Поэзия Серебряного века
<<  Традиции поэзии Серебряного века в творчестве выдающихся поэтов-бардов 20 века Серебряный век (русская поэзия 20-х годов)  >>
Русская поэзия XX века Серебряный век русской поэзии Многообразие
Русская поэзия XX века Серебряный век русской поэзии Многообразие
Были святки кострами согреты
Были святки кострами согреты
В русском ренессансе (эпоха Возрождения) нач
В русском ренессансе (эпоха Возрождения) нач
модернистско -декадентская литература (декаданс – от фр
модернистско -декадентская литература (декаданс – от фр
Символизм
Символизм
З.Гиппиус К Бальмонт Ф.Сологуб А.Белый А Блок Куда бы мы ни уходили,
З.Гиппиус К Бальмонт Ф.Сологуб А.Белый А Блок Куда бы мы ни уходили,
Стихи символистов
Стихи символистов
Акмеизм
Акмеизм
Акмеизм
Акмеизм
Стихи акмеистов
Стихи акмеистов
Футуризм
Футуризм
Пощёчина общественному вкусу Только мы — лицо нашего Времени
Пощёчина общественному вкусу Только мы — лицо нашего Времени
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество
1. Мы перестали рассматривать словопостроение по грамматическим
1. Мы перестали рассматривать словопостроение по грамматическим
А.Кручёных
А.Кручёных
Эгофутуризм — русское литературное течение 1910-х гг
Эгофутуризм — русское литературное течение 1910-х гг
«Об этом мгновенно всех оповестили газетчики, после чего всероссийская
«Об этом мгновенно всех оповестили газетчики, после чего всероссийская
Игорь Северянин - эгофутурист
Игорь Северянин - эгофутурист
Пролетарская поэзия Героем пламенных революционных стихов Л. Радина, А
Пролетарская поэзия Героем пламенных революционных стихов Л. Радина, А
Пролетарская поэзия
Пролетарская поэзия
Крестьянская поэзия
Крестьянская поэзия
"Они
"Они
Н.Клюев
Н.Клюев
Сергей Есенин
Сергей Есенин
Словосочетание «серебряный век» -постоянное определение русской
Словосочетание «серебряный век» -постоянное определение русской

Презентация: «Русская поэзия XX века. Серебряный век русской поэзии. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии». Автор: НАТАША. Файл: «Русская поэзия XX века. Серебряный век русской поэзии. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.pptx». Размер zip-архива: 602 КБ.

Русская поэзия XX века. Серебряный век русской поэзии. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии

содержание презентации «Русская поэзия XX века. Серебряный век русской поэзии. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.pptx»
СлайдТекст
1 Русская поэзия XX века Серебряный век русской поэзии Многообразие

Русская поэзия XX века Серебряный век русской поэзии Многообразие

направлений, жанров, видов лирической поэзии

Цели: дать понятие о лирике серебряного века, познакомить с её особенностями, литературными направлениями в поэзии, с многообразием жанров и видов; дать представление учащимся о поэзии разных литературных направлений; познакомить с поэтами, представителями модернистской поэзии; отрабатывать умение составлять план и тезисы по теме урока

2 Были святки кострами согреты

Были святки кострами согреты

И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве иль против теченья, - Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл.

Серебряный век русской поэзии

3 В русском ренессансе (эпоха Возрождения) нач

В русском ренессансе (эпоха Возрождения) нач

XX века выделены литературоведами следующие литературные направления

Период развития русской культуры на рубеже XIX и XX веков назвали «серебряным веком» в сравнении с «золотым» пушкинским. Его пролог – речь Достоевского на празднике по поводу открытия памятника Пушкину в Москве (1880 г.). Эпилог – речь А.Блока «О назначении поэта» (1921 г. ), посвящённая Пушкину.

Акмеизм

Футуризм

Символизм

Поэзия крестьянских поэтов

Литература критического реализма

Пролетарская поэзия

4 модернистско -декадентская литература (декаданс – от фр

модернистско -декадентская литература (декаданс – от фр

упадок; модерн от фр. современный, новый) У каждого направления - своя программа-манифест.

