественное искусство футуризма

Художественное искусство футуризма

25 МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник

Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1934).

Черный квадрат

На сенокосе

Англичанин в Москве

26 ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939), российский живописец,

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939), российский живописец,

заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С начала 1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов («Играющие мальчики», 1911). Разработал т. н. сферическую перспективу, создал драматические тематические картины («1918 год в Петрограде», 1920), аналитически строгие портреты («А. А. Ахматова», 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира («Черемуха в стакане», 1932). Работал как график и театральный художник.

Купание красного коня

Смерть комиссара

1918 год в Петрограде

27 Значение искусства Серебряного века

Значение искусства Серебряного века

Небывалое разнообразие личных голосов Свобода самовыражения и поведения художника Открытие новых измерений, новых ценностей Показ внутреннего мира человека как величайшей ценности на земле Большое значение придаётся слову, открываются новые способы словообразования и использования слова

28 Задания для самостоятельного анализа текста

Задания для самостоятельного анализа текста

Выпишите и прокомментируйте по статье Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» определения и творческие принципы символистов Выпишите и прокомментируйте по статье Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма» его взгляды на сущность акмеизма. Законспектируйте и проведите сравнительный анализ деклараций символизма Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова

«Русская культура Серебряного века»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/russkaja-kultura-serebrjanogo-veka-90118.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Серебряный век > Русская культура Серебряного века