Серебряный век
<<  Символизм Символизм  >>
Символизм
Символизм
Символизм (фр
Символизм (фр
Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но
Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но
Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924
Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924
Русский писатель, переводчик, автор более 80 книг стихотворений, прозы
Русский писатель, переводчик, автор более 80 книг стихотворений, прозы
Лидер символизма Организаторская роль Брюсова в русском символизме и
Лидер символизма Организаторская роль Брюсова в русском символизме и
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне
Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и
Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и
В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием
В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866 г
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866 г
 В 1889 г. он женился на Зинаиде Гиппиус, с которой в течение 52 лет
 В 1889 г. он женился на Зинаиде Гиппиус, с которой в течение 52 лет
 Что же касается внешнего вида Д.С. Мережковского, то, наверное, лучше
 Что же касается внешнего вида Д.С. Мережковского, то, наверное, лучше
Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская)—
Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская)—
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в
Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный
Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный
Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889—1892 годы)
Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889—1892 годы)
Широко известно утверждение Гиппиус о том, что супруги прожили вместе
Широко известно утверждение Гиппиус о том, что супруги прожили вместе
Вячеслав Иванович Иванов — русский поэт-символист, философ, переводчик
Вячеслав Иванович Иванов — русский поэт-символист, философ, переводчик
Родился в семье геодезиста
Родился в семье геодезиста
Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году
Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году
В 1926 году принял католичество
В 1926 году принял католичество
Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной
Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной

Презентация на тему: «Символизм». Автор: 1. Файл: «Символизм.pptx». Размер zip-архива: 790 КБ.

Символизм

содержание презентации «Символизм.pptx»
СлайдТекст
1 Символизм

Символизм

2 Символизм (фр

Символизм (фр

имволизм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Обращаясь прежде всего не к разуму, а к чувствам, к эмоциям, к интуиции, символисты стремились постичь тайны мироздания, проникнуть в сферу подсознательного, в ту сферу, где бессилен обычный язык логических определений и понятий.

3 Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но

Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но

и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

В России символизм оформился в начале 1890-х годов и как литературное течение существовал примерно до 1910 года. Его наиболее яркие представители: Валерий Брюсов, Александр Блок, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и мн. др.

4 Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924

Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924

алерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

5 Русский писатель, переводчик, автор более 80 книг стихотворений, прозы

Русский писатель, переводчик, автор более 80 книг стихотворений, прозы

критики и переводов. Использовал псевдонимы: Пятнистый ягуар, Спиппер, К. Веригин, Аврелий, Бакулин, Нелли. Родился в Москве в купеческой семье. Учился в частных московских гимназиях - Ф. И. Креймана (1885-1889) и Л. И. Поливанова (1890-1893), после чего поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году. Отличался глубокой эрудицией. В 1896 году женился на Иоанне Матвеевне Рунт, которая после смерти Брюсова стала хранителем его архива и издателем наследия мужа. В 1900-1916 гг. являлся одним из руководителей издательства "Скорпион". В 1904-09 гг. - фактическим редактором журнала "Весы", а после закрытия журнала - с сентября 1910 года возглавляет литературно-критический отдел в журнале "Русская мысль". В период первой мировой войны пять месяцев пребывал на фронте в качестве военного корреспондента от одной из самых распространенных русских газет "Русские ведомости".

В. Я. Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию. В 1917-19 гг. возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, а в 1920 году вступил в Коммунистическую партию. А уже через год создает и возглавляет Высший литературно-художественный институт - предтечу Литературного института. Также преподавал в Коммунистической академии и в Институте слова. А в 1923 году он был даже избран Почетным председателем редакционной коллегии общества филателистов.

6 Лидер символизма Организаторская роль Брюсова в русском символизме и

Лидер символизма Организаторская роль Брюсова в русском символизме и

вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.). Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят! Они Её слышат!…», 1903). Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году, стал секретарём редакции).

7 Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне

Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории. В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую.

8 Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и

Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и

любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией. Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж. Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта — середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве, укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе. Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.

9 В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием

В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием

дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он — не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910). Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917). Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу. Временный отъезд обернулся для поэта долгими годами эмиграции. В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое — ей» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936-1937). Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы

10 Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866 г

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866 г

Его отцом был мелкий дворцовый чиновник. С 13 лет Мережковский начинает писать стихи. В 15 лет, он, будучи гимназистом, вместе с отцом посетил Ф.М. Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать,— страдать надо, страдать!» Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном, которому на первых порах подражал в стихах и через которого вошел в литературную среду.