Символизм

Акмеизм

Футуризм

5 Символизм

Символизм

Направление в европейском и русском искусстве 1870-1910 годах; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. Символизм – это поэзия намёков. (В.Брюсов) Сердце сказки просит и не хочет были. (Ф.Сологуб) Символизм Д.С.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», К.Б.Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» В.Соловьёв Д.Мережковский,

6 З.Гиппиус К Бальмонт Ф.Сологуб А.Белый А Блок Куда бы мы ни уходили,

З.Гиппиус К Бальмонт Ф.Сологуб А.Белый А Блок Куда бы мы ни уходили,

как бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, близость океана. Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, - символисты, отрешённые от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь - из окна. Это поэзия, в которой органически… сливаются два содержания: скрытая отвлечённость и очевидная красота. Поэты-символисты зовут нас к чему-то, мы чувствуем близость неизвестного нам, нового, и уходим куда-то дальше и дальше. Символы должны естественно и невольно выливаться из глубины действительности. Три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

7 Стихи символистов

Стихи символистов

Владимир Соловьёв В тумане утреннем неверными шагами Я шёл к таинственным и чудным берегам. Боролася звезда с последними звездами, Ещё летали сны – и схваченная снами Душа молилася неведомым богам… Александр Блок Сумерки, сумерки вешние, Хладные волны у ног. В сердце - надежды нездешние, Волны бегут на песок. Отзвуки, песня далёкая, Но различить не могу. Плачет душа одинокая Там, на другом берегу…

8 Акмеизм

Акмеизм

Течение в русской поэзии в 1910 –х гг. (от греч. акме – высшая степень чего-либо, цветущая сила) (С.М.Городецкий, М.А.Кузмин, ранние Н.С.Гумилёв, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам). Акмеизм провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности, возврат к материальному миру, к предмету, точному значению слова. Земной поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму или поэтизации чувств первозданного человека.

9 Акмеизм

Акмеизм

Н.С.Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм» С.М.Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии» У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью… Первым этапом выявления любви к миру была экзотика. Они акмеисты, потому что они берут в искусство те мгновения, которые могут быть вечными… …Будьте точны и подлинны, и вы найдёте секрет дивной вещи – прекрасной ясности. (Кузмин) Гумилёв Н. Кузмин М. Городецкий С. Ахматова А.

10 Стихи акмеистов

Стихи акмеистов

Н.Гумилёв На таинственном озере Чад Посреди вековых баобабов Вырезные фелуки стремят На заре величавых арабов. По лесистым его берегам И в горах, у зеленых подножий, Поклоняются страшным богам Девы-жрицы с эбеновой кожей. Я была женой могучего вождя, Дочерью властительного Чада, Я одна во время зимнего дождя Совершала таинство обряда. Говорили - на сто миль вокруг Женщин не было меня светлее, Я браслетов не снимала с рук. И янтарь всегда висел на шее

А.Ахматова ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!" Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

11 Футуризм

Футуризм

Авангардистское направление в европейском искусстве в1912-1920-х гг., преимущественно в Италии и России (от лат. futurum – будущее). Стремясь создать искусство будущего, футуризм декларировал отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов. Для литературы – переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В.Хлебников, В.В.Маяковский, А.Е.Кручёных, И.Северянин) – языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).

12 Пощёчина общественному вкусу Только мы — лицо нашего Времени

Пощёчина общественному вкусу Только мы — лицо нашего Времени

Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

Футуризм

13 С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество

Мы приказываем чтить права поэтов: 1.На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (слово-новшество). 2.На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

14 1. Мы перестали рассматривать словопостроение по грамматическим

1. Мы перестали рассматривать словопостроение по грамматическим

правилам. Мы расшатали синтаксис. 2. Нами осознана роль приставок и суффиксов. 3. Во имя свободы мы отрицаем правописание. 4. Нами уничтожены знаки препинания. 5. Нами сокрушены ритмы. 6. Богатство словаря поэта – его оправдание. 7. Мы во власти новых тем. 8. Мы презираем славу. Мы новые люди новой жизни.

