Серебряный век
<<  Русский символизм (к Серебряного века силуэт…  >>
Русский символизм 11 класс Автор: Морозова Алла Станиславовна, учитель
Русский символизм 11 класс Автор: Морозова Алла Станиславовна, учитель
Цели:
Цели:
Символизм (от греч
Символизм (от греч
Русский символизм Понятие
Русский символизм Понятие
Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных
Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных
Истоки символизма
Истоки символизма
К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин
К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин
Истоки символизма
Истоки символизма
Символизм в музыке
Символизм в музыке
Символизм в изобразительном искусстве
Символизм в изобразительном искусстве
М. Врубель
М. Врубель
М. Врубель
М. Врубель
Предпосылки
Предпосылки
Теоретическое самоопределение
Теоретическое самоопределение
Основное свойство
Основное свойство
Особенности русского символизма:
Особенности русского символизма:
Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг
Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг
Старшее поколение символистов
Старшее поколение символистов
Старшее поколение символистов
Старшее поколение символистов
Младосимволисты 1900 гг
Младосимволисты 1900 гг
Младосимволисты
Младосимволисты
Младосимволисты
Младосимволисты
Значение
Значение

Презентация на тему: «Русский символизм». Автор: user. Файл: «Русский символизм.ppt». Размер zip-архива: 1798 КБ.

Русский символизм

содержание презентации «Русский символизм.ppt»
СлайдТекст
1 Русский символизм 11 класс Автор: Морозова Алла Станиславовна, учитель

Русский символизм 11 класс Автор: Морозова Алла Станиславовна, учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

2 Цели:

Цели:

Познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма; раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы; показать значение символизма для развития русской литературы XX века.

3 Символизм (от греч

Символизм (от греч

symbolon- «знак, примета»)

А.Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?»

В.Брюсов: « Создание искусства – приотворённые двери в вечность»

Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»

4 Русский символизм Понятие

Русский символизм Понятие

Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции

В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

5 Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных

теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва

Платон

Ф. Ницше

В. Соловьёв

6 Истоки символизма

Истоки символизма

Жан Мореас

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…»

7 К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин

«декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов: Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши — в вянущих ушах.

Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

8 Истоки символизма

Истоки символизма

Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира; Вечная Женственность – объект платонического культа и любования.

В. Соловьёв (1853 – 1900)

9 Символизм в музыке

Символизм в музыке

А.Н. Скрябин (1871 – 1915)

Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904).

10 Символизм в изобразительном искусстве

Символизм в изобразительном искусстве

Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

11 М. Врубель

М. Врубель

«Демон»

«Демон поверженный»

12 М. Врубель

М. Врубель

«Демон и жемчужина»

«Царевна-Лебедь»

13 Предпосылки

Предпосылки

Философия Ницше, В.Соловьёва

Модернизм в европейском искусстве

Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

14 Теоретическое самоопределение

Теоретическое самоопределение

1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов

15 Основное свойство

Основное свойство

В основе эстетики

Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия

символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным

16 Особенности русского символизма:

Особенности русского символизма:

Повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…); идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.

17 Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг

XIX века

Символизм как философско-эстетическое течение

Символизм как чисто литературное явление

Петербургское крыло: Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский

Московское крыло: К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб

18 Старшее поколение символистов

Старшее поколение символистов

Петербургское крыло

Д. Мережковский

З. Гиппиус

Н. Минский

19 Старшее поколение символистов

Старшее поколение символистов

Московское крыло

К. Бальмонт

В. Брюсов

Ф. Сологуб

20 Младосимволисты 1900 гг

Младосимволисты 1900 гг

– рубеж веков

«Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости

В.Иванов А. Белый А. Блок И. Анненский

21 Младосимволисты

Младосимволисты

В. Иванов

И. Анненский

А. Белый

22 Младосимволисты

Младосимволисты

А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. А. Блок считал В. Соловьёва своим учителем.

А. Блок

23 Значение

Значение

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.

«Русский символизм»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/russkij-simvolizm-67343.html
cсылка на страницу

Серебряный век

16 презентаций о Серебряном веке
Урок

Литература

183 темы
Слайды