11  В 1889 г. он женился на Зинаиде Гиппиус, с которой в течение 52 лет

 В 1889 г. он женился на Зинаиде Гиппиус, с которой в течение 52 лет

В 1889 г. он женился на Зинаиде Гиппиус, с которой в течение 52 лет ни на день не расставался. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский». Именно жена поэта была «генератором» идей, которые Мережковский развивал и оформлял. В конце 1880-х и в 1890-е годы супруги много путешествовали по Европе. Мережковский переводил с греческого и латыни античные трагедии, выступал в качестве критика, печатался в таких изданиях, как «Северный вестник», «Русское обозрение», «Труд».

В 1892 г. Д.С Мережковский выступает с лекцией «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе», где дает первое теоретическое обоснование символизма: он утверждал, что именно «мистическое содержание», язык символа и импрессионизм расширят «художественную впечатлительность» современной русской словесности. А незадолго до выступления выходит его сборник стихотворений «Символы», который и дал имя новому поэтическому направлению.

12  Что же касается внешнего вида Д.С. Мережковского, то, наверное, лучше

 Что же касается внешнего вида Д.С. Мережковского, то, наверное, лучше

Что же касается внешнего вида Д.С. Мережковского, то, наверное, лучше всего донесли его до нас воспоминания Андрея Белого в книге «Арабески», озаглавленные: «Мережковский. Силуэт». «Если бы два года тому назад вы прошли около часу в Летний сад в Петербурге, вы встретили бы его, маленького человека с бледным, белым лицом и большими, брошенными вдаль глазами... Он прямой как палка, в пальто с бобровым воротником, в меховой шапке. Высокое его с густой, из щек растущей каштановой бородкой лицо: оно ни в чем не может остановиться. Он в думах, в пурговом хохоте, в нежном, снежном дыме. Мимо, мимо проплывал его силуэт, силуэт задумчивого лица с широко раскрытыми глазами — не слепца: все он видит, все мелочи заметит, со всего соберет мед мудрости... Его лицо тоже символ. Вот он проходит — подойдите к нему, взгляните: и восковое это, холодное это лицо, мертвое, просияет на мгновение печатью внутренней жизненности, потому что и в едва уловимых морщинах вокруг глаз, и в изгибе рта, и в спокойных глазах — озарение скрытым пламенем бешеных восторгов; у него два лица: и одно, как пепел; и другое, как осиянная, духом сгорающая свеча. Но на истинный лик его усталость мертвенная легла трудом и заботой. Отойдите — и вот опять маска. И нет на ней печати неуловимых восторгов неугасимых... Если бы мы подошли к нему здесь, в Летнем саду, посмотрел бы на нас он холодным, неприязненным взором, поклонился бы сухо, сухо».

13 Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская)—

Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская)—

инаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская)— русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.

14 Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в

инаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье. Отец, Николай Романович Гиппиус, известный юрист, некоторое время служил обер-прокурором в Сенате; мать, Анастасия Васильевна, урожденная Степанова, была дочерью екатеринбургского оберполицмейстера. По необходимости, связанной со служебной деятельностью отца, семья часто переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам с гувернантками. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет[. В 1902 году в письме Валерию Брюсову она замечала: «В 1880 году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем очень верила во 'вдохновение' и старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги). Стихи мои всем казались 'испорченностью', но я их не скрывала. Должна оговориться, что я была нисколько не 'испорчена' и очень 'религиозна' при всём этом…».При этом девочка запоем читала, вела обширные дневники, охотно переписывалась со знакомыми и друзьями отца. Один из них, генерал Н. С. Драшусов, первым обратил внимание на юное дарование и посоветовал ей всерьёз заняться литературой.

15 Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный

Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный

иппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный тиф, ряд «бесконечных ангин и ларингитов». Отчасти, чтобы поправить здоровье и не допустить туберкулёзного рецидива, но также и по причинам, связанным с творческими устремлениями, Мережковские в 1891—1892 годах совершили две запоминающиеся поездки по югу Европы.

Поначалу Гиппиус и Мережковский заключили негласный уговор: она будет писать исключительно прозу, а он — поэзию. Некоторое время жена по просьбе супруга переводила (в Крыму) байроновского «Манфреда»; попытка оказалась неудачной. Наконец Мережковский объявил о том, что сам собирается нарушить договор: у него возникла идея романа о Юлиане Отступнике. С этого времени они писали и стихи, и прозу каждый, в зависимости от настроения.

