Серебряный век
<<  Символизм Символизм  >>
Символизм
Символизм
Цель символизма - рядом сопоставленных образов как бы
Цель символизма - рядом сопоставленных образов как бы
Реальный мир, нас окружающий, есть лишь видимость, отражение,
Реальный мир, нас окружающий, есть лишь видимость, отражение,
Символ- многозначное иносказание, содержит в себе перспективу
Символ- многозначное иносказание, содержит в себе перспективу
Среди миров
Среди миров
Символизм (от греческого «symbolon», т. е. «символ», «знак»)
Символизм (от греческого «symbolon», т. е. «символ», «знак»)
Основные признаки символизма
Основные признаки символизма
3. Музыкальная стихия объявлялась символистами праосновой жизни и
3. Музыкальная стихия объявлялась символистами праосновой жизни и
Иннокентий Фёдорович Анненский (1853-1909)
Иннокентий Фёдорович Анненский (1853-1909)
«Кипарисовый венок» (1910 г. посмертно)
«Кипарисовый венок» (1910 г. посмертно)
Зачем мне не дано дара доказать другим и себе, до какой степени слита
Зачем мне не дано дара доказать другим и себе, до какой степени слита
Зинаида Гиппиус (1869-1945)
Зинаида Гиппиус (1869-1945)
Д. С. Мережковский
Д. С. Мережковский
Фёдор Сологуб (Тетерников) (863-1927)
Фёдор Сологуб (Тетерников) (863-1927)
В. Я. Брюсов (1873-1927)
В. Я. Брюсов (1873-1927)
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
То было время, когда над русской поэзией восходило солнце поэзии
То было время, когда над русской поэзией восходило солнце поэзии
Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть Свелее зари, Ничего не
Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть Свелее зари, Ничего не
Основные особенности лирики поэта
Основные особенности лирики поэта
«Для лирического героя Бальмонта характерны непостоянство, прихотливая
«Для лирического героя Бальмонта характерны непостоянство, прихотливая
«…Творческий метод и поэтическую манеру Бальмонта
«…Творческий метод и поэтическую манеру Бальмонта
Безглагольность
Безглагольность
Я мечтою ловил уходящие звуки…
Я мечтою ловил уходящие звуки…
Символисты
Символисты
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934)
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934)
Основные особенности лирики поэта
Основные особенности лирики поэта

Презентация на тему: «Символизм». Автор: WOLF. Файл: «Символизм.pps». Размер zip-архива: 437 КБ.

Символизм

содержание презентации «Символизм.pps»
СлайдТекст
1 Символизм

Символизм

Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звездный свет над сумраком земли. И. Бунин

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? В. С. Соловьёв.

2 Цель символизма - рядом сопоставленных образов как бы

Цель символизма - рядом сопоставленных образов как бы

загипнотизировать читателя, вызвать в нём известное настроение. В. Брюсов.

Символ- окно в бесконечность. Ф. Сологуб.

Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? В. Соловьёв.

3 Реальный мир, нас окружающий, есть лишь видимость, отражение,

Реальный мир, нас окружающий, есть лишь видимость, отражение,

воплощение Мира высшего, идеального. Задача писателя – отправляясь от мира реального, приникнуть в мир истинный, надреальный и приблизиться к Высшему разуму (Мировой Душе, Вечной Женственности, Богу, как угодно назовите).

Мучительный дар.

Мучительный дар даровали мне боги, Поставив меня на таинственной грани. И вот я блуждаю в безумной тревоге, И вот я томлюсь от больных ожиданий.

Нездешнего мира мне слышится звуки, Шаги эвменид и пророчества ламий… Но тщетно с мольбой простираю я руки, Невидимо стены стоят между нами…

Земля мне чужда, небеса недоступны, Мечты навсегда, навсегда невозможны. Мои упованья пред миром преступны, Мои вдохновенья пред небом ничтожны! В. Я. Брюсов.

4 Символ- многозначное иносказание, содержит в себе перспективу

Символ- многозначное иносказание, содержит в себе перспективу

безграничного развёртывания смыслов.

Смотрю на море жадными глазами, К земле прикованный, на берегу… Стою над пропастью – над небесами,- И улететь к лазури не могу. Я к солнцу, к солнцу руки простираю И вижу полог бледных облаков… Мне кажется, что истину я знаю – И только для неё не знаю слов. З Гиппиус. 1893 г.

5 Среди миров

Среди миров

И.Анненский

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.

6 Символизм (от греческого «symbolon», т. е. «символ», «знак»)

Символизм (от греческого «symbolon», т. е. «символ», «знак»)

Направление в литературе и искусстве конца 19- начало 20 века, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом, отражающее действительность как идеальную сущность мира в условленных и отвлечённых формах. Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства (тайнописи)через символы.

7 Основные признаки символизма

Основные признаки символизма

Преемственная связь с романтизмом, теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р. Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше. 2. Символизм был преимущественно устремлен к художественному ознаменованию «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий.

8 3. Музыкальная стихия объявлялась символистами праосновой жизни и

3. Музыкальная стихия объявлялась символистами праосновой жизни и

искусства (идея, находящая свое выражение еще у Р. Вагнера и Ф. Ницше). Отсюда — господство лирико-стихотворного начала, вера в над реальную или иррационально-магическую силу поэтической речи. 4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

9 Иннокентий Фёдорович Анненский (1853-1909)

Иннокентий Фёдорович Анненский (1853-1909)

Что же в русской поэзии предварял, предзнаменовал собой Анненский? Во-первых, он обновил весь русский стих. Обновил, может, незаметно для себя. Он не менял форму стих- наполнение. Он привёл с собой сотни небывалых эпитетов… Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом.Он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха. Борис Евсеев.

10 «Кипарисовый венок» (1910 г. посмертно)

«Кипарисовый венок» (1910 г. посмертно)

11 Зачем мне не дано дара доказать другим и себе, до какой степени слита

Зачем мне не дано дара доказать другим и себе, до какой степени слита

моя душа с тем, что не она, но что вечно творится и ею, как одним из атомов мирового духа, непрестанно-создающего очаровательно-пёстрый сон бытия? Слово? Нет, слова мало для этого… Слово слишком опошлили, затрепали… Поэзия , да: она выше слова.

Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка… От неё даже дыму Не уйти в облака.

Эта резанность линий, Этот грузный полёт, Этот нищенски синий И заплаканный лёд!

12 Зинаида Гиппиус (1869-1945)

Зинаида Гиппиус (1869-1945)

Д. С. Мережковский (1865-1941)

13 Д. С. Мережковский

Д. С. Мережковский

Кроткий вечер тихо угасает И пред смертью ласкою немой На одно мгновенье примиряет Небеса с измученной землей. В просветленной, трогательной дали, Что неясна, как мечты мои,— Не печаль, а только след печали, Не любовь, а только след любви. И порой в безжизненном молчаньи, Как из гроба, веет с высоты Мне в лицо холодное дыханье Безграничной, мертвой пустоты... 1887

В небе, зеленом, как лед, Вешние зори печальней. Голос ли милый зовет? Плачет ли колокол дальний? В небе — предзвездная тень, В сердце — вечерняя сладость. Что это, ночь или день? Что это, грусть или радость? Тихих ли глаз твоих вновь, Тихих ли звезд ожидаю? Что это в сердце — любовь Или молитва — не знаю.< 1909

14 Фёдор Сологуб (Тетерников) (863-1927)

Фёдор Сологуб (Тетерников) (863-1927)

Влачится жизнь моя в кругу Ничтожных дел и впечатлений, — И в море вольных вдохновений Не смею плыть и не могу. Стою на звучном берегу, Где ропщут волны песнопений, Где веют ветры всех стремлений, И все чего-то стерегу. Быть может, станет предо мною, Одетый пеною морскою, Прекрасный гость из чудных стран, И я услышу речь живую Про все, о чем я здесь тоскую, Про все, чем дивен океан.

15 В. Я. Брюсов (1873-1927)

В. Я. Брюсов (1873-1927)

Поэзия для меня всё! Вся моя жизнь подчинена только служению ей; я живу – поскольку она живёт во мне, и когда она погаснет во мне, умру. Во имя её – я, не задумываясь, принесу в жертву всё: своё счастье, свою любовь, самого себя.

16 Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Кто же Бальмонт в русской поэзии? Первый лирический поэт? Предтеча? Родоначальник? Выше он – или ниже других живущих? На это нельзя ответить. Его нельзя сравнивать. Он весь – исключение. М. Волошин.

Портрет работы В. Серова

17 То было время, когда над русской поэзией восходило солнце поэзии

То было время, когда над русской поэзией восходило солнце поэзии

Бальмонта. В ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила. Думами всех , кто действительно любил поэзию, овладел Бальмонт и всех влюбил в свой звонкопевучий стих. В. Брюсов. Бальмонт не писал стихов, Бальмонт пел песни, и его слушала вся Россия. Г. Адамович.

18 Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть Свелее зари, Ничего не

Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть Свелее зари, Ничего не

ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори!» К. Бальмонт.

Я люблю реальную жизнь с её дикой разнузданностью и безумной свободой страстей.

19 Основные особенности лирики поэта

Основные особенности лирики поэта

«Идея мимолётности, стремление запечатлеть уходящие мгновения, изменчивость настроений, повышенное внимание к технике стиха (увлечение звукописью, музыкальность) – вот отличительные черты ранних книг К. Бальмонта.» (М. Стахова.) Задачи символистской поэзии, по Бальмонту, поиск «новых сочетаний мыслей, красок и звуков», создание «лирики современной души», у которой «множество ликов.»

20 «Для лирического героя Бальмонта характерны непостоянство, прихотливая

«Для лирического героя Бальмонта характерны непостоянство, прихотливая

изменчивость настроений: в стихах утверждается субъективизм, культ мимолётности». (К. Азадовский.) «…Главная из жизненных стихий для Бальмонта – Огонь. Состояние «современной души»,по Бальмонту, - это горение, пожар чувств, любовный экстаз.» (К. Азадовский.)

21 «…Творческий метод и поэтическую манеру Бальмонта

«…Творческий метод и поэтическую манеру Бальмонта

. характеризует… слово… - импрессионизм. Поэта- импрессиониста привлекает не столько сам предмет изображения, сколько его, поэта, ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен … дух импровизации. …Его задача – воссоздание потока мгновенных ощущений и раздумий. При этом ему свойственна богатая ассоциативность, быстрая реакция на звук и цвет.» (А. Григорьев.)

22 Безглагольность

Безглагольность

Глагол – 1. часть речи, обозначающая действие (движение). 2. «Глаголом жечь сердца людей »- слово, речь. 3. Г – «Глаголь» - внутренний голос.

23 Я мечтою ловил уходящие звуки…

Я мечтою ловил уходящие звуки…

«Это поэзия, в которой органически , не насильственно, сливаются два содержания: скрытая отвлечённость и очевидная красота.» (К. Бальмонт.) «Непосредственно конкретное» «Скрытое», глубинное, символическое содержание.

24 Символисты

Символисты

Декаденты Д. С. Мережковский З.Н.Гиппиус Н. Минский ? «Младосимволисты» А. А. Блок А. Белый В. И. Иванов

«Старшие» символисты В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Ф. Сологуб М. А. Кузмин

25 Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934)

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934)

Всё, мной написанное, - роман в стихах: содержание же романа – моё искание правды, с его достижениями и падениями. А. Белый.

26 Основные особенности лирики поэта

Основные особенности лирики поэта

«…Творчество Белого – это единственное по силе и своеобразию воплощение небытия „рубежа двух столетий«. (Ф. Степун.) Задача искусства, по Белому, «найти человечество как ипостась лика божья», «приблизиться к мировой душе», «передавать в субъективно лирических излияниях Ее голос».

«Символизм»
http://900igr.net/prezentacija/literatura/simvolizm-89638.html
cсылка на страницу

Серебряный век

16 презентаций о Серебряном веке
Урок

Литература

183 темы
Слайды