Д.Бурлюк

Каждый молод молод молод В животе чертовский голод Так идите же за мной… За моей спиной Я бросаю гордый клич Этот краткий спич! Будем кушать камни травы Сладость горечь и отравы Будем лопать пустоту Глубину и высоту Птиц, зверей, чудовищ, рыб, Ветер, глины, соль и зыбь!

15 А.Кручёных

А.Кручёных

Вас.Каменский В.Маяковский И.Северянин В.Хлебников О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

16 Эгофутуризм — русское литературное течение 1910-х гг

Эгофутуризм — русское литературное течение 1910-х гг

, развившееся в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие; эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Издав в 1904-1912 гг. за свой счет 35 стихотворных брошюр, Северянин так и не обрел желанной известности. Успех пришел с неожиданной стороны. В 1910 г. Лев Толстой с возмущением высказался о ничтожестве современной поэзии, привел в пример строки из книжки Северянина «Интуитивные краски». Позже поэт разъяснял, что стихотворение было сатирико-ироническим, но Толстой воспринял его всерьез.

17 «Об этом мгновенно всех оповестили газетчики, после чего всероссийская

«Об этом мгновенно всех оповестили газетчики, после чего всероссийская

пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну! — писал он в своих воспоминаниях.- С легкой руки Толстого… меня начали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие…» С целью создать теоретическую базу своему поэтическому творчеству, идейной основой которого являлось самое обычное противопоставление поэта толпе, Северянин основывает в 1911 году в Петербурге кружок «Ego». Слово означающее «Я — будущее».

18 Игорь Северянин - эгофутурист

Игорь Северянин - эгофутурист

ВЕСНА Вечер спал, а Ночь на сене Уж расчесывала кудри. Одуванчики, все в пудре, Помышляли об измене. Шел я к Ночи,— Ночь навстречу. Повстречалися без речи. — Поцелуй...— Я не перечу... И — опять до новой встречи. Шел я дальше. Незнакомка Улыбнулася с поляны, Руки гнулись, как лианы, И она смеялась громко. Вместо глаз синели воды Обольстительного юга, Голос страстный пел, как вьюга, А вкруг шеи хороводы. Заводили гиацинты С незабудками с канавок... Я имел к миражам навык, Знал мечтаний лабиринты.—

НЕНУЖНОЕ ПИСЬМО Семь лет она не писала, Семь лет молчала она. Должно быть, ей грустно стало, Но, впрочем, теперь весна. В ее письме ни строчки О нашей горькой дочке. О тоске, о тоске,— Спокойно перо в руке. Письмо ничем не дышит, Как вечер в октябре. Она бесстрастно пишет О своей сестре. Ах, что же я отвечу И надо ли отвечать... Но сегодняшний вечер Будет опять, опять.

19 Пролетарская поэзия Героем пламенных революционных стихов Л. Радина, А

Пролетарская поэзия Героем пламенных революционных стихов Л. Радина, А

Богданова, А. Ноздрина, Е. Нечаева является народ, рабочий класс. В стихотворении «Смелей, друзья, идем вперед» (1900) Л. Радин писал: Победы уж недолго ждать, Проснулась мысль среди рабочих, И зреет молодая рать В немой тиши зловещей ночи. Непоколебимая вера в то, что прекрасное будущее страны принадлежит народу, уверенность в его созидательных силах, осознание рабочего класса как единой и могучей рати борцов — вот характерные черты образа коллективного героя, созданного пролетарскими поэтами. Народ — создатель всех ценностей на земле, еще эксплуатируемый, но несомненный победитель в борьбе.