16 Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889—1892 годы)

Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889—1892 годы)

принято считать этапом «романтически-подражательным»: в её ранних стихотворениях и рассказах критики того времени усматривали влияния Надсона, Рескина, Ницше. После появления программной работы Д. С. Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), творчество Гиппиус приобрело отчетливо «символистский» характер; более того, впоследствии её стали причислять к числу идеологов нового модернистского движения в русской литературе. В эти годы центральной темой её творчества становится проповедь новых этических ценностей. Как писала она в «Автобиографии», «меня занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма и все относящиеся к ней вопросы». Сборник рассказов 1896 года она полемически озаглавила «Новые люди», подразумевая тем самым изображение характерных идейных устремлений формирующегося литературного поколения, заново переосмысливающего ценности «новых людей» Чернышевского. Её герои кажутся непривычными, одинокими, болезненными, подчёркнуто непонятыми. Они декларируют новые ценности: «Я бы не хотела доживать совсем»; «А болезнь — это хорошо… Надо ведь умирать от чего-нибудь», рассказ «Мисс Май», 1895. В рассказе «Среди мёртвых» показана необыкновенная любовь героини к умершему художнику, чью могилу она окружила заботой и на которой, в конце концов, замерзает, соединившись, таким образом, в своём неземном чувстве со своим возлюбленным.

17 Широко известно утверждение Гиппиус о том, что супруги прожили вместе

Широко известно утверждение Гиппиус о том, что супруги прожили вместе

52 года, «… не разлучаясь ни на один день». Однако, тот факт, что они были «созданы друг для друга», не следует понимать (как уточнял В. Злобин) «в романтическом смысле». Современники утверждали, что их семейный союз был в первую очередь союзом духовным и никогда не был по-настоящему супружеским. При том, что «телесную сторону брака отрицали оба», у обоих (как отмечает В. Вульф) «случались увлечения, влюбленности (в том числе и однополые)». Принято считать, что Гиппиус «нравилось очаровывать мужчин и нравилось быть очарованной»; более того, ходили слухи, что Гиппиус специально «влюбляла в себя женатых мужчин» для того, чтобы получить от них в доказательство страсти обручальные кольца, из которых потом делала ожерелье. В действительности, однако, как отмечал Ю. Зобнин, «дело… всегда ограничивалось изящным и очень литературным флиртом, обильными эпистолярными циклами и фирменными шуточками Зинаиды Николаевны»[, за склонностью к романтическим увлечениям которой скрывалась прежде всего разочарованность семейной будничностью: после салонных успехов ей «…стало казаться оскорбительным ровное, лишенное романтических аффектов чувство Мережковского».

18 Вячеслав Иванович Иванов — русский поэт-символист, философ, переводчик

Вячеслав Иванович Иванов — русский поэт-символист, философ, переводчик

ячеслав Иванович Иванов — русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей «Серебряного века».

19 Родился в семье геодезиста

Родился в семье геодезиста

Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884—1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886—1890), где, помимо филологии, много занимался историей под руководством Моммзена, а также философией. В 1896 году Гиршфельд и Моммзен приняли его диссертацию, но устный экзамен на учёную степень Иванов не сдавал. На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ницше, Владимир Соловьёв, славянофилы, немецкие романтики (Новалис, Фридрих Гёльдерлин). Много путешествовал — начиная с 1891 года объехал значительную часть Европы (жил некоторое время в Афинах, затем в Женеве), посетил Палестину, Египет. Жил преимущественно в Италии и России (окончательно переселился в Италию в 1924 году).

20 Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году

Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году

После этого поэт глубоко ушёл в теософию и мистику. В 1910 году женился на своей падчерице Вере Шварсалон, дочери Зиновьевой-Аннибал; от этого брака родился сын Дмитрий (1912—2003). В 1907—1908 годах — после того, как Иванов поддержал теорию «мистического анархизма» Георгия Чулкова — произошёл окончательный разрыв поэта со старшими символистами (впрочем, дружбу с Брюсовым Иванов сохранял вплоть до смерти «зачинателя» русского символизма).

21 В 1926 году принял католичество

В 1926 году принял католичество

1926 году принял католичество. В 1926—1934 годах преподавал русский язык и литературу в колледже в Павии, в 1934—1943 годах в Восточном институте Ватикана. В 1948 году по заказу Ватикана пишет вступление и примечания к Псалтири. Итогом литературного творчества Иванова стал сборник стихов «Свет вечерний», опубликованный посмертно в Оксфорде в 1962 году. Иванов похоронен на протестантском кладбище в Риме, рядом с художником Карлом Брюлловым.

22 Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной

Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной

чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними... Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость — всё дерзко и образно, а в результате — прекрасный французский язык — древний и новый одновременно — сочный, богатый и красочный...

«Символизм»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/simvolizm-201648.html
cсылка на страницу

Серебряный век

16 презентаций о Серебряном веке
Урок

Литература

183 темы
Слайды