Серебряный век
<<  Символизм Символизм  >>
Символизм,
Символизм,
Понятие серебряный век русской поэзии связано с символизмом
Понятие серебряный век русской поэзии связано с символизмом
Поэзия серебряного века
Поэзия серебряного века
Философская основа символизма
Философская основа символизма
Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов
Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов
Музыкально-композиционные приемы
Музыкально-композиционные приемы
Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике
Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике
В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма
В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма
В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца
В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца
«Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые
«Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые
« И всем богам я посвящаю стих…» В. Я
« И всем богам я посвящаю стих…» В. Я
Пейзаж в лирике Брюсова
Пейзаж в лирике Брюсова
Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет
Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет
Поэтика акмеизма
Поэтика акмеизма
Ключевые категории акмеизма
Ключевые категории акмеизма
Н. С
Н. С
« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую
« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую
«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только от
«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только от
В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую
В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую
Поэтика поздней лирики Гумилева
Поэтика поздней лирики Гумилева

Презентация на тему: «Символизм». Автор: пользователь. Файл: «Символизм.ppt». Размер zip-архива: 507 КБ.

Символизм

содержание презентации «Символизм.ppt»
СлайдТекст
1 Символизм,

Символизм,

Акмеизм

Серебряный век в русской поэзии.

Выполнил Ревенко С.А. Веселовская средняя школа

2 Понятие серебряный век русской поэзии связано с символизмом

Понятие серебряный век русской поэзии связано с символизмом

Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов. Традиция называть эпоху конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России серебряным веком( или «русским ренессансом») возникла именно в русском зарубежье . Предположительно эта метафора была впервые употреблена Н. А. Бердяевым.

3 Поэзия серебряного века

Поэзия серебряного века

В 1900-е годы в символизм влились новые силы - А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов - «младосимволисты».

Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. В 1890-е годы дебютировали поэты, которых называют «старшими символистами»: Д. Мережковский, К.Бальмонт, З.Гиппиус, В. Брюсов.

4 Философская основа символизма

Философская основа символизма

Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. От художника требуется сверхрациональная чуткость и тончайшее владение искусством намека.

Главные средства передачи тайных смыслов - символ и музыка.

Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, утончала его восприятие. Читатель выступал в роли соавтора.

5 Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов

Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов

Поэты-символисты заимствовали сюжеты из мифологии и творили свой миф. Особенно привлекала поэтов Греция.

Герои античного эпоса появляются в стихах символистов: «Персей» Н.Гумилева, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, «Игры кентавров»А. Белого.

Согласно греческому мифу, главным героем похода является Ясон. Его цель - добыть золотое руно, стать царем Итаки и доказать, что он настоящий герой. Остальные участники похода даны фоном, основная сюжетная линия связана с Ясоном.

6 Музыкально-композиционные приемы

Музыкально-композиционные приемы

Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики.

Прочитайте строку стихотворения К. Бальмонта, обратите внимание на повторяющиеся звуки.

Чуждый чарам черный челн…

Звуковая «ворожба», используемая символистами, продолжает традиции Фета и Тютчева.

7 Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике

Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике

нового течения, первооснова творчества.

Стихотворения символистов строятся, как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий. Неслучайно тексты К. Бальмонта, А.Белого, А.Блока привлекали многих русских композиторов таких как: С.Танеев, С.Прокофьев, И.Стравинский. В лирике символистов максимально использованы музыкально-композиционные приемы.

8 В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма

В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма

Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и мрамора». Он описывает природные явления как скульптор, любит камни, скалы, гранит, утесы. Его краски выраженные и четкие: земля, покрытая первым снегом, становится у него «целым миром из серебра».

Часто в подзаголовках присутствуют скульптурные жанровые определения: «море как будто литое», «зеркало ясных небес»

9 В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца

В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца

Общепринятое название мифа преобразуется у него в «Орфей и аргонавты». Подобно античному поэту, он отмечает заслуги многих героев: «зоркий Линкей», «мудр Нелей», «мощен Геракл», но над всеми возвышается сильная и покоряющая личность- певец Орфей.

Мощен Геракл,благороден Ментоний, Мудр многоопытный старец Нелей,- Ты же предвидел в священной дремоте Путь предстоящий, Орфей! Славь им восторг достижимой награды, Думами темных гребцов овладей И навсегда закляни Симплегады Гимном волшебным, Орфей!

10 «Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые

«Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые

ложатся покорные слова…» М. Волошин

В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, географических начал человеческого духа – стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика и звукопись.

Отличительные черты поэтики Брюсова – строгая организованность , гармоничная уравновешенность , тяготение к риторическим способам организации стиха.

11 « И всем богам я посвящаю стих…» В. Я

« И всем богам я посвящаю стих…» В. Я

Брюсов

На страницах его лирики мы встречаем образы легендарных полководцев, властелинов, великих художников, поэтов, которые могли бы служить образцами героики – («Ассаргадон» , «Александр Великий», «Антоний»).

На материале прошлых культурно -исторических эпох Брюсов рассматривает такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность.

12 Пейзаж в лирике Брюсова

Пейзаж в лирике Брюсова

«Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…» В. Я. Брюсов

Поэта не привлекают обычные среднерусские пейзажи – он делает предметом своей лирики особенные природные картины: пейзажи Крыма, граниты балтийских побережий, северные моря. Наряду с образами застывшей «стихии» встречаются у Брюсова и картины «взбунтовавшейся природы»:

«Волны взбегают упорные, Мечутся, дикие, пленные , Гибнут в борьбе непокорные…»

13 Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет

Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет

вершина; острие)

Возник в 1910-е годы и «кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов. В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов». Руководителями «Цеха» стали Н. Гумилев и С.Городецкий

14 Поэтика акмеизма

Поэтика акмеизма

Особенности поэтики акмеизма:

Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира.

Живописная четкость образов; Вымеренная композиция; Эстетизация детали; Стилистическое равновесие;

15 Ключевые категории акмеизма

Ключевые категории акмеизма

Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской по мировой культуре» - называл акмеизм О. Мандельштам.

Если для символистов культура – средство преображения жизни, то для акмеистов культура была целью себе самой. Акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей, культура для них была тождественна общей памяти человечества .

16 Н. С

Н. С

Гумилев – поэт и теоретик акмеизма .

Начал свой путь в литературе в период расцвета символизма , ориентировался в своем творчестве на Брюсова. Их сближала апология сильной личности. Однако для его лирического героя нет пропасти между мечтой и действительностью. Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты,фантазий, причудливых грез .

Лирический герой Н.Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, а устроитель и открыватель земной красоты .

17 « Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую

« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую

впоследствии поэт старался забыть: так четвертую по счету книгу «Чужое небо» он называл третьей, решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой дебют.

Он совсем не нравится мне, это Он хотел стать богом и царем, Он повесил вывеску поэта Над дверьми в мой молчаливый дом… («Память»)

Однако в этом сборнике были такие стихи, которые поэт перепечатывал. Среди них стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». В нем действительно было найдено нечто индивидуальное, что в гумилевской лирике навсегда осталось: находкой была маска конквистадора – надменного, неуязвимого и бесстрашного покорителя далеких пространств.

18 «Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только от

«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только от

европейского искусства, но и от европейской культуры и большую часть своей жизни прожил на островах Таити. Его преследовала мечта О Будущей Еве, идеальной женщине грядущего…Он искал ее под тропиками с их странной простотой линий и яркостью красок .

Он понимал, что оранжевые плоды среди зеленых листьев хороши только в смуглых руках красивой туземки… Он создал новое искусство, глубоко индивидуальное и гениально простое…»

19 В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую

В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую

неразделенность всего сущего на две контрастные стихии. Небо и земля, добро и зло, красота и уродство даны у него в романтическом противостоянии. Мир – расколотое двуединство. Привкус горечи и тревоги - один из важнейших лирико-трагедийных аспектов его книги. В одном из стихотворений возникает образ парус, борющегося с морской волной, и отважного кормчего:

И загорелый кормчий ловок, Дыша волной растущей мглы И - от натянутых веревок - Бодрящим запахом смолы.

20 Поэтика поздней лирики Гумилева

Поэтика поздней лирики Гумилева

Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Мотив бренности всего сущего –главный мотив его поздней лирики.

«Символизм»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/simvolizm-138735.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

183 темы
Слайды