20 Пролетарская поэзия

Пролетарская поэзия

Ф. Шкулёв. Кузнецы Мы кузнецы, и дух наш молод, Куем мы к счастию ключи! Вздымайся выше, тяжкий молот, В стальную грудь сильней стучи! Мы светлый путь куем народу, Мы новый, лучший мир куем... В горне желанную свободу Горячим закалим огнем. Ведь после каждого удара Редеет тьма, слабеет гнет, И по полям родным и ярам Народ измученный встает. Недолог час — огнем объятый, Великий, славный грянет бой. И всех врагов с земли проклятых Сметем мы бурною волной.

Л. Радин Смело товарищи в ногу, Духом окрепнем в борьбе. В царство свободы дорогу, Грудью проложим себе. Вышли мы все из народа, Дети семьи трудовой. Братский союз и свобода, Вот наш девиз боевой. Долго в цепях нас держали, Долго нас голод томил, Тёмные дни миновали, Час искупленья пробил. Всё на чём держатся троны, Дело рабочей руки, Сами набьём мы патроны, К ружьям привинтим штыки. Свергнем могучей рукою Гнёт роковой навсегда, И воздрузим над Землёю, Красное Знамя Труда!.

21 Крестьянская поэзия

Крестьянская поэзия

Поэты из народа создали в начале XX в. высокохудожественную лирику. Переживания ее героев нередко поднимались до той высоты философско-образных обобщений, какой отличалась классическая поэзия. Тема любви и родной природы, раздумья о характере человеческого бытия сделались в этой лирике ведущими. Авторы не только видели мир огромным, но и находили яркие средства для его изображения. Правда, общечеловеческое в их стихах и песнях непременно преломлялось сквозь крестьянское. Своеобразные отношения установились у новокрестьянских писателей с большой литературой. Их поэтическая мысль оказалась на уровне самых высоких достижений русской поэзии XX в.

22 "Они

"Они

.. принесли нам в литературу жемчужины природных слов, народных песен, сказаний, и за этот дорогой подарок должна сказать им спасибо русская литература". Творчество новокрестьянских поэтов свидетельствует о росте народного самосознания, о желании социальных «низов» выразить свое отношение к современным национально- общественным проблемам. Оно было одной из форм приобщения народа к активной духовной жизни в новых исторических условиях.

23 Н.Клюев

Н.Клюев

Галка-староверка. Галка-староверка ходит в черной ряске, В лапотках с оборой, в сизой подпояске. Голубь в однорядке, воробей в сибирке, Курица ж в салопе - клёваные дырки. Гусь в дубленой шубе, утке ж на задворках Щеголять далося в дедовских опорках. В галочьи потёмки, взгромоздясь на жёрдки, Спят, нахохлив зобы, курицы-молодки, Лишь петух-кудесник, запахнувшись в саван, Числит звездный бисер, чует травный ладан. На погосте свечкой теплятся гнилушки, Доплетает леший лапоть на опушке, Верезжит в осоке проклятый младенчик... Петел ждет, чтоб зорька нарядилась в венчик. У зари нарядов трикокошник – Звездочет крылатый трубит в рог волшебный: "Пробудитесь, птицы, пробил час хвалебный, И пернатым брашно, на бугор, на плёсо, Рассыпает солнце золотое просо!"

24 Сергей Есенин

Сергей Есенин

В ХАТЕ Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою - Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи.

25 Словосочетание «серебряный век» -постоянное определение русской

Словосочетание «серебряный век» -постоянное определение русской

культуры конца XIX - начала XX веков; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и шире всей духовной культуры начала XX века в России. Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике Серебряного века.

«Русская поэзия XX века. Серебряный век русской поэзии. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/russkaja-poezija-xx-veka.-serebrjanyj-vek-russkoj-poezii.-mnogoobrazie-napravlenij-zhanrov-vidov-liricheskoj-poezii-68440.html
cсылка на страницу

Поэзия Серебряного века

12 презентаций о поэзии Серебряного века
Урок

Литература

183 темы
Слайды
900igr.net > Презентации по литературе > Поэзия Серебряного века > Русская поэзия XX века. Серебряный век русской поэзии. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии